Как прославленные режиссеры (Кубрик, Ходоровски, Миядзаки, Тарантино, Коппола и др.) используют цвет для передачи эмоций и создания атмосферы в фильмах.
Автор: Колин Маршалл. По материалам поста
Давным-давно, так давно, что трудно поверить, черно-белые фильмы стали цветными.
В наши дни, когда существуют богатейшие возможности для визуализации, режиссеры не просто «пользуются» цветами, но овладевают мастерством работы с цветом как средством передачи эмоций, идей и всего, что раньше оставалось за кадром. Льюис Бонд говорит о цвете, как о «любимом средстве визуализации повествовательного процесса». Этому, малоизвестному аспекту кинематографического искусства, и посвящено приведенное в конце видео.
«Еще до того, как мы научились озвучивать фильмы, мы уже были одержимы цветом», - говорит Бонд, показывая коллаж, составленный из фрагментов работ Кубрика, Ходоровски, Миядзаки, Ли и других режиссеров, известных своим пристрастием к эффектным видеорядам.
«Фильмы всегда были ориентированы на восприятие глазами, и уже в самом начале эры кинематографа показывали (и подсказывали) путь, по которому зритель должен пройти, чтобы добраться до сути». Затем появился господь Technicolor, Дороти очутилась в стране Оз, режиссеры «получили возможность использовать все возможные краски, а художники начали понимать основы эстетики и символизма цвета».
В эпоху немого кино создателям приходилось вручную подкрашивать каждый черно-белый кадр, стремясь верно передать не только сам цвет, но и его «эмоцию», - ту, которая «отразится» в мозгу зрителя во время просмотра. Принципиально ничего не изменилось и сейчас - в XXI веке.
Красный, возможно, самый мощный цвет, выражает «ненависть и ужас» так же сильно, как и «любовь и страсть». И, в то время как «поля насыщенного зеленого цвета дарят надежду и являются символом плодородия», другие оттенки зеленого кажутся «скучными и безжизненными, а зеленый цвет человека (существа)» (еще раз привет «Волшебнику страны Оз») указывает на то, что перед нами – монстр.
Бонд прослеживает, как складывались традиции цветопередачи – от классической эпохи до современных мастеров, - таких, как «одержимый цветом» Уэс Андерсон, использовавший для создания ностальгической атмосферы в «Королевстве восходящей Луны» неяркие и не контрастные зеленые, коричневые и желтые тона; и наполнивший «Семейку Тененбаум» и «Отель «Гранд Будапешт» розовым и бежевым, снижающими эмоциональный накал и словно призывающими нас не принимать рассказанную историю всерьез.
Квентин Тарантино, поклонник одновременно изящества и грубости, «играет» с цветами по-разному: от маркировок кличек в «Бешеных псах» до яркого желтого мото-костюма (цитата из фильма с Брюсом Ли) героини «Убить Билла». В «Апокалипсисе сегодня» Фрэнк Коппола и Витторио Сторато «используют сбалансированную цветовую схему с вкраплениями оранжевого, который призван подчеркнуть токсичность атмосферы».
В фильме Бернардо Бертолуччи «Последний император» «по мере того, как персонаж познает мир, цветовая палитра меняется. Традиционное восприятие и наивность героя окрашены в красный. Но персонаж учится, узнает новое, и цвет меняется на оранжевый, желтый, и, наконец, когда герой полностью постигает окружающее, - зеленый». В конце фильма, «и герой, и колесо поворачиваются на 180 градусов». Бонд говорит о цветовом колесе - круговой диаграмме, разработанной Ньютоном и до сих пор занимающей центральное место в теории цвета.
Если киноманы займутся более внимательным изучением данного вопроса, они сумеют найти новые оттенки в любимых фильмах. Не важно, сколько раз вы пересматривали «Головокружение», знание о том, как «работает» цвет, поможет прочувствовать силу эмоций в сцене, где Скотти впервые видит Мадлен в зеленом платье, окруженную красным сиянием. Шедевр Хичкока – пожалуй, самый показательный и эффектный пример, как кинематограф использует цвет для расширения возможностей повествования. Можно ли создать что-то более прекрасное, что-то, что поразит зрителя еще сильнее? Бонд цитирует Роджера Дикинса: «Сделать так, чтобы цвет был хорош, - просто, заставить его «служить» рассказываемой истории – трудно». Возможно, Дикинс прав, но стоит попытаться доказать обратное.
видео
Похожие статьи:
Статьи → Америка и американское кино - двойные стандарты
Рассказы → Не стали мы...
Видео → Такая вот картина.
Рассказы → Только нам на руку
Рассказы → ВЫСТАВКА АВАНГАРДНОГО РИСУНКА "ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ" Зал № 1.