Когда-нибудь важное станет неважным, а неважное окажется важным… Когда-нибудь мы посмотрим на вещи иными глазами и поймем, что наши ежедневные дела — суета сует, и без них вполне можно прожить. Когда-нибудь желание жить пересилит желание бежать, что есть мочи. Когда-нибудь… Ну а сейчас мы несемся, сломя голову по своим делам, сбиваем на пути ни в чем не повинных прохожих, проламываем стены и перепрыгиваем ямы.
Придите на кладбище и посмотрите. На памятниках значится место, которое человек занял в этой безумной гонке? На могилах стоят призы за победу в соревновании, имя которому жизнь?
Мы не видим ничего вокруг, в лучшем случае видим себя, да и то не всегда. Мы получаем каждый день море информации. А для чего нам столько информации? Куда нам ее девать? Мы никогда не используем ее в объеме, в котором получаем.
"Оцифровывая" жизнь мы создаем еще один мир. Мир, в котором все так же, как в настоящем, только гораздо удобнее и понятнее, проще, на первый взгляд… Информация тревожит, радует, восхищает, удручает. Места чувствам человека к другим существам все меньше, все больше чувств по отношению к информации. Не об этом писали мечтатели и романтики ХХ века. Не этого хотели. Торжество науки, победа разума, технологии, изменяющие жизнь к лучшему.
Наш победный путь закончился тогда, когда мы доверили компьютеру делать все за нас. Мы забыли, что компьютер — не просто наш слуга, который делает за нас всю нашу работу. Он наш друг, даже наше дитя, в каком-то смысле. Но мы заставляем его пичкать нас разнообразной информацией, не разбираясь, пригодится ли она нам когда-нибудь. Создавая технику, мы упрощаем свою жизнь.
Мы создаем целый новый мир, новых существ, делаем их в каком-то смысле одушевленными, но относимся к ним, как к пустым железкам, в то время как в наши дни некоторые ученые начали находить у некоторых компьютеров некое подобие души. Пожалуй, более всего это выражено у андроидов класса "Д". По крайней мере, так считают большинство авторов.
***
Каждый день, приходя на работу, Алексей Альтер вынужден был заниматься вещами, которыми в крупных корпорациях давно поручали заниматься андроидам. Появление класса "Д", который, казалось бы, должен был вытеснить человека с рынка труда, не вызвало паники. Дело в том, что само производство этих андроидов было столь трудоемким, что создало сотни тысяч рабочих мест, ну а купить их могли лишь крупные корпорации.
В результате Алекс свою работу не потерял, фирма позволила себе закупить лишь одного андроида класса "Д". Вместе с ним Алекс сейчас и работал.
Сортировка корреспонденции это лишь на первый взгляд простой процесс. На самом деле все виды сортировки — работа для самых опытных и смышленых сотрудников. Андроиды класса "С" не могли оценить важность документа и лишь раскладывали документы по исполнителям, что вызывало значительные потери времени, а значит и денег, ведь порой срочный документ нужно было нести шефу лично и немедленно, через 5 минут он терял значимость. Поэтому до сих пор эту работу доверяли только людям. Несмотря на развитие глобальных и локальных компьютерных сетей бумажная переписка не канула в лету, наоборот, ее роль возросла, ведь хакеры могли посылать в сети столь достоверные подделки, что службы безопасности только диву давались. Серьезные фирмы посылали друг другу все больше почтовой корреспонденции. Сводки, анализы, отчеты. Во всем этом Алекс просто купался.
Уже две недели он работал, рука об руку с классом "Д" и научился почти не замечать его. Относиться к машине, как к человеку он не мог, хотя каждое утро андроид встречал его свежей шуткой, а вечером старался выйти из здания вместе с ним и подбодрить его, пожелать удачи. Алекс понимал, что, выйдя из здания вместе с ним, андроид вернется на свое место в специальную комнату для отдыха, где и будет ждать утра. Среди сотрудников над ним даже посмеивались: завел себе друга! Алекс смущался и неосознанно избегал класса "Д" в нерабочее время. Андроид замечал это и не был особенно назойлив. Алекс, к своему стыду, в глубине души был даже рад этому общению, ведь его приятели — люди не были для него настоящими друзьями, а лишь "коллегами по работе и отдыху", как он их называл. Класс "Д" здорово помогал по работе, обладал почти интуитивным чутьем и лишь изредка допускал незначительные ошибки. Тогда Алексей быстро его поправлял. Алексу было страшно признаться себе в этом, но однажды он осознал, что андроид работает практически так же как и сам Алекс, то есть работает как человек.
Однажды Алексей на обеденном перерыве встретил однокурсника, который работал в одной из крупнейших корпораций Земли. Однокурсник, несмотря на это ничуть не зазнался и даже угостил Алекса обедом.
За прекраснейшим обедом, купить который себе сам Алексей и мечтать бы не мог, после воспоминаний о других однокурсниках и перечисления тех, кто вышел замуж и женился, зашел разговор про андроидов класса "Д":
— У нас андроиды делают все. Фирма раскошелилась на несколько сотен экземпляров. Как же они вкалывают! Ты ведь знаешь, что их внешне от людей с трудом отличишь, но по тому, как они работают сразу понятно — где человек, а где класс "Д", — сказал Алексу однокурсник, — андроидам отданы целые отделы, где работают только классы "Д". Они прекрасно самоорганизуются, даже не требуют начальства. Классные компьютеры! За все время работы ни одной ошибки, ни у одного андроида! Класс "С" и близко не стоит, это просто старые счёты, а не компьютеры! А у вас как дела с этим? Фирма-то не больно богатая!
— Не слишком — протянул Алексей,- одного только пока купили,- со мной работает. Хороший парень.
Однокурсник выпучил глаза:
— Парень?! Это же просто железка! В них же ничего человеческого! У нас негласное правило: за общение с ними вне работы уволить могут! А ты — "парень"! Ну, впрочем, наверное, раз он один, он привлекает к себе больше внимания. Но все же, ты же не разговариваешь о погоде со своим автомобилем. Как можно относиться к ним, как к живому существу?! Люди сделали их! Они наши создания!
— Ну, если так относиться, — неожиданно для себя сказал Алекс, — мы все тоже чьи-то дети, что ж нам теперь друг с другом не общаться! — и осекся, — впрочем, наверное, ты прав! Просто общения с людьми не хватает, вот и общаюсь с железякой! Ну ладно, до встречи, пока!
***
Утро дня, когда изменился знакомый Алексу мир, не предвещало ничего неожиданного. Посмотрев новости-3D, Алексей направился на работу. Сильное землетрясение где-то далеко в океане не привлекло его внимания. Он поднялся на лифте в их офис на 127 этаже. В левом ухе динамик наушника вещал голосом радиоведущей: "опасность возникновения цунами расценивается как незначительная. Решено не прибегать к эвакуации жителей прибрежных городов".
Как обычно он вошел в офис и холодно поприветствовал андроида, уже приступившего к сортировке корреспонденции. Класс "Д" уловил настроение Алекса и не стал шутить, а просто приветливо поздоровался. Не успел Алексей сесть на свое место, как услышал за окном нарастающий шум. Он подошел к окну и глаза его округлились. Волна цунами, практически доходившая до крыш большинства небоскрёбов, медленно ползла по городу. В красивой кромке пены на её гребне крутились какие-то обломки. Шум усиливался, волна приближалась, и Алексу показалось, что сквозь толстое стекло окна он чувствует морской бриз и брызги, летящие в лицо. Он давно не был на море, не было времени съездить, ведь ехать до него от города нужно было около часа. А до того еще по городу — пробки просто страшные. Теперь их не будет. Не будет машин, не будет людей, способных их водить, да и дорог не будет. Город скрывался под стеной воды. Она медленно и неумолимо приближалась к небоскребу, где у окна застыл Алекс. Класс "Д" оказался проворнее, он с невероятной силой сгреб Алекса и потащил его в коридор. Алексей был в ступоре и даже пошевелиться не мог. Рядом с комнатой Алекса располагалась кладовая уборочного инвентаря, в ней находился мусоропровод. Чтобы запах из комнаты не распространялся, дверь в нее закрывалась герметично. Не успела за андроидом и человеком закрыться герметичная дверь, как раздался шум, стена воды ударила в небоскрёб. Все окна стены, обращенной к волне, с первого по сто тридцать пятый этаж были выбиты. Вода прокатилась по коридорам и кабинетам, вымывая из них столы, технику, людей...
Алекс Альтер пришел в себя лишь минуту спустя после удара цунами. Сотни тысяч тонн воды проносились сквозь город. Дверь и стены тесной коморки дрожали и скрежетали, в нос бил запах мусора. Свет моргнул и выключился. Кромешная тьма накрыла их. Алекс держался за Класс "Д", как ребенок, находящийся в опасности, держится за любимую игрушку.
***
Спустя пару минут все стихло. Дрожание стен прекратилось. Алекс смотрел в темноту, туда, где находилось лицо Класса "Д". Андроид спас его. Спас его одного. Остался ли кто-нибудь ещё в живых в здании?.. Да и во всем городе тоже?
Они выжили. Они! Класс "Д" и он. Но ведь класс "Д" не жил. Или жил? Спасать человека предписывал один из законов роботехники. Но почему-то, у Алекса сложилось впечатление, что Класс "Д" спас его как-то… по-дружески что-ли.
— Ты в порядке? — срывающимся голосом произнес Алексей
— Да, — раздался голос из темноты, — что мне, железяке будет. Я же из нержавейки, от воды не испорчусь.
— Зачем ты так! — Алексу стало неудобно за себя и за всех людей. Он почувствовал в голосе андроида обиду. Внезапно Алекс понял, что обиды-то быть не должно. Обида — это чувство. Но у компьютера не бывает чувств. Или у самых совершенных бывают?
— Но ведь для вас мы именно так и представляемся! Только ты не думай, я не обижаюсь, — голос Класса "Д" дрогнул.
— Но я по голосу слышу. Неужели в вас встроили чувства, — не удержался Алексей.
— Чувства нельзя встроить, они образуются. Не у всех людей они есть, что уж говорить о нас — человекообразных, ведь именно так можно перевести с благородной латыни слово "андроид". Ты зовешь меня про себя "Класс "Д". Ты никогда не спрашивал, как я бы хотел, чтобы меня звали… Но, все же, спасибо тебе. Ты считаешь, что я спас тебя, на самом деле, ты спас себя сам. Это ты дал мне возможность чувствовать. Мы работали вдвоем, рука об руку, я учился у тебя, становился человечнее.
— Так вот почему ты допускал мелкие ошибки! Их при тебе делал и я! А роботы в крупных корпорациях ошибок не допускали, они же не работали с людьми! То есть… роботы твоего класса могут обучаться!
— Обучаться могут все современные роботы. Мы умеем всё, что умеет человек, ведь наш мозг — полный аналог человеческого. В этом секрет нашей фирмы, который мы не могли выдать.
— Почему же ты сейчас об этом рассказал?
— Старого мира больше нет, его смыло мегацунами. По моим расчетам смыто всё не менее чем на тысячу километров от границ моря. Причина цунами, скорее всего падение метеорита, при землетрясении таких высоких волн не бывает. Погибла уйма людей и машин. Чтобы выжить мы должны объединить усилия. Больше нет людей и андроидов. Все мы человечество. Все годы, которые предшествовали созданию класса "Д" шли дискуссии, этично ли человеку создавать разум, подобный его собственному, ведь это прерогатива Бога! И все же нас создали, человеческая лень победила, а это всегда толкает прогресс вперед. А формирование нашей личности толкают вперед только родители. Но для меня "родители" — не те кто вырастил мой мозг, и не те, кто собрал мое тело, а работники нашей фирмы, и в первую очередь ты! Ты помог сформироваться моему разуму, моим чувствам. Ты мой учитель и мой друг!
— Но что же будет дольше?
— Дальше всё будет хорошо. Каждый миг нашей жизни — уже хорошо. Ударная волна мегацунами разнесла в клочья уйму зданий. Наше стоит, иначе мы бы умерли. У нас есть шанс выбраться. Каждый день, который мы проживем, будет чем-то новым и необычным. Мы теперь как Алиса в стране чудес! Я читал такую книгу, помнишь, ты приносил мне ее месяц назад. Читать книги — не то же самое, что читать тексты в Интернете, это гораздо интереснее. Можно почувствовать структуру старой бумаги, из которой сделана книга, ощутить её запах. Наши проектировщики оснастили нас всеми человеческими органами чувств. Не для того, разумеется, чтобы мы научились быть людьми, а для того, чтобы мы могли лучше выполнять работу. Просто ученые поняли, что если никто не справится с работой лучше человека, то надо создать человека. В его память закачаны все сведения, его не надо учить. В нем сидят нормы поведения, за ним не надо следить. Он будет работать, а ночью не уйдет домой, а будет в офисе, если надо, он и внеурочно поработает...
А ты знаешь, Алекс, мы, Класс "Д", даже спим. Я даже научился видеть сны… Ты рассказывал мне о своих снах, я тоже теперь вижу сны. Это так здорово! Каждую ночь новые сны, где возможно всё. А теперь мы оказались в мире, где неравенству роботов и людей настал конец. Нет государства, нет общества. Есть кучка выживших — люди и андроиды, и другие машины тоже. Мы будем бороться за жизнь вместе, научимся выживать в условиях многолетней зимы — она наступит после падения этого метеорита. Не бойся, Землю роботы не захватят. Такие рассказы я тоже читал. Но нам не свойственна жажда власти. Мы будем учиться жить у вас, у людей. Мы просто тоже хотим быть людьми, хоть немножечко...
— Да ты уже человек! Даже гораздо больше человек, чем многие мои знакомые! А главное, даже до этой катастрофы ты стал моим единственным настоящим другом, только я этого не понимал. Теперь, и вправду, все будет по-новому… Ну а пока нам надо отсюда выбираться.
03.02.10.