Глеб Владимирович сделал очередной глоток. Крякнул от удовольствия. Сказал:
- Хорош взвар делает богдийская лекарка. Знаю, кладет туда листы чая, того, что растят в ее царстве-государстве. Пробовал такой? Вроде, купчишки его и до нас довозят.
Олег отрицательно покачал головой. Не пробовал. Честно сказать, даже не слыхал про такой.
- Зря, - дядя сделал еще один гулкий глоток. – Пробуй, наслаждайся. Она туда еще много чего добавляет. Знаю только про корешок, что монголы и киданцы женьшенем зовут. Большую силу тот корешок дает, в исцелении больных помогает. Говорила мне Джи, что добавляет тебе его в питье. Редкая штука корешок сей. Больших денег стоит.
Глеб Владимирович одним большим глотком допил содержимое пиалы. Налил из кувшина еще. Олег тоже плеснул в пиалу парящую темно-коричневую жидкость, отхлебнул. Горячо. Но и впрямь вкусно.
- Так татары к Коломне идут? – спросил он у дяди.
- К ней.
- Из-за владимирского войска?
- И из-за него то ж. Но, главное, другой дорогой им просто не дойти – с голоду передохнут.
И дядя изложил те же соображения, к которым пришел и сам Олег сегодня утром. Сказал еще:
- Татары и в Булгаре и у нас на Руси идут по руслам рек. Далеко в лесную дебрь не суются – не любят они ее. Потому корм для лошадей и еду для воинов берут, по большей части, в крупных селениях - они у нас почти всегда стоят на реках.
- Их же тьма тьмущая, да еще и лошадей сколько. Разве можно с наших сел и градов прокормить такую прорву? – спросил Олег. – Должно, все же везут еду и в обозе. Вон он какой большой.
- Ну, сколько-то еды в обозе везут. Тут ты прав, - ответил дядя. – Но еда в обозе на крайний случай. Ежели наступит полная бескормица. А так воины кормиться должны с войны. И лошади то ж.
- Сколько же у них лошадей-то?
- По ясе чингизовой у каждого монгола, идущего в поход должно быть не менее трех. Лучше – больше.
- Я слыхал на Русь идет семь десятков тысяч воинов, - раздумчиво протянул Олег. – Это же двести с лишком тысяч лошадей получается.
- Ну, нет, усмехнулся Глеб Владимирович. – На Рязань пришло шесть туменов. Полных туменов, а это десять тысяч воинов в каждом. Еще один тумен должен ударить от устья Оки со стороны Новуграда Нижнего. Наверное, уже ударил.
Дядя сделал очередной глоток чайного взвара, продолжил.
- Но и в тех туменах, что на Рязанское княжество пошли, не все воины конные. По осени их пополняли пешцами из булгар, мордвы, буртасов, черемисов, привычных биться в лесах. Имеются в татарском войске пешцы и с Кавказа и других мест. На приступ городов кого-то же надо посылать. Сами монголы на валы и стены не полезут – у них каждый воин на вес золота. Они и в битвах впереди себя союзников из недавно примученных народов посылают. Этих не жалко. Так что потери у самих монгол совсем небольшие. Ну и потому лошадей в войске не на столь много. Даже монголам из простых воинов в поход на Русь велено было взять джихангиром только по два коня, ибо знал он, что с кормом для лошадей будет тяжко.
- Так сколько, все же, лошадей в войске? – еще раз спросил Олег. – И сколько конных?
Дядя хитро улыбнулся.
- Ишь, дознатчик… Думаешь, сбежишь, своим о сем обскажешь? Нет, племяш, не сбежишь. Хорошо тебя караулят. А про конных и лошадей скажу, чего уж. Из шести десятков тысяч войска, что сейчас с нами идет, конных тысяч тридцать пять наберется. Ну и лошадей тысяч семьдесят, или чуть поболе, поскольку сотники и начальные люди взяли их больше двух. Это им не возбранялось. У Бату-хана их десятка полтора. У других царевичей то ж не меньше.
Дядя налил новую пиалу чая. Отхлебнул. Закатил глаза от удовольствия. Снова заговорил.
- А грады наши да села прокормить татар могут. Иначе не сунулись бы они в наши леса. Монголы вообще ничего, десять раз не обдумав, не делают. Прежде чем на Русь идти они купчишек опросили. Иноплеменных, да и наших, тех, что перехватили на пути в иные страны. Киданьские советники-розмыслы все те сведения, что от них узнали обдумали, обсчитали, посоветовали сколько войска на Русь посылать и каким путем, чтобы ни воины, ни кони от бескормицы урон не несли. Говорил я с одним таким киданьцем. Умен, ничего не скажешь. Рассказал он мне, как считали они количество провизии и корма, который можно с наших градов взять на пути войска. Вот смотри.
Глеб Владимирович отставил пиалу, ерзнул на своем месте, сел прямо. Видно было, что тема ему интересна. Олег тоже заинтересовался, приготовился внимательно слушать.