fantascop



Контроль качества

Автор
Опубликовано: 3750 дней назад (17 января 2014)
Редактировалось: 3 раза — последний 26 марта 2014
Настроение: самокритичное
+2
Голосов: 2
В этом блоге я не буду задавать вопросов, а просто расскажу о своих методах создания рассказов. На данный момент писательская деятельность происходит следующим образом. [b]Создание идеи.[/b] После появления основной задумки (или желания написать "что-то крутое на такую-то тему"), я пытаюсь придумать как можно больше интересных сцен. Не тороплюсь. Коплю, так сказать, идеи. Как только основных, ярких эпизодов появляется больше трёх, можно начинать писать. Ах, да, ещё на этом этапе я часто читаю статейки, смотрю фотки. Худо-бедно изучаю "матчасть". 99 процентов этой информации в рассказ не попадёт, но зато поможет не ляпнуть ерунды. Ну, и опять же, критикую со всех сторон. Задаю сам себе вопросы. Не то, чтобы прямо официально, это происходит на автомате. Часто составляю план в текстовом файле. Не синопсис, но просто изложение идей, чтобы по мере написания поглядывать. Это помогает не напортачить с сюжетом (всё-таки долго всё обдумывал, не зря же, правда?), а при возникновении "затыка" была шпаргалка. Часто пишу план с матерной речью (заменяю слова, которые не помню, да и просто веселюсь). Это всегда интересно и не скучно. Очень часто диалоги, написанные в режиме графомана-халтурщика, в неизменном виде оказываются в финальной версии. Таким образом мы плавно перешли к следующему этапу. [b]Написание[/b] Не люблю импровизировать (просто много хороших идей на этом угробил), вот и пользуюсь памятками, шпаргалками. Для коротких рассказов не делаю, но для романа - обязательно. Так что я просто читаю предложение из "черновика" и превращаю его в страницу текста (когда как, иногда в такое же предложение, а иногда и в пять страничек... всякое бывало). Если под рукой нет ноутбука (а я его с собой почти никогда не беру), но появляется вдохновение, приходится пользоваться диктофоном, а потом долго и нудно перепечатывать. Мне кажется, что любой рассказ должен содержать что-то гениальное, что-то новое. Какая-то мысль, метафора, эффектное описание. Когда сидишь и строчишь, как-то не до этого. А вот на прогулке или на работе такие изумруды попадаются чаще. Разумеется, соблюдаю все правила русской литературы. Например, избегаю повторений (даже если слова просто однокоренные... в 3-4 ближайших предложениях меняю на аналоги). И вот кстати такая мысль. У вас в абзаце слишком часто повторяется какое-то слово. И ничем его не заменишь. Так, может быть, вы повторили одну и ту же мысль 2 раза? Изучите и подумайте: а что нового несёт в себе предложение с повторяющимся словом. Скорее всего, почти ничего. Под нож! А это самое "почти ничего" пихните в предыдущее предложение. Читатель - он тоже не дурак. Разжёвывание не любит. Только если уж вы совсем непонятно не напишете. Также обращаю внимание на ритмику. Как в стихотворении, ударение на каждый 3-й слог (достигается перестановкой фраз, благо, родной язык позволяет). Многие со мной спорят, мол, не нужна она в прозе. Но я убеждён, что нужна! Мы все сейчас любим аудиокниги, а представьте, как приятно декломатору будет читать ритмичный текст. Да и про себя когда читаешь, помогает. Так сказать, само в мозг вливается. И ещё нужно каждый раз по-разному строить предложения. Вкупе с богатством словарного запаса, это заставляет мозг читателя поверить, что информация действительно новая. А если с одной схемой, да с повторениями - захочется спать. Потому что подсознательно ты думаешь: а, я это уже читал. Приходится выкручиваться. Некоторые моменты хочется просто взять и написать. Беру, пишу. Пусть в хаотичном порядке, но благодаря записям не потеряюсь. Если нужно сохранить интригу и навеять атмосферы, а мыслей нет, вставляю "заглушку" в виде пожелания: "Тут нужно эпичное описание", - и всё в таком духе. Затем прыгаю дальше (сразу к экшен-сцене, например), и когда то эпичное описание напечатается, тогда и напечатается. Но бросать из-за подобных мелких "затыков" - дело неблагодарное. [b]Редактирование[/b] Написать и не прочитать - не просто плохой тон. Это считай: вообще не написал. То есть, что-то там, конечно, накарякал, но работу не закончил. Страница пишется за полчаса, а читается за минуту. Ежу понятно, что из-за другого темпа в глаза бросаются совсем другие детали. Быстрому чтению (которое всегда желательно) мешают всякие шероховатости и неровности стиля (см. выше). Иногда интересный сюжет спасает положение (ИМХО, психология гораздо важнее слога), и во вкус, конечно же, войдёшь, но начать читать такое будет трудновато. Поэтому, Во Имя Маркетинга, самое начало лучше всего перечитать как можно больше раз. Ну, и вот, напечатал я рассказ. Первый раз перечитываю сразу, чтобы исправить ошибки. Затем помогает изменение шрифта. Другие слова оказываются на конце строки, и кажется, что весь текст другой. Находятся новые косяки. В течение пары дней таких заходов делаю штук 5 минимум (нарциссизм, наверное, виноват). После этого распечатываю. Мне лично кажется, что на бумаге текст воспринимается иначе. Если в "Word" царит атмосфера самодеятельности, то отпечатанные листы, пусть даже пачка формата A4, смотрится солидно и завершённо. Поэтому придираюсь к иным вещам. Правка карандашом - такое же нудное занятие, как зачитывание мыслей на диктофон. По сути, это одна и та же рутина. Но зато после такого редактирования (правок вносится не так уж и много, но они оказываются в важных местах), распечатав ещё раз, я могу с полной уверенностью сказать: вот это действительно круто написано! Потом, конечно, натыкаюсь на ещё пару плохих предложений, исправляю, разумеется, но это уже мелочи. [b]Пост-скриптум.[/b] Хочется вспомнить, как я следил за качеством раньше. Писали в тетрадках, там примерно 21 строчка. Мы с другом договорились об ограничении на количество тире диалога на странице - точнее говоря 5. Ты можешь писать длинные монологи, а можешь попытаться выдать какой-нибудь солидный абзац (поначалу это скучно и невозможно, то ли дело тупые, ржачные диалоги!). Но за лимит не выходи. И ведь помогало. Старые рассказы всё равно никуда не годятся, но тренировка принесла свои плоды. Такой вот был у нас контроль за качеством в 12 лет :v: Хотя опытный писатель вполне может создать отличный рассказ из одних диалогов, но ребёнку это при всём желании не под силу. Некоторые авторы, которые вообще никогда не писали рассказов, но начинают "на старости лет", способны утереть нос двадцатилетнему писателю-идеалисту. Выехать на собственном опыте, не обращая внимание на оттачивание стиля. С одной стороны, с хорошим словарным запасом вряд ли напишешь ерунду. Да и психология решает. Но всё же я за качественную прозу.
Комментарии (22)
Григорий Неделько # 17 января 2014 в 03:10 +1
Многабуков, ы. :))) Осилю, конечно, но отпишусь попозже...
Григорий LifeKILLED Кабанов # 17 января 2014 в 03:14 +2
Ну, это скорее автобиографическое. Чтобы хоть где-то висело smile А так, да, можно из каждого абзаца сделать отдельную шапку для блогов, мыслей очень много.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 17 января 2014 в 03:20 +2
Немножко отредактировал, добавил того, про что забыл smile Я часть этого уже упоминал на форуме, а тут просто выложил в одном месте (хи-хи-хи, это в каком?).
Катя Гракова # 17 января 2014 в 09:22 +2
Спасибо, Гриша, что поделился своей техникой работы. Щас у тебя её некоторые потырят Я, к сожалению, таким же трудолюбием похвастаться не могу, но тоже составляю план для рассказов и более крупных вещей, тоже распечатываю, п.ч. легче воспринимаю печатные формы, тоже правлю карандашом. Правда, мне к написанному нужно возвращаться минимум через неделю, иначе я пропущу все косяки, а это такой позор. crazy
Григорий LifeKILLED Кабанов # 17 января 2014 в 18:04 +2
Косяки я тоже пропускаю... Они проникают даже в готовый рассказ. Неделя - хороший срок. Но если я сразу же не исправлю хотя бы пятьдесят процентов косяков, через неделю, с пропавшим энтузиазмом, вообще не смогу читать такую сырую ерунду и только испорчу себе настроение smile Так что моя нетерпеливость оправданная. И это не то, чтобы трудолюбие, просто не нравится доводить что-нибудь до ума, я могу вечно этим заниматься rofl
Катя Гракова # 17 января 2014 в 10:29 +2
В течение пары дней таких заходов делаю штук 5 минимум (нарциссизм, наверное, виноват).
Кстати, а причём здесь нарциссизм? Ты его точно с мазахизмом не попутал?)))
Григорий LifeKILLED Кабанов # 17 января 2014 в 18:01 +2
Без мазахизма тоже никуда, но я имел в виду мысль "О, какой крутой рассказ я написал, давай-ка ещё его перечитаю".
Катя Гракова # 17 января 2014 в 18:21 +2
Ах вот оно что! Так мы тут все такие rofl
Лара_МТ # 18 января 2014 в 02:10 +3
Интересная схема работы. Получается у вас сразу выходит нормальный черновик и сюжет от дальнейшей правки не меняется? Наверное, это потому что вы изначально хорошо сформулировали идею. Как раз над этим сейчас думаю.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 18 января 2014 в 05:00 +1
Сюжет, конечно же, можно поменять, потому что черновик - это скорее список идей, чтобы их не забыть, в хронологическом порядке. Я стараюсь обдумать весь сюжет до того, как начну печатать (а иначе могу крупно напортачить), но по мере написания появляются какие-то детали, которые не вяжутся с первоначальным планом. Но сильно от курса не отхожу.
Лара_МТ # 19 января 2014 в 15:31 +2
Вот-вот. Это как раз и вызывает у меня непонимание. Я переписываю историю раз пять, прежде чем получается то, что хочу. Ваш подход наверное просто более зрелый, со временем и я к такому приду.
Григорий Неделько # 18 января 2014 в 10:52 +1
Отписываюсь.

С первой половиной текста у меня совпало процентов 95%. Со второй - где-то 60.

Текстом читаю и правлю въедливо, но главное, чтобы он был единым и лился, как музыка, пускай и хард-роковая. :)

Да, про писателей-"на-старости-лет" ты погорячился: нет ни одного по-настоящему великого писателя, который начал бы писать на старости лет. На старости лет обычно начинают писать, уж извини меня за прямоту, маразматики. Нет, с детства или с юности, возможно, пишут шизофреники (типа нас с тобой crazy ), но вот так. Моё мнение, естественно. :)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 19 января 2014 в 23:27 +1
Спасибо за рассказ. А под старостью лет я имел в виду Джоан Роулинг, например smile Я вообще поражаюсь, как это так, можно вообще ничего не писать многие годы, а потом создать бестселлер.
Григорий Неделько # 19 января 2014 в 23:31 +1
PR. :-/
Лара_МТ # 19 января 2014 в 23:32 +1
Она вообще мой кумир smile Но уж не на старости лет начала писать. По-моему ей было около тридцати, когда написала первую книгу. Это же еще не старость smile И потом, я читала, что она фантастику писала в детстве и образование филологическое получила. Конечно, это не одно и то же, что постоянно писать, но все-таки не на пустом месте.
Григорий Неделько # 19 января 2014 в 23:36 +1
Ролинг я как-то не воспринимаю, но 30 лет - это вполне нормально, примерно как неоднократный номинант на Нобелевку Харуки Мураками, бывший владелец бара.
Лара_МТ # 19 января 2014 в 23:40 +1
Серьезно?? А я всегда считала Мураками пишет с детства. У меня на работе даже прикреплен стикер с его ответом на вопрос: - Любите ли вы деньги? - Да, я очень люблю деньги. На них можно купить свободное время, чтобы писать". Хотя, как владелец бара он мог наслушаться столько историй и использовать потом в книгах.

А насчет Роулинг каждому свое smile Для меня это человек, который действительно смог создать свой мир и более того, заставил поверить в "реальность" этого мира огромное число читателей.
Григорий Неделько # 20 января 2014 в 02:46 0
Лар, конечно, каждому своё. smile Я лишь говорил, что без пиара не обошлось, учитывая неоригинальность замысла Ролинга, она даже у постмодерниста Пратчетта кое-что взяла.
Григорий Неделько # 20 января 2014 в 02:48 +1
А Мураками говорит, что сидел, смотрел бейсбольный матч (вроде ему было 28. Но меньше тридцати точно) и тут понял, что может написать роман. Чётко ощутил. И написал. Писал по ночам свой первый крупный текст "Слушай песню ветра", за который получил японскую премию - аналог нашего "Дебюта". Не знаю, писал ли он что-нибудь раньше; может быть вполне.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 27 января 2014 в 23:46 +1
Я Японцев уважаю всё больше и больше. Мураками не читал, зато читал Нагару Танигава (автор "Судзумии", по которой сняли известное аниме). Они, конечно, на голову больные, но в этом своя прелесть :)
Григорий Неделько # 27 января 2014 в 23:47 0
А есть здоровые авторы? crazy
Григорий LifeKILLED Кабанов # 26 марта 2014 в 14:43 +1
Прикол, дамы и господа.

В шапке этого блога я упомянул, что перед написанием финального текста рассказа составляю примерный план.

Отправил я такой план Григорию Неделько через ВК (то ли в личку, то ли в шутку, он изъявлял желание ознакомиться с сим текстом).

Короче, он так ужаснулся от матерщины и бреда в этом самом плане, что забанил меня на фиг smile

В следующий раз не буду этого делать. И вообще надо по-меньше в интернете сидеть и побольше делом заниматься. Будет мне уроком.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев