Занятная штукенция
Автор
|
Опубликовано: 1872 дня назад (9 октября 2019)
Блог: Старый орочий форт
Редактировалось: 4 раза — последний 12 октября 2019
|
+4↑ Голосов: 4 |
Сразу скажу: я хотел для третьей деконструкции взять совсем иную сказку, повинуясь пожеланиям и комментариям. Даже план разбора наметили, подобрал материал. Да и чисто логически именно та самая сказка о смешанных зёрнах была бы в самый раз. Но! Как обычно, накануне, я разбирал файлы на компьютере, почитал ленту в ФБ и ВК, да и решил, что раз темка актуальна, её так или иначе поднимают френды и френдессы, то и сказку надо сменить. Итак, третья в разборе, вторая по логике (это для тех, кто в том же танке, что и я, и понимает какую сюжетную последовательность Earl Stebator использует, если что, то "Снежная королева" - это третья, а "Красная Шапочка" - это четвёртая). В общем, знатно всех запутав, я приступаю. [cut=читать далее]
Обращаясь к временам тёмным и изусным, мы вступаем на тернистую дорогу патриархальных представлений о жизни и месте человека в ней. В русской народной традиции все роли были расписаны и определены, куда там немцам с их стремлением к порядку. Естественно это касалось и роли женщины. Однако в эти времена появляется сказочный персонаж начисто выбивающийся из общего ряда и ставший архитипичным для нашей культуры. Я имею ввиду девицу с приставкой к имени Прекрасная и Премудрая (варианты, в зависимости от местности: Василиса, Елена, Марья, Варвара и т.д.). Подчас это разные персонажи, но с течением времени черты, свойственные Премудрой достаются Прекрасной и наоборот до полного смешения. Эти героини умны, прозорливы, наделены колдовским даром и относятся к своему избраннику со снисхождением, испытывая при этом больше не супружескую, а материнскую любовь, в зависимости от варианта сказки спасая и покровительствуя главному герою, который имеет к своему имени приставку Царевич или вообще Дурак. Сказка о такой героине, по разным оценкам, относит нас к родоплеменным догосударственным отношениям в обществе, и считается одной из древнейших. Если кто ещё не допетрил, то речь далее пойдёт о "Царевне-Лягушке" и многочисленных её вариациях.
Итак, по известному всем сюжету, отец (царь, купец, крестьянин) даёт своим трём сыновьям лук со стрелами, посылает на холм (гору) и наказывает стрелять в белый свет как в копеечку: куда стрела упадёт, там и невесту искать. Снаряды, посланные старшим и средним сыновьями, оказываются во дворах правильных с точки зрения патриархата девиц - дворянки (боярышни) и купчихи. А вот с младшим (он же Царевич, он же Дурак, в зависимости от варианта сказки) случается оказия и его стрелой завладевает лягушка на болоте, которая требует, чтобы герой на ней женился. Как мы знаем, земноводное оказывается девицей, а вот кто она - хороший вопрос. По общему канону барышня была заколдована Кощеем Бессмертным (Змеем Горынычем) за отказ выйти за него замуж. И в этом варианте чаще всего её имя идёт с приставкой Прекрасная. Но если брать более старый вариант, то героиня - дочь Кощея-Змея, и наказана им просто в воспитательных целях. И здесь ни о каких выдающихся внешних данных лягушки речь не идёт, а именуется она Премудрой. Но так или иначе она оказывается на болоте, где и встречает протагониста.
Далее по сюжету, более всего известному из сборника А.Н. Афанасьева, фильма А. Роу от 1939 года и мультфильмов 1954 и 1977 годов, отец героя через сыновей даёт задания невесткам (испечь хлеб, сварганить рубаху или ковёр, явится на бал), которые Лягушка успешно выполняет. В варианте Прекрасном - с помощью собственного колдовства, в варианте Премудрой - с помощью колдовства, а также участия неких духов мамок-нянек. Итог, как обычно, несколько предсказуем: успеху земноводной завидуют её сношеньки, которые сами желая стать прекрасными, находят сброшенную героиней лягушачью кожу и вначале рвут её, а потом сжигают. Или же сам женишок, возжаждав супружеских обязанностей, самолично бросает шкурку невесты в печь. За проштрафившейся девицей является Кощей-Змей и забирает её с собой, а герой долго ищет свою лягушку, потом занят квестом по добыче смерти Кощея или поиска Меча-Кладенца. Ну а после победы - свадьба и печальная история с усами, по которым всё стекло, да не туда. Однако это всё относится именно к Прекрасному варианту. Если же мы обратимся к варианту Премудрому, то Кощей-Змей забирает в свой дворец и дочь, и её жениха, даёт последнему невыполнимые задания, которые он решает с помощью лягушки. Подгадав момент, они бегут вдвоём, но выбравшись из царства Кощея, главгерой забывает о своей невесте по проклятию её отца, пытается жениться на другой, обычной девушке, однако сексуальная жизнь у него не строится, а потому на пороге его дома оказывается старушка-ведунья, обещающая его излечить. Этой старушкой и оказывается замаскированная Премудрая, которая возвращает память и пеняет женишку за измену, и либо прощает (и живут они долго и как положено), или же проклинает, и тот налагает на себя руки, так как причинный орган у него отсыхает напрочь. Не даром же она Премудрая.
Прекрасный вариант усиленно пыжится не выглядеть руссконародным вариантом романтического повествования с элементами фатализма, но ему это не удаётся. Премудрый более интересен, потому как роль женщины в нём не столь однозначна, да и говорить о предопределённости не приходится. Но основной канон сложился именно в эпоху романтизма, так что имеем, что имеем. А тут ещё и советское восприятие сказки как линейного повествования наложил свой отпечаток, и вместо многоплановой истории с изрядной долей триллера, трэша и секса, мы получили пресную нравоучилку. Да, интересную, но... Отсюда и желание многих девочек, впитавших Прекрасный сюжет, именно к красивости, и к тому, что за ради них мужик должен землю грызть и с чудищем сражаться в обязательном порядке, а уж они так уж и быть хлебушек спекут, рубашку скроят, но потом обязательно должен быть бал. Если не верите - ванильные паблики и цитатники вам в помощь. Там очень хорошо всё указано, а половина женскофентезийных историй строится на этой основе.
А вот если обратить свой взор за кордон в разные Европы, то там этот сюжет вывернут, ибо земноводное там мужеского пола. Значительной части русскоязычного сегмента эта история известна по диснеевскому варианту (хороший мюзикл, но к оригинальной сказке не имеет никакого отношения) и по мульт "Шрек-2", где отец Фионы и есть тот самый принц-лягушка. По канону сказки, опять же, самому известному, некая принцесса роняет в бездонный колодец золотой мячик, горько плачет, ей на помощь приходит лягушонок, который достаёт мячик, отправляется с принцессой в её дворец, где просит возможность поспать ночь с ней на её кровати на подушке. Принцесса в ярости швыряет земноводное в стену и то превращается в принца, ну а потом всё как положено. Но в варианте, бытовавшем в южной Франции, принцесса, которой не досталось жениха, узнаёт о том, что некая ведьма прокляла принца, превратив его в лягушку, отправилась на болото и перецеловала всех лягушек на нём, найдя искомое. Правда вот беда - расколдованный парень оказывается хоть и принц, но не красивый, хоть и умный. Героиня пожеманничав немного, выходит за него замуж и у них рождаются прекрасные дети, давшие начало новой династии (не спрашивайте). В современной культуре, благодаря пост-модерну, появился сюжет, что кроме лягушачьего, на принце было ещё и бессмертные проклятие и он, после смерти очередной принцессы, с которой имел семью и детей, опять становился лягушкой до следующей невесты. Постепенно он сходит с ума от постоянного горя от транформаций и потери любимой, но найти избавления не может, до тех пор, пока не найдётся та самая истинная, после которой они и умрут в один день.
Какая сказка более нравится лично мне? Сложно сказать. Но если бы на то была моя воля, я бы в качестве канона выбрал именно Премудрый вариант. Он более цельный, интересный и несёт как глубокий смысл, так и хорошую долю морали, которая и отличает качественную сказку. Но, повторюсь, мы имеем то, что имеем, а именно Прекрасный вариант с робкой попыткой обмена премудростями не входящими за рамки романтическо-фаталистского варианта. Ну и как итог - толпу считающих себя прекрасными лягушек в ожидании принца
# 9 октября 2019 в 23:03 +3 |
# 9 октября 2019 в 23:05 +3 | ||
|
# 11 октября 2019 в 12:07 +4 | ||
|
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |