Босые ступни утопали в густой траве, бескрайним морем плескавшейся до самых холмов. Мальчик, раскинув руки, бежал по ней, вдыхая душистый воздух. Парами танцевали бабочки, пытаясь очаровать дремлющие под полуденным солнцем цветы. Все было светлым и чистым, и не было теней под стоящим в зените солнцем. Безмятежность, разлившаяся в воздухе, топила в себе остальные звуки, и шум ветра казался единым умиротворяющим фоном.
Мама просила Тома нарвать васильков, и, раз уж мальчик пришел на поле, можно было побегать всласть, поваляться на мягкой траве, подглядывая сквозь соломенную шляпу на солнечный диск, пока все вокруг не начнет казаться единым желтым пятом.
Так хорошо, так спокойно, что все байки про тени, сумрак и холод кажутся бессовестной выдумкой. И не верится в то, что когда-то, давным давно, пока время не остановилось, они действительно существовали. Да и выдумать только! Тени, всюду следующие за людьми, словно мистические стражи, словно небесные ангелы. Так и смотрел Том сквозь шляпу, пока не начинало казаться, что и солнца никакого вовсе нет. От этих мыслей сразу же становилось не по себе, трава начинала казаться жесткой, пространство вокруг сжималось до размеров маленькой комнаты без дверей и окон. В такие моменты Том резко вскакивал и успокаивался только тогда, когда полевой ветер спутывал его волосы, унося с собой наваждение.
В этот раз на поле Том оказался не один. У высокой ели мальчик увидел старого Мастера. Поговаривали, что когда-то он занимался ремонтов часов, а сейчас, когда все они остановились, старик забавлял деревенских детей сказочными историями и умелыми поделками.
– Здравствуйте, дедушка Мастер! – Мальчик подбежал к старику, внимательно рассматривая знаки, вычерченные им на земле.
– И тебе не хворать, Том, – улыбнулся старик. – Чего тут один бегаешь?
– Я за васильками пришел для мамы. Она любит, когда на обеденном столе стоят цветы.
– Что ж, дело хорошее, малыш, – Мастер добродушно похлопал его по плечу и вернулся к своему занятию.
– А что вы тут делаете? – Том с интересом наблюдал за острым колышком, бороздившим землю.
– Это будут солнечные часы.
– А разве такие бывают?
– Бывали раньше, а может еще только будут.
– Но ведь времени давно нет. Его уже давно никто не видел.
– Раньше оно было, – старый Мастер по-отечески улыбнулся, – а может и не так всё. Может оно еще только будет. Тут уж как сам решишь.
– Пусть тогда лучше было! – засмеялся Том. – Зачем сейчас нужно время, когда есть вечное лето и самое-самое лучшее мгновение? Когда мама всегда ждет дома с обедом, а папа зовет играть меня в мяч в саду. Но... если все истории, что рассказывают люди, про то, что время когда-то существовало – правда, то куда же оно ушло?
– Не знаю, Том, - пожал плечами Мастер, - может, оно и не уходило. Вот, что я тебе скажу, мальчик. Нельзя задержать то, что быстро проходит. Но можно идти вместе с ним, и тогда будет казаться, что вы оба стоите.
Том нахмурился, пытаясь понять значение слов старика.
– Сейчас я точно никуда не иду.
– Это только так кажется.
Том насобирал большой букет васильков и принес домой. Тяжелые головки с резными лепестками легли по краям глиняного кувшина, рассыпавшись в разные стороны.
Мама как всегда приготовила его любимые лепешки с сыром и холодный луковый суп. Они сидели вей семьей за столом и тепло улыбались друг другу.
– Мама, ты когда-нибудь была маленькой? – с любопытством спросил Том.
– Конечно, родной мой. – засмеялась мама, подкладывая ему добавки. – Когда я была такой, как ты, я тоже любила бегать по полями, собирать цветы, и часами могла разглядывать облака.
– Значит и я когда-нибудь буду взрослым? – недоверчиво проговорил Том.
– Будешь, родной мой.
– А когда?
– Когда придет время, родной, – снова засмеялась мама.
– Но как же оно придет, если его нет? – мальчик удивленно посмотрел на маму. Все время, что Том себя помнил, стоит жаркий полдень, а часы над камином замерли на цифре двенадцать и не желали больше двигаться с места.
После обеда отец позвал Тома во двор, но вопреки обыкновению мальчик решил пройтись по деревне. Мама с улыбкой попросила нарвать васильков перед тем, как он соберется домой.
Том вышел на широкую улицу и направился в сторону реки. На скамейке у бакалейной лавки, словно птицы на жердочке, сидели девочки.
Старшие парни стояли у высоких ворот у дома Марии – самой красивой девушки в их деревне. Том в общем-то не понимал, почему все считали ее первой красавицей, но верил на слово.
У речки, кидая в воду камушки, сидела курносая девочка. Том залюбовался тем, как галька, выпущенная из-под ловких пальцев, весело отскакивала от водной глади и скользила чуть ли не до противоположного берега. Мальчик несколько секунд помолчал, вспоминая, как ее зовут.
– Привет, ты ведь Лиза? Здорово у тебя получается! – Том подошел к девочке и, подхватив камушек, тоже бросил его в реку. Получилось не так далеко, как у Лизы, и мальчик взял еще несколько камушков.
Девочка посмотрела снисходительно, но не смогла сдержать улыбку.
– Привет, Том. Здесь не часто встретишь деревенских, – сказала она после нескольких точных бросков. – Все идут на песчаный пляж.
Ты и сама деревенская! – насупился Том.
– Наш дом на самой окраине, ближе к лесу. Так что я ни с кем из деревни не общаюсь.
– Да ладно тебе! А как же тот чернявый парнишка, сын бакалейщика? Он же всюду за тобой таскается, странно, что тут его нет.
При упоминании своего друга Лиза помрачнела.
– Ты разве не знаешь?
– О чем?
– О том, что он завел часы и исчез! – воскликнула девочка. Камушек, вылетевший из ее руки, вопреки обыкновению не отскочил от воды, а утонул с громким "бульк".
Том, приоткрыв рот, уставился на девочку, задумчиво вертящую в руках очередной плоский камушек.
– Но как он смог завести часы?
– Старый Мастер помог ему.
– Но зачем?
– А ты никогда не думал, как это? Когда есть время? Когда каждый день разный, и даже солнце каждый раз светит по-разному.
Том зажмурился, пробуя представить себе, что было бы, попади он в место, где существовало время. Интересно, а если там все постоянно меняется, то как людям успеть насладиться солнцем, летом и маминым обедом? Не успеешь оглянуться, и ты уже взрослый, и каждый день новое, неизведанное, таинственное. Мальчик резко распахнул глаза и улыбнулся собственным мыслям. Вот это да! Каждый день – одно сплошное приключение!
– Нужно завести часы!
– Я не хочу исчезать. – грустно вздохнула девочка. – Кто знает, куда ты попадешь.
– Том закусил губу, какое-то время раздумывая, но в его голове тут же созрел план.
– Не нужно будет никуда исчезать. Мы вернем время в деревню.
– Тот, кто заводит часы, исчезает вместе с ними, нам не уговорить всех.
– Не нужно никого уговаривать. Нужны просто особые часы.
Лиза вопросительно посмотрела на мальчика, и тот торжественно произнес:
– Солнечные!
Девочка несколько секунд раздумывала над предложенной мыслью, затем неуверенно улыбнулась.
– Как же мы их заведем?
Старый Мастер жил недалеко от того самого поля, где Том собирал васильки для мамы. Обратный путь предстоял через всю деревню.
Девочки все так же сидели на лавке, парни поджидали у ворот красавицу Марию, из бакалейной лавки пахло имбирными пряниками. Солнце по-прежнему стояло высоко над горизонтом.
Когда Том и Лиза зашли в лавку Мастера, колокольчик на его двери печально звякнул. Мальчик внимательно оглядел помещение. В просторной чистой комнате всюду стояли непонятные приборы и инструменты. Старый мастер в белом халате поверх обычной одежды сидел за столом в дальнем углу.
В уши ему были вставлены трубочки, конец которых смыкался в один небольшой конус. Мастер сосредоточенно переставлял этот конус то в одно, то в другое место.
Увидев ребят, старик приветливо кивнул детям и снова вернулся к своему занятию. Мастер был похож на доктора, который пытался определить, чем болен механизм, находящийся перед ним.
Наконец, он снял свою трубку и, тяжело вздохнув, направился к ребятам.
– Что-то случилось? – с беспокойством спросил Том.
– В том-то и дело, что ничего. – Мастер грустно улыбнулся, – мне показалось, что я услышал тиканье в часах, но нет... мне всего лишь показалось. – он снова улыбнулся. – Вы, должно быть, пришли посмотреть на новые игрушки, которые я смастерил?
– Нет. Мы пришли, потому что хотим, чтобы вы помогли нам завести солнечные часы на поле.
– Что? – Мастер рассмеялся. – Это вам не ко мне, ребята, это к солнцу! Я могу помочь только с обычными часами.
– Но пока нет времени, солнце будет стоять на месте.
А зачем тебе время, малыш? – тепло улыбнулся старик, – У тебя же и так все есть. Да и как же твое самое лучшее мгновение? Ты хочешь, чтобы оно кончилось?
– Мама сказала, что я стану взрослым, только когда придет время. – Том тяжело вздохнул. – По-другому-то никак.
– Хм... – Мастер на секунду задумался, – ну может быть, тогда верно и то, что время придет, когда ты повзрослеешь?
На это мальчику сказать было нечего. Как повзрослеть он не знал.
Распрощавшись с Лизой, он нарвал для мамы васильков и пришел домой к самым вкусным на свете лепешкам и ароматному луковому супу.
Все повторялось вновь и вновь. Его безмятежные прогулки, цветы для мамы, семейные обеды и игры в мяч. Иногда он ходил на берег реки и бросал вместе с Лизой в речку камни. Но что бы Том ни делал, он не становился взрослым.
Мальчик все реже бегал по любимому полю, все чаще задумчиво смотрел на порхание бабочек над васильками. Все дольше засматривался на солнце. Ему было интересно, что скрывалось за тем странным ощущением, что накрывало его всякий раз, когда он лежал на траве, смотря на желтый диск сквозь соломенную шляпу. Почему его все больше тянет куда-то, где он ни разу не был, прочь от его самого-самого счастливого мгновения?
Может быть, когда он разберется в этих вопросах, он и станет взрослым?
Том лежит на мягкой теплой траве, лицо спрятано за привычной шляпой. Он смотрит на слепящий диск, и сквозь застилающий сознание свет появляются нездешние образы.
Пространство вокруг сжимается до размеров маленькой темной комнаты, становится тесно даже дышать. Ему чудится, что он видит старого Мастера, на нем белый халат, а в ушах трубки, которыми он слушает стук часов. Только вместо часов теперь Том, и слушать пытаются его. Мастер тепло улыбается мальчику, и от этого хочется улыбнуться в ответ.
В воздухе что-то неуловимо меняется. Том оглядывается по сторонам — он все еще на васильковом поле.
Мальчик встает и идет к тому самому месту, где старый мастер вбил кол в землю, начертив вокруг циферблат.
Том с замиранием сердца видит, как короткая темная полоска отделяется от основания вбитого колышка. Время пришло.
Том делает первый вдох и кричит.
Похожие статьи:
Рассказы → Что посеешь (Европейская сказка - Работа № 2)
Рассказы → Зов плоти (Европейская сказка - Работа № 1)
Рассказы → Сказка о грызунах (Европейская сказка - Работа № 5)
Рассказы → Веер из перьев (Европейская сказка - Работа № 4)
Рассказы → Принцесса - жаба (Европейская сказка - Работа № 3)