По мотивам поста Чарльза Моффата.
Как обычно в англоязычных источниках, под словом fantasy подразумевается и фэнтези-жанр, и НФ, и фантастические (не_реалистические) произведения. Поэтому переводила в зависимости от контекста.
Было бы здорово, если бы существовала книга по истории искусств, в котором фантастическому направлению отдавалось бы должное! Но, увы, такой книги нет.
Возможно, причина в том, что большая часть специалистов по истории искусства относится к «фантастике» несерьезно, или в том, что изучить это направление живописи сложно – слишком долгая у него история, и начинается она где-то в туманной дымке дописьменного фольклора, с рисунков неграмотных земледельцев.
Почему же мы с пиететом относимся к мифологическому и религиозному искусству, посвящаем этим жанрам многостраничные трактаты и длинные главы в специализированных изданиях, и забываем о фантастике? Это в высшей степени несправедливо.
Самое сильное впечатление на меня всегда производили именно фантастические произведения. И это не удивительно. Ведь в творчестве художников можно найти новые, необычные идеи, которые нам - простым смертным – и в голову не приходят. Поэтому я считаю непростительной глупостью игнорировать такой значимый сегмент живописного искусства, как обложки книг, иллюстрации к художественным произведениям и постеры к фильмам.
Я полагаю, что истоки фантастического искусства можно найти в искусстве религиозном: ангелы, демоны, боги, кентавры и другие фантастические существа есть и в христианстве, и в языческой мифологии.
Но в европейской культуре фантарт не был популярен до начала ХХ века, до тех пор, пока не появилась шелкография: благодаря этой технологии печать книг с иллюстрациями стала быстрой и дешевой. До 1907 г. украшать книги рисунками приходилось вручную.
Возможно, именно по причине дешевизны и простоты тиражирования фантастическое искусство с тех самых пор воспринимается как «низкое», популярное, несерьезное. В период неоклассицизма религиозная тема была одной из доминирующих в искусстве. В наши же дни серьезные художники обращаются к религиозным сюжетам только ради того, чтобы высмеять их (Маурисио Каттелан «La Nona Ora – Девятый час», 2000 г.). Можно сказать, что религиозное, мифологическое и фантастическое искусство снижены до уровня «фольклора», поп-жанра, представителям которого не суждено расписать фресками потолок еще одной Сикстинской капеллы. Ватикан не будет просить об этом молодых художников. Так что забудем.
Ранний фанарт – это иллюстрации к романам и рассказам. Художники искали вдохновения в книгах и НФ-журналах: The Avon Fantasy Reader, Weird Tales, Argosy Weekly, Famous Fantastic Mysteries, The Blue Book Magazine, The Popular Magazine, Amazing Stories, Fantastic Adventures, Unknown Fantasy Fiction, Future, Startling Stories, Fantastic Adventures, Unknown Worlds, Imagination, Imaginative Tales, Fantastic Novels, A Merritt's Fantasy Magazine, The Saturday Evening Post Fantasy Stories и Fantasy Magazine.
Можно сказать, что современное фэнтези- и НФ-искусство родилось в мире популярной литературы. Легендарные авторы - Роберт Говард (создатель Конана) и Дж.Р.Р. Толкин (автор «Властелина колец») - вдохновляли художников своими волшебными мирами и необычными персонажами более восьми десятилетий. И, конечно, самым ярким был Конан – брутальный, сексуальный, харизматичный, окруженный недостаточно одетыми рабынями и принцессами, падающими к его ногам, как спелые груши. )) Кстати, Конан – отличный пример того, как видится идеальный герой фантарта художникам-мужчинам.
Почтенный Дж.Р.Р. Толкин тоже любил рисовать придуманный им мир. Иллюстрации автора были только началом, маленьким ручейком, ставшим океаном рисунков и иллюстраций на тему Средиземья.
Как уже говорилось, фантастическое искусство имеет очень глубокие корни – в греческой мифологии, истории христианства, китайском фольклоре, африканских мифах и магических суевериях разных народов. Наши музеи – лучшее тому доказательство: залы полны скульптур, ваз, барельефов с изображениями богов, драконов, адских демонов, духов, привидений, персонализованных сил природы, ангелов и бессмертных героев. Фантастическое искусство – это наблюдения одаренных богатой фантазией художников за живой природой, наблюдения, смешанные с воображением. Вы просто берете мир таким, каков он есть, и добавляете в него причудливую, нереальную, фантастическую, сновидческую, мечтательную составляющую – по вкусу.
Всем известный голландец Иероним Босх был, пожалуй, одним из первых фантастических художников. Он жил и творил в 1500-е гг., и создал чудесный, ни на что не похожий мир, совершенно не похожий на те миры, которые были созданы его современниками в согласии с принятыми канонами.
С появлением фотографии и цифровой печати художники получили возможность освоить новые жанры: так возникли экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, фантастика и сюрреализм. Угол зрения сместился: теперь не обязательно было ограничивать себя реализмом и картинами исторических событий или реальных персонажей. Художники занялись изображением невиданного (и спасибо за это их собратьям из лит. цеха), рожденного воображением. В наши дни фантарт по-прежнему популярен, художники-профессионалы и любители могут пробовать свои силы в жанрах НФ, сюрреализма, живописать мифологические сюжеты, пугать зрителей необъяснимыми, таинственными и запрещенными темами.
Темное фэнтези – очень популярная тема в искусстве: как для художников, так и для ценителей жанра, которые имеют возможность беспрепятственно погружаться в ужасающие глубины темных страхов и желаний. Вампиры, демоны, готическое искусство, викканство, язычество, хорроры и темный сюрреализм не перестают волновать воображение зрителей.
Драконы тоже пользуются немалым спросом. Древних мифов, легенд и современных историй о драконах более чем достаточно, так что вполне понятно, почему художники и писатели не оставляют мудрых ящеров в покое.
В 1923 г. был основан журнал Weird Tales (первый журнал, печатавший рассказы в жанре фантастики). Популярные журналы с похожей тематикой, включая Sword and Sorcery, появлялись и в последующие годы в США и Великобритании. Эти издания сыграли немалую роль в популяризации жанра фантастики. Кроме того, именно они поспособствовали объединению фэнтези и НФ в единое целое. Такие авторы, как Кларк Эштон Смит, Фриц Лейбер, Рэй Бредбери и Лавкрафт, - начинали свою карьеру в «попсовых» периодических изданиях.
Примерно в это же время в Sword and Sorcery появляются первые работы Роберт Говарда. К 1950 г. сформировалась аудитория журнала, а у Конана Варвара, Фафхрда и Серого Мышелова появились многочисленные поклонники. Произведения Говарда, в особенности истории о Конане, оказали немалое влияние на формирование поджанра «меча и магии» - повествования о смелых, необычных, куда более ярких, чем реальная жизнь, приключениях. Пожалуй, это по-прежнему самые читаемые произведения в жанре фэнтези после романов Толкина.
Повествование Лейбера особенно примечательно своим реализмом – в происходящее веришь по-настоящему, каким бы странным и необычным оно ни было. Как Моррис и Эддисон, Лейбер опирался в творчестве на легенды и фольклор Северной Европы. Что же касается Говарда, ему подражали многие, в том числе, С. Л. Мур в своем «Поцелуе черного бога».
В 1938 г. была опубликована одна из самых значимых работ в жанре юмористического фэнтези – «Меч в камне» Т. Уайта. Традицию позднее продолжил Л. Страг де Камп, закончивший незавершенные произведения Говарда и создавший новые истории о Конане.
Успех периодических изданий, специализирующихся на фантастике, повлек за собой увеличение количества публикаций романов в период с 1950-х по 1970 гг. Часто это были книги с большим количеством иллюстраций. 1950-е были временем популяризации НФ: НЛО, инопланетяне, коммунисты, конспиративные теории занимали важное место в коллективном сознании Запада.
Но это не значит, что снизилась популярность фэнтези. Переиздаются давно написанные труды Толкина (впервые они были изданы в 1937 г. в Великобритании, а годом позже - в США) и публикуются книги Льюиса – отличный повод для художников и иллюстраторов продемонстрировать свое мастерство. «Хроники Нарнии» были написаны и изданы в период между 1950 и 1956 гг. Важно отметить, что оба автора писали в жанре фэнтези, в сказках видны аллюзии на недавно прошедшую Вторую Мировую Войну. Художники той эпохи стремились передать этот символизм в рисунках: так, лев Аслан – символ британской короны, а волки – нацисты.
В 1960-е гг. все истории про Конана были выпущены в новой серии с обложкой Фрэнка Фразетты. Издание пользовалось большим спросом: было продано почти 10 млн. экземпляров.
В 1973 г. фирма, возглавляемая Гэри Гиджаксом и Дональдом Кайе, - Tactical Studies Rules, опубликовала книгу, которая произвела поистине революционный переворот в жанре фэнтези. Речь шла не о романе, а о ролевой игре Dungeons & Dragons.
D&D – уникальный проект для того времени: интерактивная игра, в которую можно играть большой компанией, придумывать рассказы, а потом отыгрывать их; кубики же добавляли эффекта случайности.
Игра пользовалась огромной популярностью: по миру D&D писали романы, рисовали комиксы, выпускали предметы интерьера, игрушки, аксессуары, которые можно было использовать в игре. Забытое Королевство и Кринн стали местом действия в более чем 400 романах. А ведь каждый выпускался с эффектной обложкой и иллюстрациями.
К 2008 г. в D&D успели сыграть более 50 млн. человек. Говорят, поклонниками игры являются Стефан Колберт, Вил Витон и Робин Уильямс. В том же году вышло четвертое издание D&D, а оригинальная трилогия Dragonlance стала голливудским блокбастером.
Кстати, Sword and Sorcery – популярный журнал фэнтези и НФ, упомянутый выше, - давно обанкротился. Ныне то же имя носит другая компания, и она выпускает ролевые игры, близкие по тематике и стилю к D&D.
Если посчитать (в оригинальном посте приводятся списки имен), то можно заметить, что к 70-м гг. число художников, специализирующихся в жанре фэнтези, сильно выросло (раньше было куда больше мастеров жанра НФ). В эти же годы вновь переиздаются истории о Конане и «Властелин колец». Такие художники, как Энки Билла, Жан Жиро (Мёбиус), Филипп Друлле, Мило Монара и Филипп Каза, пытаются привнести элементы рок-культуры, в частности влияние хэви-металла, в фантастическое искусство.
В 1993 г. профессор математики Ричард Гарфилд создал компанию по производству карт Wizards of the Coast и запатентовал несколько карточных игр: Magic: The Gathering, Pokémon Trading Card Game, Тhe Star Wars Trading Card Game, Тhe Simpsons Trading Card Game и др. Почти 6 млн. игроков в 70 странах играли и играют в эти игры.
Возможности современной компьютерной графики позволили мастерам киноиндустрии создать настоящие шедевры в жанре фэнтези. Блокбастеры, снятые, чаще всего, по известным книгам, - «Сердце дракона», «Властелин колец», «Хроники Нарнии», «Золотой компас», «Пираты Карибского моря» и «Звездные войны» (что бы там ни говорили, «Звездные войны» – это фэнтези, а не НФ) показывают, что жанр фэнтези по-прежнему популярен.
Похожие статьи:
Обзоры → Обзор фантастического арта. Выпуск 8.
Рассказы → Портрет (Часть 2)
Интервью → Григорий Неделько: интервью для современного журнала «Всяк»
Видео → Читать ведь тоже нужно уметь. С бору по сосенке 28.
Рассказы → Потухший костер