fantascop

Плавучие тюрьмы, баржи смерти и корабли ада.

в выпуске 2018/08/16
article13245.jpg

-Какие странные названия, что за фентезийную дичь нам тут втирают? -спросите Вы.
-Отнюдь, - отвечу я, - это РЕАЛЬНОСТЬ!
Итак, корабли (к примеру, галеры) издревле использовались в качестве наказания людей или "трудоустройства" военнопленных. Сейчас мы узнаем об их эволюции и некоторых разновидностях позднейшего времени.

Блокшив


Базовой конфигурацией для многих таких судов служили блокшивы.
Вы никогда не задумывались, куда девались старые (пришедшие в негодность) парусные суда? Зачастую их утилизировали. Но если корпус в приемлемом состоянии, почему бы его не использовать в качестве плавучего здания? Лазарета, таможенного пакгауза, плавучей школой (как на изображении выше), казармы,

склада... тюрьмы? С таких судов снимали парусное вооружение (такелаж, паруса, рангоуты), пушки и прочие вспомогательные механизмы (особенно это было логично с тюрьмами, что сводило на нет сам смысл захвата судна, ибо всё равно на нём не сбежишь).

Плавучие тюрьмы


Британская плавучая тюрьма, ок. 1810

Если не считать отпетых отморозков типа испанцев, которые использовали галеры в качестве "исправительного учреждения" вплоть до XIX века, морские державы использовали в качестве плавучих тюрем блокшивы.
Широкое применение они получили после семилетней войны (1756-1763), когда численность армий (как и пропорционально пленных) резко возросла, флот постоянно обновляли, а старые нужно было куда то девать. Ну в самом то деле, не на дрова же, если тюрьмы на суше переполнены, а пленные в большинстве своём плохо (или вообще как топор) плавают? Идеальное решение, профит!
В них содержали так же нарушители дисциплины (свои же дезертиры или мятежники), прессованные (те кого вербовали насильно и которые, разумеется, пытались бежать при первой удобной возможности), контрабандисты, пираты и приватиры (те же пираты, только не "вольные", а состоящие на службе у врага).
В последующей войне за независимость США особенно в ударе были англичане, которые успешно воевали на море с сборной солянкой разношёрстных корсаров, флибустьеров, пиратов (да, я открыл словарь синонимов) из Голландии, Франции яростно пытавшихся сорвать английскую торговлю. По различным данным через английские плавучие тюрьмы того времени прошли от 9 до 12 тысяч человек.
Самое большое скопище таких судов было в Нью-Йоркской гавани, точнее в Ист-Ривер:



Такой видок мало радовал горожан и являлся постоянной мишенью едкой мятежной пропаганды. Среди них наиболее известна HMS Jersey, перестроенная из 60-пушечного корабля



Надо ли говорить, что условия в этих учреждениях были близки к филиалу чистилища. Многие узники мечтали попасть в обычные наземные тюрьмы. Злые языки говорят, что на одной только этой тюрьме (HMS Jersey) умерло около 7 тысяч человек! Обращение с пленными было далеко от идеалов гуманизма и блюстители Женевской конвенции поседели бы от ужаса, начали заикаться и никогда более не сомкнули бы глаз.
Один бывший заключенный, Эбенезер Фокс, описывал её так:
Внешний вид её был неприступен и мрачен. Она была разоружена: остались только бушприт, похожая на виселицу стрела для подъема грузов, и на корме флагшток. Иллюминаторы закрыты и забиты. В бортах прорезаны два ряда отверстий, примерно два на два фута, отстоящие друг от друга футов на десять, забранные решетками из железных прутьев...



Во время последующих Французских войн использование плавучих тюрем не только расширилось, но к их обитателям добавились в больших количествах политические заключённые. В Британии целые группы плавучих тюрем ставили на прикол, обычно у крупных военно-морских баз. Так, во внутренней гавани Портсмута их было до 30.
В годы колонизации Австралии появилась новая их разновидность — транспорт заключенных. Так называемый Первый флот состоял из 11 подобных судов, ставших по прибытии местами заключения 717 человек (в том числе 180 женщин, а то как же демографию колонии поднимать).





Примерно в то же время во Франции приобрели известность кайеннские каторжные «понтоны».

Баржи смерти
По факту тоже были плавучими тюрьмами, но с лёгкой руки разных публицистов получили такое название. Они использовались во время гражданской войны в России как белыми, так и красными для массового содержания пленных и задержанных.
Ярославская "баржа смерти" овеяна мифами о героизме заключённых, которых морили голодом, но они сумели сбежать от белых, потеряв половину людей. Исходя же из документов, белые поместили заключённых на баржу как наиболее безопасное место (город был атакован красными), а продовольствие было доставить невозможно, так как линия фронта перерезала коммуникации. Видя плаченое положение узников, начальник белогвардейцев приказал любой ценой доставить провизию на баржу, но судно попало под обстрел и не доплыло до баржи. Потом якорный канат был повреждён в результате боёв и баржу снесло течением к позициям красных.
У белых были ещё много подобных судов (в Сарапуле, Воткинске, Ижевске, Томске, Тюмени, Тобольске) на которых зачастую из-за ужасных условий содержания была высокая смертность.
У красных, к примеру в Крыму, Царицине, Уфе, Кронштадте, Архангельске, находились аналогичные суда, где содержались "контрреволюционеры" и "буржуи". Казни проводились там же.

Cap Arcona
Нацистская Германия держала несколько пассажирских судов в качестве плавучих тюрем в гавани Любека. Все они, и большинство заключенных, погибли при союзных бомбежках.
Самым известным был лайнер Cap Arcona.



С 1926 по 1940 года он использовался в качестве фешенебельного лайнера на южно-американском направлении.
А потом пошло как в кошмаре, всё хуже и страшнее.
С 1940 года его реквизировал Кригсмарине и использовал в качестве плавучей казармы. На нём даже снимали фильм "Титаник"!


Нацистский чёрно-белый пропагандистский фильм, главной идеей которого была попытка дискредитировать капиталистические отношения Великобритании и США и вместе с тем «прославить мужество и самоотверженность немецких мужчин».
В эпилоге фильма говорится, что «смерть 1500 человек, оставшаяся без искупления, всегда будет свидетельствовать о бесконечных попытках Великобритании везде получить выгоду».
В январе 1945 года участвовал в эвакуации гражданского населения, в связи с наступлением Красной армии на Восточную Пруссию.
В марте-апреле 1945 года лайнер начали использовать в качестве места содержания заключённых из концентрационных лагерей (которые один за другим освобождались союзниками), в основном евреев из разных уголков Европы, а так же советских, польских и норвежских пленных. Перед погрузкой экипаж сократили с 475 до 72 человек, убрали все спасательные круги, жилеты и испортили шлюпки. Во всё время погрузки узников представители шведского Красного Креста присутствовали в Любеке и передавали продовольствие всем заключённым, кроме советских военнопленных.
3 мая 1945 года в Любек вошли британские войска, а авиация разбомбила плавучие тюрьмы. Часть пошла на дно, а Кап Аркона загорелась. Сильный пожар вынудил весь экипаж эвакуироваться, но охрана осталась и не пускала узников наружу. Охранники успели покинуть судно (у них то были спасательные жилеты) и их вытащили траулеры. А вот по тем узникам, которым посчастливилось выбраться из огня, начали стрелять британские ВВС (им некогда было в пылу боя различать кто охранник, а кто узник). Температура воды 7 градусов, жилетов нет. Сверху стреляют британцы, на суше строчат пулемёты немцев, назад тоже нельзя, пожар продолжался (судно затонуло частично из-за малой глубины бухты). Сущий кошмар наяву! В итоге из нескольких тысяч заключённых выжило только 314 человек. Британцы, кстати, поняв свой промах, потом пытались спасти уцелевших. Правда толку от этого было мало. Бывшие узники концлагерей практически в буквальном смысле прошли огонь, воду и медные трубы.



Корабли ада



Впрочем, японцы во время Второй мировой войны мало в чём отставали от своих немецких коллег, а кое где даже вышли вперёд по внесению в реальность самых жутких кошмаров.
Они перевозили военнопленных и насильственно взятых рабочих с оккупированный территорий на судах своего торгового флота. Перевозка осуществлялась в нечеловеческих условиях.
Эти суда не имели никаких специальных обозначений и топились американцами и англичанами на общих основаниях.

Дзюнъё-мару



Вот один из таких "любовно" прозванных невольно перевозимыми ими людьми "кораблей ада".

15-16 сентября 1944 года на судно было погружено примерно шесть с половиной тысяч человек, в основном пленных (голландцы, британцы, американцы, австралийцы) и индонезийских чернорабочих с Явы для перевозки на Суматру, для строительства железной дороги. Охрана составляла 100 человек. Трюм перегородили кучей отсеков из бамбука, причём высота позволяла располагаться "пассажирам" только лёжа! Посмотрите на фотографию и представьте что там ШЕСТЬ ТЫСЯЧ  ЧЕЛОВЕК!!! Питьевой воды не было. Спасательных средств не было. Зато были больные дизентерией и малярией.
Выйдя из порта 16 сентября, тяжелогружёный корабль медленно плыл на Суматру. Но уже 18 сентября был обнаружен британской подводной лодкой и торпедирован.
Команда и охрана покинули судно, которое затонуло через 20 минут. Суда сопровождения (сторожевик и тральщик) начали спасение утопающих (разумеется в первую очередь японцев), которых было около 800 человек.
4.000 индонезийцев и 1520 военнопленных утонули. Оставшиеся "рабы" всё равно отправились на строительство железной дороги (до конца войны выжило только 96 человек).
После 1990 года использование плавучих тюрем во всех видах сошло на нет. Единственной действующей плавучей тюрьмой на данный момент является судно Vernon C. Bain Center (VCBC) (весьма оригинально прозванное заключёнными и персоналом... кто бы мог подумать "Лодкой"), которое представляет собой филиал Нью-Йоркской городской исправительной колонии. На судне 100 камер (от среднего до максимального уровня безопасности) и 800 коек для заключённых.



Ну, вот и всё. Больше никаких танкеров преисподней, сухогрузов чистилища или линкоров апокалипсиса=)

Автор - Impearator
 
Рейтинг: +3 Голосов: 3 1411 просмотров
Нравится
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий