1W

Фотографии любимых

в выпуске 2015/11/05
article4743.jpg

Окно открыто. Ветер вздыхает, колышет занавеску. На столе в широкой вазе прутики, сухие цветы, травы - пахнет лугом. Где-то вдалеке поет соловей. Если посадить чертополох на могиле ведьмы, черти ее не тронут. Если посадить чертополох... Если...

 

Глаза слипаются. Мия дремлет, откинувшись в кресле, на ее коленях раскрытая книга. Страницы шевелятся, будто их перебирают невидимые пальцы. Старинные ходики на стене кивают каждой секунде: «И-ди. И-ди».

 

Мия вздрагивает во сне. Она вскрикивает и просыпается. В коридоре кто-то скребётся. Лето: ночное небо цвета топлёного молока, - и девочка видит, как тускло блестит подкова над притолокой. Она трёт глаза и поднимается, чтобы впустить кота. Он кружит у ног Мии большой чёрной тенью, громко мурлычет, ластится. Дверь остаётся открытой, и занавеска взлетает прозрачным крылом. Девочка говорит:

 

- Вот умница, что пришёл, будешь помогать.

 

Кот запрыгивает на кресло, книга падает с громким стуком, но Мия не замечает этого. Она сжимает в руках отцовский фотоаппарат, ещё плёночный. Говорят, такой подходит лучше – те не любят электроники. Девочка возится с крышкой и не замечает шагов. На пороге стоит мама. Она спрашивает:

 

- Что за шум? Я слышала грохот...

 

- Не знаю, мам, - Мия не оборачивается. – У нас всё тихо, правда же? – она обращается к коту, и тот мяукает, выражая полное согласие.

 

- Брата разбудишь, - женщина качает головой. – Не нравится мне твой букет, давно пора его выбросить. Куда лучше свежие цветы. А это что? Крапива, зверобой, ветки какие-то...  

 

Она заносит ногу, но медлит. Девочка молчит, пытается заправить плёнку в камеру, и мама наблюдает за ней, поджав губы. Она говорит недовольно:

 

- Так и не отказалась от этой безумной идеи. Нет в доме призраков, да и откуда им взяться?..

 

- Я их слышу, - тихо отвечает Мия и защелкивает крышку фотоаппарата.

 

- Половицы скрипят, мыши скребутся, ветер воет в трубе...

 

Раздается детский плач, мама вздыхает, велит: «Спать ложись, уже поздно!» - и уходит. Девочка вытирает взмокший лоб и повторяет коту: «Я слышу их», - тот понимающе мурлычет. Мия достает из-под кровати штатив, который взяла в кабинете отца еще днём, и идёт с ним в коридор. Часы бьют один раз.

 

Девочка устанавливает камеру  в гостиной и насыпает вокруг неё соль, на всякий случай. Всё готово. Она надеется, что на самой длинной выдержке фотоаппарат сможет поймать силуэт, хотя бы тень. Говорят, у кого-то получалось.

 

Входит мама с малышом на руках, он спит беспокойно, хнычет, кривит беззубый ротик. Она неодобрительно смотрит на конструкцию посреди комнаты, но лишь поджимает губы. Женщина устало опускается на диван, продолжая покачивать младенца. Щёлкает затвор. Мия чуть поворачивает штатив и вновь нажимает кнопку. Мама говорит:

 

- Тебе завтра рано вставать. Почему нельзя снимать привидений днём?  

 

- Я прочитала, что они активнее всего с полуночи до трёх часов ночи, - поясняет Мия. – Каникулы же, можно спать допоздна.

 

- И правда, - удивляется женщина. – Я так закрутилась: уж лето на дворе, а у меня всё зима, - она смеётся. - Что будешь делать с фотографиями? Отправишь в журнал для любителей сверхъестественного?

 

- Ничего, - рассеянно отвечает девочка. – Буду смотреть на них.

 

- Покажи мне потом, - улыбается мама.

 

Она встаёт, а Мия снова меняет положение камеры. Женщина говорит: «Спокойной ночи», - и уходит. Девочка снимает фотоаппарат со штатива, перематывает плёнку и прячет кассету в карман. Ходики в её комнате бьют дважды.

 

Мия не спит до рассвета: сидит на постели и смотрит, как ветер качает кружевной тюль. Веки тяжёлые, но, едва она начинает дремать, слышатся шаги. В комнате никого, подкова - надёжное средство от нечисти. За окном тонко поёт жаворонок, и только тогда девочка закрывает глаза.  

 

Утром Мия несёт плёнку в мастерскую и ждёт на жёстком стуле почти два часа, когда проявят и напечатают три фотографии. Забрав конверт, она решает вернуться домой длинной дорогой, через пустырь. Там, где лишь год назад ветер качал высокую траву, расползлось Новое кладбище.

 

Девочка долго плутает между памятников, пока ни останавливается у низкой ограды. За ней – три холмика. Большой шмель мерно гудит над ярко-розовым цветком чертополоха. Он бурно разросся, и, пожалуй, нуждается в прополке. Но Мие нравятся заросли: так надёжнее.

 

- Привет, - говорит девочка. – У нас с котом всё нормально.

 

Она смолкает и долго переводит взгляд с одной могилы на другую. На них нет ни камней, ни крестов, только горки земли, окружённые живой колючей стеной. Мия уже собирается уходить, когда вспоминает:

 

- Мама просила показать фотографии.

 

Девочка достает из конверта три черно-белых снимка. На первом – пустая гостиная: видно старомодную мебель, ковёр на полу, фикус в большом горшке. Второй чуть отличается углом обзора и справа заметна беловатая дымка, а, может, это лишь кажется.

 

Когда Мия берёт третье фото, руки дрожат. На диване пятно света, будто нерадивый фотограф передержал снимок. Если смотреть очень внимательно, можно различить в нём силуэт сидящего человека, который что-то держит в руках. Девочка вытирает глаза.

 

- Я же говорила, в доме есть привидения, - она убирает два снимка в конверт, а третий прижимает к груди. – Неплохо получилось, но в следующий раз, думаю, будет лучше. Я вас люблю. Увидимся.

Рейтинг: +7 Голосов: 7 1115 просмотров
Нравится
Комментарии (15)
Жан Кристобаль Рене # 30 мая 2015 в 13:31 +1
Жуть какая... Вот это рассказик! Несомненный плюс!
Елена Лис Левичева # 30 мая 2015 в 13:48 +2
спасибо огромное! рада, что понравился
Павел Пименов # 30 мая 2015 в 14:25 +3
рассказ отличный, но финал по форме слабый.
три могилы - вся семья. Заем просить передавать папе и брату привет, если они тут и лежат? можно же напрямую сказать.
зачем лелеять фотографию, где нет никого? стоило бы оставить только третью - с сидящей фигуркой.
ну и так далее.
и финальная фраза "папе и брату привет" - ну совсем не слезодавительная. Она бы смотрелась при сцене прощания с мамой в доме, а тут надо что-то другое...

А рассказ отличный. Слог красивый, атмосфера.
Елена Лис Левичева # 30 мая 2015 в 14:29 +2
спасибо)
слёзы давить точно не хотелось.
да, вы правы, только третья фотография важна, но мусорить на кладбище некрасиво )
финалы представляют для меня сложность, буду работать.
еще раз спасибо.
DaraFromChaos # 30 мая 2015 в 14:38 +2
рассказ очень душевный, хоть вселенское зло и не любит душевность и доброту :)))

но соглашусь с Пашей: тут финал подкачал малёк :))
Елена Лис Левичева # 30 мая 2015 в 14:39 +3
спасибо!
Вячеслав Lexx Тимонин # 31 мая 2015 в 22:39 +1
Ух-ты, круто! Мне нравится. И конец, нормальный такой, вполне себе, зря вы. Автор, ещеё хочу.
Елена Лис Левичева # 31 мая 2015 в 22:43 +2
Спасибо вам большое
конец я немного изменила, благодаря советам
Павел Пименов # 31 мая 2015 в 23:05 +3
да, финал стал значительно лучше.
Евгений Вечканов # 10 июня 2015 в 22:13 +1
В середине предположил подобный финал, а в конце всё-равно жутковато стало.
Хорошо написано! Пробирает.
Плюс.
Елена Лис Левичева # 12 июня 2015 в 18:33 +1
мне очень приятно, что вам понравился рассказ, спасибо!
0 # 2 января 2016 в 02:30 +2
Поставила плюс за атмосферу, но не могу не задаться парой вопросов: а) неужели, девочка после трех снимков смотала целую пленку? б) почему фотографии черно-белые?
Елена Лис Левичева # 2 января 2016 в 11:50 +2
да, смотала целую пленку - это действительно так странно?)
пленка черно-белая - фотографии черно-белые
0 # 2 января 2016 в 16:58 +2
Ну да, странные действия, могла бы побольше углов отщелкать, либо по нескольку раз каждый.

А почему она ставила черно-белую пленку? Попробую объяснить в чем штука. Я понимаю, что мир иной, явно не наш, тем не менее, в нем есть цифра и он продвинут.
В нашем мире, в начале цифровой эпохи (да и сейчас) чисто черно-белой пленкой пользовались и пользуются фотографы, которые занимаются проявкой сами, во всяком случае, мне не попадались мастерские, куда можно было сдать на проявку такую пленку. До цифры ч-б фотография была доступна каждому из-за простоты процесса. Так что я и думала поначалу, что девочка, как я в детстве, зарядила обрывок пленки с кинобобины в кассету, отщелкала три кадра и кинется проявлять и печатать снимки.

Если она отдает на проявку (представим себе наш мир), в проявочные машины (опять же, продвинутое общество), то это скорее всего монохромная пленка - та, которая проявляется в том же процессе, что и цветная, предназначенная для монохромной печати. В нашем мире (за все страны не распишусь) она была уже распространена не так, как цветная и стоила много дороже. Поэтому логичнее девочке было поставить в фотоаппарат именно цветную пленку.

Вот такие мысли. Понимаю, что мир не наш, но, признаюсь, указание на черно-белые снимки снизило впечатление - показалось надуманным, что ли, нарочитым. В остальном если что, я тут плюс поставила. hoho
0 # 2 января 2016 в 17:01 +2
Да, "логичнее" говорю - в том смысле, что никак не объясняется выбор именно черно-белой пленки, отказ от цифры объясняется, а это - нет. crazy
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев