Посвящено Терри Пратчетту
На этот раз с пирамидой дела пошли иначе. Однако здесь не было вины архитектора; не объяснялась проблема и безалаберностью строителей. С местностью тоже не произошло каких-либо изменений, которые могли бы плохо повлиять на происходящее. Просто в итоге получилось… а впрочем, лучше начать с начала.
Имеющий форму правильного круга, неудобную, по мнению представителей многих населяющих Вселенную разумных рас, но не этой конкретной, космический корабль-искатель пересёк космос из конца в конец, работая щупами, сканерами, энергодатчиками. Подходящее пристанище всё никак не находилось: у каждой планеты и каждой звезды свои магнитное поле, аура, красота и прочее… в общем, ни капитана, ни команду предложенные варианты не устраивали.
Тогда было решено возвратиться назад. Старший помощник слишком сильно «надавил на газ», и космолёт, вместо того чтобы только вернуться туда, откуда прилетел – на затопленную шарообразную планету, - прибыл на неё же, но разместившуюся в иной вероятности.
- Я же просил, поосторожнее со скоростями, - сдержанно проговорил командир.
- Приношу свои извинения, - отозвался старпом. – Разрешите, проверю обстановку.
- Разрешаю.
Старпом, взяв в качестве подмоги пару телохранителей и одного учёного, облачился в скафандр, и четвёрка исследователей на мини-коптере вылетела из чрева корабля. Покуда ожидание, капитан просканировал системы «межзвёздного острова» (именно так значился звездолёт во всемирном каталоге), определил, что здоровью остального экипажа и огромного количества спасённых пассажиров ничего не угрожает, и позволил себе немного расслабиться. Он коснулся сенсора на пневмочайнике; встроенный маломощный компьютер определил потребности пользователя: включилась программа «“Сладкий чай”, степень 3 из 10 + 1/28 грейпфрутового сока».
Попивая «машинный» бодрящий безалкогольный коктейль, капитан глядел в иллюминатор. Облаков на небе не наблюдалось, а если и показывался край тучки, то лишь тонкий, бледно-серый, совершенно не пугающий грозой. Пролетела парочка воздухоплавающих (или большие представители рода птиц на ранней стадии эволюции, или крылатые динозавры), и вдруг по энергорации раздался сигнал. Капитан ощутил, что исследовательский отряд старпома вызывает по срочной причине, и ответил:
- Приём. Какие новости?
- Нас тут встретили гости. – В голосе старпома явно слышалось изумление.
- Прости… - И его собеседник удивился. – Что ещё за гости? Надеюсь, не потомки пришельца Ктулху, по вине которого у нас не получилось построить дизельную цивилизацию?
- Нет-нет, это другие ребята.
- Ребята?
- Да, их полным-полно, и они жаждут общения.
- Но откуда твои «ребята» взялись? – решил попробовать хотя бы отчасти отодвинуть завесу таинственности командир звездолёта «()IIIII((», в простонародии – «Круговерта».
- Вы не поверите… - И настолько хорошо чувствовалось желание старпома убедить начальника, настолько оно звучало откровенно и честно, что капитан Сиоп нехотя засомневался.
- Не томи уже, - попросил он.
И старпом выпалил:
- Ребята эти – пришельцы.
- Ф-ф. – Кэп Сиоп не поверил. – Брось. Откуда здесь взяться неизвестным, неизученным мыслящим созданиям, к тому же наподобие нас. А ведь, - прибавил он, - будь они изучены, сканер корабля вмиг бы их засёк.
- Вот они и предлагают обсудить столь странное – и для них также – недоразумение.
- А? – Капитан окончательно опешил. И даже его чай, пока странный диалог и длительные размышления, успел подостыть.
Закончив брифинг стандартной фразой, Сиоп прихватил с собой автонагреваемую и пополняемую (с помощью конденсации воздуха) чашку-термос и покинул рубку, прошествовав в комнату телепортации…
…Инопланетяне выглядели очень знакомыми и при этом в них наблюдалось немало нехарактерных отличий. Например, ростом они были ниже, растительностью на теле – беднее, однако интеллектом не уступали, а силой убеждения и позитивной энергетикой превосходили команду Сиопа.
- Рады приветствовать вас, - доброжелательно улыбаясь, сказал пришелец (пусть на деле-то и его, и Сиопа с одинаковой вероятностью можно было назвать иномирянами).
Обменявшись рукопожатиями, капитан «Круговерта» и представившийся Имхотепом человек – а он тоже относился к гуманоидной расе, - присели на край впечатляющей, оранжево-песочного цвета колонны с бесподобно исполненной резьбой.
- Если нужны провианты или другое обеспечение… - привычно начал Сиоп, так как не имел представления, что же именно потребуется от него и экипажа загадочным инопланетянам.
Слово «загадочный» здесь играло чисто номинативную роль, ведь если тебе известно, что собеседник – пришелец, откуда ещё взяться удивлению?..
Но Имхотеп недослушал, вежливо прервал, вертикально воздев ладонь:
- Изъявляя желание народа, я бы хотел обратиться вот с какой просьбой, если вы не против.
- Я весь внимания.
Имхотеп поднялся с колонны; его темнокожее тело овеял порыв ветра, который принёс жёлтовато-красноватые песчинки Неназванной пустыни. Сиоп ещё раз удивился, насколько велико между ними различие: в росте и строении тела – это ладно, потому что, не исключено, контактёры продолжат расти. А вот заряженность на спокойное созидающее творчество, на благотворные изменения и вместе с тем некая древняя, правильная простота – вот что чувствовал дитя технологий, атомов и параллельных вселенных Сиоп. И легко ошибиться, когда встречаешь на жизненном пути вроде бы похожего на тебя, но абсолютно иного человека.
Жилистые руки Имхотепа неспешно разошлись в разные стороны, очерчивая и охватывая, как показалось Сиопу, всю территорию пустыни, да и того больше.
- Мы, египтяне, - заговорил он, - древняя раса и возрастом не уступаем вам. Вот мой персональный чип-счётчик, выданный СИСом – Содружеством Инопланетных Систем. Идентичный должен быть и у вас.
Сиоп озадаченно кивнул, принимая выполненный из осветлённого металла кругляшок с камнем посередине. Похожий по цвету на янтарь, камень одновременно выполнял роль накопителя и информатора: собирал сведения, узнанные Имхотепом, и, если владелец разрешал, открывал их принимающему.
- У вашего народа богатая история, - с уважением заметил Сиоп.
- Мы довольно давно бороздим пространство-и-время, - рассудительно согласился египтянин, - однако на днях столкнулись с проблемой, разрешить которую без помощи братьев по разуму пока не в состоянии. Ответ, почти не сомневаюсь, мы найдём – как обычно, усилиями коллегиальных измышлений, - но при этом, не дай бог, выбьемся из графика.
- Вы верите в бога?
- Все верят. И будут верить. Только нас послали с экспериментальной миссией.
- Какой же? – с неподдельным интересом осведомился капитан. – Она касается бога или богов?
Глава египтян изобразил легчайшую улыбку и, поманив за собой Сиопа, принялся месить прочными, ненагревающимися сандалиями жаркий песок.
Наконец они прибыли к постройке, а вернее, как заметил капитан межзвёздного крейсера, к самому основанию масштабнейшего сооружения. Его натренированный, многоопытный мозг запросто достроил конструкцию, основанную на чём-то вроде принципа извлечённых матрёшек… Вот только зачем ставить их одна на другую? Какую роль для поселенцев либо же первопроходцев играет «пирамида», слово, чаще прочих всплывающее в их сознаниях?
«И для чего, - продолжал рассуждать Сиоп, - лететь через десятки галактик – а именно столько пересекли таинственные инопланетные путешественники, - чтобы возвести пускай небывалую, но всё-таки гробницу?»
- Это не первая пирамида, построенная нами, - сказал Имхотеп, словно бы проникнув сквозь выстроенный на непредвиденный случай ментальный блок Сиопа.
Хотя нет, ничего подобного не произошло, и оттого удивление капитана возросло в сотни раз. Он понял: если люди с неизведанными, высокими возможностями просят о помощи и предлагают сотрудничество, отказываться бессмысленно и не выгодно.
- Вам не удаётся завершить пирамиду? – предположил Сиоп.
Имхотеп молчал кивнул, не забыв вежливо улыбнуться.
- Хм-м… Не понимаю почему. С вашими-то знаниями, опытом…
- Извините, что перебиваю. Это вполне объяснимо – пирамиду мы возводим обычную, однако же с необычной целью. Издревле повелось, что треугольный храм, называемый пирамидой, служил хранилищем мудрости и энергии, накопленных предыдущими поколениями. В качестве основного накопителя выступал правитель. Так и развивалось по бесконечной закрученной ленте: предводитель аккумулировал известное, искал новое, потом преставлялся, чтобы его место занял другой и прошёл по тому же пути быстрее и дальше. Мы посетили немало планет: и воздушных, и водных, и смешанных, и метановых, и эмоционных… ну, не буду перечислять все. Смысл в том, что на каждой из планет, вне зависимости от её вида и формы, мы возводили пирамиду, чтобы, вырабатывая из космического тела ископаемые, энергетику и неизвестные геномы, не растерять своё: нам же приходилось тратить собственные навыки, понимаете? В существовании «единым организмом» есть плюсы и минусы. Плюсы – вы контролируете и контролируемы, минусы – вы обязаны постоянно анализировать и вписывать в постоянно усложняющуюся систему вновь приобретённые факторы.
- Понимаю. – Сиоп кивнул. – Если, допустим, раньше я не знал об астероидах, то, узнав, должен научиться, образно выражаясь, понимать их и неким образом использовать.
- Всё верно, - подтвердил Имхотеп. – И за годы наша методика не знала сбоев… до недавнего времени.
Он оглянулся, заслышав шуршание песка позади; капитан тоже повернул голову.
- А что случилось? – спросил галактонавт, созерцая в высшей степени любопытно «отображавшуюся» на холсте мира троицу.
По центру шла красивая, по мнению Сиопа, местная девушка, с прямыми густыми волосами цвета воронова пера, что спускались ниже плеч, с притягательными овалами бёдер и довольно тонкой талией. Слева от неё вперевалочку передвигался одетый в скафандр, рослый светловолосый короткостриженый старпом Ури; в высоту он превосходил командира где-то на голову. А справа, жужжа по песчинкам и клацая по камням крошечными звеньями, передвигался робот-собиратель – Сиоп сразу определил модель: РС-248-7У.
- Вы изобрели роботов? – Капитан приподнял бровь, выражая растерянность в смешении с громадным уважением. – Если верить Каталогу, энерго-ментальные расы редко изобретают механизмы, к тому же высокоорганизованные.
Имхотеп по привычке тепло улыбнулся и пояснил:
- Этого РС нельзя назвать высокоорганизованным. Его целью было устроить встречу и установить взаимопонимание между вашим и моим… назовём их, первыми помощниками. Он ментальный переводчик, не более.
- Хорошо, - слегка теряясь в догадках, произнёс Сиоп. – Но что же от нас требуется? Основание пирамиды, насколько мне видно, выполнено безупречно. Материала, как заметил, у вас хватает, и холмы, на которые втаскиваются плиты, наращиваются…
- Разрешите, имп? – вступила в разговор подошедшая красавица-советник. – Прошу прощения, знакомец, - извинилась она перед Сиопом.
Имхотеп, для которого звание «императора», или, по-другому, «импа», было лишь вынужденным и, по существу, от него не зависящим, кивком обозначил согласие. Затем он, согласно принятой традиции, тоже извинился и пошёл к растущей пирамиде, чтобы, надо полагать, руководить постройкой на месте.
- Зовите меня просто Нун, - представилась помощница импа, поклонившись в пояс.
Сиоп ответил тем же, назвав своё имя.
- Наш нынешний император Имхотеп силён в различных областях, знаком с науками и предначертаниями, - продолжала Нун, восхищёнными очами взирая на словно бы растущую каждую секунду антигравитационную громаду пирамиды. – Однако правители поставили перед нами, и перед Имхотепом в первую очередь, проблему не то чтобы нерешаемую – незнакомую. Сроки выходят, и если строить пирамиду по прежним лекалам, всё получится, вот только замысел правящих окажется невыполненным. – Прочтя невысказанный вопрос в серых глазах дородного и решительного капитана, а может, почувствовав его стремление помочь, Нун кратко закончила: - Наша цель – возвести пирамиду до смерти императора. Это делалось раньше, но теперь строение должно не принадлежать конкретному человеку, а служить искусственным «энергетическим сейфом».
- Потому что с этим сейфом, если его вскрыть на осваиваемой планете, - добавил свои соображения Сиоп, - можно в два счёта и распространить, и собрать информацию. И – двигаться дальше.
- Возможно. – В голосе Нун капитан услышал сомнение. – Во всяком случае, мы ещё работаем над теорией.
- Сэр, - счёл нужным вступить в диалог Ури. – План, несомненно, впечатляет кажущимися лёгкостью и размахом, но… что, если не получится? Вспомните дельфов и Пандору: там же, из-за квантвого расслоения реальности, еле удалось навести порядок. Нельзя бросаться с головой в омут.
- Нельзя, - согласился Сиоп.
- Что же делать? – Нун повернула к нему круглую головку, будто выточенную из камня виртуозом мастером.
Капитан посмотрел на советницу-египтянку, на белобрысого двухметрового старпома, на беззаботно подбирающего и анализирующего состав почвы, кружащего рядом РС… Взглянул на широкую спину Имхотепа, что-то кричащего рабочим, которые, применяя, возможно, неведомые техники, толпой таскали за прочные канаты квадратные глыбы. Наконец, взор Сиопа замер на нижней части пирамиды.
- Если не ошибаюсь, - размышляя вслух, заговорил он, - слишком высокая концентрация энергии опасна и для общества, и для индивидуума. Не имеющая же точек приложения, сдвинутая или сдвинувшаяся с них, она разрушительна стократ…
Нун понравились эти соображения, и она покивала, подбадривая капитана.
- …Если же возводить не хранилище как таковое… - от мысленного напряжения Сиоп даже закусил губу, что, однако, в скафандре было незаметно, - …если создать центр приёма-передачи… вот что я имею в виду! – Решив, что поймал верное направление, капитан заговорил смелее. – У Имхотепа ведь есть женщина, верно? Да и, наверное, не одна, чтобы обеспечить умным и талантливым потомством его кровей собственный народ. В следующем случае мощь импа не пропадёт зазря и задание правящих верхов будет выполнено: необходимо передать, например, последней жене Имхотепа часть силы мужа, ту, что не «зарезервирована» у вашего народа для загробной жизнью. И наоборот, женщина отдаст «ненужное» супругу. В этом случае вы обретёте два стационарных накопителя, способных аккумулировать разноимённые заряды и, в потенциале, общаться.
- Интересно… - пробормотала Нун, уже высчитывая про себя, что за камни лучше использовать, скреплять ли их растворами, заговаривать или нет.
- Скорее всего, вам понадобится как минимум и третья пирамида, - завершил идею Сиоп, - для проверки и корректировки накопителей, а также приёма, микширования и передачи зарядов.
- Не волнуйтесь, в проекте пирамид у нас значительно больше, - радостно улыбаясь и горя желанием обрадовать Имхотепа, поспешно заверила Нун.
- Ну что ж… - и Сиоп также растянул губы в улыбке, - надеюсь, что контакт – в помощь. Если что-либо ещё потребуется, не стесняйтесь, связывайтесь с нами по чип-коду.
- Несомненно. И вы в любое время обращайтесь за помощью. Хотя, знаете, - вдруг прибавила Нун, - думаю, Имхотеп, мой нынешний муж, был бы рад, если б вы остались.
Сиоп добродушно рассмеялся.
- И я бы с удовольствием! Да Вселенная зовёт – искать неосвоенную планету.
- Да-а, понимаю: это задача, пожалуй, посложнее нашей.
- Посмотрим.
Он окликнул Ури, что присел на корточки возле РС и пытался определить расхождения в оригинальной программе робота и проге египтян.
- Вперёд, старпом, - «скомандовал» Сиоп, - продолжим путь.
- Есть, сэр!
Ури припустил за капитаном, потом притормозил, и они вдвоём прогулочным шагом двинулись к космовёрту.
Однако вдруг их остановил звонкий голосок подбежавшей Нун:
- Подождите! Вы не забыли инфодатчики?
Ури вынул из широких карманов спецкомбеза разноцветные пирамидки, кубы и сферы.
- Прекрасно! А я было перепугалась, что вы позабыли их. Представляете: встреча двух столь непохожих рас, и прошла для обеих бесследно! Вселенское упущение!..
Сиоп успокаивающе положил ладонь на плечико Нун и обратил слова к старпому:
- Ты не рассказывал, что узнал от египтян их секреты. – Голос командира корабля звучал шутливо-укоризненно.
- Простите, сэр. Я, знаете ли, и им передал пару наночипов… - смущённо и стыдливо признался Ури.
Капитан хмыкнул и покачал головой.
- Ничего страшного, конечно. Но в следующий раз ставь меня в известность заранее, хотя бы из вредности. Договорились?
- Естественно! – Успокоившийся Ури разулыбался.
- Не расстраивайтесь, - не совсем вникнув в ситуацию, проговорила Нун. И внезапно сказала нечто крайне неожиданное: - Мне тут подумалось… наши цивилизация и вера основаны на пирамидах. А ваши?
- На мифах, - кратко бросил Сиоп.
- Так, может, нам объединить их? Это заодно и решит проблемы переизбытка энергии и возможного взрыва при строительстве второй пирамиды и перекачке туда немалой части сдвоенной энергии.
- Хотите сказать, мифы уравновесят пирамиды? Высшая наука науку магическую? Фантазия второго рода фантазию рода первого?
Нун развела изящными ручками.
- Это ведь осуществимо… теоретически. Правда?
Слегка взволнованный, Ури потянулся к нагрудному карману, чтобы достать сигарету, хлопнул себя по лбу, вспомнив, что во время контакта не курит, а пачку специально оставляет на борту. Он тут же успокоился.
- Правда, - подтвердил тем временем Сиоп. – Любая аксиома вначале была теорией.
- Тогда, может, вы не станете возражать против того, чтобы мы рассказали о вас потомкам? Не только на словах: слова не забываются, но остаются «невидимыми».
- Я не против. Но что за способ… - И тут он догадался. – Рисунки на пирамидах?
- Да, именно. Это и нашу задачу с богами к тому же решит.
Ури был ошеломлён; его руки хлопали по скафандру в поисках несуществующих сигарет. А Сиоп, потянув за собой молодого, ошалелого старпома, отчётливо произнёс на ходу:
- Ничуть не возражаю, ха-ха! Всего хорошего и, кстати, спасибо за инфу!..
(2014 год)
Похожие статьи:
Рассказы → Лизетта
Рассказы → Незначительные детали
Рассказы → О любопытстве, кофе и других незыблемых вещах
Рассказы → Культурный обмен (из серии "Маэстро Кровинеев")
Рассказы → Как открыть звезду?