Джек Вэнс (1916-2013) – один из наиболее самобытных фантастов прошлого столетия. Он сумел добиться признания и в жанре научной фантастики, и в фэнтези, и даже в детективе. Любителям наград и премий можно вспомнить полученные им премию «Хьюго» (в 1963 году за повесть «Повелители драконов») и «Небьюлу» (в 1967 году за повесть «Последняя цитадель»).
Но, помимо вышеуказанных и множества других отличных произведений, одно из наиболее известных творений Вэнса – это цикл «Умирающая Земля». Его разделяли по-разному, но окончательно сформировались четыре части:
- «Умирающая Земля» (собрание слабо связанных между собой рассказов, но происходящих в одном мире).
- «Глаза Верхнего мира» (история авантюриста Кугеля, напакостившего колдуну).
- «Сага о Кугеле» (продолжение невероятных приключений полюбившегося читателям персонажа).
- «Риалто Великолепный» (истории из жизни щеголеватого волшебника).
В первой части цикла на первый взгляд простые рассказы-сказочки посвящены достаточно важным проблемам человечества. Практически сразу заходит речь о возможности сотворения людьми себе подобных разумных существ и восприятии ими добра и зла. Ведь в чистый разум можно вложить любое видение реальности… Конечно, поднимаются и темы любви, истинной красоты, справедливости. Отдельное место занимают вопросы развития цивилизации и возможности существования идеального общества, где все счастливы. И, к сожалению, автор по сути приходит к печальному выводу о невозможности достижения этой цели даже с использованием самых передовых технологий и искусственного интеллекта. И это всё в фэнтезийном мире!
Но если пытаться быть объективным, то центральное место в этом мире «Умирающей земли» занимает Кугель (в некоторых переводах его именуют Кьюджел, а соответственно получается Хитроумный Кугель или Кьюджел-умник). В принципе, только лишь его приключения представляют собой цельное самодостаточное произведение. Да и с точки зрения языка его похождения лучше описаны (но тут ещё, разумеется, всё зависит от перевода).
«Риалто Великолепный» более похож на сборник притч о любви/ненависти, зависти и дружбе/предательстве. Магия – лишь обрамление, пусть и очень занятное.
Как известно, к концепции построения мира можно подходить двояко. Можно применить «толкиновский подход», когда всё расписано от и до. При таком подходе легко достичь эффекта погружения в придуманную реальность, но в то же время утратится некоторая её загадочность. Вэнс в «Умирающей земле» действует несколько иначе. Конечно, если сложить воедино все подсказки, то можно собрать мозаику фэнтезийного предапокалиптического мира и хотя бы частично узнать, откуда появились и как выглядят деоданды, лейкоморфы, азмы, твк-люди, пельграны, флантики и т.д.
Мир «Умирающей Земли» Вэнса – квинтэссенция сюрреализма. Здесь и близко нет орков, эльфов, гномов (ну разок упоминаются), драконов, хоббитов, лепреконов, единорогов и прочих «классических созданий». Местные демоны совсем не похожи на своих адских собратьев, а ангелов вообще не существует. Боги ещё хоть как-то напоминают свои языческие прообразы. И не будем забывать про инопланетян, типа «милейшего создания» Фиркса, долгое время бывшего «компаньоном» Кугеля. Да и сами «демоны» зачастую проживают на других планетах.
Особенно нужно отметить книгу «Глаза Верхнего мира». Чем не прообраз виртуальной реальности? Целые поколения людей вставляют себе в глаза волшебные линзы и видят мир прекрасным. Все становятся красавцами-принцами и красотками-принцессами. Ну и пусть фактически они живут в паршивой деревушке, где дома похожи на сараи, всё загажено, а из еды только протухшая рыба и бобы. Всё равно соседняя деревня им завидует, и её жители готовы обслуживать лже-господ, чтобы иметь возможность получить чудесные линзы после смерти их обладателей. Хм… Так и представил себе группу эльфиек-воительниц в соблазнительной броне с огромными… мечами, которые после дисконнекта «превращаются» в прыщавых юнцов/мужичков излишней или недостаточной упитанности. Всё как в жизни, а Вэнс писал про такое ещё задолго до эпохи Интернета и онлайн игр.
А какие колоритные герои! Справедливости ради следует отметить, что они почти все люди – человеки. Кугель, конечно, вне конкуренции. Пройдоха и попаданец, каких свет не видывал. Язык не повернётся назвать его положительным героем. Он далеко не всегда храбрец, не гений, в некоторой мере корыстен, аморален и невоспитан. Но такой обаятельный, зараза! А Риалто? Колдун – метеросексуал, если так можно выразиться… Хитрый, умный, чересчур манерный. И коварный интриган, разумеется. Вэнс вообще был мастером создания «негероических героев».
А сколько второстепенных персонажей! Причём о некоторых читатель только узнаёт из разговоров действующих лиц, но даже их такой малой информации хватает, чтобы понять, например, могущество величайшего мага Фандаала. Колдунов в сказочном мире должно быть много. Юкоуну – смеющийся маг, Туржан Миирский, Мазириан, Панделум, Фосельм, Зараидес… И это ещё не считая магов из Совета, в котором заседает Риалто. Каждому из них посвящена небольшая история. Но и кроме колдунов здесь огромное количество действующих лиц.
А насколько разнообразны средства передвижения в этом мире! Начиная от демонов, повозок, запряженных мермелантами (разумными, кстати), кораблей, которые тянут здоровые морские черви, и заканчивая летательными аппаратами, до боли похожими на вертолёты, и даже космические корабли.
Поскольку объём цикла «Умирающая Земля» достаточно велик, автор успевает выразить своё отношение ко многим вещам, начиная от политики с религией и заканчивая мелкими человеческими пороками.
А сколько ещё интересных героев разной степени значимости встречается в творчестве Вэнса! При этом он не всегда ставит задачи устраивать между ними эпические сражения. Сила в этом мире важна, но не только она. Вообще автор очень тонко понимает психологию власти и могущества. Самое страшное для обладателя этих двух составляющих столкнуться с почти равным противником, который имеет реальные шансы на победу. Поэтому здесь почти не будет взаимного метания файерболами или молниями. Ворон ворону глаз не выклюет… Разве что исподтишка.
И не нужно забывать, что действие происходит под неумолимо угасающим солнцем. Наша звезда уже покраснела, греет хуже и в любой момент может погрузить мир в вечную тьму. При этом уровень развития остатков человечества, разбросанного по всей планете, настолько разнится, что вполне цивилизованный городок может соседствовать с поселением дикарей или звероящеров.
Шикарные диалоги одновременно полны юмора, сарказма и весьма глубоких мыслей. Зачастую они вполне достойны сатирической драматургии.
Признаюсь честно, что после прочтения книг Вэнса я очень пожалел о своём неумении рисовать. Созданный им мир так и хочет вырваться со страниц с текстом и воплотиться в картинах.
А завершить статью я хочу словами Роберта Силверберга о всём творчестве Вэнса, но вполне применимыми конкретно к «Умирающей Земле»:
«Кто может возвратиться из посещения миров Джека Вэнса без чувства приобщения к чему-то исключительному?»
P.S. В 2009 году вышел сборник рассказов на основе мира «Умирающей Земли». По сути – антология фанфиков, но среди авторов, их написавших: Джордж Р.Р. Мартин, Нил Гейман, Глен Кук, Роберт Силвеберг, Дэн Симмонс и многие другие именитые мастера фэнтези. Весьма показательно. И этот сборник заслуживает отдельной статьи. А ещё в нём отличные иллюстрации.
Похожие статьи:
Рассказы → Последний полет ворона
Рассказы → Обычное дело
Рассказы → Потухший костер
Рассказы → Портрет (Часть 1)
Рассказы → Портрет (Часть 2)