fantascop

О проблемах кинофантастики в России

в выпуске 2015/06/08
5 июня 2015 -
article4827.jpg
Уважаемые читатели! Для начала – два факта.
Первый факт: самым популярным киножанром у российского зрителя является научная фантастика. В двадцатке самых кассовых фильмов прошлого года половина – НФ. В самом широком диапазоне: от детских дураковатых «черепашек-ниндзя-мутантов» до героической «Грани будущего» и хитросделанного «Интерстеллара».
И второй факт: окупившихся отечественных научно-фантастических картин за всю историю новейшего русского кинопроката – одна (с натяжкой) штука. С фэнтези ситуация чуть получше: дилогия «Дозоров», «Тёмный мир» 2010 года, «Индиго» 2008 года, «Мы из будущего» с «Туманом».
А вот окупившихся фильмов про будущее, вторгающееся в настоящее, – в виде открытий, пришельцев, технологий и проч. – нету. …Что тут стоит отметить. Вообще научно-фантастические фильмы в России – снимают. «Параграф 78» (2 шт), «Обитаемый остров» (2 шт), «Мишень», «На игре» (2 шт), «Чёрная молния», «Гадкие лебеди», «Новая Земля», «Зеркальные войны: отражение первое». У некоторых из них были даже вполне приличные бюджеты – по 7-8 млн в долларовом эквиваленте.
Из них из всех очень условно окупилась «Чёрная Молния» – история про хорошего студента Диму, которому досталась по случаю старая летающая «Волга». То есть фильм бы даже нормально окупился, если бы в его раскрутку не было сгоряча вбухано столько же денег, сколько в съёмки. А остальное пролетело с более или менее диким треском.
Если вам интересно, почему всё так – давайте об этом поговорим. У меня есть версия, уважаемые читатели. Штука вся в том, что отечественная фабрика грёз – не является фабрикой грёз. В том смысле, что российский кинопроизводящий класс – грезить боится, не умеет и не хочет. От слова совсем.
В чём вся штука: российская якобы «фантастика» является на деле киношкой двух жанров, хорошо освоенных отечественными киноделами за последние 30 лет. Я имею в виду антисоветскую чернуху и бандитский сериал.
Если попробовать вывести штампы российской кинофантастики – то получится следующее:
Вариант 1, молодёжный. В центре повествования группа обычных московских студентов: компьютерный гений, каратист, спортсменка-экстремалка в милитарных штанах и гонщик-стритрейсер. Волей случая их привлекают к участию в эксперименте, в результате которого они обретают суперсилы – и начинают валить друг друга в интересах какого-то не то олигарха, не то силовика.
Вариант 2, спецназовский. В центре повествования группа спецназовцев: компьютерный гений, каратист, спортсменка-снайперша с короткой стрижкой и ещё каратист. Волей случая им дают задание, в результате которого они начинают валить друг друга в интересах какого-то не то силовика, не то олигарха.
Вариант 3, патриотический. В центре повествования один спецназовец. Волей случая ему достаётся задание по борьбе с каким-то не то силовиком, не то олигархом, укравшим передовую бомбу и желающим всё взорвать.
Вариант 4, социально-философский. То есть снятый по Стругацким, или по мотивам Стругацких, или под влиянием Стругацких. В центре повествования стругацкое тоталитарное общество, где всё плохо и люди – звери. По ходу сюжета, однако, всё неожиданно меняется к худшему.
Единственным – частичным – исключением из всего этого является собственно «Чёрная молния». Это, конечно, калька с западных «суперхиро муви» (а герой-одиночка – это не наше), но сам центральный персонаж хоть напоминает нормального человека, не являясь ни мажором, ни бандитом, ни суперкрутым мегаспецназовцем, ни компьютерным гением.
А теперь о главном. Причина, по которой российские кинотворцы не хотят и не умеют мечтать, – та же, по которой они двадцать лет были не в состоянии снять ни одного человеческого фильма о Великой Отечественной войне. Про советскую армию не положено было снимать хорошо – и не снимали. Мечтать не положено – и не мечтают.
У них поразительно убогая сюжетная вселенная. Выдерни из неё олигархов, Тоталитарную Власть и международных террористов – не останется зла. Выдерни столичных мажоров – не останется героев. А уж представить себе Родину в виде добра, ведущего справедливую войну или создающего колонию на Марсе, – они вообще не в состоянии. Они не чувствуют в этом ничего «стругацкого», то есть пессимистичного и про тоталитарность, то есть того, что вроде как положено.
Отсюда сама собой следует хорошая новость. Раз уж государство сумело каким-то образом сломать 25-летнюю мощную традицию «чернухи про СССР», то оно справится и с внутренним цеховым запретом творцов на мечту. Если, конечно, оно не хочет, чтобы мы так и продолжали смотреть исключительно чужие грёзы.
Виктор Мараховский
Нравится
Комментарии (58)
Евгений Никоненко # 8 июня 2015 в 09:06 +3
Мне кажется, что проблема не в неспособности мечтать. Я думаю, есть достаточно режиссеров или сценаристов, у которых есть идеи про коллонизацию Марса или путешествия к далеким мирам. Просто вопрос в другом: могут ли они воплотить свои идеи на большом экране? И вот тут скорее всего появляется мощное препятствие в лице какого-нибудь "тяжеловесного" дяди со своими интересами, либо же кучей киношников, привыкших снимать истории про бандитов и ментов.
Как бы то ни было, на самом деле проблема с отечественной фантастикой большая, точнее, с ее качеством. И пока она не решится, на большом экране в космосе еще долго будут ребятки с шильдиком "NASA" на левой груди.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 10:51 +2
На левой груди? Это уже не ребята, а девчата laugh Ну так и пусть, их девчат в космос отбирают исключительно по параметру модельной внешности, так что я не против angel

На западе дурацкие фильмы тоже есть. Но там есть и Великие режиссёры. И все эти Великие режиссёры начинали с ужастиков. Их ужастики становились культовыми! Например, взять "Чужие" - все 4 фильма сняли культовые режиссёры. Точно так же у них начинают карьеру актёры. Если пройтись по ужастикам 80-х, можно встретить и молодого Джонни Деппа, и совсем мелкого Ди Каприо, и так далее, и тому подобное...

У нас с ужасами ещё хуже, чем с фантастикой. Бондарчук взял за основу сценария "Обитаемый остров" Стругацких и, конечно же, не смог так уж сильно его испортить своим клипмейкерским маразмом. Потому что фантастику у нас очень любят писать! Фантастики - обчитаешься!

А вот ужасы - тот самый жанр, в котором с маленьким бюджетом (чтоб на кетчуп хватило и на ножик резиновый) абсолютно не раскрученный режиссёр мог выдать конечный продукт - с динамикой, драмой, актёрской игрой и т.д.. Такого у нас нет и ещё долго не будет.

Фантастика - это декорации, крупный бюджет. Поэтому и на кресло режиссёра посадят только опытного командира. При этом всем плевать, что он специализируется на ментах и бандюгах, что сочиняловку ему отшибло ещё при рождении.
Евгений Никоненко # 8 июня 2015 в 11:57 +4
То есть ты видишь решение проблемы отечественной фантастики в съемках ужастиков?:) Но это абсолютно не наш жанр. У нас не так любят всяческие ужастики, как у американцев. Ну, серьезно, за всю историю кинематографа, сколько было ужастиков у нас? а сколько у них? И так ли много у нас людей ходят в кинотеатры на ужастики? или смотрят дома?
Вообще, мне кажется, там в больших верхах киноиндустрии отечественной (или, скорее, у ремесленников?:)) так называемого "блата" не меньше, чем в любом другом месте нашей необъятной.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:34 +3
А мне кажется, ужастики и мистика сейчас у нас популярны. Сужу по тому, что читал, в первую главу.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:08 +2
Это только кажется, что "не наш". Но в обоих случаях нужно держать зрителя в напряжении. Взять, например, "Трансформеров". Чем не ужастик? Кетчупа там нет, зато есть куча раскрошенного бетона, что почти то же самое. Майкл Бэй, может, никогда и не снимал ужасы, как режиссёр, но всё-таки видно, что и ему близок этот жанр, ведь он продюссировал много ужастиков в 2000-х годах, и ужастики эти были довольно неплохие.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 17:13 +3
Опять же поддерживаю: саспенс создать где бы то ни было, пожалуй, сложнее всего.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:57 +3
Вот именно. А саспенс - это главный приём при создании любых приключений. Он превращает красивый кордебалет с фейерверками во что-то, чему сопереживаешь.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 22:44 +2
Да, это, конечно, сложно: не только придумать, но и прописать.
Евгений Никоненко # 8 июня 2015 в 14:13 +5
маленьким бюджетом (чтоб на кетчуп хватило и на ножик резиновый)
кстати, именно с таким бюджетом мы еще в школе с друзьями сняли клон Чужого - Человек-ящер! тот еще фильмец smile
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:34 +3
Ха, нормально! :)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:03 +3
Я бы посмотрел laugh
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 17:12 +3
+ 1111111111111
Евгений Никоненко # 9 июня 2015 в 08:36 +2
да не вопрос - дать ссылочку?:)
Григорий Неделько # 9 июня 2015 в 14:28 +1
Ес! :))
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:30 +3
Мне кажется, главная причина в том, что нужно собрать кассу (для тех, кто вкладывает деньги), а не сделать отличную фантастику. Перво-наперво то есть.
DaraFromChaos # 8 июня 2015 в 15:31 +3
ужно собрать кассу (для тех, кто вкладывает деньги), а не сделать отличную фантастику.
а почему нельзя совмещать? :)
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:35 +3
Это очень сложно. smile А если ещё и есть возможность не париться... :/
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:54 +3
Деньги у нас очень любят "отмывать". И ещё наш народ очень любит "раскрученные имена". И то, и другое - стопроцентная гарантия невыхода чего-то стоящего. Самые интересные российские фильмы последних лет имеют трудную судьбу - годы съёмок, переносы, бесконечный поиск инвесторов.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 22:44 +2
А о некоторых просто молчат. Как будто их нет. И неважно, что они пачками призы и аудиторию завоёвывают.
Евгений Никоненко # 8 июня 2015 в 09:06 +4
Мне кажется, что проблема не в неспособности мечтать. Я думаю, есть достаточно режиссеров или сценаристов, у которых есть идеи про коллонизацию Марса или путешествия к далеким мирам. Просто вопрос в другом: могут ли они воплотить свои идеи на большом экране? И вот тут скорее всего появляется мощное препятствие в лице какого-нибудь "тяжеловесного" дяди со своими интересами, либо же кучей киношников, привыкших снимать истории про бандитов и ментов.
Как бы то ни было, на самом деле проблема с отечественной фантастикой большая, точнее, с ее качеством. И пока она не решится, на большом экране в космосе еще долго будут ребятки с шильдиком "NASA" на левой груди.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 10:37 +3
но сам центральный персонаж хоть напоминает нормального человека, не являясь ни мажором, ни бандитом, ни суперкрутым мегаспецназовцем, ни компьютерным гением.

Зато он напоминает слюнявого дауна. Я в ярости выключил этот "мультик", когда ГГ не принял лимон баксов от антагониста, сказав, что "не моё не возьму". Что за идиот! И вообще Тимур Бекмамбетов не умеет снимать. Клипы и рекламу - пожалуйста, зрелищно, все дела. Но из рекламы и клипов в его фильмы перетёк маразм, смотреть противно. Дети и то такой ерунды не придумают.

"На игре" мне наоборот очень понравился, особенно первая часть. Я сам геймер, и мне польстило, что Павел Санаев изучил матчасть, т.е. сленг... и вообще передал дух компьютерных игр. Такой ИМХО и нужно снимать фантастику - лёгкую, очень динамичную, без особенных претензий на философию (по крайней мере, не городить маразма ради давно заезженных истин).
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:36 +3
Согласен.

И что Павел Санаев интересно снимает - тоже.

Хотя "Чёрная молния" мне понравилась.

Но вот "Ночной..." и "Дневной дозор"... Что это? Почему оно так снято? Книжка же совсем-совсем простая в плане подачи и какая-то даже родная атмосферой.
Славик Слесарев # 8 июня 2015 в 15:48 +2
Черную молнию хорошо посмотреть сразу вслед за первым Человеком-пауком. Это будет знатная ржака.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:57 +3
Да ладно, обычная развлекательная фантастика. smile В обоих случаях.
Славик Слесарев # 8 июня 2015 в 16:14 +2
Да, только в нашем случае украден сюжет и целые сцены подчистую.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 16:29 +3
Думаю, проблема просто в том, что такая фантастика изначально типовая. Американцы вот годы уже у самих себя воруют сюжеты, героев, сцены...
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:09 +2
Первый фильм Санаева, кстати, триллер и довольно интересный :)
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 17:12 +3
Читал его книжку про плинтус, к слову. Тоже захватила. :)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:49 +3
Я только фильм посмотрел. Снимал не он, понятное дело, и вышло соответственно smile По поводу книжки поверю тебе на слово.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 22:43 +2
Да, книжка простая, но интересная.
Фильм не видел. Знаю только, что Санаев был недоволен.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 10:40 +3
Думаю, стену халтуры про ВОВ разрушила "Брестская крепость". Этот фильм наполнен героями с советской харизмой, т.е. порядочные, добрые люди. В сюжете пусть и присутствует расчленёнка и прочие ужасы, но всё-таки фильм по-советскому добрый.

До этого менеджеры от кино гнались за чернухой, т.к. это всегда как бы пользуется популярностью. "Утомлённые солнцем 2" - апогей перестроечного маразма, от которого ВСЕ плевались.

Но вот, сняли белорусы "Брестскую крепость" по старым советским традициям - мораль, взаимопомощь, очень похожая актёрская игра. И показали тупым менеджерам, что народ любит ТАКИЕ фильмы, а не чернуху.

И вот, что у нас получилось. Заставь дурака богу молиться smile Теперь те же клипмейкеры, вроде Бондарчука, снимают уже не чернуху, а ГЕРОИЧЕСКИЕ фильмы о ВОВ, в которые перетёк их маразм...

"Битва за Севастополь" пришлась мне по душе. И опять не русские, а украинцы сняли. Да что же *** такое crazy
Славик Слесарев # 8 июня 2015 в 12:12 +3
Ну вот смотрите, Брестская крепость: чётко и без маразма?

Сцена 1. Советские воины сидят в одном из самых крутых фортификационных сооружений своего времени. На него в наступление идут немцы: как вселенское неумолимое зло, в полный рост,они выкрикивают немецкие слова, в руках у них пулеметы. Что делать? Защитники сооружения принимают единственно верное героическое решение: они выпрыгивают из окон крепости с табуретками и пытаются подбежать к пулеметчикам, чтобы огреть их табуреткой по голове. Соответственно, героев косят как траву немцы из своих пулеметов.

Сцена 2. Немцы, это вселенское неумолимое зло, подобрались к крепости и сделали собственное укрепление: они положили три мешка с песком и посадили автоматчика. - ВСЁ! - дальше по фильму это непреодолимый барьер, на который натыкаются и гибнут сотни людей. Пройти его невозможно! - Правильно, автоматчик ведь не выпрыгивает из-за своих мешков с табуреткой.

Вывод: немцы вообще суперлюди, у них мешки с песком работают как абсолютное заграждение, они ничего не боятся и во всем 100% эффективны. А у нас - мясо с табуретками, способное гасить проблемы разве что своими трупами.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:00 +2
Ну, может, и не совсем без маразма smile Но всё-таки мне фильм понравился.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:37 +3
"Брестскую крепость", кстати, Угольников продюсировал. То есть русский. :)
DaraFromChaos # 8 июня 2015 в 15:39 +3
вы про новую "Брестскую"?
не смотрела и не хочу.
есть отличный советский фильм. предпочитаю остановиться на нем :)))

ПС это каким местом Угольников русский? :)))))))))))))))
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:40 +3
Ну и зря. :)

А каким нет? О_О
DaraFromChaos # 8 июня 2015 в 16:01 +3
я даже раскрашенного Штирлица не смотрела :)))
и мне не стыдно :)))
а к современному российскому кинематографу я отношусь с ооочень большим недоверием.
много пиу-пиу, эффектов, бабла, псевдо-голливуда в худшем проявлении. и никакой души и человечности.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 16:29 +3
Как-то ты огульно рассуждаешь, на мой взгляд.
Мне вот больше не по душе Голливуд.
DaraFromChaos # 8 июня 2015 в 16:41 +2
не огульно :)))
мне обычно трейлера хватает, чтобы понять: "мое" кино или нет
а что касается Голливуда, так я его тоже не особо жалую
предпочитаю или старые фильмы, или современные, но европейские :)))

и ваще: каждому - свои фломастеры :)))
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 16:57 +3
Пиу-пиу в русских фильмах? Скорее, наоборот одна болтовня. Но если не нравится, что поделаешь, заставлять не будем :)
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 17:11 +3
Согласен, кстати. Особенно в сериалах. Они скучнее даже америкосовских... :(
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 17:48 +3
Американовские сериалы наоборот всё лучше и лучше. По спецэффектам уже совсем-совсем как высокобюджетные полнометражки. А по наполнению - даже качественней (больше психологизма и меньше маразма). В последнее время трудно удержаться от того, чтобы превратиться в домохозяйку и начать их смотреть :)
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 22:43 +2
Я ещё пока держусь. :))) Хотя раньше любил засмотреть сериалец. :)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 9 июня 2015 в 00:09 +3
А меня как на аниме подсадили, всё, туши свет. Без традиционной шизы перед сном уснуть не могу. Хотя в нём серии идут по 20 минут, а не по 40-50, как в простых сериалах, и в принципе, это удобно для нас, наркоманов... Но всё-таки так жить нельзя scratch
Евгений Никоненко # 9 июня 2015 в 08:38 +3
о, да! сериалы у них прикольные:) Не то, что бы я смотрел их целыми днями напролет, но Californication посмотрел от корки до корки crazy
Григорий Неделько # 9 июня 2015 в 14:27 +2
Эх, "Икс-файлз", "Вавилон 5", "Скорая помощь", "Пси-фактор"...
DaraFromChaos # 8 июня 2015 в 12:23 +3
как человек, с баааальшим недоверием относящийся к российскому кинематографу, попросту не в курсе, что у нас есть кинофантастика laugh
*уходит не патриотично смотреть первые серии "Стар Трека", записав "на память", что нужно показать друзьям вечерком "Человека-амфибию" :)))
Славик Слесарев # 8 июня 2015 в 12:35 +3
Отлично написано! Вообще штамп на штампе у нас в кино: про олигархов, каратистов и компьютерных гениев очень точно подмечено. Общество глотнуло "правду жизни" в конце 80х, и этот "глоток" продолжается до сих пор и никак не кончится. До сих пор всё обыгрывают архетипические ситуации "сильный жрёт слабого", "всё говно", "справедливости нет и всем правят деньги" - уж хочется стукнуть куда-то, чтоб пластинку сменили.

Что же до фантастического кино, то это прежде всего дорогой аттракцион. Вы бы какой аттракцион выбрали: за 200 млн. долларов или за 7? Сделанный на коленке, или в рамках массовой супер-индустрии? Можно предсказать, какой аттракцион выберет среднестатистический обыватель? Не было бы америкосов с европейцами - понятно, наша каруселька была бы лучшей и все бы на неё ходили.
А бюджетность - она же видна во всём: в запуганном сценаристе, который боится сделать шаг в сторону, в запуганном артисте, у которого в глазах и жестах читается театральная безденежная тоска и страх перед задрючившим его режиссёром...
Евгений Вечканов # 8 июня 2015 в 15:13 +3
"Чёрная молния" - единственный российский фильм, который я видел переведённый на DVD в Германии, надо сказать.Остальные вышеозначенные не попадались. Остальные вышеозначенные не попадались.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 15:29 +4
Я бы даже расширил проблему: с настоящей, хорошей фантастикой проблемы во всём мире. Качественных фильмов - не блокбастеров, по пальцам пересчитать, причём начиная где-то с 80-х. sad Однако они выходят, и, пожалуй, даже чуть чаще, чем раньше. Особенно радуют экранизации Филипа Дика, в первую очередь, как ни удивительно - атмосферой. smile Удивительно, потому что очень уж она своеобразная.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 8 июня 2015 в 18:05 +3
Быть патриотом всегда было модно. Америка - наш вероятный противник. У них всё должно быть хуже - и нравственность, и музыка, и фильмы, и...

Но если есть у них фильмы ЛУЧШЕ?! И если их много?

И если самые лучшие фантасты - американцы? Не потому, что у них там денег полно на спецэффекты. У них книги в большинстве гораздо интересней и оригинальней!

И музыка у них (как и у европейцев) лучше, чем наша, потому что они добиваются идеальной ритмики, они в первую очередь оттачивают ТЕХНИКУ игры.

Можно продолжать бесконечно. Я верю в Россию, я играл в по-настоящему крутые русские компьютерные игры, слушал высококлассную музыку, читал увлекающие книги и видел достойные фильмы. Наши люди подкуют блоху! Но только если перестанут искать проблемы где-то в Америке, а сосредоточатся на себе.

Пусть олигархи продолжают снимать свою красочную глупость. А искусство найдёт выход своим путём.
Григорий Неделько # 8 июня 2015 в 22:42 +3
Согласен, Гриш, надо всегда начинать с себя.
Славик Слесарев # 9 июня 2015 в 00:28 +1
И если самые лучшие фантасты - американцы? Не потому, что у них там...

просто фантаст не решает. Важна работа всех сопутствующих специалистов: критиков, издателей, агентов, рецензентов, распространителей, устроителей культурных тусовок и мероприятий. Когда в этой машине везде сплошь профессионалы, то и получается чудо, на которое интересно посмотреть всем.
А если бы представить, что Гарри Гаррисон жил где-нибудь в Киргизии или Монголии, то что бы вышло? Ну посмеялся бы над ним в 64м году высокомерный мэтр, редактор уважаемого монгольского литературного журнала, похлопал бы его отечески по плечу, и отправил бы к черту на все четыре стороны.
Григорий Неделько # 9 июня 2015 в 14:26 +1
Тут, на мой взгляд, возможны два варианта. С одной стороны, да, если человек не "контачит" с тем, что на рынке, он, возможно, не пробьётся. С другой же, если это талант, то он и в России, и в Голливуде и на рынке мировой литературы проявит себя: есть немало и таких примеров.
DaraFromChaos # 9 июня 2015 в 13:08 +2
позволю себе добавить (как существо в высшей степени космополитичное)))
мне кажется, что искусство во всех его видах и формах (живопись, кино, литература и т.д.) не должно делиться по принципу: Штаты, Россия, иные страны. Конечно, национальные и культурные особенности той или иной страны проявляются всегда.
Но они - имхо - вторичны.
Мы же здесь, на Ф.рф, не выясняем, кто какой национальности и гос. принадлежности. :))) Потому что важно, как ты пишешь, а не откуда ты родом :)))
Вячеслав Lexx Тимонин # 9 июня 2015 в 01:15 +4
А я вчера Туманность Андромеды 1967 года посмотрел. Весч!
Матумба(А.Т.Сержан) # 9 июня 2015 в 02:10 +4
А я думаю, что когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели. Как говорил Юрий Яковлев в фильме Кин-дза-дза. Когда у нашего общества была единая цель, когда мы несмотря на дифицит в магазинах строили коммунизм в отдельно взятой стране, то нечего удивляться, что в ту суровую эпоху были и "Москва-Кассиопея", и "Отроки во Вселенной", и "Через тернии к звездам" и даже "Кин-дза-дза". И на Марсе яблони цвели. Антоновка. Мама. Роди меня обратно в СССР.
Евгений Вечканов # 11 июня 2015 в 00:20 +1
Как пелось в одной Советской песне: фарш невозможно провернуть назад...
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев