1W

Умный траффик

в выпуске 2015/01/22
article2171.jpg

 Максим уставился на экран, где программа-навигатор высветила синим маршрут на работу, в управление контроля движения. Что-то не так: вместо изящной дуги с двумя перегибами — ломаный крюк. Через Верхний мост, а не Южный, как обычно. Хорошо, хоть не через Северный. Максим попросил другой путь, навигатор предложил — еще кривее и длиннее. Первым-то высвечивается оптимальный, самый короткий. Что-то где-то невовремя перекрыто. А сейчас и так несколько важных дорог на плановом ремонте, лето ведь: и траффик слабее, потому что люди в отпусках, и погода подходящая. Самое время чинить и проверять дороги, однако сбои могут быть очень опасными.

  Надо было срочно разбираться, потому Максим отдал бортовому компьютеру команду выезжать — может успеет, хоть и длинным маршрутом. Скорость задал предельно допустимую. Звонил в контроль движения, но одни сотрудники не отвечали, номера других заняты были. Попытался, задавая навигатору разные конечные и начальные точки маршрута, разобраться, где же проблема. Прежде всего проверил, не перекрыт ли Южный мост — задал путь к въезду на него. Навигатор предложил вовсе петлю: ехать на левый берег через Верхний мост, потом возвращаться на правый через Центральный мост и дальше по Правобережному шоссе. Ужас, маршрут едва сам себя не пересекает.

  Дорога резво стелилась под колеса, мимо проносились утопающие в зелени жилые районы, "аквариумы" деловых центров, кондитерского вида торговые комплексы. Машина поворачивала, перестраивалась, вливалась в потоки. Компьютер время от времени занудливо напоминал, что скорость на пределе допустимой и вероятность аварии какие-то там доли процента. Максим не обращал внимания — с навигатором возился. Комбинируя разные маршруты, кажется, вычислил, что перекрыт въезд на Правобережную. Ехать туда смотреть в чем дело, или на работу — там тоже можно глянуть через дорожные камеры?

  Не успел задуматься, как зазвонил мобильник — Иван с работы вызывал. Давно пора.

   — Что с въездом на Правобережную? — не поздоровавшись, спросил Максим.

   — Как ты дога...

   — Навигатор гонял. Так что?

   — Мы не знаем.

   — Что?! Там что, камеры не работают?!

   — Работают, но ни у кого к ним доступа нет! Величко в отпуске, Котов на конференции, Наташа затемпературила, а ты еще не приехал! А тут уже звонят, спрашивают, какого черта нельзя на Южный мост через Правобережную, еще немного, и будет пробка на Центральном! И на Верхнем! И никого с допуском к камерам — давно пора сделать их доступными через сеть, чтобы вы могли подключаться из дома!

  На радость хакерам. Максим не стал продолжать старый спор, а поменял в навигаторе маршрут — направился к тому самому въезду на Правобережную. Хорошо, что там можно останавливаться — удалось точно вычислить место, где проблема. Забавно смотрелось: двигаешь пальцем конечную точку, волосок сюда — маршрут почти прямой, волосок туда — крюк через два моста. Что же там такое может быть? На аварию программы контроля движения уже вызвали бы срочные службы, если бы человек на дорогу забрел — тоже, если бы что-то повредило дорогу — в Контроле бы тем более знали, уже вовсю суетились. Кошка или собака не пролезли бы, ограждение надежное. Нет, случилось нечто нестандартное, чего нет в базах данных. А ведь большинство людей верят, что там есть все. Слишком стали зависимы, привыкли, что рулят бортовые компьютеры, дорогу выбирают навигаторы, а контроль следит за дорогами и предупреждает, если что. Тем опаснее сбои, тем серьезнее за них ответственность, которая обязательно свалится на Максима. Вроде и не виноват ни в чем, но придется это доказывать.

  Вот и тот самый въезд. А вот и то самое место, где проблема… Да уж: большая черная птица посреди проезжей части клюет что-то.

  Едва машина остановилась, Максим выскочил с криком:

   — А ну, пошла отсюда, тварь!

  Ворона неохотно взлетела. А Максим, быстро взглянув на экран бортового компьютера, убедился, что въезд свободен. Пошел смотреть, что там птичка клевала.

  Тут же снова вызвал Иван:

   — Что там было?! Ты разобрался?!

   — Ворона это была. Грецкий орех валялся на дороге, его колесами раздавило, так она выклевывала ядро. Может, сама орех и сбросила, тут как раз провода над дорогой какие-то. Если бы не наш контроль, ее бы давно уже спугнули, а так въезд закрыт, и все. А контроль у нас реагирует на все теплокровное.

   — Даже на все необычное, — добавил Иван. — Так безопаснее, конечно, но согласись, что в данном случае перебор. Придется еще и птиц в базу данных вносить. И как-то совершенствовать программу, а то перекрыла въезд и больше ничего не делает. Хоть бы доступ дала в порядке исключения.

  Мимо проехала машина, вторая, третья. А сколько их контроль погнал через Верхний мост, пока Максим не спугнул ворону?

   — Знаешь, — задумчиво сказал Максим, — я с тобой соглашусь, что далеко зашел наш контроль движения. Всего ведь не предусмотришь, в базы не внесешь. Рано или поздно так легко, как сегодня не отделаемся.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1595 просмотров
Нравится
Комментарии (4)
Валерий Сагин # 22 января 2015 в 11:36 +2
Ворона это была. Грецкий орех валялся на дороге, его колесами раздавило, так она выклевывала ядро. Может, сама орех и сбросила, тут как раз провода над дорогой какие-то.
Умная ворона. Грецкий орех принесла? В клюве, что ли? Не верится, она ж не пеликан. Даже не тукан и не гиацинтовый ара. scratch
И о пять про технологии. Думается, что должно было предусмотрено по выходу птиц на полосу какое-то звуковое отпугивание. Пример аэропортов удачно забыт? Да и пресловутая утка с выводком может пересекать трассу...
В порядке бреда - для гротеска и фантастики можно заменить птичку на бабочку из Красной книги.
Дуров Алексей Викторович # 28 января 2015 в 18:11 +1
Вороны вообще-то действительно умудряются так колоть орехи. И клювы у них будь здоров.

Звуковое отпугивание — это же сколько шума будет. Кроме того, надо ведь саму опасность предусмотреть сначала, а не додумали.

Бабочку можно, однако тогда система аж слишком сложная получается.
Эрик Плутов # 24 января 2015 в 21:21 +2
Интересная тема.
Фантастика, но близкая. И довольно реалистичная. К слову, вот смотрел несколько раз "5 элемент", каждый раз удивлялся, как там перемещается такси. Ни светофоров, ни полос-коридоров не обозначено. Странно, что не показано лётно-транспортных происшествий. crazy
Дуров Алексей Викторович # 28 января 2015 в 18:16 +1
"Пятый элемент" считается комедией. "Мультики не всегда логичны" (с).
Однако какие-то "правила воздушного движения" есть даже там. Может, вместо светофоров использовались сигналы для бортовых компьютеров. Собственно, в современной авиации диспетчеры так и работают в основном.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев