Приветствую, Григорий!
Поздравляю с тем, что ты стал Автором месяца!
А.Л. (Александр Лобынцев)
— Давай начнём по порядку: с чего началась твоя литературная деятельность, что способствовало становлению тебя, как автора?
Г.Н. (Григорий Неделько)
— В первую очередь, большое спасибо за поздравление, Александр! :) Очень приятно, что моих скромных заслуг оказалось достаточно для того, чтобы стать участником этого интервью.
Что же касается вопроса: писать я начал лет в 7-8. Точно не вспомню во сколько, но сразу же, как научился более-менее складывать буквы в слова и излагать их на бумаге. Вначале – ручкой, потом – на клавиатуре компьютера, и во втором случае дело резко пошло вверх: почему-то от руки мне сложнее передавать мысли именно в том виде, в котором они, на мой взгляд, должны быть переданы.
Хорошо помню свои ощущения, когда, начитавших детско-подростковых книг о черепашках-ниндзя (и насмотревшись мультфильмов о них, да), взял в руки перо, в роли которого выступил почему-то маркер, и начал сочинять собственную историю: тоже страшную и непредсказуемую, как в книгах, и с картинками (рисовал, как НЕ мог, сам). Упомянутые книги, кстати, дети 90-х, были весьма странными, пускай и во много удачно написанными, на мой взгляд. ПризнАюсь, я не подозревал, что они переложения (не новеллизации, нет, а копирки) известных фильмов. Ну, насчёт некоторых сомнений не возникало, например, насчёт «Чёрной руки», что содрали предприимчивые авторы с «Кошмара на улице Вязов» (кстати, забавный фильм, если разобраться, с шутками-прибаутками).
И я, как многие, начинал с того, что подражал любимым авторам, придумывал истории – хотя, правильнее будет сказать, зачатки историй – о полюбившихся персонажах; завершить замыслы всё никак не удавалось. А потом «накрыло». :) Шутка. Просто получилось придумать и целиком записать рассказ – им стал «Аргумент в пользу проигравшего»; его опубликовали под названием «Кейс». Затем были годы трудов и поисков, завершившиеся в основном тренировками на литературных форумах: я играл в словески (словесные приключенческие игры – совместное написание импровизированных рассказов), придумывал квенты (истории персонажей), шутил, общался, и, должен сказать, именно это во многом оказало влияние на мой стиль, если таковой легко обнаружить, естественно. Потом я написал «Всем известно…», опубликовался в глянцевом «Мире фантастики», снова искал, после чего, уже немного позабыв про своё желание писать, неожиданно открыл для себя Бернара Вербера с Харланом Эллисоном и новые книги Харуки Мураками – они во многом стали катализаторами для моего тогдашнего творчества. С возрастом, это доказано, автор растёт и развивается, формируя стиль к 25 годам, и, придя к некой точке в своём развитии, я стал модернизировать, улучшать замыслы. А сейчас стараюсь писать технично и от души, насколько получается, вот и, в общем-то, всё.
Вообще, должен заметить, на мой стиль наибольшее внимание оказала не литература, скорее, и не какое-либо творчество, а культура в целом, в частности и особенности – рок-культура с её отвязностью, искренностью и талантливостью.
Может возникнуть вопрос, почему я так осторожно выразился о наличии у себя стиля. Просто я считаю, что любой автор должен всегда развиваться и никогда – останавливаться. Затормозиться и решить, что ты уже всего достиг, — это остановка «Конечная». Можно, безусловно, брать творческий отпуск, давать себе послабки, даже изредка «халтурить» (но так, чтобы никто не заподозрил :) ) лишь потому, что все мы не железные и всем иногда надо пройти через эксперименты и более слабые вещи, ведь потом мы с большей вероятностью напишем нечто действительно стоящее. Может, и нет, конечно. Но реальность всегда даёт нам шанс. :)
А.Л.
— Что сам любишь читать, и какие писатели оказали влияние на твой стиль?
Г.Н.
— Так получилось, что занимаюсь я в основном тем, от чего торчу сам. :) То есть читаю применительно фантастику: научную, юмористическую, пародийную, хоррор, фэнтези, постмодернистскую, абсурдистскую… классическую и современную… молодых и не очень… в бумажных книгах, в электронных и из Интернета… разную, в общем. Но началось всё с русской классики: Тургенев, Пушкин, Достоевский, Фет… Одинаково уважаю и писателей, и поэтов.
Повторюсь: не думаю, что мне некуда двигаться в плане поисков собственного стиля и в смысле самосовершенствования, но тем, что имею, я благодарен не только чтению, просмотру кинофильмов (в основном детективов, триллеров и комедий) и сериалов («Секретные материалы», «Вавилон-5», «Скорая помощь», наши «Шерлоки Холмсы»…) и наследственности (у меня очень творческая семья: все замечательно готовят, импровизируют, папа играл на гитаре, а мама здорово придумывает сказки). Кроме всего этого, на меня оказали влияние такие авторы, как Терри Пратчетт, Роберт Шекли, Филип Дик, Харлан Эллисон, Нил Гейман, братья Стругацкие, Александр Беляев… Короче говоря, «золотой» и «серебряный» фонд мировой фантастики, самые различные волны нереальных жанров, и, разумеется, упоминавшиеся выше классики, а также те, кто стоит с ними наравне. Если равняться на кого-то, так на лучших, мне кажется.
А.Л.
— Чего ты добился на литературном поприще? Где публиковался, какие конкурсы выигрывал и т.д. Какие планы творческие у тебя на будущее?
Г.Н.
— У меня довольно много публикаций в самых разных изданиях и в виде отдельных книг: здесь есть и бумажные, и электронные. Перечислять долго, а обидеть никого, не упомянув, не хочу.
Могу сказать, с кем продолжаю активное сотрудничество как автор: это портал «ПослеSlовие…» (viboo.org) владельца потрясающего голоса Макса Тарлавина и Юлии Тарлавиной, очень здоровского музыкального редактора, которым ты, между прочим, замечательно помогаешь. :)) Это альманах «Фантаскоп» Александра Гудко и Сергея Казиника и портал данного издания фантастика.рф. Это проект «Сказки для взрослых и детей» — «СВиД» (svidbook.ru) великолепного чтеца Олега Шубина, который администрируют мои хорошие знакомые Кристина Васильченко и Антон Грошев. Это «ЛитРес» — крупнейший магазин электронных книг.
Вообще, должен сказать, любое издание и любая публикация, даже невзрачная на первый взгляд, всё равно достойна внимания, поскольку она, если и не поможет в продвижении автора, тем не менее, вдохновит его на дальнейшие подвиги. Так, и не раз, бывало и со мной. И продолжается. :) Потому что пишу я, в основную главу, для читателей, а после уже для себя.
В писательстве, полагаю, главное – писать. Количество переходит в качество, и останавливаться не следует, плюс всегда нужно верить.
Что касается конкурсов: они были разными. Помню победы на конкурсе постмодернизма и пародии. Помню финалы конкурсов нуара. И другие тоже имели место, а ещё выходил во вторые туры (сиречь полуфиналы) – так, до кучи собираю. :)
Планы на будущее стараюсь строить разумные. Сейчас не слишком спешно работаю над давно задуманным романом. Не уверен, что его возьмут, хоть он и вполне себе, на мой вкус, «коммерческий», пусть и не на 100%, однако я буду счастлив уже тем, что наконец смогу завершить этот труд. :) Роман называется «Принцип 8» и рассказывает о вселенских катаклизмах и Ёжике с Гитарой, живущем в Лесу, а помимо, о других животных – обителях лесов, полей, рек и городов.
Одновременно с этим разрабатываю уже придуманные циклы, такие, как Нереальность и энгэ, изобретаю новые и фантазирую на тему внецикловых произведений.
А.Л.
— Напомни, пожалуйста, как попал к нам на портал. И, классический вопрос: чего, на твой взгляд, не хватает на VIBOO? Чтобы ты привнёс в жизнь сайта, чтобы добавил на ПослеSLовие?
Г.Н.
— Если не ошибаюсь, я увидел отличную озвучку рассказа моей хорошей знакомой, Галины Трашиной – вроде бы «Ангел по имени Мурзик»; к озвучке прилагался восхищённый отзыв. Пройти мимо такого я просто не мог. :) Тогда и нашёл Максима, послал ему «Доктора Пауз», короткий рассказик, который, я так понимаю, многим чем-то то ли нравится, то ли близок, то ли всё вместе. Озвучка его вышибла у меня слезу, в прямом смысле. Не ожидал, что подобное возможно. :) Ну а дальше – пошло-поехало: новые озвучки от «Вибу» и публикация в «SFL», электронном журнале того же проекта. (Между прочим, Максим Тарлавин, Олег Шубин и Анатолий Шилов в первую очередь «ответственны» :) за то, что я сам начал начитывать рассказы и стихи. Я многому у них учусь, хоть и пытался записывать на кассеты рассказы давным-давно, когда ещё кассеты существовали.)
Считаю, что у портала есть всё, мало того, он планомерно расширяется, и это замечательно! А если чего-то и не хватает, то журнала «Science Fiction & Literature», того самого “SFL» несколькими строками выше: он мне ОЧЕНЬ понравился! Показательно, насколько качественными могут быть электронные издания и что они легко станут – при желании и поддержке заинтересованных людей – подмогой изданий бумажных. Немного грамотной рекламы, а лучше много грамотной, и журнал станет не менее популярен, чем собственно озвучки.
Что же касается помощи проекту: если Максиму понадобится какая-нибудь помощь, с радостью попробую её оказать. Пока она заключается в наполнении портала материалом и придумывании новых проектов; например, недавно стартовал научно-фантастический сериал-конкурс «Станция пересадки», где я имею честь быть автором идеи и заготовок для рассказов.
А.Л.
— Что предпочитаешь смотреть из кино? Как относишься к современному российскому кинематографу и разделяешь ли ты мысль о том, что он сейчас в упадке?
Г.Н.
— Больше всего мне нравятся классические фильмы – любой страны. Или неглупые и не слишком кассовые современные.
К нашему кинематографу всегда относился хорошо и продолжаю так же относиться, уважаю, ценю, поддерживаю. Впрочем, если сняли муть, так и говорю. :) Не думаю, что наше кино совсем уж в упадке. Снимать стали больше, наверное, но количество же не сразу в качество переходит; тем не менее, тенденция заметна, «если я что-то в чём-то понимаю». Да и надо сознавать, что в СССР условия для кинематографа были совсем другими. Чего уж там, сама страна была совершенно иной.
Однако же появляются у нас и Звягинцев – лауреат престижнейших премий и номинант на «Оскар», и талантливейшие авторы из программы «Закрытый показ» с Гордоном, и всеми любимые новогодние «Ёлки». Мне не нравится поп-корновая сиквелловость, как в Америке, и зарабатывание денег на известных именах в ущерб качеству, как у них же, или же просто повторятельство. Ну зачем сняли продолжение «Иронии судьбы», да ещё со столь дурацким сценарием? А вот новый отечественный «Шерлок Холмс», прямо постмодернистский, чрезвычайно порадовал!
Вообще же я смотреть могу почти что угодно, как и читать, лишь бы это мне понравилось и соответствовало моим критериям прекрасного.
А.Л.
— Насколько я знаю, ты любишь рок музыку. Расскажи, пожалуйста, нашим читателям, какие именно ансамбли любишь. И является ли для тебя музыка катализатором творческого процесса? Сам ни в какой группе не играешь?
Г.Н.
— Да, оченно уважаю рок-н-ролл во всех проявлениях, но также и классику, блюз, джаз, фолк, кантри… множество стилей. Почти всё, я бы сказал, кроме попсы; даже в рэпе есть своя прелесть – ритмы, вокальные экзерсисы, мелодические ходы. Любая музыка – это высшее творчество, и всякое произведение можно хотя бы проассоциировать с какой-нибудь мелодией. Есть в литературе свои рэпперы, хард-рокеры, джазисты и классики, иногда – в наимпрямейшем смысле: скажем, Габриэль Гарсиа Маркес, автор нобеленосного «100 лет одиночества», «проповедовал» музыкальность литературы.
Мои любимые «вокально-инструментальные ансамбли», как выражались Кирилл Немоляев и Николай Семашко в программе «Дым под водой», — это, прежде всего, основатели хард-рока и хэви-метала: Deep Purple, Uriah Heep, ZZ Top, AC/DC, Black Sabbath, Ozzy Osbourne, Джо Сатриани, Rainbow, Whitesnake, Status Quo… Не из тяжеляка: Creedence Clearwater Rivival, Pink Floyd, Dire Straits, The Beatles, The Rolling Stones…
Сам играл в паре-тройке групп, пытаюсь кое-что в этом направлении делать, записываю придумки: музыка со стихами, наработки песен. Собираю банд, но это пока в процессе. Если что получится, хотя бы минимально, будет уже хорошо; как показала практика (репетиции, джемы), потенциал в принципе имеется. :) А наработок и даже готового в плане гитары и, пожалуй, вокала – много.
У меня есть проект GAN (ГАН – Григорий Андреевич Неделько, то есть ваш покорный слуга), и он включает в себя как музыку с вокалом, так и инструменталы (всё записано в полевых условиях), а ещё озвучки/аудиоверсии (ответвление – «ГАН представляет») и прозу с поэзией (мои страницы на просторах Сети).
А.Л.
— Как предпочитаешь проводить свободное время?
Г.Н.
— Творчески. :) Если не занят собственно творчеством, стараюсь привносить элемент нового в обыденную жизнь: от готовки до прогулок.
А.Л.
— Знаю, так как ты у меня в друзьях в Steam’е, что ты порой не прочь засесть за какую-нибудь игрушку, а что конкретно тебе нравится? Были ли такие игры, по которым ты писал фанфики, ну или хотел бы сделать рассказ по мотивам?
Г.Н.
— Да, есть такое дело. Больше всего люблю квесты/приключения/адвенчуры; из них особенно полюбились “Monkey Island”, “Toonstruck”, “Sam & Max Hit The Road”, “Space Quest”, “Larry”, «Чёрное зеркало», “Broken Sword”, «Петька и Василий Иванович спасают Галактику».
3д-экшны, как их называли в своё время, сейчас же просто экшны – нравятся, но не все; играю в самые именитые, а точнее, наиболее громко заявившие о себе, и неспроста: скажем, Half Life – супер-игра, Duke Nukem, Quake, Far Cry…
Из стратегий уважаю «Варкрафт», «Старкрафт» (именно так, с русским прононсом :) ), «Альфу Центавра», «Цивилизацию» (есть желание купить последнюю в виде настольной игры).
Варгеймы тоже по душе, тактика: серия «Army Men» в своё время очень захватила.
Помню, в школе меня особенно вдохновляли «Червяки»/»Worms»; по ним не только писал игровые фанфики-сценарии, но и рисовал картинки. Идея переложить на прозу нечто компьютерное есть давно, однако, видимо, покуда не определился. Впрочем, влияние и компьютерных игр кое-где, наверное, заметно в моём творчество, например, в тяге к компьютеризации.
А.Л.
— Если бы тебе дали возможность посетить три любых места (причём я говорю не только про географические точки нашей планеты, но и про любую точку Вселенной), то где бы ты побывал и чем ты мотивируешь свой выбор?
Г.Н.
— Ну, для начала бы я посетил музей телепортации на Альфе Центавра, выкрал оттуда ещё работающий образчик телепорта… ну, а потом путешествовал бы всласть и вволю: сперва – по другим странам, от Украины до Америки, затем – по Солнечной системе, когда бы обзавёлся раздобытым в секретной лаборатории Пентагона компактным космическим кораблём, сделанным по чертежам НЛО, а следом бы и по оставшейся Вселенной полетал: на комете бы приземлился, на Луне, на метеорите, на астероиде каком-нибудь, к чёрной дыре смотался, к квазару, но с необходимым предосторожностями, конечно.
А.Л.
— Спасибо большое за ответы! Пожелай, пожалуйста, напоследок что-нибудь нашим слушателям.
Г.Н.
— Не за что! Тебе спасибо за интересные, содержательные вопросы!
Пожелать? Запросто! Желаю самого главного: желания как такового! Потому что, когда оно есть, всё остальное достижимо, всё остальное – возможно!
И, да, уважаемые слушатели «Viboo», не стесняйтесь рассказывать о ресурсе знакомым, малознакомым и незнакомым – общими усилиями давайте заставим российскую фантастику двигаться вперёд и быстрее! Хоть чуть-чуть. :) ;)
Всегда ваш, ГАН
Похожие статьи:
Рассказы → + - [Плюс-минус (лаборатория)]
Рассказы → Сценарий аудиосериала (постановки/спектакля) по роману "Три фальшивых цветка Нереальности" о Децербере. Первые 3 серии
Рассказы → Речь в защиту Раскольникова [В стиле античных ораторов]
Статьи → Кроссворд по моим произведениям [Сделан мною же по просьбе портала "СВиД"]
Обзоры → Создатели "Космических баек" представляют!