1W



О взрослости сказки, жертвенности и еще одном печально-нелепом литературном рыцаре

Автор
Опубликовано: 2737 дней назад (6 мая 2017)
Редактировалось: 2 раза — последний 7 мая 2017
Настроение: Сонное
Играет: 2 Cellos – They Don't Care About Us
+3
Голосов: 3

Ваша покорная слуга перечитывала "Принца и нищего" Марка Твена - отчасти из ностальгии, отчасти, видимо, потому что впала в детство...

И знаете, несмотря на то, что данная повесть считается сказкой и обзорно изучается по литературе классе в 6, в ней слишком много всего "не для детей". Ироническая критика судебной и законодательной системы, серьезные измышления о жизни и мрачноватые декорации трущоб Лондона 16 века. Тут вам и описания жизни "дна" общества с грабежами, изувечиванием детей-попрошаек, чтобы больше подавали, и каннибализмом; и суд с переполненными тюрьмами, колодками и публичной поркой на площади; и жестокие казни, вроде сожжения на костре, повешения и варения в кипятке...

[cut=Читать далее...]

На самом деле, история проста: принц и нищий случайно встречаются и меняются местами, что непредвиденно затягивается для обоих. Первый терпит злоключения, видит нелегкую жизнь простого народа и меняет взгляды на закон и власть. Второй проходит испытание этой самой властью и остается хорошим человеком.



Но меня всегда привлекала другая линия сюжета - история Майлса Гендона, выброшенного на обочину жизни дворянина, которого родной брат лишил имени, поместья и даже любимой. Это единственный персонаж, который сочувствует и помогает принцу (хотя не верит в его историю и считает того сумасшедшим). И,надо сказать, помощь маленькому говнюку сильно усложняет Гендону жизнь. Он постоянно выпутывает наследника престола из самых разных неприятностей, а зачастую благодаря последнему и сам попадает в них. Вдобавок ко всему, принц требует, чтобы Гендон прислуживал ему: стоял в его присутствии, подавал полотенце при умывании, спал на полу у двери, охраняя монаршую персону (в то время как сам принц преспокойно занимал кровать). Терпение у Гендона, видимо, было безграничным. Почему бедолага это делал? Из жалости, из-за теории, что "подыгрывание" сумасшедшему поможет излечить его душевный недуг. Он просто помогал, потому что мальчику требовалась эта помощь и защита.

 



Автор неоднократно называет его рыцарем, и это так. Есть в Майлсе Гендоне что-то такое трагически-нелепое, "донкихотское". Это идеалист, вымирающий вид, который живет по чести даже "на дне" и будет защищать попавшего в беду и перед неравным ему противником, в безнадежной ситуации.

И даже спустя много лет трогает за душу его "подвиг", когда Гендон не дает высечь принца, принимая удар на себя:

Майлс Гендон выручил его.
— Отпустите ребенка! — взмолился он. — Бессердечные псы, разве вы не видите, какой он маленький и хрупкий? Отпустите его, я беру его плети на себя.
— Прекрасная мысль! — воскликнул сэр Гью, и его лицо искривилось довольной усмешкой. — Отпустите попрошайку и всыпьте дюжину этому молодцу, да смотрите — полную дюжину!
Король хотел было спорить, но сэр Гью сразу усмирил его:
— Говори, говори, не стесняйся! — сказал он. — Но помни, что за каждое твое слово ему прибавят еще шесть ударов.
Гендона вынули из колоды и обнажили ему спину; когда плеть заходила по ней, бедный маленький король отвернулся и уже не удерживал слез, катившихся по его лицу.
«Доброе, смелое сердце! — говорил он себе. — Это доказательство преданности никогда не изгладится из моей памяти. Я не забуду… Им тоже придется вспомнить!»

 

 


 

Комментарии (11)
Анна Гале # 6 мая 2017 в 11:20 +2
Жень, ты Гекельберри Финна еще перечитай ))) тоже очень "детское" произведение.
P.S. А почему в блоге-то? smile
Егорова Евгения # 6 мая 2017 в 12:32 +2
Да я знаю. Там про проблему рабства очень даже серьезно.
Но я еще перечитывала из исторического интереса.
А куда еще? Это ж не рецензия, а больше так, впечатления...
Анна Гале # 6 мая 2017 в 12:43 +2
Ну, в принципе, можно и тут. Да там не только рабство. Там и допившийся до белочки папаня, и вендетта кровавая с убийством всех, включая ребёнка, и суд линча с сажанием двух мошенников на кол.
Егорова Евгения # 6 мая 2017 в 12:50 +2
Не, их на кол не сажали. Их вываляли в дегте и перьях - все живы хоть остались.
У Марка Твена всегда присутствовала критика общества и вынесение проблем, ты права.

Но я тут не столько мораль "Принца и нищего" разбирала, сколько обмусолила образ Гендона.
Анна Гале # 6 мая 2017 в 13:05 +2
Эхх, аж тоже перечитать захотелось ))
Егорова Евгения # 6 мая 2017 в 13:18 +2
Неужели это заразно?)
Анна Гале # 6 мая 2017 в 13:31 +1
Еще как!
DaraFromChaos # 6 мая 2017 в 13:40 +2
Мне кажется, у Твена практически все герои - символы, знаки.
Он всегда писал как журналист: то есть создавал персонажей для озвучивания некоей идеи, морального посыла.
Поэтому для меня любой Твеновский герой - что-то типа статуй-аллегорий Милосердия, Гнева и тд
Это не плохо и не хорошо. Это факт
(Имхее некуда)
Егорова Евгения # 6 мая 2017 в 14:16 +2
Думаю, да. За каждым персонажем - собирательный образ какой-то части общества, воплощение какой-то авторской идеи. И в каждом герое есть что-то такое гротескное.
Ольга Маргаритовна # 7 мая 2017 в 00:45 +2
Да уж. Детские они ещё те...такая жуть расписана, что только подросткам можно. И то с пояснениями, мне кажется.
Егорова Евгения # 7 мая 2017 в 00:53 +2
Да нет. Зачем ограничивать? Мне кажется, здесь всего в меру.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев