1W

Переправа

в выпуске 2013/10/31
2 октября 2013 - Матумба(А.Т.Сержан)
article970.jpg

Медленно. Ох, медленно…. Всего три с половиной оборота в минуту. Этак несколько  десятков тысячелетий пройдет, прежде чем берег родной приметим.
И то если я в строю останусь.     Помощник-то мой с управлением справится, пока меня латать будут… Собственно и управлять-то курсом не нужно, коль перемещаемся мы вдоль каната… Так, может раз-другой пар излишний в коллектор стравить и только. И за пассажиров я не беспокоюсь. Им вообще ничего угрожать не может, пока в блоке своем находятся. А вот механика, она уход любит. Да только не все это понимают. Нет в нынешнем поколении знаний необходимых и быть не может. Случись чего, пока меня восстанавливают, что мой повар делать-то будет?
    Ну вот, пожалуйста. Опять восемнадцатый золотник травит. Третий раз уже за последние пятьсот лет… Понятное дело, сталь не лучший материал для пар трения, а что делать прикажите, если ничего другого нет? Да и где теперь в мире трение найдешь-то? В каком таком механизме? Даже мой экипаж — ремонтные дроиды высшего класса, все как один — ни одного колёсика в системе. Вся передача движения на клеточном уровне посредством гиперосмосатического сжатия. Такой дроид и через сто тысячелетий не сломается — вся перистальтика с саморегенерацией, и работает на любом излучении. Я их прямо в котельную посылаю, для подзарядки.  
     С тех пор, как нас тем астероидом шваркнуло, от звездолета только это колесо и осталось. Хотя по-научному не колесо, а тор — бублик с километровым диаметром. Грузо-пассажирский отсек по-нашему, корабельному. А все остальное: и двигатели, и реактор, и главный компьютер, до меня полетом управляющий — напрочь снесло. Целых три километра центральной иглы звездолета — вдребезги. Астероид аккурат в дырку от бублика попал.

    Куда именно мы отправлялись, мне доподлинно не известно. Из всего оборудования корабельного один черный ящик остался. А он только о полете прошедшем поведать мог. Летели, бабахнуло и вся недолга. Правда, по книгам знаю, что начинался полет наш во время великой Экспансии, когда люди, как вон те, что в камерах анабиоза спят, планету родную покидали в поисках доли лучшей. Собственно и я сам в спящем режиме находился, пока сигнал пробуждения экстренного из зажимов не выдернул. Понятное дело и на случай аварийный специальная инструкция имеется. А в ней всего один пункт: предпринять все необходимое, чтобы спасти пассажиров. И приписка: Командование назначается согласно таблице о рангах. И все – вертись, как хочешь. Не объяснений, тебе человеческих, ни приказов. Ранг мой был "1Б", вот он то и сделал меня старшим на долгие годы.
     Единственный конкурент, заведующий блоком кухонным, чуть-чуть не дотягивал. На его бирке указывалась принадлежность к "1 В". Расстроился так, что пришлось его своим помощником сделать. Неплохой, в общем-то, парень, как впоследствии оказалось. И главное, хоть косвенно, но к паровым машинам отношение имел. Та же пароварка, скажем, или кофеварка… Но об этом позже.
     Для начала решить следовало, куда путь свой держать будем? И на чем? Планет новых, для жизни пригодных, где искать, я не знал. Да и искать без навигатора, "на глазок", совсем дело пропащее. Энергии было чуть, а спросить где ее взять, не у кого. Управляющий блоком анабиоза никого из пассажиров будить не велел. У него, мол  на этот счет своя инструкция имелась. А в ней строжайше запрещалось вторгаться в его владения при авариях. Только вблизи планет, которые он сам пригодными к обитанию посчитает. Сказал это, да и заперся в блоке. Три дня я его по-всякому уговаривал, хотя бы энергией поделиться, но тщетно. И эрга не дал, скупердяй этакий. Все, мол, только для его подопечных. Неизвестно ведь, сколько миллионов лет нам тут крутиться, покуда планету подходящую не повстречаем. Но я на него не в обиде. Инструкция — дело святое, и рад бы иной раз поперек пойти — да нельзя.
    И что делать прикажете? Единственный источник энергии в километре от нас болтается, и то, не сам источник, а его полуразрушенный нагреватель на элементах легких. Пришлось за ним экспедицию отряжать. Последнюю уцелевшую шлюпку не пожалел. Дотла сгорела, вместе с дроидом, пока поближе к бублику не прибуксировала, да на нужную орбиту вокруг нас не вывела. А дальше? Ни одного термоэлектрического преобразователя на борту! Да и откуда ему взяться-то, если энергию прежде от реактора получали, который вместе с иглой сгинул? Не от дроидов же прикуривать?
     Обесточил я команду свою, всех, значит сто восемьдесят душ и сел думу думать. Долго сидел. Лет сорок, как минимум. Сказал бы точнее, да крохи энергии экономить надо было, поэтому все свои будильники загодя вырубил. Поскольку меня с рождения логикой нормальной обделили, пришлось морфологический пасьянс раскладывать. Свел, значит, в одну таблицу все, что сам знал, что во всех книгах нашей библиотеки прописано было, все предметы, что мои дроиды внутри блока нашли, в общем — все до последней гаечки… Ну и начал найденное промеж знаний во всех возможных комбинациях сочетать. Науками, я особо не владею, а о пространственном нуль-переходе только читать могу, сути его и за миллион лет не постигнув. Вот и приходилось мне план строить из того, что в таблице понять сумею.
    В бублике, среди прочего, экспонаты из музеев разных нашлись. В том числе и из музея промышленного производства двадцатого века. Не могут люди, видно, без памяти своей обходиться. Все в целости и сохранности. И станки, и инструменты всякие. Понятное дело, толку от них поначалу никакого не было. Без энергии-то.
     А посему первым делом было электростанцию построить. Генератор-то хороший, среди экспонатов нашелся, вот только чем крутить его прикажете? Поначалу, чтобы хоть какое питание в ремонтный блок поступало, его дроиды вертели. Как могли, конечно, и на сколько у них энергии хватало. Я и рад был бы их в космос к тому нагревателю послать, для подпитки, да только ремзона у нас внутри, а насосы шлюзовой камеры без электричества работать отказываются. Вконец я извел экипаж свой, пока энергии не накопили достаточно, чтобы станки запустить. На наше счастье, кроме нагревателя, за нами ещё и труба подходящая увязалась. А что вы хотите, масса-то у нашего бублика — ого-го! Отличная труба. Сноса вовек не будет. От дюзы маршевого двигателя.
     Подумать страшно, сколько я на неё резцов извел, пока цилиндров, да поршней приличных не наточил. Все трубопроводы, что дроиды свинтить смогли, в работу пошли. Пришлось над станцией гидропонной беспредел учинить. Заведующий ее, уж так разорялся, так разорялся… Вспоминать больно. Особенно, когда его личный клапан на общее дело пошел. Кстати воду оттуда же взяли, из станционной системы орошения. Половиной дроидов пожертвовать пришлось. Не действующих, конечно, а запасных, но все равно не по себе было, пока тела их промеж вальцов пропускал, чтобы уплотнительных манжет наделать. Материал для уплотнения между поршнем и цилиндром — лучше не придумаешь. Хорошие дроиды. Скользкие, гладкие, саморегенерирующиеся...
     Паровик получился — загляденье! Верите ли — пока запускали, я прямо изошелся весь. Но ничего, запустили помаленьку. На внешнюю ферму повесили. Котлом к обогревателю развернули. Как он, родимый, под пар вышел, сразу шатунами всеми и заворочал. Ну а дальше дело не хитрое — генератор подключили, и пошло-поехало. Котел гудит, нагреватель, по орбите кругом его порхат. Дроиды свои аккумуляторы заряжают, да передатчик вещества настраивают.
    Передатчик этот, на будущее, чтоб вы знали, можно было на манер ракетного двигателя использовать. По третьему закону Ньютона, конечно. Поясню: в морфологической таблице моей, супротив передатчика, надпись была, что из инструкции его вычитал — "Внимание! Опасность! Момент образования слоя переносимого вещества является абсолютной точкой отсчета любых систем. Категорически запрещается устанавливать передатчик на подвижных системах, кроме планет, орбиты и периоды вращения которых могут быть вычислены процессором передатчика. Образование массы переносимого тела, в одной точке пространства может превысить критический предел и привести к неконтролируемой ядерной реакции". Поняли, да? Поняли, почему заместо ракетного двигателя его можно использовать? Правильно, и я понял. Но подсчитал, что даже при таком раскладе, израсходуй мы, хоть весь материал нашего бублика, все равно — дальше, чем на световой год не пройдем. Да и не просто это будет, пройти-то. Поди, не мы одни в космосе болтаемся. Планеты, там, астероиды, звезды, наконец. Все они массой своей соблазнять нас будут повсеместно, с пути истинного сбивая. А рулить среди них, я не обучен.
     Миллисекунд десять это решение у меня еще перед глазами висело, а потом — отмел. Вчистую. Лет через пять, морфологического анализа, я к передатчику вещества снова вернулся. Когда его с паромной переправой сочетал. До этого, я паромную переправу, с другими вещами комбинировал. Только когда, до "абсолютной точки отсчета любых систем" добрался, понял, что вот оно — решение. В любых справочниках сказано: "абсолютная точка отсчета всегда неподвижна относительно системы". То есть все тела системы, планеты, астероиды и прочие звезды, неподвижны и относительно абсолютной точки отсчета. Беда в том, что такая точка отсчета в принципе невозможна с практической точки зрения. Хотя бы потому, что ее существование крайне мало по продолжительности. Как-никак, а небесные светила постоянно крутятся. Но в каждый неуловимый момент времени, все они неподвижны, относительно произвольной точки. Намек поняли? Расстилаем канат, включаем передатчик таким образом, что бы создаваемое им поле переноса захватывало оба его конца и перемещаем передатчик вдоль этого каната. И что у нас получается? Правильно все у нас получается! По закону Ломоносова! Еже ли в одном месте чего убудет, то в другом, тут же и прибудет. Поле передатчика будет захватывать атомы каната сзади и переносить их к переднему торцу, прилаживая их к этому же канату по ходу движения. И каждую микросекунду, мы будем перемещаться относительно новой абсолютной точки отсчета. Вот с таким передвижением, нам сам черт не брат. Какие там еще притяжения планет? Абсолютная точка отсчета не подвержена никаким "притяжениям". Она просто существует, как некая постоянная величина. А мы и будем двигаться относительно Абсолюта, который так же будет двигаться перед нами. На манер тележки с осликом, у которого хитрый погонщик перед мордой на удочке морковь подвесил. Насмотрелся я на этих погонщиков в нашем зоопарке. Конкурировать со мной вздумали… Да что об этом говорить, сейчас то, когда и сами погонщики, и их ослики, и даже морковь в анабиозе на третьем этаже обитают.
    Для начала — двести лет металлический мусор собирали. Дело не хитрое — излишки энергии прямо на поверхность тора подали, и он как электромагнит столько к себе хлама притянул, что хоть сдавать иди. Только пункт приемки лома далековато находится, но впрочем, мы туда курс и держим. В большинстве своем, это наши же обломки и были, что астероидом снесло. С тех пор, как передатчик материи настроили, дело спориться стало не по годам, а по дням. Любую деталь прямо на месте выращивали. Сначала передатчиком обломки к нагревательному элементу посылали, чтобы в слитки переплавить, да  примеси разные удалить. В вакууме расплав в шары превращался, которые обратно электромагнитным полем к тору притягивались. Потом эти шары еще раз сквозь передатчик пропускали. С матрицей той модели, которую получить хотели.
    Придумывать сам-то я не умею. Вся конструкция — полностью типовая. Из стандартных элементов. Ферма получилась знатная. Полутора километровая стрела — по диаметру тора. Шкивы под канат на краях закрепили. Сам тор в колесо превратили. Спиц понаставили, да и на центральную ось завели. В каких-нибудь двенадцать лет справились. Трос свили, неплохой. Протащили его через два шкива и колесо бублика. Это у нас управляющий анабиозным блоком выпросил, мол у его подопечных, без усиленной гравитации, за несколько тысяч лет может развиться отсутствие вестибулярного аппарата. Спорить мы не стали. Нужно, значит — нужно. Да и вращающийся тор не будет так сильно нагреваться в одном месте от кружащегося вокруг обломка реактора.
    За сам нагреватель я не беспокоился. Там легких элементов не на один миллион лет хватит. Его вообще, вместо локального солнца планировалось использовать, если на найденной планете холодновато придется. Правда, после аварии, от него только этот огрызок остался, но и его энергии хватит, чтобы систему охлаждения блока анабиоза через тысячу лет прикончить, ежели постоянно в одно место светить будет. А до берега земного, нам таким паромом добираться в сотни раз дольше придется. Это мне черный ящик сообщил, когда путь обратный по прямой рассчитывал. И скорость нужную он же определил, чтобы на таком курсе в планетку какую не врезаться.
    Как закончили мы все приготовления, выстроил я своих помощников, речь им зачитал торжественную. Кодом, конечно, передал, чтобы время лишнего на речь человеческую не тратить. Ну и запустили мы систему нашу на полный ход. То есть на три с половиной оборота в минуту вращения нашего километрового бублика. Трос из ниоткуда появляется, колесо по нему вперед подтягивается. Позади, где локомобиль на ферме пыхтит, этот самый трос в приемном поле передатчика исчезает. А над паровиком, солнышко наше круги нарезает.
    Хорошо идем. Красиво. Ладно. Не в пример быстрее, чем когда я детишек по зоосаду катал. Я тогда кочегаром на атомном паровозике был. И за кондуктора управлялся. И сказки читал. И просветительские беседы на предмет парового транспорта вел, пока экскурсовод между динозаврами горло прочищал. Хорошо вел. С выражением. Видно за это меня от паровозика и отвинтили, перед тем, как зоопарк наш в корабль погрузить. Сгнил, поди, паровозик  мой на Земле брошенной, а я вот остался. Но ничего. Дойдем до нее Матушки, а там я себе новый сооружу. И будет все, как прежде. Тем более и планета за такое время вполне сама по себе очистится. Ох, берега, берега… Сколько же до вас витков то… ?
 

Рейтинг: +7 Голосов: 9 1223 просмотра
Нравится
Комментарии (15)
Константин Чихунов # 3 октября 2013 в 22:11 +5
Примерно так я себе и представлял подъем с колен цивилизации, в постапокалиптическую годину. Сначала собирут то, что осталось, потом построят паровую машину, ну и т. д.
Автор пошел еще дальше, он усложнил задачу, поместив выживших на разрушенную станцию. Отличная идея в отличном исполнении.
Скажу понравилось, +.
Матумба(А.Т.Сержан) # 3 октября 2013 в 23:59 +4
Спасибо за отзыв!
Матумба(А.Т.Сержан) # 6 февраля 2014 в 11:18 +5
Проект "Послесловие" представляет:
http://viboo.org/project/fant/item/serzhan-aleksandr-pereprava

Приятного прослушивания:)
Евгений Вечканов # 13 октября 2014 в 15:55 +3
Не могу назвать это чистым стимпанком (может быть, я просто плохо в этом разбираюсь), но рассказ очень интересный. Что такое ничего, и как из него сделать что-то.
Голь на выдумку хитра!
Мне понравилось.
Только вот кем кочегар атомного паровозика на этом корабле был? Я не совсем понял.
Матумба(А.Т.Сержан) # 13 октября 2014 в 23:10 +2
Спасибо, рад!
Кочегар был никем. Просто отвинтили от паровоза и погрузили на борт. За заслуги. А там дальше инструкция включилась )
DaraFromChaos # 13 октября 2014 в 16:05 +3
Странно, почему здесь не было моего плюса? scratch
теперь, впрочем, есть dance
Матумба(А.Т.Сержан) # 13 октября 2014 в 23:10 +2
Спасибо, Дара! Теперь я могу спать спокойно!
Мария Фомальгаут # 14 октября 2014 в 10:11 +3
Прекрасный рассказ. Плюс.
Только "Простыня" текста как-то напрягает. Может, её чем-то разбавить?
И вообще хочется увидеть все это воочию. На иллюстрациях. На схемах. на чертежах. А то на словах как-то не все воспринимается.
Матумба(А.Т.Сержан) # 14 октября 2014 в 10:46 +4
Спасибо!
Пока могу предложить только карикатуры:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А схему, если интересно, позже)
Мария Фомальгаут # 14 октября 2014 в 13:11 +3
Конечно интересно!
Матумба(А.Т.Сержан) # 14 октября 2014 в 13:15 +3
Пожалуйста:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Матумба(А.Т.Сержан) # 14 октября 2014 в 13:27 +3
Так понятнее? ))
Мария Фомальгаут # 14 октября 2014 в 13:55 +2
Теперь да. laugh
Станислав Янчишин # 29 июня 2017 в 14:37 +1
Это уже не паровоз, а паролёт!
Матумба(А.Т.Сержан) # 29 июня 2017 в 16:11 0
Это свинтопрульный аппарат на паровом ходу. Сам ржал, когда принцип придумал.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев