Этот рассказ – страшная история о мальчике, который любил всё американское… ну, или не совсем всё. Мальчик любил смотреть американские фильмы и мечтал посетить ресторан МакДональдс. И вот что из этого вышло…
Жил-был мальчик по имени Тору. Проживал он на маленькой улочке маленького посёлка, в переулке, у которого и названия-то не было. Глухомань, одним словом. Иначе трудно объяснить сильную тягу мальчика к американской экзотике (которая на самом деле давно уже не экзотика, надо сказать). Ведь, происходи дело в шумном городе, возможно, такого острого желания поесть гамбургеров и полюбоваться на клоуна у ребёнка могло и не возникнуть. Впрочем, нам не говорят, в какие временные рамки помещена эта история. Да это и неважно. Ведь история эта по сути сказочная.
Сам рассказ можно отнести к той разновидности фольклора, которую дети называют «страшилками». У подобных страшилок богатая и длинная история. Скажем, «Красная шапочка» Ш. Перро – тоже разновидность подобной истории. Жила-была девочка, звали её Красная шапочка. Девочка любила одеваться в красный цвет, гулять одной в глухих переулках… то есть лесах, и разговаривать с незнакомцами. Что случилось с этой девочкой? Правильно. Съели её. А последующее спасение путём разрезания волчьего желудка – просто альтернативный финал для особо впечатлительных.
Данная история тоже вызывает некие ассоциации. Здесь можно вспомнить «Летающий корабль-призрак» – японский полнометражный мультфильм, выпущенный в 1969г. Те, кто смотрел этот мультфильм, наверняка запомнили напиток, подозрительно похожий на Кока-Колу, и людей, которые его пили. Что было потом с этими людьми? Правильно, ничего хорошего.
Итак, мальчик по имени Тору страстно желал увидеть наяву то, что видел только в американских фильмах. Можно усомниться в силе подобного желания, но это – условие сюжета. Автор намеренно усилил эту черту в мальчике, ведь без неё не было бы самой истории.
И вот Тору идёт в храм, и делает всё, чтобы его мечта осуществилась. А дальше случилось, как положено в подобных сюжетах…
К слову о сюжете. Он довольно чёткий. Экспозиция, завязка, нарастание напряжения, кульминационное противостояние мальчика и его «врага», финал (о котором я скажу позже).
Автор умело нагнетает обстановку. Тут и зловещий клоун, изо дня в день (вернее, из вечера в вечер) становящийся всё страшнее. Тут и убитые животные, и летучие мыши, лезущие в окно…
Хотя, надо сказать, с нагнетанием автор немного перегнул палку. Когда крови и кишок (с отрезанной головой собачки) слишком много, наступает пресыщение. В некий момент читателю становится уже не страшно, а смешно. Да и льющаяся потоками кровь, не вмещающаяся в теле клоуна и переполнившая переулки, вызывает у скептически настроенного читателя скорее усмешку, чем чувство страха. Впрочем, для целевой аудитории рассказа, которую условно можно определить как подростковую, это, возможно, будет в самый раз.
Кстати, довольно странно выглядит в тексте употребление слов «верхние четвёрки» по отношению к зубам клоуна. Ведь история рассказывается с точки зрения мальчика, для которого подобная терминология нетипична.
Тем временем ситуация ухудшается с каждым днём. И вот уже мальчик Тору, который не спит которую ночь, осознаёт, что желание его было ошибкой, которую надо непременно исправить. Он бежит в храм, забирает фигурку дарумы, и начинает своё последнее ночное бдение. Здесь фигурка дарумы служит неким оберегом, священным предметом, который помогает от нечистой силы… которой, видимо, является клоун Рональд.
Трудно сказать, отчего символом зла выбран именно такой персонаж, и какую смысловую нагрузку несёт этот образ (кроме давно ставшего штампом образа злого клоуна). Вообще это противостояние никак не объясняется в тексте, и какой-либо особенной идеи здесь не заявлено. Рискну предположить в качестве теории, что мы имеем противопоставление символов старой Японии и чуждого для неё мира, мира «гайдзинов», символом которого условно можно счесть клоуна Рональда.
Но вот настаёт момент истины. Клоун приближается, мальчик сжимает в руках статуэтку и поднимает её перед собой. Должно быть, дарума не так проста, как кажется. И служит не просто для выполнения желаний.
Почему «пассивная» кукла превращается в оружие возмездия, и поражает злобного клоуна в последний момент, мы не знаем, но это очень кстати для героя рассказа.
Кажется, это счастливый конец? Как бы не так. Здесь мы подходим к обещанному финалу. Итак, враг чудесным образом повержен, он сгорает в огне молнии, не успев при этом что-то сказать мальчику. Осталось неясным: то ли клоун вовсе не желал зла «виновнику» своего появления, то ли он со всеми жертвами разговаривает… А может быть, и не было здесь никакого смысла, и автор добавил этот штрих для пущей экспрессии.
Собственно, стиль, в котором написан текст, меняется вслед за сюжетом. Начинается он, как детская сказка, продолжается подростковой историей, а заканчивается вполне взрослым кошмаром.
В финальной сцене читателя ждёт некое разочарование: кукла, казавшаяся верной исполнительницей желаний, впустила в себя «душу» погибшего монстра. Нарушен образ, казавшийся постоянной величиной, заданной изначально, как аксиома. Детская страшилка обернулась страшилкой для взрослых, которые понимают, что от зла так просто не уйти, и под одеялом не спрятаться. Мальчику, очевидно, предстоит ответить за своё, в общем-то, невинное желание сполна. А что делать? Жизнь, особенно героя страшной истории, тяжела и неказиста… Одним словом, берегитесь своих желаний, они могут исполниться!
Похожие статьи:
Рассказы → Выходной
Рассказы → Магазин Склизнера
Рассказы → Я выживу!
Рассказы → Наш великий Годзилла!
Рассказы → Прощай Мори Пович!