Знакомое чувство, не так ли? Вот, бывает, пройдёшься по городу и наткнёшься на такие места, где покажется, что всё вернулось на пару десятилетий назад. А чаще всего это срабатывает в очень старых городах.
Например, в троллейбусах Великого Новгорода кондуктор до сих пор выдаёт отрывные билеты. А где-то на выезде из Симферополя на разделительных островках возвышается пара огромных скульптурных композиций — реликтов советского монументального искусства. Они напоминают художественно оформленные «пучки прутьев», поддерживающие линии электропередач — поставленные вверх-ногами «метёлки», по спирали обвитые чем-то вроде очень длинного знамени или ленты для кинопроектора. Центральные прутья венчают застывшие в движении флаги. От этих футуристичных конструкций во все стороны расходятся провода — в том числе и такие, к которым липнут рожки троллейбусов. Провода расчертили небо так часто, что оно стало похоже на лист искаляканной тетрадки в линейку. Выглядит это, пожалуй, грандиозно, но и пугающее. Если кто-то из вас тоже видел что-то такое, пожалуйста, напишите мне. До сих пор я терзаюсь вопросом, что же это такое и где именно расположено.
В плане ностальгии, конечно, Крым запомнился больше всего. Крым в 2016-м году — с Объектом 825 ГТС, Севастопольской бухтой и 11-й береговой батарей. Но ведь всё это — памятники советской истории, а не случайное напоминания о ней. А я хочу рассказать о случайностях.
Так, в городе Судак меня прямо-таки поразила система расчётов с водителем маршрутки. То есть теперь-то это не в диковинку и в нашем городе, но тогда это удивляло. Я такого не видела с детства! Водитель требует плату не на выходе из автобуса, а на входе. Там встречаются и отрывные билеты, но их рулончик висит на видном месте скорее «для порядку». Хочешь — отрывай, не хочешь — нет.
К слову, город Судак буквально стоит на горах, там и крепость генуэзская есть (то есть её построили средневековые мореплаватели из Генуэзской республики, располагавшейся на Апеннинском полуострове). Расстояние между остановками огромное: всю дорогу едешь по холмам да низинам. И без транспорта отдыхающим не обойтись. На конечных остановках самых дальних районов города стоят пазики и ждут, когда в них набьются туристы. А когда те рассаживаются по местам, то начинают передавать по рядам плату за проезд. Причём водитель никуда не поедет и вообще страшно оскорбится, если кто-то плату не передаст. Уж не знаю, то ли он ориентируется по номинальному количеству сидячих и стоячих мест, то ли знает максимальную вместимость салона, то ли просто очень внимателен. Но вот не поедет он никуда и всё тут, пока каждый вошедший не расплатится! Да ещё и будет громко ворчать, если не досчитается пары гри… то есть теперь уже рублей. Пусть даже кто-то не заплатил ему просто по незнанию.
Кстати, и сами эти маршрутки очень ностальгически выглядят: есть бело-голубые икарусы, жёлтые пазики, зилы… Да ещё они очень редко ходят, так что порою ждёшь их чуть ли не по часу. А уж первого сентября как их ждут! Когда мы уезжали домой, на остановке «Крепость» было очень людно и «нервно». Ещё бы: уже восемь утра, а родители со своими школьниками до сих пор не смогли доехать до школы!
Ещё один пример «застывшего времени» состоял в том, что магазины Судака в тот год только-только переходили на автоматизированные системы расчёта. И было очень непривычно, когда в салоне связи при покупке сим-карты давали не чек кассового аппарата, а написанную от руки квитанцию. То же самое — и во многих кафе. Особенно поразил увитый плющом летний ресторан, где чек представлял собой обычный бледно-розовый стикер, на котором ярко-розовым карандашом были нацарапаны названия блюд, а голубым — их цены. Впрочем, может быть, всё это — элементы стиля? Вспомнился советский красно-синий химический карандаш. У меня огрызок такого до сих пор лежит в ящике стола, и хоть название прочесть невозможно, я опасаюсь, что это был карандаш косметический.
Но на самом деле Крым очень красив. Горы… Какие горы! Удивительное зрелище: складчатые хребты в тумане, переливающиеся всеми оттенками бархатной зелени. Белые, словно кость, утёсы, выхваченные лучами рассвета из черноты низин. Клочья тумана, гонимые неистовым ветром по шахматной доске непрерывной игры света и тени.
Особенно запомнились горы, покрытые виноградниками, на длинном пути из Судака в Ялту, а затем и в Севастополь. Всё-таки царские дворцы строили в великолепных местах. Например, хоть Массандровский дворец и выглядит не совсем как дворец, а, скорее, как загородный коттедж, но панорама зелёной долины, открывающаяся с его террас, впечатляет.
Ещё прекраснее Воронцовский парк — соответственно, с Воронцовским дворцом. Буйный тенистый лес и зелень огромных полян со столетними пиниями и кедрами, с торчащими среди них глыбами скал, озёрами и даже мини-водопадом. У полян потрясающее свойство — переливаться шёлковым блеском в зависимости того, как на них падает солнце. Хотя особенно живописный вид получается как раз-таки при высокой облачности. Свет рассеян, и трава прямо-таки мерцает. Источает какое-то удивительное внутреннее сияние… Однако рассказать я хотела всё-таки не об этом, а о ностальгии по ушедшей эпохе. В частности, об эпохе СССР.
Вот как раз в Воронцовском дворце это чувствуется будь здоров! Как заходишь в главные двери, расположенные между помпезными декоративными башенками — попадаешь в узкий коридор, от пола до потолка застроенный чем-то вроде стенных шкафов. И, между прочим, шкафы-то сами по себе очень симпатичные — из тёмного дерева, с дверцами, похожими на плитку шоколада. Но многие дверцы перекошены, закрываются не до конца и выглядят довольно облезло. А дальше начинается полный кошмар. В коридоре и в первых комнатах стены обклеены самыми обычными бумажными обоями в обычный цветочек. Обои пузырятся, трескаются и местами грозят отклеиться.
Правда, дальше в залах легендарного дворца становится немного получше. Там есть особенно «нежные» комнаты, отделанные в пастельно-бежевых и голубых тонах (как говорят, комнаты княгинь). Но в целом впечатление от интерьера остаётся удручающее. Во многих комнатах безобразно перемешаны стили оформления (восточный с европейским). Говорят, что это так и было задумано, но всё-таки возникают сомнения при взгляде на экспонаты. Дело в том, что некоторые из них выглядят совсем не как памятники царской эпохи, а… как товары даже не антикварного магазина, а простой сувенирной лавки. Особое подозрение вызвали у меня позолоченные настольные часы со скульптурной группой, изображающей вставших на дыбы лошадей. Мне кажется, я видела точно такие же в сувенирном магазине нашего города. Хотя, может быть, там была «реплика» подлинного экспоната?
Экскурсоводы ссылаются на то, что в «лихие девяностые» дворцы Крыма служили не музеями, а дачами украинских олигархов. Ну, такое объяснение плачевного состояния памятников кажется вполне уместным.
Хотя в целом впечатление от Крыма осталось прекрасное. Чего стоит один только рассвет на пароме на Керченской переправе, когда небо над морем проходит все стадии от индиго вплоть до самого нежного розового, а прямо за бортом с воды вдруг взлетает стая чаек.
Или вспомните Царский пляж в Новом Свете, где песок — это вовсе не песок, а маленькие и большие обломки разноцветных морских ракушек. Наощупь они холодные, гладкие, и если зарыться в них пальцами, становится очень приятно.
А в последний вечер отдыха в Крыму мы наблюдали самый настоящий восьмибалльный шторм. Море бушевало, захлёстывая сваи мостов, и брызги белой пены долетали до балюстрады верхнего уровня набережной. И утром нас ждал сюрприз. В Кипарисовой аллее хозяева ларьков не торговали, а при помощи поливочных шлангов смывали с дорожек слой морского песка, который сбился у стен их палаток в настоящие брустверы. И это на довольно большом расстоянии от моря, что странно (аллея длинная, только её конец выходит непосредственно к морю). В общем, нам довелось увидеть необычное природное явление.
Ну вот, таковы мои впечатления от старинных городов Крыма. А напоследок хочу рассказать один эпизод.
Снова 2016-й. Крым, последний вечер поездки. Мы гуляем по Судаку в поисках хороших вин на подарки. И вот перед нами картина.
Девочка лет десяти, тощенькая, с очень взрослым лицом, торопится куда-то совершенно одна и тянет за собой чемодан. На часах почти одиннадцать, быстро темнеет.
Девчушка одета настолько нарядно, что это смотрится даже приторно. Ярко-розовая толстовка на молнии, вся усыпанная надписями из блёсток. Джинсы с розовыми стразами и модными «фабричными» дырами. Розовые кроссовки, на голове — широкая трикотажная резинка вроде тех, что натягивают вместо шапки на уши для тепла и для красоты. Волосы у девочки вьющиеся, до плеч, очень светлые, прямо-таки золотистые.
Чемодан из материала с фактурой под змеиную кожу, хотя тоже розовый, да ещё и с голографической отделкой — отливает жёлто-зелёным, как разводы бензина в луже. Колёсики жужжат и грохочут, когда чемодан переваливается через бордюры.
Девочка шла стремительно, чуть ли не бежала. Как человек, который точно знает, куда идёт, и не хочет, чтобы его остановили. Потому, видимо, никто и не остановил — ни один турист и прохожий, прогуливающийся по улицам, неизбежно ведущим к набережной — к центру жизни морского города. И целый квартал впереди нас бежала эта девчонка, пока не свернула к одной из автобусных остановок.
Я спрашивала: «Это нормально?» Но мои спутники только пожимали плечами, и мы шли дальше. А в голову лезли всякие весёленькие фантазии о побеге из дома.
И мне до сих пор любопытно: куда же она так спешила? А ещё, признаться, завидно. Вот бы мне в своё время такую решимость! Одеться во всё нарядное, собрать крохотный чемодан и рвануть в интригующую неизвестность.
Вид на горы по дороге из Cудака в Ялту.
Столетняя итальянская пиния в Воронцовском саду.
Одна из «комнат княгинь» в Воронцовском дворце.
«Песок» из обломков ракушек на Царском пляже.
Чайки, взлетающие с воды на Керченской переправе.
Альбатрос, прогуливающийся по пляжу Судака.
Похожие статьи:
Рассказы → Ничего личного
Рассказы → Икотка
Рассказы → Второй шанс
Рассказы → Бэтмен: пациент Сайлент Хилла
Рассказы → Игра 2 (Заседание)