– О, как я рад таким неожиданным посетителям! Проходите, проходите, молодые люди! Очень рад. Да, не часто, теперь к старику гости заглядывают. А уж блистательные кабальеро, вроде вас… Все ведь теперь в Африке славу и богатства ищут. Титулы новые… Никто не смотрит в океан, зачем! Зачем смотреть в пустоту, если все есть рядом, под боком! На Западе ведь ничего нет, так? – Старик в темно-красном камзоле, берете черного бархата, с седыми волосами до плеч, очень подвижный и ловкий, не казался тем, кому минуло семьдесят.
– В том-то и дело, сеньор Бартоломе, что нас интересуют именно легендарные земли, лежащие на закат Солнца! – учтиво поклонился высокий светловолосый юноша.
– Похвально, похвально, – хозяин дома слегка прищурился. – Судя по выговору, Вы не фламандец.
– О, нет! – молодой человек улыбнулся. – Мои предки, когда-то, жили на Канарских островах.
– Так Вы из гуанчей! – всплеснул руками старик. – Теперь понятен такой интерес к землям в океане. Ну и разумеется, Вы происходите из королевского рода. Иначе и быть не может. Как же мне именовать Вас, дон…
– Дон Фернандо, с Вашего позволения. А мой товарищ, – светловолосый кивнул в сторону невысокого смуглого крепыша, – благородный Коста Мегаридопулос, неаполитанец. Мы подружились во время тунисской кампании, вместе штурмовали Кайруан.
– Надо же! Такие молодые господа, а уже столько заслуг. Что ж, когда-то давно, и я с братьями бывал во многих сражениях. В Африке тоже, да. И моря изрядно бороздить пришлось.
– Вот, сеньор Бартоломе, именно об этих плаваньях мы и хотели Вас расспросить! – дон Фернандо достал из-за пазухи кожаный кошель. – Позвольте вручить Вам этот скромный дар, в надежде на то, что наша искренняя дружба продолжится!
Глаза хозяина блеснули. С прытью удивительной для его лет, он схватил подарок и растянул завязки. На блеск человеческих глаз золото ответило своим блеском – чарующим и пьянящим.
– Ровно тридцать каролюсдоров, – улыбнулся дон Фернандо. – Пусть эта скромная сумма поможет Вашим научным занятиям и избавит от забот о хлебе насущном, что недостойны столь почтенного мужа!
– Скромная сумма! – воскликнул сеньор Бартоломе. – Вы так богаты, благородный дон. И, что ещё более отрадно, не растрачиваете деньги на вино и куртизанок, а находите им правильное применение! Редкие молодые люди, в наше бурное время, поступают столь же рассудительно.
Довольный старик ещё долго разглагольствовал об упадке нравов, о недальновидности некоторых правителей и безрассудстве юнцов. Усаживая гостей за стол, он упомянул о своём выдающемся вкладе в картографическую науку. Принеся кувшин с вином и бокалы, вновь разразился тирадой о богатстве, щедрости и мудрости молодых кабальеро. Его несколько удивила просьба подать воды.
– Видите ли, – пояснил дон Фернандо, – мой друг грек и привык разбавлять вино водой, а я перенял эту привычку. Она помогает сохранить трезвую голову.
– Хм, похвально, да! – удивлённо протянул хозяин дома. – Что ж, всюду свои обычаи. Я много воевал в Африке и насмотрелся всякого. – Он пожал плечами и тоже уселся за стол. – Так, что же именно интересует вас, господа?
– Прежде всего, сведения, об островах в Атлантическом океане. Разумеется, не о Мадейре, Азорских или Зелёного мыса. Там мы сами бывали, – покачал головой светловолосый потомок Канарских королей. – Нет, нас интересуют те, чьё местоположение точно не установлено.
– Что ж, господа, – хлопнул по столу ладонью старик, – это моя любимая тема. Ждите здесь, через минуту я вернусь!
Вернулся он лишь через четверть часа, до глаз нагруженный здоровенными фолиантами, свитками карт, чертежами и портоланами. И пошла работа! Вскоре, все трое совершенно забыли о вине, фруктах, орехах… Да, обо всём, кроме этих карт забыли! Сеньор Бартоломе пыхтел, голос его то опускался до шёпота, то возвышался, срываясь в крик. Он возбуждённо хватался за книги, цитируя древних авторов, елозил пальцем по портоланам, доказывая мифологичность страны Семи городов. Смуглый подвижный Коста оказался, вдруг, необычайно разговорчивым. Смело вступал в полемику, то и дело вскакивал и быстро ходил по комнате. Юноша постоянно приводил примеры, из которых следовало, что и сам является опытным моряком, не раз выходившим далеко в океан. Разговор стал столь интересным, столь жарким, что даже гордый и слегка надменный дон Фернандо начал волноваться.
Они обсудили норвежские сказки о прекрасном Винланде. Пришли сообща к выводу, что холодный и суровый остров святого Брандана действительно существует. Больше всего споров вызвало наличие загадочного и богатого острова Бразил. Слишком много в книгах и на картах было доводов как за, так и против.
– Эх, молодые люди! – махнул рукой сеньор Бартоломе. – Если бы не таинственная гибель экспедиции моего брата, много лет назад, мы могли бы иметь куда более достоверные сведения. Что там говорить, я и сам бы отправился не в Атласские горы, а туда, на Запад. А так… Наши католические величества наотрез отказались продолжать поддерживать такие инициативы.
Я много воевал, а когда вернулся из Берберии, направился во Францию. И знаете, сама Луиза Савойская, мать нынешнего короля, поддерживала меня. И не один год я на уговоры потерял. А король, опираясь на космографические расчёты этих умников да Винчи и Коперника, с насмешкой ответил мне, что Земное яблоко слишком велико, океан огромен и достичь Индии и Катая, идя в западном направлении невозможно! Ах, бедная Луиза Савойская, неужто и вправду больше нет её?! Какая женщина была, если б вы только знали… – Старик горестно вздохнул. – А славный король Франциск, конечно, отважный рыцарь. Но без матушкиного мудрого руководства, сказать по правде, обыкновенный тюлень! Вы видели, когда-нибудь, тюленей?
– Ваш брат? – участливо переспросил дон Фернандо. – Вы ещё ничего о нём не рассказывали. Он тоже был моряком?
– Да, молодые люди, – печально улыбнулся сеньор Бартоломе. – Был у меня брат, старший. Тогда, в славный год взятия Гранады, маленькая эскадра вышла из порта Палос к Канарским островам. Позвольте, я принесу ещё вина, мой рассказ будет долгим и печальным…
День уже клонился к вечеру. Вино было выпито, а рассказ завершён. Старик медленно собирал бумаги и пергаменты, тихо бормоча что-то себе под нос.
– И с тех самых пор не было никаких известий? – голос дона Диего был задумчив.
– Никаких! Через три года один португалец пытался отправиться по его следам, да тоже исчез. Слишком уж велик океан. А мне, всё же, иногда вериться, что там, на пути к Индиям, есть какие-то острова. Может быть, там живут люди, может и Кристобаль нашёл там своё упокоение!
– Что ж, теперь я убедился, что мы не ошиблись. Вы, сеньор, именно тот человек, кого мы искали! Коста, дружище, принеси сундучок из прихожей!
– Простите, дон Фернандо, – хозяин дома изумлённо вытянул шею, – что Вы хотите этим сказать?
– Два года назад, на одном из островов Зелёного мыса, мы нашли христианское погребение. Рядом был обнаружен сундук и в нём бумаги некоего капитана Кристобаля, кинжал и золотой крестик. В документах рассказывалось о долгом плаванье в пустынных водах, о гибели двух кораблей в ужасном шторме. Тот капитан сетовал на своё безрассудство, самонадеянность и ошибочные вычисления. Он повернул назад, но буря отнесла их к югу и разбила последний корабль о скалы. Сам он, с двумя уцелевшими матросами, доживал там свои дни. Видимо, эти добрые моряки его и похоронили. – Дон Фернандо встал из-за стола и принял от своего товарища небольшой сундучок. – Мы долго не могли понять, о каком Кристобале идёт речь, что это за человек. Никто ничего о нём не знал. А корабли в океане пропадают часто. Но недавно, один старый зеландец, служивший когда-то в кастильском флоте, высказал предположение, что это Ваш брат. С гордостью вручаю Вам, сеньор Бартоломе Колон, бумаги адмирала Кристобаля, его кинжал и нательный крест!
***
– Ну вот, утешили человека, на старости лет. Да и последнюю волю смелого Кристобаля выполнили, – светловолосый отёр пот со лба. – Жарко, и как эти европейцы умудряются столько одежды на себя напяливать? Я всегда удивлялся. Учитель только головой покачивал и о традициях говорил. Жаль, что он умер!
– Это точно! Интересный был старик, мудрый. Учил нас всему, что знал, и сам учиться не брезговал. А в последние годы даже радовался, что наши их перехватили.
– Всё верно! Европейцам и дома дел хватает. От Касабланки до Триполи. Крестовый поход на Египет и прочее. А мы со своими делами разбираться будем. Учитель Кристобаль всё это понял.
– А помнишь, как в детстве он нам рассказывал об их встрече с Восточным патрулём? – хохотнул смуглый "Коста".
– Да уж, они, скорее были готовы увидеть кракена, чем бальсовые плоты с артиллерией! – сдержанно улыбнулся "дон Фернандо". – Ладно, хватит болтать! Вот уже и рынок. Ты – чибча, тебе и торговаться!
– Разумеется, – осклабился смуглый. – Вам, инкам, деньги даже в руках держать противно. А закупить нужно много чего. Времени мало. Начнём с оружейников.
Похожие статьи:
Рассказы → Я заключен в рубине, а бреду к обсидиану
Рассказы → Без названия
Рассказы → Сонни и Дар (легенда из Доначальных Времен)
Рассказы → О неслучившейся Войне
Рассказы → Город