Охота на покемонов
Август 2016 года
Премьер Норвегии Эрна Сольберг во время посещения Братиславы взяла небольшой перерыв, чтобы поохотиться на Покемон-монстров в Старом городе словацкой столицы. В сопровождении телохранителей, старших должностных лиц и тележурналистов Сольберг воспользовалась перерывами между двумя совещаниями в понедельник, 22 августа, чтобы с помощью своего смартфона выйти на «охоту» на монстров, которые «высиживали яйца».
Сольберг заявила на прошлой неделе, что увлечена игрой Pokemon GO.
«Мне был брошен вызов младшей сестрой, которая нашла покемона на моей веранде», - сказала премьер Aftenposten.
- Российские власти сдержанно отреагировали на массовое увлечение игрой Pokemon Go: Роскомнадзор призвал к осторожности, Роспотребнадзор обратился к экспертам, а в Минкультуры заявили о несовместимости покемонов с культурой.
На конференции Apple в Сан-Франциско было объявлено, что за последние 8 недель игра Pokémon GO преодолела планку в более, чем 500 миллионов загрузок по всему миру. В общем и целом, игроки прошли 4,6 миллиардов километров, что эквивалентно расстоянию от Земли до Плутона.
_______________________________________________
— Привет!
Он недоумённо уставился на экран телефона. К нему обращался покемон. Самый обычный покемон из игры Pokémon GO.
— Чего замер? Не ожидал?
— Т...ты к...кто? – заикаясь спросил он.
— Нет, вы слышите это? – патетически воскликнул покемон. Он же меня поймал, он же ещё и спрашивает. Ты кого ловил, чудик, если не знаешь, кого поймал?
— П...покем...мона – продолжал заикаться он. Я охотник на покемонов.
— А я – жертва твоей охоты. Покемон. Имею честь представиться – Рас...
Он быстро выключил телефон. На чёрном экране ещё несколько секунд виднелось пятно, как фотографический негатив покемона. Он осмотрелся по сторонам. Всё как обычно. Улицы, дома, люди. Солнце, трава, ветерок. Всё как обычно. Но ведь покемон разговаривал? Да ладно бы разговаривал, он хотел познакомиться! И вообще, вёл себя нахально.
В размышлениях он дошёл до сквера в Китай-городе и сел на скамейку.
— Может, это новый вид? Что я знаю про покемонов? Всего около 700 видов, в игре вроде как около 150 из них. Говорящий покемон только один – Мяут, который сам научился говорить, чтобы быть похожим на человека и завоевать любовь Мяуси (кстати, она так и не оценила его усилий). Остальные покемоны просто издают звуки. Но мой-то точно говорит! Да ещё и осмысленно, как живой и разумный! Интересно, сколько звёздной пыли ему требуется? Судя по всему, уровень, наверно, зашкаливает. Блин, не каждому так везёт. Давай-ка проверим его СР.
Он включил телефон.
— Привет! – покемон весело помахал лапкой.
— Ты не можешь со мной разговаривать! – возмутился он, позабыв про пыльцу, уровень, СР и прочее.
— Почему?
— Ты картинка. Ты игрушка в телефоне. Ты не живое существо, тем более, разумное.
— Насчёт разумности пока отложим, – хладнокровно сказал покемон. — А почему ты решил, что я неживой?
— Потому что тебя не существует.
— Как же ты тогда меня поймал? Если меня не существует? Если меня нигде нет? А ты поймал – вот в этом конкретном месте, в этом парке, где меня нет, потому что меня нет нигде?
— Я поймал твоё изображение, это иллюзия, ты — набор цифр!
— А откуда появилось моё изображение, если меня нет?
— Тебя придумали и нарисовали.
— Ты всерьёз думаешь, что тот, кто меня нарисовал, меня придумал? Поверь мне, человек не может нарисовать того, чего не видел.
— Да ладно. Вот я возьму и нарисую дракона. Я же его не видел, а нарисовать могу.
— Ты видел сотни раз рисунки других драконов и отлично представляешь себе его образ. Можешь ли ты нарисовать то, чего не видел?
Он задумался.
— Не можешь, потому что не можешь даже представить то, чего бы не видел ты сам или твои предки. Ты можешь вызвать образы только из своих личных воспоминаний или из генетической памяти твоих предков.
Он хотел было поспорить, но передумал. Доводы покемона казались разумными. Хотя и не бесспорными.
— Да, и по поводу цифры, продолжал покемон, — ты давно смотрел Матрицу? Может, ты сам цифра? Набор ноликов и единичек? Цифровой поток?
— Я из плоти и крови. А Матрица — всего лишь выдумка. Как и ты. Тебя придумали.
— Есть факты?
— Ну конечно, я же себя ощущаю. А тебя — нет!
— Эй, полегче! Я тебя тоже не ощущаю. К твоему сведению, я тебя тоже только вижу на экране. И вполне себе мог бы усомниться в твоём существовании. Но я знаю точно — ты существуешь. Как тебя зовут?
Он представился, находясь в некотором ступоре.
— А меня – Расмус. Красивое имя?
Он промолчал, собираясь с мыслями. Только что он познакомился с покемоном. С настоящим, мать его, покемоном. По имени Расмус. Которого поймал в мобильном приложении. И вот теперь этот покемон вдруг заговорил. И утверждает, что он живой, настоящий. Но этого не может быть, потому что не может быть никогда!
— Странный вывод, сказал Расмус. Оказывается, всё это время покемон что-то говорил. — Странный вывод, повторил задумчиво Расмус. Почему ты решил, что ты из плоти и крови?
— Пронесло, – на секунду он испугался, что покемон может читать его мысли. — Это очевидно, ответил он. Вот плоть, а если её надрезать, то пойдёт кровь. Значит, я состою из плоти и крови. Логично?
— Логично, согласился покемон. — Но давай продолжим. Из чего состоят твои плоть и кровь?
— Ну как… Клетки… Они живые… Делятся… Он силился вспомнить что-то из школьного курса биологии и анатомии. Ядро, плазма, протоплазма – что-то такое.
— Цитоплазма. Хорошо, а дальше?
— Молекулы, атомы.
— Молекулы состоят из атомов, а атомы?
— Электрон и позитрон? – спросил он неуверенно.
— Вот!
— Что «вот»?
— Мы подошли к самому главному! Ты представляешь себе расстояние, на котором электрон находится от ядра атома? Думаю, что нет. Мало кто может себе это представить. Но если ядро атома увеличить до размеров футбольного мяча и положить его в центр стадиона Лужники, то электрон будет размером с теннисный мяч и будет располагаться на последнем ряду стадиона.
— И что?
— Ты представил себе эту картинку? Ты теперь понимаешь, что сами элементы атома, как их ни называй, находятся на таком расстоянии друг от друга, что по сути они окружены абсолютной пустотой. И это расстояние внутри атома. А между атомов – вообще Великое Ничто! Пойми, дружище, мы состоим на 99% из пустоты. Из ни-че-го.
Он смотрел на экран телефона и молчал. Абсурдность ситуации начинала до него доходить. — А может, они правы? Может, запретить надо охоту на покемонов? Кажется, это действительно влияет на психику. Хотя...
— Я понял! – обрадованно закричал он. Ты — образовательная игра, компьютерная программа, и ты — подобие искусственного интеллекта. Ты запрограммирован на обучение тех, кто тебя ловит!
Покемон на экране грустно вздохнул.
— Трудно будет с тобой. Помолчав, Расмус продолжил:
— Вот ты говоришь, что ты живой. У тебя есть плоть и кровь. Клетки твоего организма. Ты считаешь, что они живые, потому что они двигаются и размножаются. Но ведь покемоны тоже двигаются и размножаются.
— Бред. Размножаются ваши копии. А на самом деле вас нет вообще.
— Дружище, мы же вроде выяснили, что ты на 99% состоишь из пустоты. Так есть ли достаточно оснований заявлять, что ты сам-то вообще существуешь? Тебя практически нет. Покемон выдержал многозначительную паузу и продолжил.
— И вот ещё один факт. Всё в этом мире сделано из одного и того же вещества. Из звёздной пыли. Сами по себе электроны и протоны — они ведь неживые? А в какой-то комбинации вдруг оживают. И ты, и каменный дом рядом с тобой, и звёзды за миллиарды километров от тебя — всё сделано по сути из одного материала. Почему бы в какой какой-то ситуации не ожить и ноликам-единичкам в матрице твоего телефона? Это тоже можно представить в виде плюсов-минусов, как электроны и позитроны. Единичка – полная противоположность нулю. И наоборот.
— Да ну, блин, это бред.
— Это наука! Давай зайдём с другой стороны – «живым» считается атом углерода – именно он составляет основу всех органических соединений. Согласен?
— Ну так, в принципе, да – неуверенно протянул он.
— А теперь возьмём кремний, - бодро продолжал Расмус. – Что мы видим?
— Что?
— Что они похожи с углеродом, как братья! Не близнецы, но и не двоюродные. Главное – кремний, как и углерод, может создавать белковые цепи – основу жизни! А из чего, скажи на милость, сделан процессор в твоём телефоне? Говоря твоим языком – кремний рулит!
Он смотрел на экран и чувствовал себя школьником, не выучившим урок. Расмус выглядел победоносно, ожидая от него какой-то реакции. Реакция была одна – встать и уйти. Вернее – просто выключить телефон.
— В основе всех белковых организмов лежит ДНК, – тем временем продолжал Расмус. Все биологи в один голос говорят, что в её спиралях зашифрован код. Код жизни. Проще говоря, ДНК запускает программу, по которой развивается организм. Улавливаешь? Программа! Ты считаешь, что я – просто компьютерная программа. Но ведь и сам ты...
Он выключил телефон и убрал в карман. Занудно образованный покемон его достал. Но главное было не в этом — как, блин, вообще эта цифровая проекция могла с ним осознанно общаться?
________________________________
Люди пингвинами двигались к выходу из метро. В некотором оцепенении, как под гипнозом мерно раскачивающихся фигур, он шагал с ними в такт, в толпе чёрно-серых, ничем не отличающихся друг от друга одинаково унылых людей. В сознании всплыло — Матрица. Поток ноликов и единичек. Перед глазами возникла картинка веселого, красочного Расмуса. Он больше не мог называть своего неожиданного знакомого просто покемоном.
— Стоп! Подумал он. — Ведь если я наделяю его личностью, называю по имени, веду с ним диалог — значит, я признаю его существование!
Это его смутило. Философия никогда не была его коньком. Всё, что он приблизительно знал — это высказывания типа «Я мыслю, значит, я существую» и «Я сомневаюсь, значит, я мыслю». Если Расмус сомневается, значит, он мыслит. Правда, незаметно, чтобы покемон хоть в чём-то сомневался. Всё-то он знает, посмотрите-ка! Зануда! Но кажется, он всё-таки мыслит — значит, он действительно существует!
— Или кое-кто сошёл с ума, – ехидно, но ласково произнес внутренний голос.
— Блин, ты ещё тут! Не вмешивайся! И так голова кругом!
— Потому что ты сходишь с ума, это же очевидно, – вкрадчиво продолжал внутренний голос.
— Отстань, завянь, умри! – мысленно закричал он.
— Ты нелогичен. Меня может не быть только в одном случае — если не будет тебя. Пока ты существуешь...
— Хватит! – резко прервал он свой внутренний голос, по опыту зная, что сам тот не успокоится и может часами бубнить свои логические выводы, умозаключения и силлогизмы (это слово ему нравилось, хотя он не очень ясно понимал его значение). Иногда он часами не мог уснуть из-за подобных монологов.
— Хватит, повторил он спокойнее. Я буду говорить и думать сам. И он продолжал размышлять, стараясь не обращать внимание на болтовню внутреннего голоса, который и не думал останавливаться. Но довольно быстро это бубнение стало восприниматься фоном, как течение реки.
— А что делает Расмус, когда телефон выключен? Спит? Или время для него прерывается и он существует только при включенном экране? А в другое время не существует? А как так? А он существует (или не существует) вообще, или только для меня? Существует ли он для кого-то ещё, кроме меня, если никто, кроме меня самого, его не видел?
Он почесал в задумчивости затылок. Мозг как-то отвык за последние годы так интенсивно думать и сейчас непривычный процесс ощущался физически, как будто мысли шевелились и ползали в голове. — Как тараканы, подумал он. — Вот почему говорят про тараканов в голове. И сейчас они, тараканы, реально у меня в башке копошатся.
— Если я не вижу Солнце или Луну, они же не исчезают? Они существуют помимо моего восприятия?
Он посмаковал слово «восприятие». Вот как он, оказывается, умеет выражаться. И кажется, философия ему ближе, чем раньше.
— Сократил я дистанцию между собой и Сократом, гордо подумал он, с удовольствием отмечая удачный, выдающийся на его взгляд каламбур слов «сократил» и «Сократ».
— Наука знает много гитик, — некстати пришло ему в голову, одновременно с осознанием, что значение слова гитик он так и не узнал.
Выйдя из метро, он повернул налево, мимо театра Сатиры, к дому Булгакова и дальше к Патриаршим прудам. Он двигался в этом направлении без какой-то определённой цели, просто любил заглянуть сюда, если было свободное время. А время сейчас было самое что ни на есть свободное, и погода стояла отличная – лето заканчивалось, жара спала, дождей пока не предвиделось, красота!
Знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами» напомнил ему о Расмусе и он достал телефон.
— Привет, Расмус!
— Привет! Приятно, что ты обращаешься ко мне по имени, хотя я должен заметить, что это было не очень вежливо с твоей стороны – взять вот так, посреди диалога – и выключить телефон.
— Ну извини.
— Хорошо. Извинения принимаются. А ты, похоже, решил, что я – нечистая сила?
— Почему?
— А зачем ты тогда пришёл на Патриаршие? Азазелло, Бегемот, Фагот и Расмус – забавная компания!
— Да блин, я просто гуляю. Думаю о всяком...
— Ты эти «блины» брось, строгим назидательным тоном начал Расмумс. — Нам серьёзными вещами надо заняться. И думать не о всяком и не как попало. В том числе, следить за языком, даже в мыслях.
— А как ты узнал, где мы? Тебе же из телефона не видно.
— Геолокация. Я могу использовать все функции твоего телефона. Могу даже смс отправить.
— Я не давал доступ приложению для подобных действий. Геолокация действительно доступна, иначе как бы я тебя нашёл и поймал. А про сообщения ты, брат, загнул.
— А ты разве не заметил, что сейчас, когда ты включил телефон, ты не запускал приложение? А я – тут как тут! – весело заявил Расмус. Он явно гордился своим достижением.
— Блин, ты не можешь так!
— Ты опять отрицаешь очевидное. Если я этого не могу, но я это делаю, то как ты это назовёшь? И хватит печь блины!
Это заставило его задуматься. Покемон был явно образованнее, чем он. По крайней мере, соображал быстрее. Он почувствовал себя уязвлённым.
— Сейчас я выключу телефон и ты пропадёшь, – злорадно сказал он.
— Я не пропаду, уверенно заявил Расмус. А если ты будешь мне угрожать, я начну рассылать смс всем твоим леночкам-олечкам-юлечкам. И ты даже представить себе не можешь, что именно я им напишу от твоего имени.
— Позвольте Ваш телефон.
Он поднял голову. Властный уверенный голос принадлежал незнакомому мужчине в шляпе. Он уже почти протянул руку с телефоном, подчиняясь незнакомцу, как услышал испуганный писк Расмуса:
— Беги!
На секунду он заколебался.
— Телефон, быстро! – Скомандовал незнакомец.
— А на каком, собственно, основании? – спросил он, опуская руку с телефоном в карман. — Вы кто?
Незаметно подошли ещё два человека, чем-то похожие друг на друга.
— Взять! – коротко приказал первый. Двое угрожающе двинулись вперед. Тут нервы у него не выдержали и он рванул в сторону, через кусты и оградку сквера, в сторону Садовой. Он бежал изо всех сил, задыхаясь и паникуя. Мысли в голове скакали, но ни одна не задерживалась даже на секунду и сказать, о чём он думал, было невозможно. Ни о чём. Просто убегал.
_______________________________________
Он очнулся в комнате с белым потолком и белыми стенами. На кровати. Под одеялом. Заглянул – он был раздет, в одних трусах. В комнате не было видно никакой мебели. Ни шкафа, ни стола, ни тумбочки. Даже стула не было. Кровать посреди комнаты и всё.
Он попытался вспомнить, что было. В памяти мало что сохранилось. Он бежал, потом темнота. Откуда бежал? Куда? Почему? Зачем? Он задавал себе эти вопросы и не находил ответа. — Вспомнить вчерашний день. Нужно вспомнить вчерашний день, – твердил он себе, но ничего не приходило в голову.
Он попробовал встать. Голова кружилась. К горлу подкатил комок. Он откинулся на кровать. Над дверью, под самым потолком, мигала маленькая красная лампочка. Он присмотрелся – точно, камера. Значит, за ним наблюдают. Но кто? Почему? Что такого он кому сделал? Ответов не было. Он закрыл глаза и провалился в темноту.
_________________________________________
Он проснулся, чувствуя зверский голод. — Хорошо бы сейчас омлетик навернуть, с помидорами и колбасой, подумал он и не одеваясь прошёл на кухню. Ура! В холодильнике было всё необходимое для приготовления «замечтательного», как он мысленно его называл, омлета. Он достал молоко и яйца, покрошил на сковороду помидоры и колбасу и начал взбивать омлет.
Какая-то мысль сверлила мозг, но уловить её он никак не мог. Он залил смесь на сковороду, накрыл крышкой и пошёл в ванную. Он мыл руки и смотрел на себя в зеркало. Непонятная мысль не отпускала и даже начинала тревожить. В груди начал нарастать неприятный холодок.
— Наверно сам я себя убил, – крутилась в голове песенка из сериала. – Вот ещё не хватало! – возмутился он, поймав себя на этой мелодии. – Врагу не сдаётся наш гордый Варяг! – пропел он фальшиво-весело, стараясь подавить нарастающую тревогу, бодро улыбнулся своему отражению и пошёл завтракать.
Омлет вышел на славу! Он включил телевизор, щедро приправил свой завтрак майонезом, отрезал хлеба, взял ложку, – он всегда ел омлет ложкой, а не вилкой, чтобы ни капли драгоценного бульона не пропало, и принялся с удовольствием есть. По телеку шли новости. Убили, украли, авария, катастрофа – обычный набор. День предстоял беззаботный, каникулы всё-таки, и он стал придумывать, куда сегодня отправиться и как провести время.
Роскомнадзор сообщил, что найдено эффективное средство лечения зависимости от игры Pokemon Go. Попавшие в зависимость игроки навсегда забывают про своё увлечение. Полученный в ходе эксперимента опыт планируется распространить по всему миру. Принципиальная договоренность со странами большой восьмёрки уже достигнута.
Что-то щёлкнуло в голове.
— Покемон, покемон... пробормотал он. — Наука знает много гитик... Что за чертовщина лезет в голову? Он силился вспомнить что-то, но не мог. Что-то металось в мыслях, что-то настойчиво стучалось в память. Но не могло пробиться. Как рыба об лёд.
Телефон сообщал о нескольких пропущенных звонках и непрочитанных смс. Взяв его в руку он снова почувствовал что-то, какой-то глухой толчок изнутри. Стараясь заглушить непонятную тревогу, он набрал номер.
— Алло, Юлька, привет! – бодро сказал он в телефон. Погуляем сегодня? Давай в двенадцать у качелей на Маяковской? Давай, до встречи.
— Пикачу-чух-чух, – пропыхтел он, подражая паровозу и дал гудок: «Ту-у-у-у!».
Тревожная мысль уходила всё дальше, постепенно таяла, и он настроился на хороший беззаботный день.
_________________________________________
Агент 010110001101 (Расмус) – Главное управление
В августе 2016 г. по земному времени я был внедрён посредством геолокации в центр города Москвы (справка о населённом пункте прилагается). Моей целью было дать себя обнаружить одному из так называемых охотников за покемонами – молодые люди, использующие разработанную и продвигаемую нами игру Pokemon Go в развлекательных целях.
Выбор пал на среднестатистического человека, обычного представителя молодёжи этого региона. Выбор был обусловлен хорошей восприимчивостью и высоким уровнем внушаемости объекта.
В контакт удалось войти достаточно быстро и без осложнений. Всё шло по плану, пока нас не вычислили настоящие Охотники. Объект был схвачен и подвергнут глубокому гипнозу. В настоящее время он ничего не помнит ни о контакте, ни о задержании и обработке его Охотниками.
Во время захвата объекта мне пришлось срочно эвакуироваться на телефон его подруги Юли. Судя по переписке, у них доверительные отношения. Контакт будет продолжен. Прошу разрешить использовать наши технологии для восстановления памяти после глубокого гипноза.
Главное управление – Агенту 010110001101 (Расмус):
Контакт продолжить. Использование технологий восстановления памяти разрешено. В сложных случаях рекомендуется подключать агента 011110011001 (Скубер).