Немецкий экспрессионизм – понятие туманное и загадочное: о нем все слышали, его все узнают, а некоторые, как Поттер Стюард, даже пытались дать ему четкое определение (правда, безуспешно). А так ли это нужно?
Влияние немецкого экспрессионизма прослеживается архитектуре, живописи, скульптуре и, особенно, - в кинематографе. Всем известны «Кабинет доктора Калигари», «Носферату» и «Метрополис» - классика жанра, в котором работали и продолжают работать многие известные режиссеры.
Попробуем разобраться, что послужило причиной появления этого течения.
Как и многие другие направления в искусстве, немецкий экспрессионизм зародился в не самый благоприятный период истории Германии. Страна только что потерпела поражение в войне, экономика была в кризисном состоянии: обеспеченные люди не хотели вкладывать деньги в развлечения и «баловство» - киноиндустрию. В результате независимые кинематографисты вынуждены были искать новые пути, чтобы донести свои идеи до зрителя, – без дорогостоящих декораций, шикарных костюмов и прочих изысков. Первопроходцем стала небольшая киностудия Decla, где в 20-е гг. и были сняты
и
Сценарий «Кабинета доктора Калигари» был написан Гансом Яновицем и Карлом Майером – солдатами Первой Мировой. Военный опыт авторов оказал значительное влияние на процесс создания фильма. Не было шикарных декораций, богатых костюмов, реквизита. Съемки проходили в минималистичной обстановке, а основную цель кинематографисты видели в передачи эмоций, экспрессии, а в не реалистической точности антуража. Многие сцены снимались с намеренными искажениями, нарушением баланса. Фильм получился «очень субъективным», отражавшим личное видение авторов, что, безусловно, шокировало непривычного зрителя.
Влияние экпрессионизма прослеживается и в современных фильмах, в частности, в психологическом триллере «Молчание ягнят».
Тим Бёртон также известный поклонник этого киножанра. В фильмах мастера Тима можно увидеть немало отсылок: городские пейзажи «Метрополиса» в «Бэтмен возвращается», тени на стене из «Кабинета доктора Калигари» в «Трупе невесты». Имя Christopher Walken’s Max Shreck – дань уважения актеру, сыгравшему в «Носферату», а внешний облик персонажа – прямая отсылка к «Метрополису».
Конечно, не стоит забывать, что Бёртон – многогранная и талантливая личность, постмодернист, поэтому в его фильмах можно увидеть отсылки, цитаты и заимствования из картин других жанров и времен. Тот же «Винсент» имеет очень мало общего с экспрессионизмом, зато в нем четко прослеживается влияние европейского кинематографа середины ХХ века. А скелеты-музыканты в «Трупе невесты» – дань уважения Рэю Харрихаусену, которым Тим так восхищался в детстве.
Конечно, воздействие немецкого экспрессионизма на искусство кино не было всеохватывающим и глобальным. Но после прихода фашистов к власти многие режиссеры и сценаристы уезжали из Гармании в другие страны Европы и в США. И именно эмигранты подарили Голливуду и индустрии комиксов жанры хоррор и нуар.
Очень специфический жанр, одни стихи чего стоят. Если протяну руку к книжной полке, то могу снять с неё книжку "Сумерки человечества" лирика немецкого экспрессионизма, Московский рабочий 1990. Настоятельно рекомендую. Но не всем. А ты, Дара, наверняка, её уже читала.