1W

Ярость. Зима 1237-38-го. Глава 10 (окончание)

в выпуске 2024/03/18
11 марта 2024 - fon gross
article16461.jpg

 

Первые стрелы хлестнули по преследователям почти залпом. И хоть у этих татар защита и на людях, и на лошадях была не в пример лучше, чем у виденных ранее легкоконных, но все же около десятка всадников вылетело из седел. Да еще пятеро-шестеро грохнулись на лед вместе с конями. Сколько оказалось раненых, не понять, но обычно таковых бывает в два-три раза больше. Хорошо попали! Татары сразу умерили прыть своих скакунов, стараясь увеличить разрыв между собой и больно огрызающимися русскими. Из их рядов полетели редкие стрелы – имелись и у них оказывается луки, хоть и далеко не у всех. Все же наша панцирная конница, не первый век воюющая со степняками, устроена лучше, подумалось Ратиславу. У каждого воина обязательно есть лук и тул с добрыми стрелами.

Расстояние между Рязанцами и татарами увеличилось до ста саженей. Ратьша протяжно протрубил в рог, приказывая еще убавить скок коней. Лошади его воинов перешли на крупную рысь. Разрыв между преследователями и преследуемыми сократился и русские стрелы опять начали находить среди татар свои жертвы. Те еще больше убавили скорость. Ага, вот оно что. Тяжелую татарскую конницу начали обгонять с боков возле самых речных берегов легкоконные татары. К счастью, было их немного – сотни три-четыре против его семи с лишним легкоконных сотен. Две русские стрелы на одну татарскую это много. Да и убывать татарские стрелки будут скорее, чем рязанские, и чем дальше, тем быстрее. Эту нехитрую арифметику Ратислав постиг еще в юном возрасте, гоняя со своими воинами половцев по степи. Хоть бывало, случалось и наоборот – половцы гоняли его и его людей. На то она и степная война…

Так и вышло: на одного ратьшиного воина, зацепленного татарской стрелой, преследователи теряли двух, а то и трех своих. Да еще и защита у них была хуже даже, чем у ратиславовых легкоконных – своих бездоспешных он предусмотрительно отправил в голову отряда, подальше от татарских стрел. Все это очень быстро почувствовали монгольские (а это были они) легкоконные и тоже, как их тяжеловооруженные соратники начали придерживать коней, чтобы увеличить расстояние между собой и русскими. Ну, раз так… Ратислав резко протрубил в рог и его отряд дал шпоры коням.

Тут как раз они добрались до притока, о котором говорил Евпатий. Едущий впереди сотник, слава богам, не проморгал его и повернул туда голову отряда. Хвост, само собой, двинулся следом. Приток оказался довольно широким – саженей в пятьдесят. Интересно, как называется речка? Этого Ратьша не помнил. Надо будет спросить у местных. Его отряд занял всю ширину притока. Задние продолжали слать в сторону татар редкие стрелы – далеко отстали татары, больше чем на сотню саженей. Тут хорошо попасть может только очень опытный стрелок. Сами татары стрелять почти совсем перестали – поразить противника вдогон на таком расстоянии еще сложнее, тем более русские закинули за спины щиты, сторожась от вражьих стрел.

Продолжали ехать крупной рысью – чего зря томить коней? Татары пока настигать и вступать в рукопашную даже не пытаются. Видать, не сильно жаждут. С обеих сторон берега реки, по льду которой шла погоня, упирались макушками в небо вековые ели, еще больше сгущая уже подступающие сумерки.

Потом река начала вдруг резко сужаться и скоро ширина ее стала не более двадцати саженей. Ко всему, русло стало извилистым – не разогнаться. Опять убавили ход коней. Отряд Ратьши вытянулся в длинную извивающуюся змею, следующую своими изгибами за изгибами реки. Убавили скорость и татары, увеличив разрыв между собой и русскими до двухсот саженей. Стрельба совсем прекратилась – становилось все темнее. Остатки света уходящего дня крали кроны деревьев. Нижние лапы особо развесистых елей выступали с берега чуть не до речного стрежня, хлеща колючими иглами лошадей и людей.

Чуть погодя, русло стало совсем узким – саженей десять-пятнадцать. Берега поднялись обрывами с обеих сторон, а лапы елей почти сомкнулись над головами всадников. Теперь они ехали словно в пещере с белым полом и стенами и зеленым потолком. Стало совсем темно. Продолжавший ехать в хвосте отряда Ратислав, совсем потерял из вида преследующих татар. Что, отстали? Он натянул поводья, останавливая Буяна. Осадили своих коней оба меченоши, а чуть проехав вперед, и Светлана с Гунчаком. Гунчак, неохотно развернув своего жеребца, направил его к Ратиславу, говоря при этом:

- Что случилось, воевода?

- Тихо! – прикрикнул на него Ратьша, вслушиваясь в темноту позади себя.

Нет, не показалось – топот вражьих лошадей стих. Татары и впрямь прекратили преследование. Ушли…

Уважаемые читатели! Книга "Время умирать. Рязань, год 1237" выходит в бумаге в издательстве АСТ. Желающим приобрести книгу даю ссылку. https://ast.ru/book/vremya-umirat-ryazan-god-1237-879987/

Рейтинг: +1 Голосов: 1 213 просмотров
Нравится
Комментарии (2)
Евгений Вечканов # 12 марта 2024 в 01:42 +1
Вот и мой плюс подоспел!
Спасибо за новую главу!
fon gross # 14 марта 2024 в 21:09 0
Cпасибо Вам.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев