fantascop

Необычная история о призраках

в выпуске 2015/05/11
article4060.jpg

Дверь вела в преисподнюю. Пол устлан ржавчиной – грязно-алой, словно сектор марсианской пустыни. Она похоронила под собой останки эпохальных станков. Металлический остов шириной около фута в паре мест прогнил насквозь. Книги здесь не печатают, пожалуй, уже две сотни лет.

Моя напарница открыла дверцу электрощитка, и на сапоги ей высыпались разваливающиеся на куски печатные платы с тяжёлыми реле и конденсаторами. Шлейфы проводов рвались как паутина, когда детали падали с привычных мест и крошились в пыль.

- Чёрт, тут сильная влажность, - залепетало в наушниках.

Я вдохнул отфильтрованный воздух и взглянул на девушку, лицо которой тоже скрывал противогаз.

- Когда закрылся комбинат?

- Двести двадцать три года назад, - отчеканила она и (я не мог этого видеть, но уловил в звуке дыхания) улыбнулась. – Вот и до Саратова дошли. Подумать только, ведь когда-то это была провинция, окружённая бесконечными полями. А теперь плюнуть негде.

Мы подошли к нагромождению проржавевших труб. Дырявая поверхность покрывали пузыри, которые от одного касания, будто одуванчики, обращались в пыль. Та взмывала над нашими головами и вихрем, в танце вальса, устремлялась под потолок.

- Я слышала, в Европе они вниз уходят, - продолжала помощница. - Строят бункеры, целые подземные города. Просто небоскрёбы уже некуда задирать. И так уже – до самых облаков. Ещё чуть-чуть, и самолётам летать будет негде.

- А не надо летать, - съехидничал я. – Делать им нечего. Я понимаю, три века назад люди путешествовали. Париж, Лондон, Египет. Тогда-то было, на что посмотреть. Ещё оставались древние постройки. А теперь одни техногенные джунгли. По всей Земле – везде одно и то же.

Ржавчина, ржавчина, ржавчина. Как же осточертело мне это слово. Мы – инспекторы. Проверяем заброшенные объекты, составляем акты, в которых доказываем непригодность помещений. А затем приходят строители и, стерев их, будто ластиком, отстраивают заново. Квартиры здесь вряд ли будут. Скорее всего, офисы чиновников. Всё от Питера и до Поволжья считается центром России, его столицей. Народу и малому бизнесу сюда путь заказан. Слишком дорогая аренда.

- Почему же, вот мы, например, путешествуем по историческим местам, - философски подметила моя коллега.

- Рухлядь и памятник архитектуры – вещи разные, - возразил я только чтобы поддержать разговор. – Хотя… сколько лет этот цех простоял? Вот раньше строили! Не то, что сейчас – один пластик, и тот тонкий, как твой кошелёк. Нет во всём этом души.

- Погоди, - зашуршало в наушниках. – Хочешь сказать, раньше в домах была душа?

- Ну а что? Этот комбинат ведь не роботы строили, а люди. Каждый кирпичик клали собственными руками.

Я осторожно ступал по рыжему песку окислившегося металла. Каждый раз бил по коричневатым «барханам» специально захваченной небольшой трубой. Кто знает, какие пустоты кроятся среди заброшенного здания, древнего, как само чистилище.

- Нет, всё равно. Душа… душа может быть только у живого существа, как ни крути.

- А что такое душа? – задал я каверзный вопрос.

- Душа… это то, что отличает живое существо от неживого.

- А что такое «живое существо»?

- Кхм… которое двигается.

Я постучал трубой по широкой станине, возвышавшейся над красными адскими «сугробами», и толстый слой чёрной ржавчины медленно отвалился, после чего, разломившись на десяток кусочков, рухнул в пыль.

- Ну, эти станки тоже двигались, - сказал я.

- Осознанно?

- Осознанно. В них ведь была электроника.

- Хм… значит, живые существа – те, у которых есть душа.

- Вернулись к тому, с чего начали, - я невесело усмехнулся и пнул бурый окислившийся пласт. – Ты прямо как Моисей. Кто такой Бог? Это наш Господь. А Господь наш – это Бог. Вот и всё тебе объяснение. Так и с душой твоей. Звучит логично, а деле – пустые слова.

- Ну, а что такое гравитация, например? – напарница, похоже, придумала какой-то аргумент.

- Ну, ты что, не знаешь, что ли? Физику не учила? Гравитация  - это тяготение, притяжение одними крупными объектами других.

- Ну а за счёт чего? Что это – волны, частицы?

- Ох, ну не знаю. Никто ещё не знает, - признаться, её пространные вопросы меня несколько утомляли.

- Вот не знаешь. И что, не существует гравитации? Существуют, и хрен от неё денешься. Так и душа, и Бог тоже. Они есть, это же очевидно.

- И что, душу эту твою можно потрогать?

- А гравитацию?

- Гравитация сама кого хочешь тронет так, что окочуришься. А вот душа – где она? Как её увидеть?

- Э-э-э, приведение… - неуверенно пробормотала девушка, а затем её осенило. – Точно! Призраки ведь появляются только после смерти живого существа? Это же и есть они по сути - неупокоенные души.

Из лабиринта коридоров раздался протяжный стон. Нас словно окатило ледяной водой. Холодок подобно гамма-излучению просочился сквозь комбинезоны, тронул мёртвенным дыханием покрывшуюся мурашками кожу, вздыбил волосы и ушёл внутрь, к самому сердцу. Оно в панике сжалось, а в голове от адреналина поднялась небольшая буря.

Чёрт подери, мы же здесь одни.

- Ты это тоже слышал? – шипел женский голос из динамиков.

Дыра в потолке цеха испускала солнечные лучи, застревающие в острой, едва проходимой оранжевой пыли. Туманный световой клин ниспадал нам под ноги, хотя бы отчасти озаряя наш путь. В самом же здании царил чёрный мрак, в который так не хотелось ступать. Но работа – есть работа. 

Фонарики выхватывали крупные тушки мокриц, которые, словно стыдясь внезапно нагрянувших гостей, расползались по щелям. Моя помощница к ним уже давно привыкла. Не первый раз идёт вглубь сырых трущоб. Хотя, пожалуй, такой огромный запутанный комплекс попался нам впервые. Корпуса его возведены полумесяцем на берегу реки, будто средневековый замок. И это не так уж далеко от истины, учитывая, что строился он, как военный объект почти сразу после окончания Великой Отечественной. Где-то под комбинатом даже есть бомбоубежище, подобно подземельям из готических романов – самое место для призраков! И вообще «форт» сводил с ума своей хаотичной планировкой. Сплошные пристройки, небольшие лестницы, переходы из корпуса в корпус. Без радара, просвечивающего стены и строящего в моём навигаторе трёхмерную карту, можно было бы легко заблудиться.

И снова раздался этот звук. Будто стон, напоминающий женский голос, и в то же время неживой. Совершенно чуждый. Пытаясь справиться с давящим мистическим смятением, я, наконец, понял, что в нём не так. Этот звук ровен по тону и всегда имеет одинаковую длину. Нет, это не голос. Это сигнал какого-то станка, искажённый эхом пустынного здания. Отражаясь от бесчисленных углов, он приобретает дополнительные гармоники и становиться похожим на стон сходящего с ума приведения.

- Похоже, кое-что тут ещё работает.

- Быть того не может. Во всём здании нет электричества.

Правда ведь, кто-то мог отважиться протянуть кабель из соседнего дома, чтобы в заброшенном здании устроить своё производство. Среди пятидесяти миллиадров может и такой чудак найтись. А как ещё объяснить звуки гидравлики и характерные сигналы станков в предприятии, закрытом два века тому назад? Не призраки же, право…

- Он идёт оттуда, - напарница показала жёлтой в тёмных пятнах перчаткой на огромный мрачный проём. Пыль, ржавчина и ещё чёрт знает что – мусор заполнил ход наполовину. Когда-то ворота были настолько высоки, что в небольшой цех мог проехать автопогрузчик. Но сейчас нам пришлось лезть, пригибаясь.

Никакого кабеля, станка или хотя бы динамика, ни души. Только мёртвенная беспросветная, полная тайн чернота.

Стало трудно дышать. Не из-за пыли. В противогазах – отличные фильтры. Есть и баллоны с кислородом на всякий пожарный. Нет, будто что-то тяжёлое надавило на грудь. Словно ты попал под воду, и она сдавливает тебя со всех сторон. Или тебе просто так кажется. Я ощущал, как мы тонем в море страха и отчаянья, хотя и не понимал, откуда взялись эти чувства. Колени затряслись. В глазах потемнело. Это оба фонарика – мой и подруги – синхронно мигнули, хотя каждый из них работал на собственном аккумуляторе. Нет, нет, нет, нет! Взрослый человек в здравом уме не может верить в потусторонние силы. Не может! И я не верил. В голове кружилась сотня логичных объяснений происходящего, было совершенно не о чем волноваться, не о чем!

Но знаете… когда тобой овладевает мистическое чувство, уже плевать на всё. Сердце колотится, колени, чёртовы колени дрожат, ты ничего не можешь с собой поделать. Как будто некая сила ворвалась в голову и залила туда пинту холодного ужаса. И теперь любые логичные мысли кажутся обманом.

Оно загудело вновь, и девушка закричала. Пока динамики наушников рвались от перегрузки, за этим треском я расслышал её настоящий голос, прошедший сквозь резину обеих противогазов и заглушивший собственный треск из передатчика.

Я пришёл в себя от удара кулаком по виску. Наушник неприятно стукнулся по уху.

- Отпусти, больно! – прохрипела она, и я разжал окаменевшие руки.

Да, это так смешно – напугались и обнялись, как маленькие дети. А я этого даже не заметил. Точнее, на автомате прижал девушку к себе так сильно, что причинил боль. Чёрт, кто из нас сильнее напугался – она или я?..

- Радар молчит. Электричества он не засёк. Откуда звук? – с напускной деловитостью пробормотала помощница.

- С того света, - пошутил я и понял, что в панике заговариваюсь. Как же это позорно – напугать самого себя…

- А ты говоришь, душа… - зачем-то сказала напарница, но так и не закончила мысль, потому что раздался грохот, треск, гром, троекратно усилившийся эхом. В динамиках зазвучали самые отборные ругательства. Ох, и умеет же она браниться!

Выход заблокировало отвалившейся от потолка бетонной плитой. Последний лучик света, сквозь катакомбы добиравшийся до нас из огромного цеха, теперь померк. Не раздумая, я нажал на тревожную кнопку.

- Будь проклята эта работа, - яростно прохрипел я. – Завтра же пишу заявление и ухожу на фиг.

- Ну, конечно, - тихо рассмеялась помощница. – Как всегда. Все говорят и никто не увольняется.

Таступила тишина. Если бы не шелест её дыхания, я бы сошёл с ума. Вдруг испуг обернулся иной стороной, и мы почувствовали азарт. Мы вдвоём – я и она – в сердце тьмы. Столкнулись с жуткой тайной, от которой кровь стынет в жилах. Возможно, мы сможем докопаться до истины. Узнать, что там – по ту сторону.

Только вот никто не поверит.

- Поищи в сети, - сказала вдруг она. – Может, там что-то написано про этот комбинат? Вдруг, когда-то здесь произошло что-то странное, необъяснимое?..

- А сама не можешь найти?

- У тебя это лучше получается.

- Ох…

Делать нечего, полез в коммуникатор. Назвал поисковику первую партию ключевых слов, изучил нарытую белиберду вперемежку с рекламой. Уточнил ещё парочкой наводящих фраз. Уже ближе, но всё равно не то.

Существо в противогазе подкралось ко мне сзади и взглянула через плечо на экран планшетника.

- Стой, а это что? – оживилась девушка и ткнула своей перчаткой в миниатюрный компьютер, чуть не выбив его из моих рук.

- Да это фигня какая-то…

- Эй, верни!

- Ну, что ещё?

- Листни назад. Там, где про историю любви. Да, вот она.

- Эх, женщины, - вздохнул я обречённо, но подчинился. А что нам ещё делать? Кто знает, сколько времени будут расчищать завал? Нужно хоть чем-то заняться, чтобы не сойти с ума. Листать дурацкие сетевые сплетни, забивать мозг ерундой, только бы не думать о потусторонних силах…

Статейка, которую нашла моя помощница, называлась «История любви Полли и Хейдельберга» и была опубликована как раз двести лет назад. Читая её, я сначала просто улыбался, а потом начал истерично посмеиваться, за что получал кулаком по плечу. Конечно же, это лишь игра. Оба мы продолжали бояться, и пожалуй, тряслись от страха ещё сильнее, чем раньше. Наши жизни висели на волоске, а где-то здесь, в мрачных лабиринтах старинного здания, гуляло нечто порочащее законы логики.

«Эту историю мне поведал механик немецкой компании, выпускающей полиграфическое оборудование. Давайте послушаем его рассказ».

«Наши станки известны по всему миру, - говорит он. – Я занимаюсь их ремонтом и часто езжу в командировки. Порой случаются очень любопытные ситуации. Но в тот раз произошло поистине кое-что поразительное.

Наш станок находился на российском предприятии в городе Саратове. Там он полностью вышел из строя. Сгорела вся электроника, причём в прямом смысле – после замыкания начался пожар внутри агрегата. Он пришёл в полную негодность. Ремонтировать смысла не было. Осталось установить виновника – мы или они?

Программисты расшифровали логи, проверили ключевые снимки нейросети и обнаружили очень странный ход в логической цепочке. Возгорание оказалось вызвано самим станком. Добровольно. Причиной послужило накопление нескольких незарегистрированных команд, пришедших с микрофонов распознавания речи.

Пришлось снова ехать в Россию и опрашивать работников комбината. Результат расследования удивил нас всех.

Начнём с того, что в соседнем цехе находился более старинная и изящная печатная машина. Она выдавала гораздо меньше продукции, да ещё и часто ломалась.

Иногда печатники замечали, что наш, новый, технологически идеальный станок ни с того, ни с сего останавливался, регистрируя ошибку, номера которой не было в документации. Программисты ничего не могли с этим поделать. А позже заметили, что как только та, другая печатная машина, переставала печатать из-за поломки и выдавала гудок – сигнал ошибки – через пару секунд стопорился и наш.

Логики никакой, правда? Но подумайте: а есть ли логика в отношениях между мужчиной и женщиной?..

Та печатная машина носила красивое женское имя Полли. Наш станок с нейросетью – Хейдельберг. Он словно переживал за любимую и предпочитал останавливаться вместе с ней, регистрируя её сигнал распознавателем речи.

Только не смейтесь, но именно об этом нам рассказали отчёты.

Завершение этой истории получилось воистину Шекспировским.

Когда Полли начала ломаться слишком часто, наладчики отключили её динамик, чтобы из-за её гудков не останавливался и наш Хейдельберг. Через неделю тот не выдержал разлуки и покончил с собой. Повысил вольтаж и сжёг всю свою электронику.

Возмещать убытки мы не стали, потому что руководство комбината вовремя к нам не обратилось и тем самым загубило этого железного трудягу-романтика.

Им ничего не осталось, кроме как вынуть уцелевшие детали и поставить их на Полли. В результате она работала ещё много лет, пока предприятие не закрыли. Так один печатный станок спас жизнь другому».

- Классно, - судя по звукам, девушка улыбалась до ушей.

- Вот видишь, - сказал я то ли в шутку, то ли всерьёз. – Станки, оказывается, как и мы, способны любить. Может, они тоже живые, и у них есть ду…

Маленький, устланный руинами цех озарили вспышки. Теперь кричали мы оба. На мгновение в пустоте проявилась фигура из выстроенных в ряд пятен. Светлый, зависший над обломками мираж. И снова темнота, как будто его и не было.

Я с содроганием сердца слушал, как девушка рыдает. Подойти и обнять её? Да кто я такой?..

Снова белый свет. И снова пронзительный сигнал. Короткий гудок.

«Полли» - прочитал я на одном пятен, искривленных крупными волнами, словно находилось где-то под поверхностью воды.

С потолка посыпался щебень. Пыль под ногами начала проседать. Ржавые барханы засасывали нас, а сверху вспыхивало нечто жуткое, не из нашего мира, а из какой-то странной реальности, которой не должно быть, которая ведёт лишь к безумию. Этот мир является местом, куда все мы попадём после смерти. Все. В то жуткое измерение, часть которого пронзает привычную действительность уродливой галлюцинацией. Осознание того, что наши души останутся там навеки, среди подобных миражей… и это случится прямо сейчас, когда зыбучий песок из окислившегося железа, этой отвратительной бледно-бурой пыли, похоронит наши тела рядом с окном в преисподнюю. Да, конечно же, это ад. И призраки существуют. Призраки всего. И даже призраки механизмов.

Не осознавая до конца, что делаю, я собрал выдержку в кулак и крикнул последнюю осмысленную фразу. Это была команда для голосового набора коммуникатора, который нашёл в сети нужный звук и воспроизвёл его.

Три пищащих гудка. Это сигнал станка фирмы Хейдельберг. Звук, которым он отвечал на зов Полли.

Призрачная машина вновь забрезжила над нами, ослепляя переливающимися контурами, наполненными ярким, пусть и призрачным свечением. Она снова загудела. И ещё раз.

Девушка исчезла под слоем песка. Через секунду утянуло и меня. Я поднял коммуникатор, который снова и снова издавал знакомый этой печатной машине звук.

Голос любимого, который ради неё погиб.

А потом всё закончилось. Так резко, что я теряюсь в догадках, а было ли всё это на самом деле.

Я не помню, как нас нашли, но уверен: каким-то образом я догадался, как укротить разбушевавшийся дух, и это спасло наши жизни.

Есть ли душа у живого организма? Вероятно, действительно существует нечто, отличающее неживое от живого, именно оно и называется душой.

Является ли приведение неупокоенной душой?

Можно ли считать механизм с обучаемой нейросетью живым существом?

Можно ли считать человека Богом, создателем новой формы жизни?

Давайте лучше ответим на другой вопрос.

Что такое «вера»?

Почему, когда веришь во что-то, так часто ошибаешься?

Значит ли это, что всё, во что веришь – ложь?

Нет, друзья мои, дело в ином.

Можно либо знать, либо верить.

И именно тогда, когда ты не знаешь чего-то наверняка, только тогда ты и способен в это ВЕРИТЬ.

Возможно, вера – единственное, что отличает нас, живых, от всего остального?

Быть может, вера – и есть душа?..

 

27.03.2015

Люберцы, Московская область

Похожие статьи:

РассказыМагазин Склизнера

Рассказы07. Призраки заброшенного борделя

РассказыКлуб Одиноких Призраков

РассказыПроклятая 2 часть

РассказыКабинет редкостей. Глава 1

Рейтинг: +7 Голосов: 7 2090 просмотров
Нравится
Комментарии (30)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 27 марта 2015 в 07:54 +1
Первонах!

ВНЕЗАПНО нашёл приступ графомании. 17 тысяч знаков сразу же за ночь и набрал, чтобы не упустить вдохновения. Фиг знает, хорошо ли получилось или нет. Судить вам, дорогие друзья. Почему всё так, а не иначе, не знаю, придумалось, и всё тут. Сам объяснить не могу.

Что же это такое? Ну, на этот раз просто лёгкая фантастическая страшилка, для кого-то мелодрама, для кого-то - вообще комедия (а может, и для всех... ну, и на том спасибо), кто-то найдёт философский подтекст. Кто-то, может, и заскучает, не дочитает. Трудно предугадать. Уж извините. А я пошёл спать.
Жан Кристобаль Рене # 27 марта 2015 в 12:09 +2
Рассказ понравился! С учетом того, что писался всю ночь, очень даже интересно получилось. Плюс! Гриш, там в нескольких местах очепятки глаз режут, а так -ном.!
Григорий LifeKILLED Кабанов # 27 марта 2015 в 12:20 +2
Спасибо v

Без опечаток - никуда laugh Всегда их допускаю, даже если перечитываю десять раз. А теперь ещё и в выпуске так неожиданно, не исправишь smile Но мне кажется, это не так уж и важно. Смысл понятен - и ладно.

А я сейчас всё быстро набираю. Сначала очень долго обдумываю, а потом одним махом пишу. Хотя в этот раз идея нагрянула так, что я и обдумать не спел. В середине рассказа только надумал напарника поменять на напарницу для пущей романтики. И концовку придумал вместе с главным героем. Я даже сейчас сижу и до конца не понимаю, как я, что и зачем написал. В таком состоянии ещё и философствовать - опасно, можно глупостей нагородить. Но надеюсь, что я не нагоролил laugh
Жан Кристобаль Рене # 27 марта 2015 в 12:27 +2
На здоровье, Гриш! Не, оч даже интересно и даже романтично получилось.)
DaraFromChaos # 27 марта 2015 в 12:45 +2
с идеей, что вера и есть душа, не согласная :)))
но рассказ хороший laugh
Григорий LifeKILLED Кабанов # 27 марта 2015 в 14:01 +1
Так это не идея, это просто вопрос, поднимающий градус безумия (без него ни один рассказ писать не хочется). Смысл в том, что такую фигню ГГ увидел, и тут, конечно, у него все мысли спутались. Сразу поверил и в то, во что можно поверить, и в то, во что нельзя laugh
DaraFromChaos # 27 марта 2015 в 14:04 +1
почему ж не идея?
для ГГ вполне себе идея :))))
Григорий LifeKILLED Кабанов # 27 марта 2015 в 14:17 +1
ГГ - это ГГ, и моё дело свести его с ума, а уж что ему после всего этого взбредёт в голову, не моё дело zlo
Григорий Родственников # 28 марта 2015 в 20:00 +1
Гриш, ты прямо новый Эдгар Аллан По. Когда читал, почему-то вспомнил этого гениального писателя. Чуешь, как я тебя нахваливаю? laugh Но неосознанно сравнил тебя именно с ним. Наверное потому, что этот мистический рассказ мне понравился. Опечатки убрать и во! будет. dance
Григорий LifeKILLED Кабанов # 28 марта 2015 в 21:00 +2
Опечатки уберём на свежую голову smile Заодно на неё же и почитаю, что я за ночь понаписал laugh Спасибище! Эдгара Аллана не читал пока, но наверное, стОит, раз сам такое писать люблю :)
DjeyArs # 30 марта 2015 в 23:23 +3
Хорошая весчь! по началу конечно Гриш меня немного напрягло слишком затянутое на мой взгляд повествование, ну не знаю кому как, но мне не понравилось именно начало( Там где ты даешь долгие описания хитросплетений ржавчины внутри бункера, труб описаний того как выглядят новомодные города, На мой не предвзятый взгляд долгие описания здесь вообще не нужны (сам этим грешу, поэтому и поругиваю тебя чтобы не погружался в описания, сам знаю как это заразно). Но если не смотреть на это, рассказ получился как сказал господин капитан, в хорошем мистическом ритме Эдгара Алана По, так что и я присоединяюсь к похвалам laugh
Григорий LifeKILLED Кабанов # 1 апреля 2015 в 20:24 +3
Спасибо. Мне, как и тебе, очень легко сорваться и начать строчить, строчить, строчить... Нужно с этим что-то делать laugh Это не первый рассказ, в который я сразу же пихаю описания. Сам всех ругаю за скучное начало, а сам грешу. Ничего, ещё найду свой стиль, дайте только время :)
DjeyArs # 1 апреля 2015 в 21:07 +3
Ничего, ещё найду свой стиль, дайте только время :)
Правильный подход Гриш! практика показывает чем чаще пишешь, и чаще изучаешь работы других авторов, заметно прибавляется опыт и как-то уже на автоматике отсекается лишнее) я это только в последнее время стал это за собой замечать)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 20 мая 2015 в 11:48 +1
У тебя в последнее время и рассказы всё лучше и лучше. Может быть, конечно, я просто привыкаю к твоему стилю, но, так или иначе, именно последние твои творения меня по-настоящему захватили. Поэтому нужно мне тоже собраться с силами и тоже от тебя не отставать :)
Константин Чихунов # 17 мая 2015 в 13:48 +2
Ну про веру и душу ты конечно загнул!..
Ну да ладно, не люблю спорить в таких случаях, считаю, что автор - фантаст имеет полное право высказывать даже самые необычные взгляды.
А рассказ мне понравился, интересным сюжетом и удачным антуражом. Прочиталось легко.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 20 мая 2015 в 11:46 +2
Спасибо!

Как мы уже выше сошлись на мнении, у персонажа просто от шока немножко "съехала" логика, и пока он в себя не пришёл после такого шока, может всякого нагородить.

А по правде, я люблю такие фразочки, которые выворачивают мозг наизнанку. Вроде бы, звучат здраво, но если вдумаешься... Минимум понимаешь, что что-то тут не так :)
Шуршалка # 20 мая 2015 в 12:04 +2
Отличная история! Спасибо, понравилось!
Григорий LifeKILLED Кабанов # 23 мая 2015 в 18:54 +1
Спасибо! :)
Александр Рубис # 23 мая 2015 в 05:55 0
Григорий, привожу свои обещанные замечания. В отличие от вас я оставил в покое пунктуацию, попытался выделить более серьезные ошибки. Как и предполагал, их оказалось предостаточно.


"Металлический остов...прогнил насквозь. Книги здесь не печатают..." - "прогнил" - прошедшее время, "печатают" - настоящее. Можно использовать только одно состояние времени.

"на сапоги ей высыпались..." - пишется: "на ЕЕ сапоги".

"Шлейфы проводов рвались, как паутина, когда детали...крошились в пыль" - о том, что детали разрушаются, уже написано: "разваливающиеся на куски печатные платы".

"я не мог этого видеть..." - правильнее "не мог ЭТО видеть".

"Дырявая поверхность покрывали пузыри" - дырявУЮ поверхность.

"в танце вальса" - то, что вальс - танец, незачем писать, это всем известно. Слово "танец" лучше заменить другим.

"небоскребы уже некуда задирать" - глагол "задирать" не очень хорош для обозначения строительства здания. Задирают голову.

"Проверяем заброшенные объекты, составляем акты в которых доказываем непригодность помещений" - сначала составляется акт непригодности, а потом объект забрасывают или закрывают. Эти документы даже в наше время - в базе данных, а здесь, видимо, будущее.

"приходят строители и, стерев их, будто ластиком, " - строители не стирают объекты, а разрушают, демонтируют.

"Все от Питера до Поволжья...народу сюда путь заказан" - то есть путь запрещен или невыгоден. Но чиновникам никак не обойтись без простых работяг (народа) на такой огромной территории. Сильным мира сего кто-то должен помогать, выполнять черную работу.

"бил по коричневым "барханам" трубой" - такой примитив вряд ли может сохраниться в будущем. Приборы для обнаружения пустот в грунте, насколько я помню, уже существуют.

"пустоты кроятся" - не кроятся, а кроЮтся.

"что такое душа? - задал я каверзный вопрос." - ответ на этот вопрос знали со времен Иисуса. Какой же он каверзный?

"слой ржавчины отвалился и разломившись, рухнул в пыль" - слой отвалился, значит, уже упал вниз. Тогда выражение "рухнул в пыль" - лишнее.

"Нас словно окатило ледяной водой" - написано так, будто герой чувствует все за двоих. Ему бы в своих ощущениях разобраться.

"холодок просочился сквозь комбинезоны" - до этого было "нас словно окатило ледяной водой". Резкое наступление холодка, а потом опять холодок, просачивающийся. Образ повторился, разве что с другой динамикой. Можно было придумать что-нибудь пооригинальнее или вообще отказаться от одного из холодков.

солнечные лучи, застревающие в острой...пыли" - очень странное прилагательное для пыли. Даже в переносном смысле пыль не может быть острой.

"в здании царил черный мрак" - и без прилагательного понятно, что мрак непроглядный.

"Фонарики выхватывали крупные тушки мокриц" - фонарики не оживают и не выхватывают бог знает, откуда мокриц. Есть похожий литературный прием, но сначала надо было подумать, как это изобразить.

"Моя помощница к ним уже давно привыкла" - наречия "уже" и "давно" не сочетаются.


Далее по тексту - остальные просчеты разного калибра. Логические недоработки, недостаток знаний, орфографические ошибки. Даже не верится, что рассказ писал филолог. Если все анализировать и записывать, можно ковыряться целый день. У меня на это времени нет.

Сюжет вряд ли оригинален. Некая сущность уже много раз вселялась в машины, например, в книгах Стивена Кинга и Роберта Шекли.

Текст перегружен лишними предложениями, словами.

В концовке - сплошные вопросы, ничего определенного, призыв верить, а не узнавать.

Григорий, прежде чем бранить работу другого автора, разберитесь со своими рассказами.
DaraFromChaos # 23 мая 2015 в 14:46 +3
Гриша, ради всех демонов Хаоса, не удаляй этот комментарий!!!
Это же шЫдевра!!!
Я так хохотала rofl
Славик Слесарев # 23 мая 2015 в 17:00 0
"что такое душа? - задал я каверзный вопрос." - ответ на этот вопрос знали со времен Иисуса. Какой же он каверзный?
- Вам известен ответ? - Расскажите!!!
Григорий LifeKILLED Кабанов # 23 мая 2015 в 18:48 +1
На всё перечисленное у меня есть отличная отмазка.

Я НЕ ФИЛОЛОГ! v Ля-ля-ля-ля-ля-ля laugh

Подробнее - читайте ниже.
0 # 2 июля 2015 в 13:40 +2
А я - филолог. И я тебе врежу за "привЕдения" и прочие прелести незнания грамматики. Когда нахохочусь вдоволь над длинной шЫдеврой выше. rofl
0 # 3 июля 2015 в 18:17 +2
Да-да, Аагира к привЕдениям относится... Просто относится))
Жан Кристобаль Рене # 23 мая 2015 в 10:31 +3
А мона вопрос? Чиста для самообразования. Как в настоящем времени будет слово "прогнил"? Я, в силу слабого знания языка, ломал голову всё утро.(
По сапогам, на мой взгляд, можно и так, и этак, хотя, не скрою, у Александра фраза получше получилась.
В вихре вальса!
Дырявую! Гриш, блин реально вычитать надобно, я думаю надо тебе попросить уважаемого Сергея внести коррективы в текст.
Насчет актов в корне с Александром не согласен. Здания достались человечеству как наследие былой эпохи, и логично проверить - годны ли они для какой-либо деятельности или нет.
"ластик"-иносказательно, можно было бы вместо "будто" написать "словно", но и так неплохо.
Так праздношатающийся народ и обслуга - разные вещи!
По трубе но коммент, потому как не располагаю сведениями(
Кроются - вычитка!
Душа - таки загадка, никто определенного ответа на неё не имеет
Насчет отвалился - тоже ляп, но исправимый вполне
По холодкам и ледяным водам, думаю, от восприятия зависит, я тут не споткнулся, читая
Вот острой пылью, Гриш, убил наповал! Я эту прелесть, когда читал тогда, не заметил, увлекшись интересным повествованием. Когда будешь править текст - не стирай! Это же гениальная, мозговышибательная фраза!
Непроглядный мрак, или просто мрак
Лучи фонариков!
Уже давно его преследовали неясные ощущения. "Пора в туалет" - догадался Сушкин. Не намально сочетается.)
Вывод: критика в некоторой степени оправдана, хотя я помню, что Гриша писал эту работу довольно спонтанно, и поспешил выложить, не вычитав. И работа сразу пошла в выпуск, где он был лишен возможности это сделать. Но часть критики не актуальная, продиктованная обидой уважаемого Александра. Я противник подобных обидок - они не позволяют трезво оценить произведение. Думаю, ребят, раздувать конфликт - себе дороже! Извините, что стока понаписал)
Григорий LifeKILLED Кабанов # 23 мая 2015 в 19:04 +2
По поводу холодка и ледяных вод. Герой рассказывает историю, произошедшую ранее. Логично же, если перед рассказом он спросил у напарницы, что она чувствовала в тот момент, отсюда это и узнал?

Острая пыль... Чёрт, ну если бы они её вдыхали, то ладно. Можно почувствовать, что она вгрызается в лёгкие. Но они же были в противогазах! Надо будет над этим подумать smile Ох, я же теперь не усну...

Для меня этот рассказ - вообще тайна. Я почти не помню, что меня сподвигло его написать. Просто стукнула в голову идея, я настрочил рассказ. До сих пор не знаю, хороший он или плохой.

Описания - ну, навеивал атмосферу, по три раза писал одно и то же разными словами. По этой же причине мрак у меня чёрный, а темнота - непроглядная, и всё в таком духе. Знаете ли, приёмчики из ужастиков - это вам не голливудский низкосортный боевичок про ЛОВУШЕЧНЫЙ ЛАБИРИНТ. Я хоть такими "грязными" способами, но добивался каких-то эмоций и проявлял к декорациям повышенное внимание, это же атмосфера.

Далее - рассуждения какие-то. Скучные или нет? И если не скучные, то почему? А если скучные, то как это столько народа через них продралось? Далее нагнетание, призраки. Тут я писал на автоматизме, уже готовыми фразочками, потому что уже столько всего на эту тему написал в ранние годы.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 23 мая 2015 в 18:51 +2
По отзыву Александра Рубиса.

Спасибо, что прочитали! Надеюсь, всё же мой рассказ вас развлёк. Если он вам и не понравился, то надеюсь, хоть процесс составления рецензии вас позабавил.

Частично я согласен, стиль можно было бы получше вылизать. Если честно, вылизывать можно до бесконечности. Что касается этого рассказа, я перечитал его всего три раза и выложил почти сразу же, как написал. То есть толком-то и не вылизывал (обленился!). Хотя даже если бы и отредактировал его раз десять, вы всё равно нашли бы, к чему "прикопаться". На то и нужны редакторы - в одиночку многих недочётов просто не видишь.

С другой частью претензий по стилю я не согласен. Они неправильны. То есть были, в принципе, верные замечания, а были и не верные. Те, кто УМЕЮТ, те уже всё увидели ваши ошибки при рецензировании, а вас переубеждать не удастся, поэтому перечислять их не буду.

По поводу вопросов. Есть такая фраза одного великого литератора: "Вы задали ПРАВИЛЬНЫЙ ВОПРОС". В данном случае это - послевкусие, то есть призыв к тому, чтобы читатель сам что-нибудь домыслил. Не важно, что. Главное, чтобы домыслил и сделал какой-нибудь важный для себя вывод.

Мораль такая: если искать косяки в стилистике, можно отыскать их везде. Я это всегда знал, и без вашей рецензии.
Павел Пименов # 30 мая 2015 в 15:44 +3
"Таступила тишина"
"- Классно, - судя по звукам, девушка улыбалась до ушей" - это что же за звуки такие???
"сказал я то ли в шутку, то ли всерьёз" - странно фразу от первого лица наделять неуверенностью. Во всяком случае не такой фразой. может, лучше так - "полушутя"? или что-то подобное?
"Да кто я такой?.." - это к чему бы? только что обнимался, а теперь разыгрывает пастуха и принцессу? Она же его помощница. Неудачная фраза.
"прочитал я на одном пятен, искривленных крупными волнами, словно находилось ОНО где-то под поверхностью воды" - пропущено оно.
"Голос любимого, который ради неё погиб." - враки, он погиб не ради неё, а просто от тоски.

Отличная история, очень понравилась атмосфера, описания завода. Любовь двух агрегатов - это супер.
Но в конце и в диалоге про гравитацию многовато слов-реплик. Как-нибудь это ужать без потери смысла, ёмкости добавить - тогда будет мегасупер вообще.
Григорий LifeKILLED Кабанов # 3 июня 2015 в 20:44 +3
Огромное спасибо! v

По поводу "придирок" я подумаю, когда смогу взглянуть на рассказ непредвзято, то есть чуть попозже :)

Неуверенность от первого лица - я так иногда делаю, потому что сам в себе неуверенный. Особенно когда то ли хочется написать рассказ, а то ли и не хочется, потому что лень smile И вот думай, что у меня в голове. Кто-то жалуется на женскую логику, а мне бы свою до конца понять для начала laugh
0 # 2 июля 2015 в 13:45 +2
Согласна полностью. И про "любимого, который ради нее, тра-ля-ля" - это точно придирка. look Легко проверить: вычеркни то, что "лишнее" и смысл фразы поменяется.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев