1W

Акция на надежду

в выпуске 2015/01/19
24 августа 2014 - Юрий Лойко
article2286.jpg

Опубликован в журнале "Вокзал" № 1, 2013 г.

Озвучен проектом "СВиД".

 

1

-Ты узнаешь меня по чёрным носочкам, похожим на Пеппины чулки, и толстой книге в моих руках, — сказала девушка, позвонившая по объявлению Виктора.

 Всю дорогу до назначенного места он сжимал в руке деньги за проезд и разглядывал прохожих, бежавших по улицам города. Выйдя на остановке  у центральной площади, Виктор глянул на часы, слегка улыбнулся и короткими шагами направился к  набережной, чувствуя неловкость в своих движениях и лёгкую дрожь в коленях, которая свойственна в столь молодом возрасте.

Черноволосая девушка, закинув ногу на ногу, расположилась у величественного памятника. Она читала толстенную книгу. Чёрные чулки и развевающиеся на ветру волосы, лоснящиеся на ярком июньском солнце, моментально привлекли внимание молодого человека. Он на секунду застыл на месте, понаблюдал за незнакомкой в короткой салатовой юбке, улыбнулся своим мыслям и приблизился к ней.

Девушка подняла голову, взглянула на него из-под солнцезащитных очков, чуть улыбнулась, обнажив ровные зубки. Прыщики россыпью усеяли её лоб, что лишь придавало ей привлекательности.

-Витя?

-Привет. Юля?

Она придвинула стоявшую рядом сумку бежевого цвета и попыталась засунуть в неё внушительный том Эмиля Золя. Виктор уже собирался помочь ей, как услыхал пронизывающий и несколько надрывный голосок мальчишки, который ему доводилось слышать в исторических фильмах, показывавших эпоху Великой депрессии в Америке. Маленький продавец газет, держа свежий номер в высоко поднятой руке, выкрикивал последние новости. Его голову обрамляла причудливая и затёртая фуражка в клеточку, тело закрывал огромный самодельный щит с теми же новостями, на ногах были короткие и почерневшие от грязи штанишки. Виктор обернулся с всё ещё протянутой рукой к девушке и на секунду вернулся в тридцатые годы прошлого века, но увидел современного парня с чрезвычайно взволнованным взглядом и стопкой листовок в одной руке и с одним экземпляром в другой.

-АКЦИЯ НА НАДЕЖДУ! АКЦИЯ НА НАДЕЖДУ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ОБЩЕСТВУ МОЛОДЁЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!

Паренёк размахивал листовкой над собой и не старался всучить её каждому прохожему, как это делали почти все стоявшие на улицах промоутеры или обычные консультанты из шарашкиных контор.

-Ну что, идём? – спросила Юля так, будто не слышала призывов юного революционера.

-Конечно, — Виктор натянуто улыбнулся. Он равнодушно заметил, что в то солнечное утро, среди сотен прохожих набережной, был единственным человеком, кто хотя бы взглянул на парнишку.

2

-Ваш билет!

Виктор вздрогнул и заморгал сонными глазами. Над ним возвышался контролёр – тучная женщина в строгом синем костюме и с кассовым аппаратом  в руках. Напротив — пожилая пара, враждебно его разглядывавшая. Приятное покачивание электрички усыпляло, но молодой человек пошарил в карманах, поминутно закрывая глаза, словно пытаясь досмотреть прерванный сон, и протянул билет насупившейся контролёрше.

Она бросила стальной взгляд на бумажку, прокомпостировала её и резким движением протянула обратно.

Виктор, пошатываясь, прошёл мимо нескольких хихикавших молодых людей с гитарами, раздвинул двери и буквально ввалился в тамбур. Монотонные удары колёс электропоезда усыпляли и в то же время доставляли ни с чем несравнимое удовольствие. Он протёр глаза, постоял несколько минут, облокотившись о стену и вглядываясь в окно. Со временем прорисовывался постоянно меняющийся пейзаж: проплывающие мимо частные домики, металлические ставни моста, тут же сменившиеся светло-зелёными холмами, окаймлёнными одинокими деревцами и кустами. Залитая солнцем равнина гипнотизировала  какое-то время, заставив почему-то вспомнить недавний сон или скорее воспоминание о встрече с девушкой, с которой он познакомился по интернету. Больше они не виделись, и для Виктора это не было открытием. Ситуация, свойственная его времени и случавшаяся чуть ли не с каждым первым, решившим найти любовь по всемирной сети. Двери слева от него хлопнули при очередном покачивании поезда на повороте, и молодой человек в бежево-белой футболке и спортивных штанах вздрогнул. Сквозь стёкла из салона на него поглядывали молодые длинноволосые музыканты. У одного из них в уголке рта была зажата сигарета с фильтром и, предположил Виктор, она просто-напросто прилипла к слюнявой коже. Стянутые  в конский хвост волосы на затылке придавали ему ещё более “музыкальный” вид — особенно когда он подносил к губам бутылку и старался сделать глоток, не обронив сигареты. Виктор встряхнул головой, отвернулся и бесшумно рассмеялся сам с собой. Из соседнего вагона вышел небритый мужчина с блестящими от геля волосами. Виктор, заметив в его руках пачку сигарет и зажигалку, удалился. Проходя мимо музыкантов, он покосился на них: один парень лет тридцати с обгоревшим на солнце лицом разглядывал его с ног до головы как модель, при этом улыбаясь во все тридцать два жёлтых зуба. Виктор махнул в приветствии и сел на своё место.

Через двадцать минут машинист объявил о конечной остановке, но Виктор не спешил выходить из вагона, несмотря на жутко раскалённый воздух внутри. Музыканты бросили пустые бутылки на сиденья, рассмеялись во весь голос. Затем под руки вынесли на улицу своего друга с прилипшей в уголке рта сигаретой. Виктор повесил сумку на плечо и вышел.

Прохладные коридоры вокзала веяли атмосферой древнего замка, в котором о нынешней цивилизации напоминали длинные очереди у полукруглых касс. Виктор миновал плотные баррикады людей и вновь вышел под слепящее солнце у автостоянки. Трое таксистов, предлагая доехать в любую точку города по самым низким ценам, окружили Виктора. Он  шагал до тех пор, пока назойливые голоса не стихли за спиной. Остановился и поднял голову — рядом располагался ресторан в форме катящейся кареты времён Пушкина, сигналящие машины на светофоре, суетящиеся прохожие, болтавшие по мобильным телефонам. Мужчина в  твидовом костюме случайно толкнул Виктора в плечо и даже не обернулся. В толпе бегущих людей выделялся молодой человек лет семнадцати, одетый в белую рубашку с длинными рукавами и светло-зелёные брюки. Он расхаживал взад-вперёд со стаканчиком прохладительного напитка. В другой руке сжимал стопку листовок, точно таких же, как у другого парнишки на набережной.

Виктор пробился сквозь непрерывные потоки людской массы и воззрился на юнца с неподдельным интересом. Тот отпил немного и заметил на себе чужой  взгляд. Не говоря ни слова, он протянул ему листовку и улыбнулся. Виктор взглянул на прямоугольный лист бумаги, распечатанный на обычном принтере с тусклыми красками цвета закатного неба с одним единственным предложением: АКЦИЯ НА НАДЕЖДУ. Ни адреса, ни названия организации на листовке не было, только карта на обратной стороне – путь до офиса молодёжного движения.

3

Виктор и Юля шагали по набережной, любуясь карамельно-розовым закатом, словно сошедшим с детского рисунка или родившимся в баловстве ребёнка с шариком, наполненным краской. Играл, играл и вот – уронил, расплескав яркую жидкость по небосводу.

-Пойдём к концерту местной группы? – нарушила неловкое молчание Юля. – Здесь недалеко.

-Конечно, — согласился Виктор, чувствуя внутри нарастающую тревогу за скрипящее по швам свидание. Всё складывалось не так, как он хотел, и девушка явно не проявляла к нему должного внимания и интереса, хотя в сети и по телефону общалась куда более охотно.

Странное, подумал молодой человек, поглядывая на осунувшееся личико Юли, виртуальное общение даётся ей легче, чем живое.

Музыканты распевали песенку из своего нового репертуара, перед ними лежала чёрная шляпа, куда все желающие могли кинуть мелочь. Вокруг скапливались люди, кто-то подпевал и подтанцовывал. Юля похлопала в ладошки и облокотилась о фонарь, словно гуляла в одиночестве. Виктору захотелось уйти, но он сжал кулаки, стиснул челюсти и на несколько секунд зажмурился. Напряжение вскоре спало, но в груди остался осадок.

Смутные крики, едва перекрывавшие музыку, послышались с причалов чуть ниже по набережной. Юля вскинула голову и вопросительно взглянула на своего спутника.

-Сходим? – осведомился он.

Девушка скорчила гримасу, опустила глазки и, когда крики и неразборчивые слова стали настойчивой мольбой о помощи, схватила парня за руку и устремилась по раскалённому асфальту вниз, к причалам, где были пришвартованы две деревянные яхты.

Люди сгрудились и нависли над водой, неистово бьющей волнами о гладкую  стену причала. Виктор и Юля обошли зевак, растолкали нескольких и увидели  качающееся на волнах тело молодого мужчины.

-Он утонул, — сказал кто-то из толпы, этакий удивлённый тон ярого наблюдателя форс-мажорного происшествия.- Он же утонул!

Никто ему не ответил, и спасать несчастного уже не было смысла, так как жизнь в мерно покачивающемся на волнах теле отсутствовала.

-Хм, — изрекла Юля, сделав губы трубочкой, — уже ничего интересного. Пойдём? – Она зашагала и, насупившись, обернулась. Виктор провожал её взглядом. Он понимал, что в его глазах было не меньше равнодушия, чем в этой самой толпе, среди которой не нашлось ни одного смельчака.

-Ты идёшь? – спросила девушка и махнула ручкой как санитар в психиатрической клинике перед лицом пациента.

-Иди домой… Юля.

-Не поняла?

Виктор не ответил, разорвал свою рубашку так, что полетели пуговицы, сбросил штаны одним махом. Он с разбега прыгнул с причала, подняв столб брызг, вынырнул, услышав ахи и вздохи удивлённой толпы. Виктор ухватился за тело и вдруг понял, что ему негде подняться на берег. Ни лестницы, ни висячих шин, ни единой живой души на яхтах — ничего, кроме скользкой от зелёных водорослей стены. Толпа наблюдала.

4

Виктор вздрогнул от надрывного голоса юнца:

-АКЦИЯ НА НАДЕЖДУ! АКЦИЯ НА НАДЕЖДУ! ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ….

Виктор одёрнул парнишку и выжидательно посмотрел ему в глаза.

Тот улыбнулся, едва сдержав хохот, опустил глаза и спросил:

-Что-то не так?

-Я хочу узнать по поводу акции.

-На обратной стороне адрес. Здесь недалеко, приходите в офис сегодня днём. Вы местный?

-И да и нет, — ответил угрюмо Виктор. – Хотел бы узнать сейчас. Ты ведь не просто так раздаёшь эти бумажки?

-Честно сказать, меня удивил твой интерес. Ты пока единственный, кто взял БУМАЖКУ.

-Ты же её никому не предлагаешь. Просто размахиваешь над собой как флагом.

-Это не навязчивая акция, приятель…

-Виктор.

-Я Влад. Так вот, Витя, это не навязчивая акция, какую можно встретить на каждом углу с яркой вывеской и завуалированным в условиях лохотроном, понимаешь? Или те же самые “уличные спамы”, как я их называю, где тебе чуть ли не силой суют в карманы флаера и твердят о самых низких в мире ценах на товар.

-Я понял. Говоришь, я один подошёл?

-Именно, Витёк!  Нас пока мало, но ты можешь вступить в ряды…

-И так же стоять целый день на жаре? – Виктор ухмыльнулся и огляделся по сторонам.

-Не обязательно, — ответил уверенно Влад. – Это некоммерческая организация любителей, так называемой новой молодёжи, делающей отчаянную попытку разбудить людей.

-Я был разбужен месяц назад в другом городе, два часа езды отсюда. Я прыгнул в море и чуть сам не стал плавающим телом.

-Ух ты! – воскликнул Влад, и две листовки, подхваченные ветром, выскочили из его рук. – Ты тот самый парень, прыгнувший спасать мужчину! Единственный из толпы, равнодушно наблюдавшей за гибелью человека, но было поздно. Я читал в газетах, ты еле выбрался! Правда, тело тебе не удалось вытащить. Хозяин одной из яхт выудил его каким-то приспособлением, но главное – как раз для прибывшей милиции!

-Верно.

-Я не могу не пожать твою руку, — сказал возбуждённо Влад и пожал руку Виктора, словно встретил кумира детства. – Приехал погостить? Извини, если я слишком любопытный.

-На встречу с девушкой и не только.  Ещё и для того, чтобы уйти от роли иждивенца.

-С родителями жил?

-Да, не могу больше. Собрал вещи, пока никого не было дома, и уехал, прихватив все свои сбережения. Не хочу так  больше, каждый день слышу упрёки по поводу работы, неспособности жить самостоятельно.

-Знакомая ситуация, Витя. Я пока не решился на это. Подумываю. Наверняка имеешь высшее образование?

-Имею, — ответствовал Виктор бесцветным голосом и взглянул на Влада. Они вместе расхохотались.

-И девушка тебя здесь ждёт?

-Я с ней только переписывался и в глаза не видел, но на неё сильно не надеюсь. В социальных сетях почти все разговорчивые, а в реальности молчаливые.

-Бывает, но не всегда.

-Согласен. Как бы хотелось вернуться лет на пятьдесят назад, когда не было гадостей вроде компьютеров, сети и много другого.

-Уж не знаю, где было лучше.

-Ладно, Влад, мне пора идти, увидимся.

-Счастливо тебе.

Виктор пожал руку Влада и уверено зашагал по тротуару. Глянул на часы – четверть десятого. Девушка ждёт через три остановки впереди. Листовку он засунул в задний карман и вспомнил о ней через сто метров. Остановился, изучил карту, забыл о встрече.

Офис молодёжного движения действительно было неподалёку. Подходя к металлопластиковым дверям, он  пытался прокрутить в голове варианты чудной акции и улыбнулся своим не менее странным попыткам.

-Здравствуйте, — сказал в дверях Виктор, — я хочу узнать условия вашей акции и, возможно, вступить в…

Его встретили два молодых человека с глянцевыми от пота лицами и мокрыми волосами возле ушей. Тесная  и скромно обставленная комнатка вызывала клаустрофобию. Они переглянулись и несколько секунд не находили, что ответить.

-Одно из главных условий, — заговорил один, с мускулистыми руками и невинным взглядом, — заключаются в нахождении людей, для которых слово “надежда” ещё что-то значит.

-Надежда на что именно?

-А ты, с какой надеждой пришёл? – спросил второй парень с грустными глазами и шепелявым голосом.

-С вечной надеждой на смерть равнодушия, — произнёс Виктор и зажмурился, чтобы сдержать подкатившие слёзы.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1396 просмотров
Нравится
Комментарии (2)
Лара_МТ # 14 сентября 2014 в 23:40 +2
Как всегда со смыслом. Да, равнодушие захватывает.
Сама наблюдала как человек тонет. Но человек десять откликнулись на зов.
Честно говоря сама я просто в шоке была, но парни-то скорее более крепкие.

Так что до такого мы еще не дошли. Но в будущем... Возможно.
Я представляю будущее, как покорение космоса, которое скорее всего никогда не увижу.
У вас гораздо более мрачное будущее.
Но хорошие детали: мальчик с объявлением, девушка, которая только по сети и умеет общаться. Таких людей встречали все.

Есть послевкусие. Есть над чем подумать.

Из критики: иногда описаний слишком много. Хочется пропустить.
Юрий Лойко # 16 сентября 2014 в 01:32 +1
Ксюша, спасибо за рецензию и мнение. Всё принимается. И низкий поклон от меня за высказанные мысли насчет рассказа.
А случай такой имел место в реальной жизни - все смотрели на то, как умирает человек, поэтому здесь скорее показана голая реальность, немного преувеличенная в деталях, чем фантастика.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев