fantascop



Почти отвлеченные размышления

Автор
Опубликовано: 839 дней назад (20 апреля 2018)
Редактировалось: 1 раз — 22 апреля 2018
Настроение: медитативное
Играет: Вагнер
+5
Голосов: 5

В университетские годы я сильно «перекушала» дискуссий и споров на отвлеченные философские темы. Поэтому не очень люблю теоретизировать, анализировать и выдавать экспертные заключения. Точнее, все это я проделываю внутри себя, стараясь не выносить на публику единственно верное мнение и самую распоследнюю истину по жизненно важным вопросам. [cut=читать далее]
Читать и наблюдать со стороны за чужими спорами мне интересно, но принимаю я участие в таких беседах чисто практически: могу поглумиться, могу какое-нибудь с-небес-на-землю-опускательное замечание оставить.
Есть у меня на ФБ уважаемый и почитаемый друг, который регулярно выкладывает обзоры советской фантастики. И есть не менее уважаемая и почитаемая подруга – большой любитель порассуждать (серьезно и аргументировано) о судьбах фантастики наших дней и дней грядущих.
Начиталась я постов дорогих френдов в ленте и решила тоже крякнуть свое «ква». Надеюсь, друзья извинят нижеследующее многословие и нарушение мною для себя же установленных правил.
Во всем написанном прошу винить Александра Х. и Елену Г. И, разумеется, все это – мое в высшей степени субъективное мнение, основанное на личных наблюдениях и не репрезентативной выборке прочитанного.

Помню, с каким удовольствием в детстве (лет с 11-12) изучала «Науку и жизнь», «Технику молодежи», «Знание – сила», «Химия и жизнь». Ждала, когда мама принесет журналы с почты, читала всё подряд (разумеется, далеко не все понимая), откладывала до последнего, растягивая удовольствие, - фантастические рассказы. Сейчас уже не вспомню ни авторов, ни названий, но сюжеты могу пересказать без запинки.
Перечитывать не собираюсь, хотя толстенные пачки старых журналов лежат у нас в деревне. (Лиза моя тоже их читала в школьные годы.) Понимаю, что, возможно, сейчас те же рассказы нынешней мне покажутся наивными, простенькими, устаревшими. Понимаю – и не хочу разрушать воспоминания.
Все перечисленные журналы до сих пор живы и здравы. И по-прежнему публикуют фантастические рассказы. Но, когда я пытаюсь их читать, мне становится не по себе. Такое ощущение, что только «Химия и жизнь» еще удерживается на достойном уровне. Остальные печатают какую-то примитивную ерунду, которая с трудом «прокатила» бы даже лет 30 назад.
«Почитание» публикующихся авторов привело меня к очень интересному выводу. (Еще раз: это – мой вывод, он субъективен и никоим образом не является ни истиной, ни особой, к ней приближенной!)
90% текстов (исключая рассказы в «Химии и жизни») написаны на уровне «троечка с баааальшим минусом». Ограниченная лексика, короткие предложения (если попадаются длинные сложноподчиненные, то какая-нибудь шляпа там обязательно прилетит). Сюжет предсказуем на уровне: «блин, да я же это читал у… (здесь длинный список классиков)», персонажи – картон фанерный. Да-да, я знаю, как это звучит. Но, к сожалению, ничего больше сказать не получается. Для профессионального разбора в этих «рассказах» не хватает мелочи – литературной составляющей.
Авторы (опять-таки, как показывает мой личный опыт) делятся на две категории. 
1. Извините, я так любил советскую фантастику, что до сих пор ношу галстук, шортики с подтяжками, голубые трусики, желтенькие майки и пишу примерно так, как мне это запомнилось. И двигаться и развиваться никуда не хочу (не могу, не умею).
2. Мы сами не местные, беженцы из страны Графомании. Вот, грамоте немножко научились, чегой-то там писаем (ударение на любой слог). Но вы ж поймите нас правильно: чукчи писатели, чукчи читать не обучены. Поэтому кажный сюжет для нас сверкает новизной, а каждый персонаж – только что у нас в голове родился. И плевать, что кто-то чего-то когда-то уже писал. Чукча… см. выше.
Кстати, обе категории в принципе не способны понять и оценить рассказы (повести, романы), находящиеся beyond their understanding. Это грустно, но объяснимо.
И вот сижу я таки себе и думаю мысль: на кого, ешкин кот, рассчитано вот это вот публикуемое безобразие? На умственно сирых и убогих? На таких же, как авторы, гордо именующие себя «писателями-фантастами»?
Я понимаю: редактор ориентируется на пожелания владельца (спонсора) издания, на целевую аудиторию. Но я не верю, что нынешние поклонники жанра НФ и около относятся к категории «пипл хавает», потому что общаюсь не только со своей взрослой дочерью и ее друзьями. Среди моих читателей и виртуальных друзей много молодых людей, и мне есть, о чем с ними поговорить.
Пояснения для танкистов: нет, у меня и в мыслях не было себя с кем-то сравнивать, но что сейчас читает молодежь, какое-то представление имею. Эти ребята - не «пипл», они не хотят «хавать». Они хотят читать. И, желательно, хорошую фантастику.
В общем, какие задачи ставят перед собой редакторы «толстых» журналов, для кого печатают, - мне понять не дано.

Комментарии (6)
Finn T # 21 апреля 2018 в 00:16 +1
Что делать, куды беднаму автору податца! cry
DaraFromChaos # 21 апреля 2018 в 00:21 +1
та не "бедному", а "думающему" и "хрень_не_пишущему" laugh
Нитка Ос # 21 апреля 2018 в 14:38 +1
давно не держала в руках бумажных журналов
да и предвзята слишком
читаю только любимых авторов
ну по пути может и из ленты что-то
DaraFromChaos # 21 апреля 2018 в 14:39 +1
а я люблю бумажные книжки-журналы :)))
прям обожаю и ем без соуса :)
Нитка Ос # 21 апреля 2018 в 14:45 +1
оу, книг в нашем доме более чем достаточно sad
папа книгоман ещё тот
да и я пошуршать страницами непрочь
в большинстве классика наша и зарубежная
есть дружеские с автографами, в т.ч. вологодских неименитых писателей - эти особенно дороги
Славик Слесарев # 22 апреля 2018 в 01:08 +1
понравилась статья. Но я с трудом могу представить, что у редакторов этих журналов все ящики забиты качественными рассказами, а они публикуют черти-что. Да и с кумирами детства такая штука: если пересмотреть самые убойные фильмы 80х, всяких этих Чаков Норрисов и Рэмб, то удивляешься их чудовищной незамысловатости и дешевизне, по нынешним меркам. Другое дело, что киношники все эти годы мучительно росли над собой и сделали десятки шагов вперед и в плане сценариев и игры и картинки. А авторы незамысловатой фантастики, возможно, подумали, что им вполне можно остаться там, в благословенных 80х.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев