– И вас не трогает судьба человечества?
– Я не имею чести быть знакомым с человечеством,– помолчав, сказал Консул. – Я знаю Сола Вайнтрауба. Рахиль. Женщину по имени Ламия Брон, которая сейчас при смерти. Отца Поля Дюре. И Федмана Кассада. И…
«Гиперион»
Я смотрел на кобальтовое небо в росчерках лиловых облаков, на лучи масляно-желтого света на розовой стене и на деревянном подоконнике, слушал крики детей, играющих на улице, тихий разговор Сес Амбре и ее больного брата Бина и думал: «Потерять все это навсегда?..»
И призрачный голос Энеи ответил:
«Но терять все это навсегда - и есть сущность человеческого бытия, любимый».
«Восход Эндимиона»
Наконец-то набралась смелости замахнуться рецензионным пером со всем возможным уважением и почтением на одну из моих самых любимых научно-фантастических эпопей – тетралогию Дэна Симмонса «Гиперион-Эндимион».
Честно предупреждаю тех, кто не читал серию. В ней не просто «многа букаф», а «ужжжасно многа букаф». Но читаются они на ура! Сужу по личному опыту: любимую доченьку я ловила за чтением посреди ночи, под одеялом, со специальным фонариком для чтения. Книжка, естественно, отбиралась и уносилась в другую комнату. Потому что маме и самой хотелось перечитать любимые эпизоды. Да-да, тоже под одеялком и с фонариком.
Автор рассказывал в предисловии к первому изданию и в паре интервью, что первые миры Гипериона появились во время школьного урока, когда учитель Дэн предложил своим ученикам поиграть в литературную игру. Дети придумывали планеты, живущих там существ; создавали географию, зоологию, ботанику, гражданское право.
Практически все созданные планеты позднее «населили» космос эпопеи, положив начало вселенным Гегемонии и Бродяг.
Да-да, тетралогия настолько масштабна, что в ней нашлось место целым трем Вселенным – существующим одновременно, в едином пространстве космоса, но во временах, движущихся с разной скоростью. Мир Гегемонии – это планеты людей, научившихся путешествовать со сверхсветовой скоростью и мгновенно обмениваться информацией; уничтожающих все не привычные формы жизни на других планетах или адаптирующих их под себя, любимых; владеющих огромным количеством техногенных игрушек, полученных в дар от таинственных и загадочных ИскИнов, обитающих в неведомой виртуальной Вселенной Всемирной Сети. Вселенная же Бродяг – тоже мир людей, но тех, кто выбрал иной путь: неспешных путешествий на старых космических кораблях по бескрайним просторам космоса; общения с не похожими на человека разумными существами; путь приспособления – с помощью генной инженерии или мутаций – к новым условиям обитания, встраивания себя в живущий по своим законам мир, а не подстраивание этого мира под себя.
Об этих трех Вселенных и сложных, нередко враждебных отношениях между их обитателями читатель узнает постепенно: знакомится с представителями разных социальных слоев и рас; путешествует по планетам и экосферам; учится делать собственные выводы о многовековом противостоянии, выслушивая самые различные точки зрения на глобальную проблему, ставящую под угрозу существование мира таким, каким его знают все (!!!) обитатели. Возможно, ИскИны, Бродяги и жители Гегемонии стоят на пороге невиданных перемен. Или конца света.
И, как обычно, судьбы всех живых существ зависят от «ничтожной малости» - небольшой планетки на окраине Гегемонии – Гипериона - и шести человек, отправившихся в паломничество к Гробницам Времени, и каждый - по своим причинам. Точнее, изначально в путешествие отправляются семеро. Но историю последнего участника мы узнаем только в финальной части тетралогии. В первой же книге эпопеи услышим всего шесть рассказов.
Каждый из них полон боли, иногда, кажется, превосходящей человеческие возможности. Может быть, именно эта запредельная боль и пережитые всеми персонажами страдания помогают не так давно знакомым и очень разным людям объединиться. Чтобы выжить самим и спасти близких.
Может быть, им удастся заодно спасти и все три Вселенные, а, может быть, и нет. Ведь всегалактические проблемы отступают на второй план, когда в беду попадает твой друг. С земли Гипериона не видно далеких звезд – только отблески от взрывов в космосе. Потому что где-то там, наверху, идет война. Но у путешественников своя битва.
В концу первой книги история паломников так и остается неоконченной. Потому-то читатель уверена! уже схватился за вторую - «Падение Гипериона» - и пытается срочно выяснить, кому и как удалось спастись; как разрешится конфликт между Вселенными; и что за загадочное существо обитает в Гробницах Времени.
Увы, ответы появятся только на последних страницах, а пока всё еще только больше запутывается. В этом романе читателю вместе с рассказчиком предстоит смотреть сны. И, как и полагается в снах, сюжетные линии переплетаются, рвутся; персонажи и сцены действия сменяют друг друга, как в калейдоскопе; перед глазами мелькают дома, поля сражений, планеты, целые миры.
Как сказала где-то к середине второго тома моя дочка: «Всё смешалось в доме Облонских!» Воистину, устами младенца ребенка…
Хорошо, хоть на последних страницах автору и читателю удалось наконец-то соединить разорванные нити и объяснить – кто, зачем, куда и почему.
Исходя из изложенного, первые две книги тетралогии рекомендуется читать подряд, не делая между ними перерыва.
Также, как и следующие две. Но там, слава Вселенной, хотя бы сюжет линеен, и путаницы поменьше. «Эндимион» и «Восход Эндимиона» - это не третья и четвертая книга, скорее, две части одного романа.
Романа, по большому счету, о том же, что и «Гиперион»: о чудесных неизведанных мирах; о трех Вселенных и о непростых взаимоотношениях меж их обитателями; о вечных человеческих ценностях - дружбе, искренности, справедливости. И, разумеется, о трусости и предательстве. Но главное – о любви. Самой обычной, ничем не примечательной (хотя, с другой стороны, как может любовь быть «обычной» и «непримечательной»?), с ревностью, ссорами и примирениями, болью разлук и радостями встреч. Любовью между юной девушкой и молодым мужчиной, волей судеб оказавшимися втянутыми в глобальные катаклизмы; стоящими на перекрестке времен и миров; решающими какие-то вселенские проблемы вместо того, чтобы просто любить друг друга и каждый день открывать для себя неведомое и заманчивое будущее.
Разумеется, влюбленные все-таки будут вместе, пусть и не долго. Я не поклонник финалов «они жили долго и счастливо, и умерли в одни день»; да и бесконечная беготня персонажей меж прошлыми и будущими, прыжки по планетам, мирам и пространствам воображения меня под конец утомили, но спасибо Симмонсу за то, что он, несмотря на (имхо) малоправдоподобное окончание эпопеи и ужасающе дисгармоничный рояль в лице, точнее, морде Шрека, сумел сделать последние сцены по-настоящему человечными, не опускаясь до банальностей, пафоса и слезовыжималки.
«Гиперион-Эндимион» - одна из самых моих любимых и многократно перечитываемых вещей у Симмонса. Я восхищалась созданными автором неповторимыми, ни на что не похожими мирами и удивительными, населяющими их существами; я переживала истории персонажей как свои или случившиеся с близкими людьми; я вникала в коаны ИскИна Уммона и ломала голову над скрытыми в них смыслами; я была влюблена в Тянь-Шань и Гиперион, а, читая описания экосферы Бродяг и ее обитателей, жалела, что не умею рисовать; я с нетерпением перелистывала страницы, стремясь найти ответы на все заданные героями и мной - читателем вопросы.
И, наконец, поняла для себя главное: всё упомянутое выше (и многое другое) действительно важно – для сюжетных развилок и действия, для создания масштабного антуража и декораций. Но основная идея, озвученная Симмонсом не только в этой тетралогии, но и во многих других прекрасных вещах, может быть выражена куда короче.
Вернитесь к процитированным в начале фразам, перечитайте их – и вы тоже всё поймете.
ПС Автор отзыва понимает, что далеко не все поклонники Симмонса согласятся с таким прочтением тетралогии, но право читателя на личное мнение - неотменяемо. :)
Похожие статьи:
Рецензии → "Грибник" П. Виноградова - юмористический отзыв
Статьи → Религия через призму фантастики
Рецензии → Отзыв на роман "Дракула бессмертен" Дейкра Стокера и Йена Холта
Рецензии → Паразиты ХЗ - рецензия
Рецензии → "Вторжение" - рецензия