Интервью с Верой Петрук
в выпуске 2017/06/15Интервью опубликовано 3 мая 2017 г. в группе ВК "Этичный маркетинг". Говорим о книгах, издании и способах продвижения молодого автора. https://vk.com/ethical_marketing?w=page-135733677_52911824
1. Вера, расскажи о себе нашим подписчикам
Здравствуйте! Спасибо, что пригласили на интервью. Про себя рассказывать труднее, чем придумать фабулу книги. Живу во Владивостоке, это морской порт на Дальнем Востоке России, поэтому море в моей жизни было всегда. По образованию я историк и переводчик английского, но по специальностям работала недолго. После университета часто приходилось переучиваться и приспосабливаться к разным видам работ, попробовала себя и в преподавании, и в коммерческой деятельности, и в третьем секторе. Мне нравится работать с людьми, реализовывать творческие проекты, доводить дело до конца.
Сейчас работаю в области рисования и фотографии - ни за что бы не поверила, если бы мне сказали об этом лет десять назад. Всему учиться пришлось самой, никакие курсы не заканчивала, хотя мне помогала сестра - профессиональный художник. Как фотограф, предпочитаю работать с предметами, специализируюсь на винтажной, мистической фотографии. Еще в моей жизни есть йога, которую считаю замечательной практикой, позволяющей поддерживать здоровье, однако я далека от ее духовно-идеологической составляющей. Люблю печь, экспериментировать с ингредиентами, никогда не следую рецептам, поэтому у меня не бывает одного пирога :) Люблю свою семью и кота Леопольда, который залез к нам в окно за колбасой семнадцать лет назад, да так и остался.
Еще я заядлая киноманка. Лучший отдых для меня - сходить в кино, почувствовать атмосферу зала, насладиться тем особым предвкушением, который накатывает на зрителя, когда на экране только появляется название фильма, и идут первые кадры. Каким-то чудом меня «пронесло» мимо геймерства, потому что тогда я пропала бы для мира окончательно и бесповоротно. К компьютерным играм отношусь нежно и трепетно, люблю смотреть их прохождения. Ну, а в старости, думаю, я стану вредной старушкой, пропадающей на своем огороде с пряностями, потому что страсть к выращиванию трав и растений у меня в крови.
2. Как ты пришла к писательству?
В детстве сочиняла разные истории про шпионов, потому что писать мне нравилось чуть больше, чем играть в Барби. В школе я не пользовалась популярностью среди одноклассников, и чтобы повысить самооценку, писала рассказы про крутых героев, в которых видела себя. В университете бывали лекции, на которых сочинить что-нибудь приключенческое казалось куда забавнее, чем слушать «говорящую голову» - так мы называли преподавателей, которые не готовились и монотонно зачитывали куски текста из учебников. На работе, в офисе, в свободное время я предпочитала писать свой первый роман, чем играть в пасьянс, как делали многие коллеги. Поэтому все произошло постепенно, но, видимо, тяга к писательству была у меня с рождения. Когда я долго не пишу, мне плохо на физическом уровне, как ломка у наркомана.
3. Кто является для тебя примером (на кого ты ориентируешься, кого читаешь, у кого учишься)?
Обычно, в первую очередь, я вспоминаю писательницу Робин Хобб, которая когда-то поразила меня своей «Сагой о видящих» настолько, что мне захотелось сотворить нечто подобное. Я выросла на приключенческих книгах об индейцах, первооткрывателях, путешественниках, в детстве зачитывалась Василием Яном, Ниной Соротокиной, Киром Булычевым. Люблю сказки и мифы народов мира, уважаю таких авторов зарубежной классики как У. Уитман, Дж. Сэлинджер, О.Генри, Дж. Фаулз, Э.Бронте, Э.Ремарк, А. Дюма, Умберто Эко. Из современных писателей-фантастов, помимо Робин Хобб, люблю Дэна Симмонса, Марию Семенову, Джо Аберкромби, Майкла Муркока, Лоис Буджолд, Анджея Сапковского. Это звезды на моем небосклоне, к которым всегда буду тянуться. К сожалению, сейчас круг авторов, которых я читаю, сузился по причине острой нехватки времени. Читаю, в основном, документальные статьи и энциклопедические материалы, которые необходимы для достоверного описания создаваемых мною миров. Стыдно признаться, но с произведениями многих современных популярных авторов знакомлюсь уже на экране, когда прихожу в кино на экранизацию очередного мирового бестселлера, а это, конечно, далеко не книга. Мечтаю о времени, когда не буду заниматься ничем кроме чтения. Насобираю в свою электронную читалку (увы, но бумажные книги практически уже не читаю) штук сто разных книг и исчезну для мира, пока все не одолею, потому что книжный голод, порой, куда сильнее, чем тяга к сладенькому.
Однако вернусь к вопросу учителей и наставников.
Это не только писатели. Например, я глубоко уважаю альтруистов. Тех, кто способен забыть о себе, подавить «эго», пожертвовать всем ради других. Я никогда не смогу пройти их жизненный путь, повторить то, что делают они, но, когда оказываюсь на перепутье или в сложной ситуации, их пример помогает не ошибиться. Чаще всего, я вижу их истории в социальных сетях, в новостях, и складываю себе в копилку - вот оно человечество. То самое, у которого следует учиться.
4. Где ты черпаешь свои идеи? Что или кто является твоим вдохновителем?
Говорят, все сюжеты уже придумали, и ничего нового не изобретешь. Это как салат оливье, который каждая хозяйка готовит по-своему. Вроде бы блюдо одно и то же, но кто-то украсит иначе, другой ингредиент заменит, третий соусом новым зальет. Глядишь - новое блюдо, попробуешь - все это уже было :) У меня так же. Когда приступаешь к книге, сначала думаешь, на что это может быть похоже в целом. На приключения в стиле Роберта Говарда или на похождения Анжелики от Анн и Серж Голон? А может, вообще, на Лавкрафта? Затем добавляешь индивидуальность - выдумываешь персонажей, мир, сюжетную линию. Готовишь новый соус и стараешься замаскировать все так, чтобы читатель аналогов не увидел, но сам-то знаешь: все это уже было :) При этом я стараюсь избегать шаблонных поворотов сюжета и типичных героев, хотя бы потому, что это элементарно скучно.
Идеи рождаются внезапно, но могут жить в голове писателя очень долго, да так и остаться в ней, если не случится внешнего фактора (например, конкурсы), который заставит автора сесть и изложить все на бумагу.
У каждого писателя свои вдохновители. Если моя муза заснула, мне нужно срочно поехать к морю или в лес, посмотреть суперкино, пусть и сто раз уже посмотренное (например, старые «Звездные Войны» или любой комикс от Марвел/DC), заняться спортом, помыть полы в доме (я обожаю наводить порядок, особенно мыть полы) или послушать хорошую музыку. Для меня это - Enigma, Lisa Gerrard, современный инструментал, Muse или эпическая музыка типа Two Steps from Hell. Тогда мысли начинают работать в правильном направлении, и муза возвращается.
Бывают, конечно, времена, когда ничто не помогает. Александра, моя сестра, как-то сказала по этому поводу: вот ты на волне, она высоко, и тебе хорошо. Вот волна начинает спадать, и ты падаешь вместе с ней. Потом оказываешься между волнами и замираешь, с нетерпением ожидая следующую волну. Но она может и не подняться, потому что есть такое явление, как штиль. Тогда ты просто лежишь на воде, а может быть, даже слегка тонешь. Но ведь ты на море и знаешь, что когда-нибудь новая волна обязательно придет. А вот еще хорошая африканская поговорка из той же темы: «Жизнь полна поворотов, зигзагов, взлетов и падений». Такие мысли очень помогают пережить творческий кризис.
5. Как становятся писателем?
Если речь о практических советах, то поделюсь тем, что помогло писать лично мне. Однако у каждого автора свой путь и свои методы.
В первую очередь, это писательская дисциплина. Нужно ценить свое время. Если вы каждый день строчите на форумах многобуквенные комментарии, вы не станете писателем, потому что вместо того чтобы написать главу, вы потратили время на флуд. Такие моменты не замечаются, но они очень важны. С социальными сетями то же самое. Дисциплина подразумевает и правила. Например, установить минимальный объем, который нужно написать за день. К правилам добавьте исключения, чтобы не загнать себя в творческий тупик. Если не получается глава, напишите хотя бы строчку, не выходит строчка, откройте файл и перечитайте написанное. Подумайте, набросайте в черновик пару мыслей. То есть, работайте ежедневно.
Я не знаю ни одну сферу деятельности, где можно получить хороший результат без практики (художественную абстракцию в счет не берем). С писательством так же. И я не верю, когда люди говорят - не умею. Не умею писать, не умею рисовать, не умею вышивать крестиком. Всему можно научиться, если делать это каждый день - упрямо, не обращая внимания на критику, слушая только собственное сердце.
Еще один момент, важный для становления писателя - грамотность. Для графомана простительно не уметь расставлять запятые, но для писателя - нет. Даже если вы не помните школьную программу, всегда можно купить учебник русского языка и прочитать его заново. А к нему добавить пару полезных книжек, например «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Профессиональным корректором вы не станете, но уважение к себе самому гарантированно добавиться.
Писатель должен держать глаза и сердце открытыми. Ваш идеальный сюжет может быть везде - когда вы выносите мусор, идете гулять с собакой, глазеете на проезжающий мимо автобус с рекламой на борту, смотрите новый боевик. Речь идет не о плагиате, а о вдохновляющих образах, которые всегда рядом.
Тому, кто хочет стать писателем, я бы дала еще такой совет. Читать теорию, о том, как писать - нужно и важно, но делать это стоит после того, как вы набили хотя бы пять авторских листов текста. Вначале - практика, много практики, потом теория. Большинство начинает с графоманства. Потому что иначе все эти правила, советы и рекомендации могут стать непреодолимым барьером, и вы так и не решитесь написать первое предложение.
6. Какой путь должен пройти писать, чтобы его издали? Что для этого надо – связи, деньги, талант? Как издатели делают выбор в пользу того или иного автора и чем жертвует автор в начале своего продвижения и работы с издательствами?
Начну с того, что я неиздающийся автор. В 2014 году, дописав четвертую книгу «Саги о халруджи», я влилась в армию сетевых писателей. Синопсисы и тексты книг отправляю в издательства регулярно, но ответ один: рукопись некоммерческая. Раньше расстраивалась, сейчас подхожу к вопросу по-деловому. Если хочешь на бумагу, пиши то, что не будет лежать на складе нераспроданными тиражами. Иными словами - надо работать в тренде, следить за сериями издательств, отвечать потребностям массовой читающей аудитории. Потому что для неиздающегося автора, особенно если он работает в таком жанре, как фэнтези-фантастика, шанс попасть на бумагу только один - писать в мейнстриме. Альтернативные варианты здесь не пройдут.
Я не верю, что деньги и связи играют первостепенную роль для издания. Талант - да, потому что, даже если вы пишите в мэйнстриме, делать это надо так, чтобы выделиться на фоне остальных авторов.
Недавно читала интервью с редакцией издательства «Эксмо». Вопрос был такой: правда ли, что вы читаете весь самотек рукописей, который поступает по электронной почте. Оказалось, правда - читают. Сначала читают синопсисы (это краткий анализ-изложение вашей книги); если синопсис заинтересовал, составляется рецензия по рукописи; она вместе с синопсисом попадает на стол главному редактору, который, если соглашается, выдвигает предложение об издании на редакторский совет. Процесс безумно долгий. Издательство «АСТ» обычно рассматривает мои рукописи где-то три месяца, потом пишет - не подошло, у «Эксмо» на аналогичный ответ уходит до полугода.
Еще один важный момент, который влияет на решение издательства, это популярность начинающего автора в сети. Даже если главному редактору роман пришелся по душе, но анализ популярности писателя в сети показал, что читают его мало, статистика бедная, решение редакционного совета, скорее всего, будет отрицательным.
Модная тенденция всех издательств сегодня - проводить конкурсы среди начинающих авторов на литературных порталах. Победителя выбирает редакция издательства по тем же параметрам (синопсис, качество текста), но немаловажным фактором является и то, как автора читали, комментировали, оценивали в ходе всего конкурса, какое количество запросов по его имени в сети, сколько человек в его группе (если есть) и т.д.
К примеру, я сейчас участвую в подобном конкурсе с романом «Пока дремлют аспиды». Конкурс проводится на сайте Продаман.ру издающимся автором Ириной Котовой совместно с издательством АСТ под уже существующую серию «Другие миры». Участвуют романы жанра любовного фэнтези с наличием магии в сюжете. Рукопись не обязательно должна быть полностью дописана сейчас, главное - успеть к окончанию конкурса. Проголосовать за мой роман «Пока дремлют аспиды» можно здесь https://prodaman.ru/Vera-Petruk/books/Poka-dremlyut-aspidy, буду благодарна любой поддержке.
7. Как ты себя продвигаешь (интернет, встречи с читателями, что-то иное)? Сколько времени надо, чтобы стать заметным читателю?
Я довольно пассивный писатель. Если честно, то мне нравится писать и совершенно не нравится быть при этом литературным агентом, маркетологом и специалистом по рекламе в одном флаконе. Но, увы, это реалии сетевого литературного рынка сегодня. Нельзя сидеть на стуле ровно. Нужно быть активным на литературных порталах, общаться со своими читателями, быть заметным в социальных сетях, участвовать в конкурсах, вести блоги, сотрудничать с художниками, композиторами. Существует много рецептов и рекомендаций от настоящих профессионалов по раскрутке авторов в сети. У меня хватает времени и сил только на группу ВКонтакте «Книги Веры Петрук» https://vk.com/clubverapetruk и на небольшую активность на нескольких сайтах, где публикую свои произведения (Фатастика.рф, Самиздат, Лит-Эра, Фанбук, Продаман, Проза.ру).
То есть, мое основное продвижение - это интернет. Как и большинство сетевых авторов, я продаю свои книги в электронном виде через посредников, которые выставляют «электронки» на популярные площадки. Так, я работаю с «Ридеро», который продает мои книги на ЛитРесе, Озоне, Амазоне, ряде других площадок, а также с интернет-порталом «Призрачные миры» (ссылки есть в моей группе ВК).
Еще один метод продвижения - это аудиокниги. Я верю, что в будущем они займут еще более прочное место на литературном рынке, так как огромное количество людей не имеет возможность читать, «живя» на работе. Эти люди слушают аудиокниги. Поэтому я стараюсь переводить все свои романы в аудиоформат. В этом мне помогают замечательные мастера своего дела. Первая книга из «Саги о халруджи» была озвучена Геннадием Коршуновым (группа ВК https://vk.com/abook_korshunov), который также планирует работу с остальными книгами Саги. Фантастический шпионский боевик «Донор» был озвучен Машхуром Почоевым, который подарил свой голос рассказам из сборника «Смерти вопреки», а также новому роману «Иная Кровь», который скоро появится в моей группе и аудиобиблиотеках. Несколько других замечательных дикторов также озвучивали мои рассказы. Еще я сотрудничаю с композитором Владимиром Фритом, сочинившим удивительные по красоте саундтреки к аудиороману «Слепой». Немаловажную роль в деле продвижения моих книг сыграли великолепные обложки, созданные моей сестрой, профессиональной художницей Александрой Петрук.
Однако самое главное правило для того, чтобы стать заметным писателем - это писать. Регулярно, часто, много. Отвечая на последний вопрос, могу сказать, что я появилась в сети в 2014 году. Прошло три года, и вот я даю интервью, а значит, меня заметили.
8. Какова конкуренция среди писателей? Общаетесь ли вы между собой?
Писатели - очень дружные люди. По крайней мере, в той среде, где общаюсь я, редко встречаются завистливые товарищи или недоброжелатели. У меня много знакомых писателей, с которыми я «встретилась» на литературных порталах или в социальных сетях. Мы поддерживаем друг друга, помогаем, даем советы. Атмосфера всегда очень теплая. Конечно, на том или ином портале можно нарваться на грубый или цинично-ехидный комментарий, но обычно всегда понимаешь, что имеешь дело с новичком или графоманом, потому что человек, который настроен серьезно и не имеет цели поднять себе популярность за счет остроумных (а чаще нелепых) комментариев, напишет тебе в личку: «Вера, у тебя там слово пропущено, запятой нет, а здесь, вообще, косяк, потому что у кипарисов листья не растут» (был у меня такой прокол в третьей книге про халруджи). И ты напишешь ему: «Спасибо, друг, чтобы я без тебя делала» :)
9. Какие цели ты ставишь на краткосрочные перспективы, на долгосрочные?
Несмотря на то что я сама читаю только электронные книги, все же мечтаю о том, чтобы мои произведения когда-нибудь вышли на бумаге. Поэтому контракт с издательством был, есть и будет моей долгосрочной целью. Ну а в ближайшее время мне нужно дописать конкурсный роман «Пока дремлют аспиды». Обычно я разбиваю крупную цель на мелкие задачи, это помогает продвигаться быстрее. Так, я не думаю о том, что должна этим летом закончить роман на 15-20 авторских листов. Я думаю о том, что на это неделе должна закончить девятую главу. Кроме целей есть еще планы :) Они неопределенны и могут меняться. В этом году я планирую написать несколько рассказов в жанре ужасы-мистика, также задумалась о продолжении «Донора», а к осени хочу вернуться к «Саге о халруджи». Пока не знаю, что это будет - ряд рассказов про Арлинга или второстепенных героев, а может, подумаю о продолжении.
10. В чем основная сложность сейчас, в текущее время, для тебя, как для автора?
Отсутствие времени. Писательство - не основная моя профессия, большую часть времени приходиться зарабатывать на жизнь, на книги остается по два-три часа в день, а это очень мало. Плюс к тому, их надо не только писать, но, как я указывала выше, надо стараться быть «активным» автором, а значит, времени на сам текст остается еще меньше. Иногда реально хочется, чтоб в сутках было больше часов.
Еще одним вызовом для меня является малая форма. Я - романист, мне легко сочинять многобуквенные тексты, но вот написать рассказ - это вызов. Рассказ недаром считается зеркалом мастерства писателя. С большими текстами легко, потому что крупная форма дарит удовольствие «от процесса», а не «от результата», хотя последнее немаловажно. В рассказе главное - идея. Здесь нельзя плавно растечься мыслью на несколько десятков страниц. Нужно емко, увлекательно, содержательно передать основную мысль. Мастера малой формы, которые меня восхищают - Г.Ф. Лавкрафт и Генри Каттнер. Беру с них пример.
11. Можно ли автору зарабатывать только на своем творчестве?
Наверное, нет, хотя не могу говорить за издающихся авторов. Как-то слышала аудиоинтервью Дмитрия Руса, писателя жанра ЛитРПГ, его издают, у него огромное количество читателей, тем не менее, автор признался, что жить на доход от продажи книг невозможно. Для него (как, наверное, для большинства авторов, и сетевых, и издающихся) писательство - это хобби, которое иногда приносит приятные сюрпризы в виде финансовой поддержки. Как сказал английский писатель черного фэнтези Джо Аберкромби «пишу, для того чтобы было что почитать в старости». Думаю, истина где-то рядом :)
12. Кто твои читатели?
Никогда не проводила специально анализ целевой аудитории, но, в целом, могу сказать, что читают меня зрелые люди, как мужчины, так и женщины. Подростковую аудиторию еще предстоит одолеть. Видимо, для них нужно что-то полегче, или поинтереснее, а может, более типичное, не знаю, надо думать, учиться у популярных у подростков авторов. С другой стороны, всем мил не будешь.
С новым романом «Пока дремлют аспиды» хочу выйти на аудиторию женщин, читающих любовное фэнтези. Это очень активная категория читательниц, на данный момент - мой личный Эверест. Хотя признаю, что для того, чтобы выбиться в топы в этом жанре, нужно писать, прежде всего, эротическое фэнтези, к которому пока не готова.
13. Как в целом, в России обстоят дела с авторским правом и насколько текущее законодательство защищает авторов и помогает им?
Думаю, я не совсем компетентна в этом вопросе. Во-первых, не интересовалась, во-вторых, не сталкивалась. Хотя один случай нарушения авторских прав в моей жизни был, но конфликт быстро разрешился. Когда писала первый том «Саги о халруджи», дала почитать рукопись коллеге по работе на предмет ошибок. Коллега, восхитившись, дал почитать дочке, а та, восхитившись в свою очередь, опубликовала текст от своего имени на Самиздате. Я ничего этого не знала, и как-то утром очень удивилась, когда обнаружила «Слепого» на странице незнакомого автора слово в слово. К счастью, я сразу стала громко вопить и стенать по этому поводу, услышал коллега, что-то заподозрил, позвонил дочке, и к вечеру текст из сети был убран. По поводу защиты авторских прав неизданных авторов слышала, что нужно послать рукопись самому себе по почте с уведомлением и описью содержимого. В случае судебных разборок предъявляется конверт с отметками. На каждом литературном портале также есть указание о необходимости соблюдения авторских прав. В целом, как-то не очень глубоко интересовалась этим вопросом.
14. Что выгоднее для автора – публиковать электронные книги или бумажные?
Вопрос неоднозначный, каждый решает для себя сам. Однако все бумажные книги сегодня дублируются в электронных. Если книгу издали на бумаге, у вас сразу появится и ее электронная книга, на том же ЛитРесе. Что приносит больше дохода - «электронка» или доход с продаж печатной книги, зависит, наверное, от жанра, рынка и целевой аудитории. Например, однозначно доходы с продажи «электронок» на англоязычном Амазоне будут куда выше, чем продажи тех же электронных книг, но на русском ЛитРесе - при условии, что вы (или издательство) потратится на переводчика, и вашу книгу переведут на английский язык. Кстати, перевод рукописи - еще один хороший способ продвижения, потому что англоязычная публика куда более активно покупает «электронки», чем русскоязычная. Знаю со слов одного знакомого писателя, который издается на бумаге, но который также потратился на переводчика, опубликовал англоязычную «электронку» на Амазоне и очень доволен этим, так как книга даже выбилась в топы.
Неиздающийся писатель может также сам напечатать свои произведения и продавать их читателям, пересылая по почте. Или предложить в местные книжные магазины. Но информацией, насколько это выгодно автору, не располагаю, так как подобный проект требует больше первоначальных капиталовложений, чем издание и публикация электронной книги, и я к нему пока не готова.
Андрей Рябоконь # 7 мая 2017 в 20:43 +4 | ||
|
0 # 8 мая 2017 в 04:39 +2 | ||
|
Чертова Елена # 16 июня 2017 в 15:19 +1 | ||
|
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |