fantascop

Рецензия на сборник "Не/много магии" Александры Давыдовой

в выпуске 2016/04/01
9 февраля 2016 - Катя Гракова
article7515.jpg

Знаете, чем хороши авторские сборники? Тем, что ты, читая, слышишь только этого, выбранного тобой автора. Даже если он использует разные жанры и способы донесения до читателя своих идей, это всё равно только он, этот автор, и, ко всему, именно в авторских сборниках хорошо видны манера и стиль авторского письма. То есть если и изучать творчество определённого автора, то только по таким вот вещам. Это как разговор тет-а-тет, когда автор рассказывает свои истории буквально тебе на ухо.

А уж если тебе обещают что-то особенное, ни у кого ранее не встречавшееся, то это ещё один – и немаловажный! – повод купить авторский сборник. Купить и посмотреть, сдержал ли автор обещание насчёт особенного.

Сборник «Не/много магии» Александры Давыдовой необычен в первую очередь тем, что появился на свет с помощью краудфандинга, то есть причастными к его рождению оказались множество людей: читатели и писатели, художники и менеджеры разных площадок, соавторы и старые друзья. Самым счастливым повезло получить свой экземпляр в переплёте, а остальные стали гордыми обладателями электронной версии с личной (!) благодарностью от автора. Где вы ещё такое видели?

А что внутри? Что скрывается под обложкой, на которой потусторонний то ли трамвайчик, то ли паровоз катится по рельсам в одному ему известное никуда?

Внутри рассказы. Они разделены на 5 секций: «Вчера», «Сегодня», «Завтра», «Нигде» и «Сказки на ночь». Каждая из секций призвана показать новую сторону людей, мыслей, жизни.

Секция «Вчера» сразу окунает читателя в волшебство авторского стиля, даря головоломку (рассказ «Ниточки и марионетки») и мистику (рассказ «Туманная дорога»). Электрическая магия «Ниточек» загадывает загадки на иностранный манер, рисует некую тайну в отношениях двух семейств, а в конце шарахает читателя молнией прямо в мозг! «Туманная дорога» после «Ниточек» выглядит уютной комнатой. Выполненный в лучших традициях Бэнсона, По и проч., рассказ этот повествует о некоей местности, где когда-то с героем произошли таинственные события. Правда эти события или нет?

Секция «Сегодня» более серьёзная, в ней живут рассказы о том, что рядом. Магия так и плещется на страницах, рождая героев, которые следят за тканью бытия (невесомые «Шестерёнки»), героев, которые встречают прошлое (трагедия в «Вечной мерзлоте»), героев, которые живут по другим принципам (особенные в «Огнях святого Эльма»), героев, которые живут как в последний раз (конец света в «Горячем шоколаде»), героев, которым перепадает немного инопланетной магии в поезде дальнего следования (и немного гипноза в «Экстренном торможении»), героев, которых губит любопытство и трагедия прошлого (привет Титанику в «Принцессе Марии»), героев, которые из детектива окунаются в психологию (жестокая, собственническая «Чистая логика») и героев, которые сталкиваются с врагом в собственном доме (перуанская магия в «Плоском снеге»). В этой секции пересматриваются основополагающие принципы любого цивилизованного общества: дружественность, взаимопонимание, взаимопомощь, – но пересматриваются без нотаций, легко и как будто вскользь, так, что иной раз не понимаешь даже, что тебе о чём-то напоминают. Большая часть рассказов секции оставляет простор для дальнейших дум и этим может ввести в ступор читателя, любящего конкретику.

Секция «Завтра» и правда рассказывает про завтра. Будущее – далёкое и близкого прицела – выглядывает из рассказов и изображает человека во всей красе: дотошного («Фотографировать животных запрещено» и «Puzzle»), добивающегося своей цели («Ньаавэл таннья»), без рисков надевающего чужую шкуру («Придумать получше»), всё понимающего («Чёрный Дворецкий»), бегущего («Посмертный корабль из Сивера»), укрощающего огонь в себе и вокруг («Чёрное пламя и серые крысы»), прозревающего чужую суть («Тьии» и «Огонь под железным небом») и внезапно выросшего над собой («Жукоглазые членистоногие и слабые людишки»). Это серьёзные рассказы, часть из которых по-прежнему (авторский стиль!) напоминают головоломку с известными исходными данными и результатами, но без промежуточных сведений. Складывать из исходных данных и результатов эти самые сведения подчас интереснее, чем идти дальше.

Секция «Нигде» представлена тремя рассказами такой мощи, что она видится мне лучшей во всём сборнике. Вот факты: наркотическая «Кемь» рисует как будто контрабандистов и предателей, а на самом деле – ту самую волшебную (коварно волшебную!) пыль, что даёт лица; «В чашке мёда» можно утонуть, как в лучших светлых рассказах Рэя Брэдбери, это «Вино из одуванчиков» в видении Льюиса Кэрролла; ошеломительный «К вопросу о сваях» (написанный в соавторстве с Максимом Тихомировым, кстати) даёт новый шанс маленьким сердцам. Этот последний рассказ и жёсток, и притягателен: фантазия соавторов нарисовала все стороны смерти и посмертия (а не только одну, как это обычно бывает), заставила поверить сперва в злые намерения, а потом – в добрые, перевернула всё с ног на голову одними только образами закладных и ходящих домов, потом дала отдышаться – и разрешила сомневаться по новой. Нет, такой рассказ может жить только в секции «Нигде»!

«Сказки на ночь» подсвечивают все остальные секции добрым огнём свечи на ночном столике, лунным светом из полузашторенного окна, укутывают мягкой тьмой и в то же время – непредсказуемой прелестью детства. Небольшие истории, пронизанные понимание того, что детство, ребёнок, его безграничная, порой странная фантазия – бесценны, составляют эту секцию и напоминают о том, что автор любит поговорить не только со взрослыми. Здесь найдётся сказка для каждого: реалистичная ли («Бригитта готовит торт» и «Сказка про альпинистов»), предпраздничная ли («Сказка… о ком?»), мистическая («Три сказки про аэроотель» и «Сказка про ночь») или самая что ни на есть магическая («Бумажные сны», «Пропавшее солнце», «Про дома и улицы» и «Медузы и морские звёзды»). Добрая-добрая секция завершает сборник и оставляет после себя невероятно волшебное послевкусие.

Итак, что же вышло у Александры Давыдовой в сборнике «Не/много магии»? Прежде всего – вышло показать, что за писатель она есть, какие приёмы использует, чтобы зачаровать читателя. Второе – что она действительно умеет создавать невесомые истории, которые одновременно и магичны, и реалистичны. Третье – что она, если обещает магию, обещание своё держит.

«Не/много магии» смело можно рекомендовать тем, кто ищет светлых рассказов, тем, кто хочет услышать и узнать автора поближе, а также тем, кто верит, что магия существует.

Хотя насчёт мухоморов я всё ещё сомневаюсь!

Похожие статьи:

РецензииРецензия на рассказ Татьяны Левченко "Если в кране нет воды"

РецензииРецензия на рассказ Механника Ганна "Амнистия"

РецензииРецензия на рассказ Владимира Кузнецова "Praetori Imperialis"

РецензииРецензия на рассказ Татьяны Левченко "Пугало"

РецензииРецензия на рассказ Механника Ганна "Аллилуйя!"

Рейтинг: +5 Голосов: 5 1338 просмотров
Нравится
Комментарии (13)
Катя Гракова # 9 февраля 2016 в 17:33 +2
Купить сборник можно на ЛитРес:
http://www.litres.ru/aleksandra-davydova/ne-mnogo-magii/
Жан Кристобаль Рене # 9 февраля 2016 в 17:41 +2
«Сказки на ночь» подсвечивают все остальные секции добрым огнём свечи на ночном столике, лунным светом из полузашторенного окна, укутывают мягкой тьмой и в то же время
Кать, твои рецки можно читкать как художественные произведения))) Классно))++++++++
Катя Гракова # 9 февраля 2016 в 17:42 +2
Так и задумано, Кристо! А прочтите мою миниатюру, в которой я хвалю другого автора))))
Спасибо!
Жан Кристобаль Рене # 9 февраля 2016 в 17:46 +2
А прочтите мою миниатюру, в которой я хвалю другого автора))))
ХитрО))))
DaraFromChaos # 9 февраля 2016 в 17:59 +2
Кать, отличная рецензия! Молодчина!
Автор, разумеется, тоже молодчина, раз тебя на такое сподвиг dance
Катя Гракова # 9 февраля 2016 в 18:09 +2
Спасибо, Дар! У Саши я читаю только вторую вещь, но первую - авторскую. До этого читала соавторский роман)
Темень Натан # 9 февраля 2016 в 19:03 +3
Отличная рецензия, каждый автор хотел бы получить такую.
Хотя насчёт мухоморов я всё ещё сомневаюсь!
Куда же нам, пейсателям, без мухоморов, никуда... Плюс!+
Катя Гракова # 10 февраля 2016 в 07:39 +1
Спасибо, Натан! Как раз это и есть моя миссия - радовать авторов такими рецензиями)
Вячеслав Lexx Тимонин # 10 февраля 2016 в 00:32 +3
Очень классно. Профешшионал!
Катя Гракова # 10 февраля 2016 в 07:40 +1
Учусь помалёх) Спасибо, Лекс!
Жан Кристобаль Рене # 10 февраля 2016 в 07:43 +1
Кать, вечером ещё два-три рассказа для сборника пришлю)) Извини, что в этой теме пишу))
Катя Гракова # 10 февраля 2016 в 09:21 +1
Кристо, а ЛС для чего?))) ОК, давай, жду.
Жан Кристобаль Рене # 10 февраля 2016 в 10:12 +1
Опс, запамятовал.( Сделаем!
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев