1W

Что такое хептеракт

в выпуске 2013/05/30
22 мая 2013 -
article597.jpg

Мы живем в мире девяти измерений.

Да-да, это не опечатка.

Современные физики уверяют, что на квантовом уровне существует как минимум девять измерений, но в нашем мире только три из них развернулись в макромир. Хотя, возможно, так случилось только в нашем уголке вселенной. А где-то там, там, в других галактиках есть и девятимерные, и четырехмерные, и двумерные, и одномерные миры.

Понять эту новость современной физики сложно — как и все новости современной физики. Чаще всего их остается просто принять на веру.

Идея других измерений на самом деле не новая. Еще в 19 веке теолог Э. Эббот показал двумерный мир в книге «Флатландия». Автор показывает плоский мир, населенный треугольниками, квадратами, многоугольниками, окружностями, и.т.д. Чем выше социальный ранг жителя, тем больше у него углов. Ниже всех по рангу стоят треугольники с о-о-очень острыми углами, это солдаты, воины, которые поражают своими углами врагов. Квадраты занимают более завидные должности, они могут быть, например, юристами. Правит Флатландией верховная окружность — многоугольник, у которого так много углов, что его считают окружностью. С каждым следующим поколением число углов возрастает, повышается и социальный статус семейства.

А вот неправильные многогранники во Флатландии не в почете, их истребляют. Автор поясняет это неравенство так: представьте, что к моему жилищу подошел квадрат, я вижу, что он может войти в мое жилище. Я приглашаю его, и тут обнаруживается, что квадрат — это часть фигуры, а сама фигура во много раз больше этой части, и такой гигант не может войти в дом…

Автор рассказывает о приключениях Квадрата, к которому в новогоднюю ночь явилась Сфера, гостья из трехмерного мира. Сфера поднимает Квадрат из привычного мира в три измерения, показывает ему его собственную вселенную со стороны. Сфера признается, что ее сородичи много раз пытались доказать жителям плоского мира существование третьего измерения, но как правило, безуспешно: флатландцы просто не могли представить себе, что значит, вверх.

На этом приключения Квадрата не заканчиваются. Квадрату снятся удивительные сны, в которых он встречается с обитателями одномерного мира, живущими на прямой, беседует с их королем. У обитателей одномерного мира очень интересно поставлен процесс размножения, поскольку отдельные особи не могут обойти друг друга, приблизиться друг к другу, чтобы спариться. По обе стороны от короля двумерного мира находятся мужские особи, но это не мешает королю обзавестись женами и детьми: мужчина и женщина перекликаются, от резонанса их голосов рождаются новые особи.

Король одномерного мира не верит, что где-то есть плоский мир. Даже когда Квадрат из своего мира касается внутренностей короля, последний только отмахивается — у каждого могут быть желудочные колики. По интернету ходит мультик по мотивам Флатландии, там король поступает с Квадратом еще более круто: когда Квадрат проникает в одномерный мир, король пронзает его своим телом, как спицей, насквозь, льется кровища, Квадрат просыпается в холодном поту.

Потом Квадрат видит сон, в котором встречается с Точкой. Она не знает, что в мире есть что-то кроме Нее Любимой, бесконечно восхваляет саму себя, Она, Она, о, как Она совершенна, как прекрасна! Квадрат намекает Точке, что в мире есть и другие измерения, и фигуры посложнее точки. Точка не понимает, откуда она слышит этот голос, и говорит — Она сама усомнилась в своем величие, чем показала, что может быть и скромной…

В конце концов Квадрат и Сфера ссорятся: Квадрат спрашивает Сферу, есть ли высшие измерения, например, четырехмерный мир. Сфера сердится, в гневе отправляет Квадрата обратно во Флатландию.

Наутро Квадрат пытается рассказать своим сородичам про третье измерение. Результат его действий печален и предсказуем: Квадрат оказывается в тюрьме.

В ХХ веке Д.Бюргер написал к Флатландии продолжение, назвал свою книгу — Сферландия. В ней автор подводит читателя к мысли об искривлении трехмерного пространства, о расширении вселенной. Во Флатландии начинается эпоха географических открытий, флатландцы находят страны, где неправильных фигур столько же, сколько правильных, а кое-где есть государства, где право на жизнь имеют только неправильные фигуры.

А сами флатландцы, оказывается, живут не на плоскости, а на сфере, которая расширяется — подобно нашей вселенной. Перемены случились и в жизни Сферы: в ее трехмерный мир приходит Гиперсфера из четырех измерений, доказывает Сфере, что четвертое измерение все-таки есть. Если Сфера в двумерном мире выглядит как точка, постепенно увеличивающаяся в окружность, то Гиперсфера в трехмерном мире выглядит как постепенно увеличивающийся шар. Сфера вытворяет всяческие фокусы в двумерном мире, например, берет перчатку на правую руку, переворачивает в третьем измерении, возвращает в плоский мир перчатку уже для левой руки. Гиперсфера берет из трехмерного мира книги, переворачивает в четвертом измерении, возвращает в трехмерный мир книгу, которую можно читать только с помощью зеркала. Сфера уговорила Гиперсферу поменять таким образом тираж книги одного неприятного ей политика, но «неправильные» книги только повысили интерес к этому деятелю.

Тему многомерных миров затронул Д. Андреев в «Розе Мира». В преисподней у Андреева есть двумерные миры и одномерное Дно галактики, куда попадают неисправимые грешники. А в разных слоях рая есть четырехмерные, пятимерные, многомерные миры. В многомерных мирах, например, есть ожившие здания, которые ходят, говорят, и.т.д. Если здание разрушено на Земле, оно возрождается в раю. Андреев писал «Розу Мира» во времена, когда было снесено множество церквей, в том числе Храм Христа Спасителя. В утешение себе автор придумал легенду про рай для дворцов и храмов.

Но все эти книги про многомерные миры далеки от научных: согласитесь, на полном серьезе трудно представить себе живой квадрат или треугольник. А вот канадский кибернетик А. Дьюдни в книге «Планиверсум» детально показывает устройство плоского мира. Уже после выхода книги автору со всего света стали присылать письма с гипотезами, как может быть устроен плоский мир на квантовом, молекулярном, клеточном уровне. Автор доказывает, что могут существовать плоские атомы, молекулы, клетки, живые организмы, звезды и планеты. Жители Планиверсума в отличие от Флатландии живут не на горизонтальной, а на вертикальной плоскости (сила тяжести направлена вниз). У обитателей этого мира две ноги, по две руки с каждой стороны тела и голова на длинной шее, которую они могут поворачивать как вправо, так и влево, в зависимости от того, куда идут. Если встречаются две особи, одна из них ложится на землю, другая переходит через нее. А в больших городах с оживленным движением для этого сделаны подземные переходы.

Жители Планиверсума строят свои дома под землей, иначе по планете невозможно было бы ходить. У них есть механические приспособления, рычаги, лодки, воздушные шары. А вот колесных повозок в мире Планиверсума нет, потому что невозможно в плоском мире прикрепить колесо к повозке, оно обязательно отвалится и укатится.

Жизнь в Планиверсуме кажется очень медленной и неудобной, но есть там и свои преимущества: например, можно натянуть над пропастью веревку и пройти по ней, не боясь упасть, потому что падать некуда, мир плоский. Обычная веревка может стать мешком, куда можно положить вещи, кроме того, из веревки с помощью летучего газа можно сделать воздушный шар, летать по воздуху. Мачта на лодке — одновременно и мачта, и парус, в мачту дует ветер, подгоняет лодку по морям, по волнам. Автор даже показывает примитивный компьютер, который, правда, считает во много раз медленнее человека, но это же только начало кибернетики…

Дьюдни подробно описывает быт плоского мира. Любопытно в этом мире происходят войны: солдаты вражеских армий выстраиваются друг напротив друга, сражаются по очереди. Когда один солдат погибает, его место занимает следующий в очереди. В Планиверсуме ходит легенда о бравом солдате, он был самым слабым, поэтому стоял в очереди последний, думал, что очередь до него не дойдет. Но оказалось, что все его соратники погибли, а во вражеской армии не пал ни один солдат. И плохонький солдатик в одиночку побил всех солдат вражеской армии, сам умер от ран.

Есть в Планиверсуме и звери, и рыбы, автор детально приводит их анатомию, есть даже змеи, которые летают по воздуху (!), нападают на воздушные шары. Органы двумерных животных соединены клейким веществом, после смерти животное просто разваливается на части.

И конечно, автор не обходит вниманием тему высших измерений. Главный герой книги, Йндрд (рассказчики, люди трехмерного мира называют его Йендред, так привычнее человеческому уху) — идет в паломническое путешествие к древнему храму. Люди трехмерного мира, кибернетики, наблюдают за ним с экрана компьютера, в какой-то степени гордятся своим превосходством над этим существом, мы-де трехмерные, а ты-то какой… Но в конце книжки Йендред встречается с мудрецом, который уводит его в высшие измерения, в мир над измерениями. Люди еще пытаются наладить контакт с Йендредом, но он бросает своих трехмерных друзей, отвечает — мне не о чем больше с вами разговаривать.

Что самое интересное, мы еще не знаем, как выглядят высшие измерения, но уже можем производить в них вычисления, математика позволяет нам заглянуть в другие миры. Мы не знаем, как выглядит гиперкуб (четырехмерный куб), но можем вычислить его площадь, объем, мы знаем количество его граней, сторон… В Википедии есть прекрасные рисунки четырехмерного, пятимерного, шестимерного… и так до десятимерного кубов.

Гиперкуб — вообще отдельная тема в фантастике. Р. Хайнлайн написал рассказ «Дом, который построил Тил». Автор показывает дом, который снаружи выглядит как крохотный домишко, а внутри встречает посетителей множеством комнат. Комнаты меняются местами, дублируют друг друга, человек в четырехмерном доме может встретиться сам с собой. Дом превращается в лабиринт, из которого герои не могут выбраться, наконец, выпрыгивают из окна дома и оказываются… в пустыне, во многих километрах от злополучного жилища. Когда же герои возвращаются к дому, дом исчез, провалился в какие-то другие измерения.

А вот еще история про гиперкуб, виновата, не помню, кто автор. Некий ученый собрал из трехмерных кубиков гиперкуб и заглянул в него. И увидел в нем маленький голубой шарик. Пока ученый смотрел на этот шарик, из шарика вылетело что-то горячее и сожгло профессору глаз. Ученый рассердился, схватил кочергу, ткнул ею в гиперкуб, сжег шарик. А гиперкуб от этого развалился снова на кубики.

А через пару дней возле нашей планеты в космосе появился ОГРОМНЫЙ глаз. Висел в пустоте и смотрел на Землю. У кого-то из политиков сдали нервы, кто-то отдал приказ атаковать глаз ядерными ракетами. Глаз исчез…

Ученый понял, что на Землю из космоса смотрел он сам, вот так удивительно гиперкуб вывернул пространство и время. И сидит ученый у себя дома, ждет конца света, когда кто-то там, огромный, схватит огромную кочергу и ткнет ею в Землю…

Есть и фильм про гиперкуб, фильм, в котором больше от психоделики, чем от научной фантастики. Время в гиперкубе течет по-разному, замедляется, ускоряется, можно моментально состариться, встретиться в гиперкубе с самим собой. Кстати, насчет времени мнения расходятся: кто-то считает время четвертым измерением, кто-то полагает, что время — это нечто отдельное. Д.Андреев в «Розе Мира» говорит про многомерное время в некоторых мирах. Есть еще рассказ, кажется, у того же Хайнлайна, про человека, попавшего в ад: у врат ада его встречает изможденный, истерзанный черт и говорит, что время в аду прерывисто и нелинейно. А потом ведет грешника в камеру пыток, мучает — тысячи лет, сначала истязает физическими муками, потом — душевными. После черт исчезает, оставляет человека в аду одного, изможденный грешник идет к вратам ада и видит… самого себя, идущего в ад. Он понимает, что должен делать, говорит прибывшему: время здесь прерывисто и нелинейно…

В те времена люди еще полагали, что высшие измерения — это только фантастика, вымысел. Сейчас ученые почти на полном серьезе говорят про девять измерений.

А может, на самом деле их больше…

Рейтинг: +3 Голосов: 3 2073 просмотра
Нравится
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий