1W

Рецензия на роман "Аэлита" Алексея Толстого

в выпуске 2014/08/14
4 апреля 2014 - Катя Гракова
article1677.jpg

В адрес знаменитого фантастического романа Алексея Толстого сказано много хороших слов, причём слов правильных. Эта вещь, прочитанная своевременно, способна увлечь и восхитить. Однако она же способна и напрячь, ибо, в отличие от середины и развязки, начало её изложено языком техническим, а потому в чём-то сухим. Все эти описательные приёмы, через которые перед читателем появляется космический корабль-яйцо… знаете, начало слишком отягощено подробностями создания подобной техники, и лично я нашла его скучным. Я допускаю, что оно представляет интерес для людей иного склада ума, причём для большей половины человечества, но я, хоть и считаю это произведение классикой, всё же не причисляю его к классике без упрёка. Опять же, делаю это только потому, что прочитала его впервые, значит, в какой-то мере более сознательно, чем если бы за плечами было прочтение этого романа в 15 лет.

То, что Марс интересовал не только Э. Р. Берроуза, уже ясно. Другое дело, что у Берроуза его Картер попал на Марс, а там — в переплёт, и это было развлекательное чтение, а «Аэлита» скорее социально-философская вещь, где не последнее место отведено речам одного из главных героев о силе РСФСР. Времена, в которые создавался роман, давно прошли, и прошла гордость за свою родину (если не у всех, то у большей части страны), и речи этого героя кажутся, мягко говоря, наивными. Мол, русские первые попали на Марс, надо его за собой утвердить. Присоединить к РСФСР… Печально, что эта патриотичность ушла вместе с тем временем, но с собой ничего не поделать — как нас воспитали, так мы и воспринимаем литературу. Вот почему я указываю на излишне громкие слова героя о его стране.

Надо сказать, что хотя вещь эта и небольшая, втянуться я долго не могла. Патриотичные русские герои казались мне потерянными. У одного не клеится, у другого ушло. За ними и следишь, и тишком морщишься: как же можно лелеять это подвешенное состояние?! Решение лететь на Марс избавляет их и читателя от мук, и в дальнейшем они проявляют себя, только когда попавшие на Красную планету путешественники обозревают окрестности. Опять те же описательные методы, которые окрашивают открывающуюся картину в один тон. Марс обитаем, вот что нам прежде всего удаётся узнать.

Дальнейшее столкновение с марсианами, жизнь среди них, изучение марсианского языка и знакомство с представительницами прекрасного пола изложены гораздо живее. События раскрываются по нарастающей. Та самая Аэлита появляется в жизни одного из героев и воплощает не только идеал его грёз, но и мечту человечества о встрече с разумом вне Земли, мечту о полётах за пределы Земли, мечты о Космосе. После этой встречи роман читается на одном дыхании.

Что удивило: попытка автора нарисовать инопланетную расу на основе собственного народа. Кроме издаваемых звуков, марсиане ничем не отличаются от русского крестьянского народа, менталитет их ровно таков же, как у любого русского. Попытка главных героев помочь представителям бедных классов свергнуть власть имущих вызывают улыбку недоумения. История России дубль два?

Можно говорить об этом произведении и говорить, находить общие черты с другими фантастическими романами, сравнивать методы преподнесения героев и событий, но я постараюсь раскрыть главное: когда бы вы не прочли этот роман, вас всегда будет преследовать трагедия Аэлиты и её возлюбленного, и вы точно будете знать, что настоящая любовь бессмертна. И голос её может донестись до вас даже сквозь межпланетное пространство.

Рекомендую любителям классики с ностальгической нотой.

Похожие статьи:

РецензииРецензия на рассказ "Пугало"

Рецензии"Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв

РецензииРецензия на рассказ Г. Неделько "Бумеранг-3000"

РецензииРецензия на рассказ Ермаковой М. "Барбосса Капитана"

РассказыМесто на кладбище

Рейтинг: +5 Голосов: 5 3736 просмотров
Нравится
Комментарии (12)
Григорий Родственников # 15 апреля 2014 в 12:38 +4
Катюш, спасибо за эту рецензию. По сути это одно из первых нф романов российских писателей. И надо к нему относится должным образом. Это же 22-23 гг. Конечно, ностальгия, ведь Толстой тосковал по Родине, находясь за границей. Я его прекрасно понимаю. А нравится или не нравится - решать читателям. При жизни автора, многие ругали Аэлиту. Бунин, например, сказал, что это дрянь и бульварщина. А кто-то и сейчас восхищается.
Все люди разные laugh
Катя Гракова # 15 апреля 2014 в 12:42 +3
Спасибо за комментарий, Гриш. Как только я вместе с героями оторвалась от Земли, я сразу же перестала гундеть, уверяю тебя)))) Однако я никак не могла отделаться от ощущения, что из всех героев романа мне наиболее близка сама Аэлита, а не мои соотечественники. Тут, видишь, никак не удалось абстрагироваться от времени, через призму которого читается роман. Будь я чуточку умнее или образованее, то я бы сумела посмотреть без шор на эту трагедию.
0 # 14 августа 2014 в 10:12 +5
Я Аэлиту в глубоком школьном детстве читала. Поэтому коммунистические отступления не резали тогда глаз)
Сюжет Аэлиты простой, без излишней вычурности и сложных переплетений. да, есть немного сопливости как в книгах для женщин, но это не мешает наслаждаться описанием иного мира и раскрытием всяческих тайн. Однако подумалось, что если бы экранизировать этот рассказ сейчас, вышло бы очень хорошо, со всеми спецэффектами, ибо старый фильм мне не нравится.
Катя Гракова # 14 августа 2014 в 18:24 +2
А я и старый фильм не смотрела, бесстыдница
DaraFromChaos # 14 августа 2014 в 11:49 +6
Знаешь, Катюш, то, что ты сказала об идеологической направленности "Аэлиты", можно ведь распространить на многие произведения эпохи СССР. Например, практически на все романы моего любимого Ефремова. Того же Беляева. Или некоторых вещей у Стругацких (оффтоп: ты таки "Понедельник" прочитала? stuk Если да, то где рецензия? Если нет - то как посмела!!! rofl ).
Для меня: сейчас все эти коммунистические и патриотические отсылки воспринимаются с милой ностальгией. В детстве больше захватывал сюжет. А "уря-уря" проходило фоном. Собственно, многие из нас с этим фоном и выросли, потому и не "включались" в него.
Скажу только, что моя доча - дитя совсем уже не советской эпохи - читала "Аэлиту" и плакала. Ну... девочкам положено... Бывает
И многие "мои" советские книги на нее тоже произвели сильно впечатление.
А когда я спросила: "Не мешала ли тебе идеологичность?", она ответила: "Сначала немножко мешала. А потом, когда уже втягиваешься, воспринимаешь это как ту же антиутопию, что и у Оруэлла или Замятина".
Мдя... антиутопия... Вот ей увиделось так.
Еще дите, уже подумав, заметила, что благодаря таким книгам (как и Шолохову, и Горькому, и Ильфу и Петрову, и даже - для нее - "Петру Первому") та эпоха понимается гораздо лучше и глубже, чем благодаря публицистам или историкам.
Катя Гракова # 14 августа 2014 в 18:26 +2
можно ведь распространить на многие произведения эпохи СССР
Согласна. Только в "Аэлите" меня этот момент напрягал, и я не могла обойти его вниманием.
Антиутопия?.. Ну, а почему бы и нет? Там столько всего (как в любой хорошей книге)!..
Galileo # 17 ноября 2014 в 12:37 +3
Катя, прекрасная рецензия. Современная. Этим особенно интересна и ценна! Во многом согласна с вами.
А мне в "Аэлите" больше всего нравятся "Рассказы Аэлиты". Если и стану перечитывать, то прежде всего их.
Катя Гракова # 18 ноября 2014 в 15:30 +2
Спасибо zst Я про рассказы даже не слышала. Надо посмотреть hoho
Galileo # 18 ноября 2014 в 16:17 +3
Да, там она рассказывает о Марсе. Красивые мифы. Тума, Цветные книги...
DaraFromChaos # 18 ноября 2014 в 16:36 +3
а у меня они в той же книжке, где и сам роман )))
так что сразу читала
Galileo # 18 ноября 2014 в 17:37 +3
Да, конечно, Дара, это же просто две главы
0 # 26 сентября 2015 в 15:19 +2
Этот роман - одна из первых книг для многих читателей моего возраста. Читал я его ещё совсем мелким - и 10 не было, когда в книге про Марс прочитал сначала кусочки "Аэлиты" в главе "Марсиане - друзья?" К слову, соседняя глава называлась "Марсиане - враги?" и в ней были выдержки из Герберта Уэллса, "Война миров"... Вскоре после того я прочитал оба романа. Уж и не знаю, который больше понравился.
Собственно, перечитывал "Аэлиту" несколько раз в разном возрасте. И, естественно, воспринимал каждый раз по-новому... Сейчас он воспринимается как исторический, описывающий ту эпоху.
Кстати, есть у Василия Головачёва книга - "Магацитлы". Дань памяти в своём роде. От современного фантаста - Алексею Толстому.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев