Экология электропривода? Ну-ну...
Автор
|
Опубликовано: 3725 дней назад (12 сентября 2014)
|
|
Статья по формату не подходит для НЕфантастических горизонтов, посему размещу ее в своем блоге.
[IMG]/upload/blogs/23f77a1ac1436e6f0f77299f7de42f18.jpg[/IMG]
Итак...
В последнее время все больше и больше набирает обороты очередной «мыльный» пузырь, декларирующий скорую замену двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на электрический. Электрические автомобили, электромотоциклы, электровелосипеды, даже есть парочка прототипов электросамолетов…
[cut=Читать далее...]Я вообще ничего не имею против электопривода на технике. Трамваи, троллейбусы, метро, электрички – отличные решения для городского и пригородного транспорта. Даже для личного транспорта в ряде случает электропривод предпочтительнее ДВС: если техника эксплуатируется в щадящих погодных условиях, если нет требований к выдающимся техническим характеристикам, если среднесуточный пробег небольшой, если есть место для зарядки аккумуляторных батарей (АБ), если есть время для зарядки АБ и еще множество «если».
Некоторые страны даже освобождают от Транспортного Налога тех граждан, которые поменяли технику с традиционным ДВС на электро. Делается это в припадке борьбы за экологию. Освобождение от налогов начинание, конечно, замечательное, но вот на экологичности электротранспорта я бы хотел остановиться подробнее.
Как известно, электричество берется не из воздуха. Старину Тесла мы вспоминать не будем, хотя он умел «добывать» электричество из атмосферы и даже на нем ездить. Точнее не на нем конечно, а на электромобиле, в котором аккумуляторов не было. Но патент на это «чудо» принадлежит Моргану и, скорее всего, лежит у него под сукном до лучших времен. Так что рассмотрим добычу электричества «как есть», без всяких «а вот могло бы быть иначе».
Итак, сегодня в мире более 60% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС), около 20% - на гидроэлектростанциях (ГЭС), около 17% - на атомных электростанциях (АЭС) и около 1% добывается условно экологически-безопасным способом - на геотермальных, приливных, солнечных, ветровых электростанциях и прочих.
Это значит, что для того, чтобы ваш электробайк, электрокар или иной «электро» поехал, все равно надо что-то где-то сжечь. Газ, мазут, уголь, дрова – неважно что, но все равно – что-то где-то горит, выбрасывая продукты горения в атмосферу. Вот тут уместно задать самому себе вопрос – «наверное, топливо на ТЭС сгорает чище, чем у меня под капотом/седлом?».
Отвечаю – нет. Современные ДВС уже практически доведены до совершенства в экологическом плане и выбрасывают в воздух не так уж много всякой дряни. Про чадящие черным дымом КАМАЗы и древние ИКАРУСы я, естественно, не говорю. В пересчете на один киловатт полезной энергии, ТЭС выбрасывает в атмосферу по разным оценкам от 4 до 20 раз больше вредных веществ, чем среднестатистический ДВС стандарта ЕВРО-4. Не говоря уж о ЕВРО-5.
Разброс от 4 до 20 раз обусловлен разными типами ТЭС в разных странах. Флагманы сжигания топлива для получения электричества – Китай, Россия, Польша, Нидерланды, ЮАР, Британия. Но все равно, объединяет их одно – сжигать бензин прямо на месте (под капотом или седлом) куда экологичнее, чем где-то, а потом еще и транспортировать до места зарядки транспорта. К слову говоря, транспортировка электричества занятие тоже не совсем экологически безвредное. Но это ладно - отдельная тема.
Про экологичность электроэнергии полученной на АЭС говорить и вовсе не приходится. При чем, это даже без учета заявленной безвредности захораниваемых ядерных отходов. Даже если и предположить, что отработавшее свое ядерное топливо чище березового сока, то одна-единственная авария на АЭС, полностью перечеркивает всю ранее полученную «чистоту» электричества. А, как известно, без Чернобылей и Фукусим у современного человечества ничего не получается – хоть где-то кто-то да накосячит.
Вот нам и осталось всего 20% энергии добываемой на гидроэлектростанциях (ГЭС). К слову говоря, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и примитивность (вода льется - турбина крутится) этот тип электростанций самый дорогой в строительстве, медленноокупаемый и требующий для себя огромных территорий. Что в современной экономике "быстрых денег" делает их чуть-ли не нерентабельными.
Про оставшийся 1% условно экологически-безопасных электростанций (геотермальных, приливных, солнечных, ветровых электростанциях и прочих) в серьез говорить вовсе не приходится. И это не потому, что они мало распространены, а потому, что они экономически неоправданны и без дотаций их, как правило, не бывает. Естественно, есть исключения, но они только подтверждают правило.
Отдельным вопросом стоит то, куда добытое и доставленное до розетки электричество будет "налито". Да, я про аккумуляторы говорю. Если со старыми, низкоэффективными свинцовыми АБ все более-менее ясно, то вот с новыми, устанавливаемыми на современных электрических транспортных средствах "литий и иже с ним" АБ все не так однозначно.
Во-первых, добыча редкоземельных металлов используемых в них, занятие малоэкологичное, мягко говоря. Во-вторых, их вторичная переработка откровенно убыточна, отсюда - часть отработавших свое АБ окажется на свалках, как минимум, не добавляя окружающей экосистеме полезных качеств.
Вот и получается, что если делать акцент именно на экологии, то производители электромотоцклов, элекромобилей и прочих электро-ТС, должны "тихонечко молчать в тряпочку", так как по совокупности качеств их техника заведомо более экологически грязная, чем техника оборудованная современным ДВС.
Комментарии ()
Finn T
#
12 сентября 2014 в 15:14
+3
|
|
Интересная статья. Куда ни кинь - всюду клин. Где же выход из этого исхода?
|
|
Казиник Сергей
#
12 сентября 2014 в 16:34
+3
|
|
Ээээ.... хороший вопрос... Ну уж не врать, как минимум. А на счет экологической безвредности электропривода кругом одно враньё...
|
|
Матумба(А.Т.Сержан)
#
12 сентября 2014 в 23:42
+3
|
|
А можно я чуть чуть позанудствую? Будет много букв, но мне, как зануде это простить можно. Можно ведь, правда? Как это не странно будет звучать от механика, которому на роду написано презирать еликтричество, но в итоге машинки для перемещения во времени и пространстве (читай — автомобили) будут поголовно оснащаться электроприводом. И хотим мы этого или Не Хотим, ДВС будет вытеснен с поля боя за асфальт. Если не брать в расчет ТЭС, которые забыли списать еще при царе горохе, и рассматривать современные агрегаты — ведь автор статьи не рассматривает чадящие Камазы-Икарусы, то мы увидим, что самые чистые-пречистые автомобили выбрасывают в атмосферу в десятки раз больше вредных веществ на единицу мощности, чем современные ТЭС. Все дело в том, что процесс перехода сжигания углеводородного топлива в механическую энергию проходит гораздо оптимальнее на устоявшихся оборотах. Перевожу: любая машина, будь то двигатели внутреннего (например автомобильные) или внешнего (турбины, стирлинг, паровой) сгорания, обладает максимальным КПД в очень узком диапазоне частоты вращения вала. Нужно ли говорить, что на тепловых электростанциях и генератор и "двигатель"(турбина и прочее) работают в самом благоприятном для КПД диапазоне? Им ведь не надо стоять в пробках? Или выходить на обгоны? Включите маршрутный компьютер на мгновенный расход топлива в любимом авто и подивитесь. Газ-тормоз, газ— тормоз… Как вы думаете, куда уходит 70% вашего бензина? Правильно. В тормоза и на ускорения. И еще — в атмосферу, в виде выхлопа. Иное дело — гибридная силовая установка, рекуперирующая энергию торможения и отдающая ея на визг резины. Но гибрид это только переходной подвид. Как только нефтяные магнаты потеряют контроль над изобретателями, не спрашивайте меня когда и при каких условиях это произойдет, и на арену выйдут легкие, дешевые в производстве, сверхемкие и сверхбыстро заряжаемые аккумуляторы, ДВС придет полный и окончательный песец. Ведь кроме потери на рекуперации, он, старина, в исполнении ЕВРО-4 теряет дополнительные силы и на непосредственный впрыск! А еще — транспортировка горючки, извините меня, несоизмеримо затратнее, чем транспортировка электроэнергии. И, наконец, посмотрите на смог над городом. Вы уверены, что это работа ТЭС, а не автопарка?
|
|
Казиник Сергей
#
13 сентября 2014 в 00:34
+1
|
|
Саша, доброго времени суток! Рад что заглянули)))) Прекрасно понимаю данные доводы. Но в данной статье речь идет исключительно о электро-ТС в чистом виде, существующих сегодня. И исключительно с точки зрения экологии. И как раз именно с экологической точки зрения, ДВС чище электро. Почему - сказал в статье. А вообще, я сторонник гибридного привода. ДВС-генератор-АБ-электромотор. То есть мы на месте сжигаем необходимое количество топлива, тут же получаем электроэнергию, тут же никуда ее не транспортируя поддерживаем оптимальный уровень зарядки аккумулятора и тут же эту энергию тратим вращая колеса. Такой тип чище и честнее как традиционного ДВС, так и псевдо-экологичного электро. Естественно, это в существующих и применяющихся сегодня технологиях. Если завтра появится АБ, способная одной зарядкой обеспечить запас хода ТС хотя бы в 800км, одинаково работающая т -50 до +50, живущая лет 15-20 и относительно безопасно утилизируемая, то ситуация кардинально изменится.
|
|
Матумба(А.Т.Сержан)
#
13 сентября 2014 в 02:31
+2
|
|
Сергей, я все понимаю, но, как уже говорил, экономия топлива, равно, как и экология, все равно привязаны к совершенной работе на единицу времени. Как не странно звучит, но если брать однотипные по исполнению моторы, более мощные экономичнее и экологичнее чем менее мощные. На единицу мощности, конечно же. Десять тысяч сто киловаттных ДВС в десятки раз прожорливее, чем одна ТЭС суммарной мощности. Добавим сюда же коробку передач, без которой не обходится ни один ДВС, так как для того, чтобы сдвинуть автомобиль с места приходится в десятки раз снижать скорость вращения вала, и во столько же раз увеличивать расход топлива на один километр пути. А также прибавим прямое уменьшение КПД вследствии потерь на трение. Добавим сюда отсутствие рекуперации энергии. Добавим сюда расходы на управляющую форсунками силовую электронику, на АКПП, на систему изменения фаз, на систему охлаждения, на тормоза, в конце концов. Как ДВС может конкурировать с электроприводом у которого максимальный крутящий момент доступен с нуля до тысяч оборотов в минуту, которому не нужны ни АКПП, ни тормоза, ни сложная система рекуперации? Где КПД системы стремиться к ста (утрирую, конечно) процентам? А расходы на содержание бензоколонок, бензовозов, бензохранилищ? И, что, действительно нужен аккумулятор со сроком службы в пятнадцать лет? Это когда все автопроизводители повально сокращают жизненный цикл своих детищ? Гибрид? Лично я считаю его попыткой нефтяных магнатов хоть как то продлить свою агонию. Сейчас в моду входят электромотоциклы. Кстати я уже созрел такую штуку себе купить. Посмотри их технические характеристики. Даже сейчас они затыкают за пояс своих старших собратьев. И это только начало пути.
|
|
Казиник Сергей
#
13 сентября 2014 в 03:52
+2
|
|
Сейчас в моду входят электромотоциклы Вот! С этого-то песня и началась в моем случае! Присматривался. И так и эдак. И справа заходил и слева. И сверху смотрел и снизу. Даже на тест-драйв съездил. И даже в Праге год назад на одном таком целых 3 дня "жил". Что сказать... Как игрушка - да. Причем, дорогая игрушка. Как полноценный байк - однозначное нет. И я даже не буду про звук V-твина говорить которого нет. Енто дело на любителя. И даже совсем ничего не скажу про высокий цент тяжести - ладно, можно привыкнуть. Но запас хода!!!!!! Этот показатель полностью перечеркивает возможные плюсы электробайка. Мой пробег позавчера на моей Хонде составил 300км. Это я по делам в Москву съездил и по ней покатался. Причем половина этого пробега в междурядье стоящих наглухо пробках. В Праге я брал поюзать Zero, не самый последний производитель электроциклов. Утром, при старте после ночной зарядки он мне отрапортовал, что готов проехать 155 км. Но это какие-то странные км, ибо разрядив его до нуля я проехал всего 90км... Причем, заметьте - по едущей Праге, а не стоящей Москве.... Так что не ТС- игрушка. Дорогая игрушка, ибо в столице сейчас тот же Zero DS продается за 750000руб. Да за эти деньги можно туринговую версию хонды VFR на автомате купить!
|
|
Матумба(А.Т.Сержан)
#
13 сентября 2014 в 10:29
+1
|
|
Я не такой профи в мотоциклах, как ты Сергей! Сделай скидку на опыт, да?))) Прокатился на Зеро всего два раза, и сразу понял чего мне не хватало для щтасти))) Когда под шерох шин и свист, волшебная сила стаскивает с сидухи… Вообщем я сразу понял, что это "моё". Очучения не забываемые. Душа поет. Не знаю, как на твоем экземпляре, но на моем пробег был заявлен в милях))). В принципе — не плохо. По моим понятиям, разумеется. Конечно это еще пробные шары. Но никак не мыльные)))
|
|
Матумба(А.Т.Сержан)
#
13 сентября 2014 в 10:41
+1
|
|
А по цене, так у нас и Тесла стоит хорошо за пять лимонов. Пока это еще экзотика. Но пройдет немного времени и при заказе нового мобиля можно будет выбирать звук моторов. Любая аудио версия на вкус и кошелек. От трактора до реактивного самолета)))
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 02:06
+2
|
|
Ой, да я тоже не супер-опытный-автортетный-байкер))))) Я на два колеса с четырех три года назад только пересел. И пока жалею только об одном - что не сделал это раньше))))) Абсолютно иные ощущения, новые горизонты, новый драйв, новое понимание философии дороги, да и вообще.... Рокот v-твина между ног на ночной дороге, гул ветра в шлеме.... Электробайк таких ощущений не даст. И не дал, учитывая какой-никакой малый опыт. В городе иное дело. Для чисто городских перемещений я 200-от кубового итальянца пользую, закамуфлированного под 50сс, чтоб глупых вопросов блюстители порядка не задавали. Вот его электробайк может заменить... Наверное.... Но, в любом случае, это совсем иная песня)))))
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 12:55
+1
|
|
кхм... простите, мальчики, что встреваю во мне редактор-инквизитор проснулся ))) Сергей, ты бы иногда перечитывал, что в комментах пишешь: Рокот v-твина между ног на ночной дороге, я просто со стула свалилась, увидевши
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 13:43
+1
|
|
Дар, я понимаю как это звучит, но это именно так.... Рокот. V-твин (это тип мотора такого). Дорога. А особенность посадки на мотоцикле - расположение мотора между ног у седока. Вот и получается то что написано)))))
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 14:24
+1
|
|
ты мне не рассказывай ))) я вообще-то тоже байкер ) но "между ног" можно было и не писать. Смысл бы от этого не изменился. ну сорри, сорри, говорю ж - инквизитор во мне проснулся
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 14:30
0
|
|
Дааааа????? Прикольно!!!! На чем ездишь?
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 15:38
0
|
|
точнее, я не байкер, а мотоциклист. Потому что в тусовках не участвую, на слетах не бываю. Просто считаю байк удобным средством передвижения )))
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 15:39
+1
|
|
Нашивка 1% есть? Так мот какой? Интересно же)))))
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 15:41
+1
|
|
Ёпрст!!! Культовая тема! Дара - ты эстет!!!
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 15:59
+1
|
|
не ))) это не я ))) это друзья, который подарили впрочем, я не возражала
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 16:10
+1
|
|
Прикольно))))) вынос передней вилки только на мой взгляд больше чем нужно. Неудобно наверное в междурядье перекладываться.
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 16:12
+1
|
|
да нет, нормально. это ж дело привычки ))) вообще-то, я Хонды больше люблю. Но дареному коню, как известно...
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 16:18
+1
|
|
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Такие? Это мое нло)))))
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 16:55
+1
|
|
Казиник! я тебя убью!!! разве можно меня такими фотками морально травмировать!!! я ж не просто женщина впечатлительная, а еще и вселенское зло - вот угоню твой НЛО...
|
|
Казиник Сергей
#
14 сентября 2014 в 16:58
+1
|
|
Не, оно постоянно под присмотром:
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 17:02
+1
|
|
крутой присмотр ))) у мну тут тоже рядом дитё прыгает. говорит: чтобы догнать вашего редактора, тебе надо двойняшек родить и еще парочкой мотиков обзавестись. и мне адын мотик тоже нада!!!
|
|
Матумба(А.Т.Сержан)
#
14 сентября 2014 в 22:18
+2
|
|
Кто, говоришь в тебе проснулся? Редактор святой инквизиции? "между ног" можно было и не писать А как тогда "писать"?
|
|
DaraFromChaos
#
14 сентября 2014 в 22:58
+1
|
|
господин сержант-полковник! не извольте выражовываться в присутствии дамы!!! ПС смотрю, хорошая свадьба была... весеееелая
|
|