fantascop

Самолетики

в выпуске 2015/02/16
26 декабря 2014 -
article3148.jpg

          Автобуса был пуст.

          Заглянув в салон, я спросил у водителя:

          — В аэропорт?

          — Угу.

          На случай если автобусы в этом городе имели привычку отъезжать без предупреждения — и без пассажиров, я поинтересовался:

          — Скоро поедем?

          — Покурить успеешь, — водитель сам подал пример, потянувшись за сигаретами.

          Но стоило мне закурить, как к автобусу подвалила целая толпа ребятишек, которые принялись шумно рассаживаться по местам. У каждого в руках была радиоуправляемая модель самолета, и я подумал, что возможно табличка с силуэтом лайнера за окном автобуса означает совсем не то, что я предполагал.

          Детей сопровождало двое взрослых, и когда я вслед за всеми попытался войти в автобус, один из них, со значком-самолетиком на груди, преградил мне дорогу.

          — Вы кто?

          — Мне бы в аэропорт.

          — Всем в аэропорт. Впрочем,… — он осмотрел меня в рост, — ладно, если что скажете, что вы папа Павлика Могильницкого. Который, кстати, так и не пришел, — добавил он, обращаясь куда-то вглубь салона. — И – сядьте где-нибудь сзади…

          Половина автобуса осталась пуста и я послушно перебрался на последние сидения. Никто не обращал на меня внимания, чему я был только рад.

          Автобус тронулся. Некоторое время я созерцал мальчишеские затылки, а затем отвернулся, чтобы как следует изучить пейзаж за окном.

          Когда автобус в очередной раз вильнул на развилке, по оживлению в салоне стало понятно, что мы уже недалеко. Однако чем ближе мы подъезжали, тем яснее мне становилось, что я заехал не туда.

         Отсюда не могли летать самолеты.

          Автобус проехал прямо на взлетную полосу, которая, не смотря на груды мусора и следы устраивавшихся здесь автомобильных гонок, выглядела на удивление не плохо.

          Дети высыпали из автобуса и бросились со своими самолетами вглубь взлетного поля. Там они принялись под наблюдением парня со значком готовить свои модели к взлету. Судя по всему, они приезжали сюда уже не в первый раз.

          Водитель сразу улегся на «двигатель», и прикрыл глаза кепкой, а второй сопровождающий, видимо отец одного из мальчиков, стоял возле автобуса, с любопытством наблюдая за ребячьей суетой. Поколебавшись, я вышел вслед за всеми.

          Главное здание аэропорта, похоже, было построено совсем недавно, однако сейчас от него остались одни стены. На взлетной полосе, немного в стороне от автобуса высился «ТУ-154», показавшийся мне неожиданно огромным. Было видно, что поначалу его пытались сохранить, однако сейчас он представлял собой лишь аттракцион для подростков. Возле ангаров виднелся еще один самолет, поменьше, но в каком он состоянии было не разглядеть.

          Чтобы отвлечь внимание напарника от происходящего на поле, я попросил у него огоньку. Понимая, насколько это глупо звучит, я все таки счел возможным спросить:

          — Отсюда, я погляжу, самолеты не летают?

          — А ты хотел улететь? На самолете?

          — Ну, сюда-то я как-то прилетел,… — сказал я, но, поняв, что концы с концами не сходятся, поспешил спросить: — А есть по близости другой аэропорт?

          — Да сколько угодно, – сосед хмыкнул. — Есть старый аэропорт для малой авиации. Есть военный аэропорт где-то в лесу. Есть аэропорт в соседнем городе…

          Я обрадовался тому, что все может встать на свои места:

           — В соседнем городе? А, я-то все думал, почему за такси так дорого вышло.

           — Здесь мог быть и космодром, да что толку. Самолеты уже семь лет как не летают. Ни здесь, ни в соседнем городе, ни где-либо еще.

          Мальчики на взлетной полосе радостно загудели. Два самолета поднялись в воздух и уже выписывали разные фигуры высшего пилотажа. Их владельцы азартно помогали своим пташкам, изо всех сил вдавливая кнопки «дистанционок». Остальные наблюдали, видимо ожидая своей очереди на взлет.

          Я изучающее посмотрел на собеседника. По его лицу не было понятно — шутит он или нет.

           — Почему не летают?

           — По закону. Не знаю уж по закону физики, или по какому другому, но только ни один самолет не может больше подняться в небо.

          Признаться, я не знал, как реагировать:

           — Так, говоришь, ни один самолет?..

           — Ни самолет, ни вертолет, ни гнездо с кукушкой. Все, что до сей поры летало и крыльями не махало.

           — Гнездо с кукушкой… Я-то как по-твоему сюда попал.

           — Тебе лучше знать. Может тебя инопланетяне похитили, а теперь высадили. Через много лет.

           — А какой сейчас год? – поддался я.

           — Две тысячи четырнадцатый.

           — Все правильно, две тысячи четырнадцатый. Что ты меня путаешь. И самолеты летают, и спутники …

           — И ракеты класса «земля-воздух»?..

           — Издеваешься?

           — Это по-твоему издевательство? – Собеседник обвел широким жестом горизонт. — Я же тебе говорю — кроме воздушных шаров и дирижаблей в воздух больше ничего подняться не может.

           — А дельтапланы? – решился я на шутку.

           — Вот и лети на дельтаплане.

          Мы замолчали, глядя как в небе носятся шустрые модельки. Одна из них, небольшой синий самолетик, пролетела прямо над нами. По тому как собеседник смотрел на этот самолетик, я понял что это игрушка его сына.

          Я уже другими глазами оглядел окружающий пейзаж. Разрушенные здания, брошенный самолет, следы устраиваемых на взлетной полосе гонок.

           — Господи, да кто же такое смог устроить. Ведь не само же по себе это произошло.

          Мужчина процедил недружелюбно:

           — Знамо кто. Небось, друзья твои постарались, инопланетяне. Слушай, а может быть ты и сам из них? Таких как ты у нас здесь не любят. Летел бы ты к себе обратно.

          Я, не понимая, шутит он или нет, попытался огрызнуться, уж я-то могу доходчиво объяснить кто я и откуда, но наш разговор прервал шум с поля. В небе послышался слабый треск, который заглушили крики детей. В небе что-то произошло.

          Сосед, приставив от солнца ладонь козырьком, пробурчал:

           — Опять Маслов на таран пошел. Уже три сбитых самолета на его счету.

          Дети понурые возвращалась к автобусу. Один мальчуган всхлипывал, а другой отстал, и искоса поглядывая на остальных. У обоих в руках были обломки самолетиков.

           — Мы уезжаем, — бросил инструктор, пересчитывая по головам залезающих в автобус детей.

          Но я уже решил.

          Двери автобуса закрылись перед моим носом, и они уехали – а я остался стоять на поле. Его окрестности уже начали зарастать молодыми деревцами, но, наверное, сенокос здесь был отличный. Тишина вокруг стояла необыкновенная – даже захотелось крикнуть. Вместо меня это сделала неведанная птица, каркнув откуда-то из леса.

          Постояв еще немного, я пошел к самолету. К его крылу оказалась приставлена деревянная лестница, а аварийный выход был открыт. Через разгромленный салон я пробрался в кабину управления. Если не считать отсутствия приборов кабина сохранилась совсем не плохо. Везде валялся мусор, но обшивка и стекла были целые. Устроившись поудобнее в кресле пилота и уставившись в начинающее темнеть небо, я принялся ждать. Ждать, когда за мной прилетят.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 711 просмотров
Нравится
Комментарии (20)
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 19:57 +4
Юра, ну как-то сюжет оборвался... и привел в никуда... В чем смысл, я что-то не очень ухватил... Хотя с начала изложения, казалось, что меня ожидает увлекательное путешествие вместе с главным героем...

И потом, поработай над грамматикой...
Например,
"Было видно, что поначалу его пытались сохранить, однако сейчас он представляет собой лишь аттракцион для подростков". - Не согласуются времена - прошедшее и настоящее...
"Есть военный аэропорт где-то лесу".

Ну, на всех я останавливаться не буду...

Но плюс поставлю... авансом... и для настроения laugh
0 # 26 декабря 2014 в 20:09 +2
Спасибо. @ Word опять меня подвел.
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 20:11 +3
Да это не беда... можно и сейчас отредактировать...
DaraFromChaos # 26 декабря 2014 в 20:18 +4
Юрий, как редактор со стажем позволю себе дать совет zst : не слушайтесь Ворда. Он дурак!!!! Лучше самому лишний раз перечитать вслух: это очень хороший метод для выявления несогласованных предложений или корявых фраз.
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 20:35 +3
Просматривать надо... и не один раз... иногда и сотню раз приходится вычитывать даже небольшой рассказик...
А вот... насчет того, что вслух... тут я сомневаюсь... но у каждого свой подход... и опыт... Можно, конечно, попробовать...
0 # 26 декабря 2014 в 20:57 +3
А у меня на Word была последняя надежда. Впрочем, мой принцип: хороший рассказ ошибки не испортят, а плохой и исправлять нет смысла. За советы – благодарен.
DaraFromChaos # 26 декабря 2014 в 22:31 +3
Саша, вслух - это проверенный метод у редакторов и литературных переводчиков. Для авторов тоже подходит.
Вот попробуй как-нибудь свой черновик прочитать вслух: медленно и с выражением. Ты сам почувствуешь: что не звучит. И, следовательно, что будет царапать читателю глаз. Именно временнЫе ляпы, повторы и некрасивости видны сразу.
Конечно, от орфографических и грамматических ошибок этот метод не спасает. Но пропущенная запятая раздражает меньше, чем стилистическая кракозябра :))) в хорошем, в целом, тексте.
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 22:40 +3
Дара, да я ж не против... Но на самом деле, я постоянно так и делаю... только работу зачитываю не вслух, а молча... про себя... Пытаясь ловить нечеткости фраз и прочее... Очень часто и сильно зависаю даже на отдельных словах... ищу их аналоги... более благозвучные в данном контексте... Колоссальное время уходит на все это...

Потому-то 13 муравейников у меня зависли... хотя сюжетная линия уже почти вызрела в окончательном варианте... да и некоторые наброски по главам существуют... а вот в чистовом виде все никак не получается...
DaraFromChaos # 26 декабря 2014 в 22:56 +3
везет тебе: всегда так делаешь :)))
а я только чужие тексты или переводы.
а свои вечно лень вычитывать. Хорошо, что ты частенько ловишь мои ошепятки rofl
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 23:02 +3
love
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 23:03 +3
У тебя ж работа такая... чужую каку убирать laugh

Да, в принципе, все чужие каки убирают... каждый специалист... в своей узкой области crazy
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 21:04 +3
Я вот помню, работал как-то на Севере... сдавал объект нефтяникам... Там был один инженер, куратор, ведущий строительные объекты... Так вот, он, вообще, безграмотным был!!! Набирал текст (связанный с производственными работами), и Ворд всю страницу раскрашивал красным цветом. Часть ошибок это инженер правил с помощью Ворда, а остальные уже спрашивал у меня... Жуть какая-то... элементарные грамматические вещи он не знал... напрочь... И ничего... работал в известной нефтяной компании... и жил припеваючи...
Александр Стешенко # 26 декабря 2014 в 21:05 +3
Я даже об этом хотел рассказ написать... Может, когда-нибудь и сподоблюсь...
Катя Гракова # 29 декабря 2014 в 18:36 +2
Вот странно, а мне показалось, что рассказ очень в тему событий с упавшими самолётами идёт. Только в реале - падают, а тут - не летают. Но тоже, видать, не летают потому, что не дают. Вопрос, кстати, так и остался - кто не даёт и почему? И правда ли, что главный герой с другой планеты? zst
0 # 14 января 2015 в 18:29 +1
Я покритиковать, можно?))
Нормальный рассказ.
Точнее, заготовка для него.
Присутствует явный дисбаланс, лично мне кажется, что не хватило экспозиции (хотя сам я экспозицию терпеть не могу, предпочитаю начинать сразу с действия, выдавая детали по ходу движения). Т.е. так вот по ощущениям — отсутствует кусок примерно 4-6 т.з., который так и напрашивается быть вписанным как раз до того момента, как гг начал подозревать, что дело нечисто, и аэропорт это совсем не тот аэропорт, который ему нужен)) Вот этот самый момент — когда он начинает подозревать, и есть (имхо) та самая точка, до которой объема мало, а после которой — нормально, но в том случае, если дописать начало.
В тексте много недосказанного — не такого недосказанного, когда присутствует добротный намек, и больше уже вроде ничего не надо, а такого, когда недосказанности больше похожи на оборвавшиеся вдруг нити. Но это скорее вопрос приобретения опыта — если на таком уровне (сужу по количеству ошибок в тексте) автор уже умеет подкидывать недосказанности, и роняет их всего лишь через раз, то скоро он будет жонглировать ими запросто.
А концовка нормальная — не соглашусь с предыдущими комментаторами. Самое то. Будет. Когда появятся внятные к ней предпосылки (это отсыл опять к тому куску, который «выпал»).
Впрочем, все написанное выше только мое личное мнение, если что, Юрий близко к сердцу не принимайте.) И прошу меня извинить за некоторую, может быть, безапелляционность.

Ps. По мелочи: Про гнездо с кукушкой которое летает не понял (гнездо — летает? Выражение есть такое, которое я не знаю?).
Неведанная птица каркнула — это ворона (она ж каркнула))).
Хотя допускаю что и в первом и во втором случае специально так задумано.)
0 # 14 января 2015 в 20:13 +1
Огромное спасибище за столь подробную критику.
Ваши замечания очень важны для меня. Дисбаланс рассказа, наверное, вынужденный. Моей задачей было попытаться написать так, чтобы происходящее можно было воспринимать одновременно в двух плоскостях – реальной, где все основано на случайности, недопонимании, шутке и особенностях российских реалий, и фантастической, в которой герой каким-то образом попадает в параллельный мир, где перестают летать самолеты, ракеты, спутники (закадровая причина – инопланетяне «закрыли» небо чтобы лишить землян эффективных средств ведения войны). Для того чтобы не дать читателю понять какая из плоскостей рассказа «истинная», я постарался сократить объяснения (предысторию) до нуля. Понимаю, что некоторые подробности были бы не лишними, но пока не вижу возможности изменить что-либо так, чтобы сохранилась возможность подобной игры смыслов.
Про «гнездо с кукушкой» - это «немотивированный юмор», от которого я пытаюсь отучиться. Каркнувшая неведомая птица – мне это показалось неплохой шуткой, не очень изобретательной, но вполне ничего себе.
Критика меня очень интересует, так что, Александр, если вдруг надумаете написать еще – прошу не стесняться в выражениях. Живое мнение гораздо более интересно.
С почтением.
0 # 14 января 2015 в 20:49 +1
Пожалуйста.)))
Это дело полезное - потом свои косяки лучше видно )) Большинство этим пренебрегает, а зря (может просто не знают). Помощь двойная - и самому себе и автору )

чтобы происходящее можно было воспринимать одновременно в двух плоскостях – реальной, где все основано на случайности, недопонимании, шутке и особенностях российских реалий
Я так примерно и подумал (а может это оттого еще, что в -дцатый раз перечитываю так любимую мной "Улитку на склоне")).

Мне кажется, что при соответствующей доработке получится отличная вещь. Тут надо, конечно, как следует подумать (автору)), может, добавить побольше сатирических, граничащих с маразмом, элементов и диалогов, может, наоборот, логики; думаю, когда текст как следует отлежится, будет видно, что именно ему надо.)

Критика меня очень интересует

Да, получить (хоть какой-нибудь) разбор своего (хоть какого-нибудь) текста тяжело, знаю. Разве только на конкурсах.
Павел Пименов # 29 января 2015 в 06:10 +2
Автобуса был пуст.
---
надо вычитать рассказ. А то смешно становится с первой строчки. rofl
Павел Пименов # 29 января 2015 в 06:22 +1
Почитал объяснения автора к рассказу, легче не стало.
Как он туда прилетел-то? Что в реальности, что в нереальности. Если аэропортов нет и самолёты не летают. Не хочу ломать себе мозг, выстраивая правдоподобные объяснения. Как-то тут автор недожал.
И конец я не понял. Если инопланетянин, то какой смысл садиться за штурвал земного самолёта? Если обычный пассажир, то тем более.
И кто там что в небе сбивал в третий раз?
Запутался я. Ну, бывает. Не мой рассказ.
0 # 29 января 2015 в 08:25 +2
Спасибо за критику. Рассказ следует воспринимать скорее в реалистическом ключе. Запутать – это то, к чему я стремился при его написании, именно для возможности переключения из обыденной реальности на фантастическую. Поэтому здесь не следует ломать голову над тем, что же там происходит в действительности. То, что герой садится за штурвал самолета, на мой взгляд, служит одной из возможностей к этому «переключению». Что касается «сбивания в третий раз», то здесь видимо имеется в виду игра в самолетики – то, что один из ребят «сбивает» своим самолетом чью-то очередную модельку.
Еще раз спасибо за подробную критику. Очень полезно.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев