На «круглый стол» пришли, чтобы обсудить варианты развития человеческой цивилизации, писатели-фантасты, приехавшие в Екатеринбург на фестиваль «Аэлита».
Предсказуемо ли будущее?
На пресс-конференции, посвящённой «Аэлите», которая состоялась накануне нашего «круглого стола», писатель-фантаст из Новосибирска Геннадий ПРАШКЕВИЧ посетовал на то, что современных журналистов почему-то совершенно не интересует взгляд фантастов на будущее человечества. По этой причине ему дали слово первым.
— Конкретные события предсказать практически невозможно, ещё Станислав Лем говорил, что, строя модель будущего, мы тем самым делаем эту модель невозможной, — начал он не очень-то обнадёживающе. — Другой писатель — Артур Кларк — всё же сделал ряд предсказаний, но ведь из них почти ничего не сбылось. То есть предсказания на ближайшее будущее — вещь безнадёжная. Другое дело — тенденция, её можно уловить. Ещё за несколько месяцев до событий на Майдане я говорил с украинскими писателями о возможности войны на Украине, а потом понял: Майдан уже тогда был в головах...
Продолжил эту тему Игорь МИНАКОВ, писатель из Москвы, который на «Аэлиту» приехал как редактор издательства «ЭКСМО», отвечающий за фантастику:
— Предсказание будущего не является целью фантастической литературы. Другое дело, что апокалипсис описать намного легче, чем светлое будущее — это одна из причин, почему много «мрачной» литературы...
— Но мрачная литература тоже вполне имеет право на существование, — резюмирует ещё один участник «круглого стола», председатель оргкомитета «Аэлиты» писатель Борис ДОЛИНГО. — В конце концов, фантаст, создающий вариант апокалипсиса, тем самым предостерегает нас от такого варианта развития событий.
О предназначении писателя
Г.П.:— Но если фантаст не может предсказать будущее, возникает закономерный вопрос: для чего вообще нужен писатель-фантаст? Я на него себе отвечаю так: чтобы поддерживать в обществе уровень научной культуры. Я всегда говорю своим молодым коллегам-писателям: рассказывай, объясняй, выдумывай… Но никогда не ври!
Б.Д.: — Самое страшное, когда писатель не просто искажает факты, а делает это намеренно. Ведь у нас до сих пор принято верить писателям… Ну а кроме того, писатель обязан быть начитанным, должен следить за реалистичностью описаний, даже если в них есть фантастические допущения. Картина должна быть реалистичной: описывается ли атмосфера Титана или пистолет Макарова...
И.М.: — С точки зрения издателя писатель, конечно, может писать всё, что не нарушает уголовный и гражданский кодекс (например сейчас мат — это нарушение), лишь бы нравилось читателю… Но при этом настоящий автор, который пишет на века, обязательно имеет свой моральный кодекс, который транслируется в книгах. Тексты должны нести образовательную функцию: образованный писатель порождает образованного читателя.
И всё-таки — прогнозы
Г.П.: — Последний мой проект: серия книг об известных фантастах. Я пишу о Жюле Верне, Рэе Бредбери, братьях Стругацких, Станиславе Леме, о Джоне Толкиене… И наткнулся на очень необычный факт: все эти такие разные люди в конце жизни испытали разочарование в нашей цивилизации. Думаю, причина в том, что все они прочувствовали тот факт, что история человечества — это история войн и насилия, и в будущем нас ждёт то же самое, что не внушает оптимизма. Недавно вот, например, читал у Толкиена про орков и вдруг понял — новый президент Украины мыслит и говорит как орк: поневоле задумаешься о плохом...
Б.Д.:— Думаю, единственный способ не впадать в отчаяние — рассматривать человечество не как отдельные нации, а как единое общество.
Г.П.: — Столкновение культур, с сожалению, неизбежно, и выход найти очень сложно...
Но надежда должна оставаться. У нас был об этом разговор с Борисом Стругацким незадолго до его смерти. И знаете, что он мне сказал на прощанье? Он сказал: «А всё-таки, Гена, более прекрасной идеи, чем коммунизм, человечество пока не придумало!».