Екатерина Гракова - молодой, талантливый писатель из Томска. О себе автор пишет так: «Читаю все, люблю музыку и блины, ненавижу корявую пунктуацию и уборку». Рассказы автора публиковались в таких журналах, как «Уральский следопыт», «Меридиан», «Космопорт». С 2013 г. Екатерина Гракова активно сотрудничает с альманахом «Фантаскоп» и проектом «ПослеSLовие». В 2015 г. опубликовала сборник рассказов «Все больны, всем лечиться», а также рассказ «Ходить, ходить, летать», которые доступны в интернет-магазинах. В творчестве автор особое внимание уделяет проблемам семьи, поиску взаимопонимания, общечеловеческим моральным ценностям. Екатерина рассказала, как начала писать, каким должен быть идеальный герой, как преодолеть литературный кризис и как трудно быть дисциплинированным писателем )).
Расскажите о себе. Какие у вас интересы, увлечения?
В целом я классический вариант человека обычного: родилась, училась, работала. Моё самое большое увлечение – книги. Покупать, читать, писать отзывы, рекомендовать – это моё всё, не представляю, чем бы я занималась, если бы не читала (хотя вот в детстве хотела стать художником, ха-ха). Также нежно люблю фотографию, но пока только в качестве модели. Неизменный спутник моей жизни – музыка, почти такой же постоянный, как книги. Иногда я даже меняю её на книги, потом возвращаюсь к ним, потому что совмещать не получается, эти две вещи для меня настолько самодостаточны, каждая в отдельности, что я никогда не читаю под музыку. Либо то, либо другое.
А дурные привычки имеются? ))
Одна, но очень большая – я жутко не люблю уборку. Не представляю, как меня терпят супруг, кошка и попугай.
Перейдем к моему любимому вопросу. Как вы начали писать? Можете выделить этапы в становление себя, как писателя?
Это самый сложный вопрос для меня, потому что я не помню, как и почему начала писать. Я помню только, что в детстве ненавидела книги! Всегда вырезала из них картинки. С этим отношением к книгам связана одна история. В начальной школе на внеклассном чтении мы должны были вести читательские дневники, где нужно было записывать авторов, названия книг и делать к ним сюжетные рисунки. Хорошо помню, как я, не желая читать настоящие книги, заполняла этот дневник выдуманными авторами и произведениями, искренне считая, что учительница ни о чём не догадается. И что вы думаете? В конце года учительница объявила мой дневник лучшим и забрала его себе! Мне до сих пор немножечко стыдно))).
Это был, наверное, первый этап. Потом пару лет всё как в тумане, ничего о себе и книгах не помню. А потом резко – ап! – и я уже люблю книги, хожу каждый день в районную библиотеку и читаю всё подряд. Наверное, меня забирали инопланетяне))). А классе в седьмом-восьмом начала что-то кропать. И кропаю до сих пор.
Как учились писать? У вас есть любимые авторы, которые вы считаете гуру в литературном мастерстве?
Я до сих пор учусь писать. И стиль формирую волей или неволей именно под влиянием разных читаемых и почитаемых мною авторов. Раньше училась у всех, кого читала, без разбора по мастерству. Сейчас подсматриваю у признанных талантов: у Брэдбери, Кинга, Пратчетта; очень сильно на меня повлияли такие писатели, как Астрид Линдгрен, Харлан Эллисон, Агата Кристи (да, я всеядная), мастера старой западной школы (Гаррисон, Мартин, Шекли, Саймак, Нортон, Ле Гуин). Но ближе всех мне Брэдбери.
К какой форме больше тяготеете? Малой или крупной? Что легче дается?
Начинала с романов (да здравствуют общие тетради на 96 листов!), а пришла к малой форме: рассказам, миниатюрам. Разницы между ними никакой не вижу, везде есть свои минусы и плюсы, а тяжело работать с любой формой, если ты к ней не готов. То есть, если у тебя идея на рассказ, не надо вымучивать из неё роман (и наоборот).
У вас есть любимые рассказы? Те, которыми вы гордитесь особенно? Или которые дались настолько «с потом и кровью», что их процесс создания запомнился навсегда?
Сперва подумала, что надо назвать любимые рассказы других авторов и приготовилась вывалить целый список))) Своих любимых рассказов мало: это «Правь в ночь» и «Решать псам», из новых – «Отрубающий руки». Но по ним, к сожалению, нельзя сделать выводы обо всём моём творчестве, потому что они написаны в трёх разных жанрах, которые я исследую, и если читатель прочитает один из этих рассказов, подумав, что это и есть мой стиль, а потом прочитает другой, он может почувствовать себя обманутым.
Каков ваш идеальный герой? Тот, о котором вы будете писать и читать всегда с удовольствием.
Такого нет. То есть их тьма. Так как я исследую характеры, мне интересны все их проявления и черты. Кем бы не был герой – демоном, ангелом, Христом во плоти или Вавилонской блудницей, он мне будет интересен. Единственный герой, о котором мне не захочется читать и писать – герой, который не развивается.
Давайте поговорим о технической стороне вопроса. Что для вас является показателем качественного «текста»: сюжет, проработка героев, атмосфера? Какой критерии наиболее важен для того, чтобы книгу можно было назвать «хорошей»?
Я приемлю только комплексный подход: проработано должно быть всё. Идея, герои, мир, грамматика, пунктуация, орфография. Если что-то хромает, это заставляет морщиться или меня как читателя, или моих читателей. Не раз я замечала, что слабая идея может провалить даже блестяще выполненный текст. Хотя чаще бывает иначе: вроде идея хорошая, а исполнение неряшливое. Я стремлюсь к такому положению вещей, когда в тексте хорошо всё, но это удаётся мне не всегда.
Поделитесь, как придумываете названия и имена в своих произведениях. Какими источниками пользуетесь?
Как придумываю? Это сложно объяснить))). Названия и имена даются мне сравнительно легко, источником может стать всё что угодно: музыка, чужие тексты (речь не о плагиате, а об интересном словосочетании), даже плохо расслышанное имя. Иностранные слова, опять же.
Катя, у вас замечательные миниатюры. Например, «Задолго до» - пробирает до дрожи в коленках. Как приходят такие идеи? Как вообще «ловите» музу?
Мне не приходится ловить музу, потому что я с ней не знакома, мой поставщик – мир вокруг. Я ловлю идеи, просто глядя на вещи, людей, просматривая рекламу, слушая музыку опять же. Иногда я даже устаю от этого, потому что идей так много, а воплощать все в тексты не хватает времени, тогда я их записываю в специальный файл. Там они живут до тех пор, пока не созреют окончательно (это может произойти тут же, а может – через два года) и я не возьму их оттуда для нового произведения. Как-то так.
Расскажите о процессе творчества. Записываете сразу на компьютере или имеется специальный «сакральный» блокнот, откуда потом записипереносятся в цифру? Есть любимое время суток, любимый стул, любимая музыка? В общем, все те маленькие фетиши большого писателя, который помогают музе прилетать быстрее? ))
Сейчас я работаю только напрямую с Вордом, но если его нет, могу и в блокнот писать. Однако мне проще сразу в Ворд. Нагляднее. Лучше всего пишется вечером, на кухне, когда все накормлены и всё готово на завтра. Стул, кстати, тоже есть))), на нём сижу только я (либо кошка). Если пишу что-то эмоциональное, подбираю специально композицию, а вообще работаю без музыки: она сбивает на другие идеи. И да, всегда есть чай или кофекакао (чистый кофе я не люблю), причём количество выпитого всегда пропорционально количеству написанного))).
Катя, вы ориентируетесь на читателя, читательские отзывы, просьбы «давай проду» и т.д? Или больше прислушиваетесь к тому, что на душе лежит в конкретный момент?
Пишу я только то, что нравится мне самой, в конце концов, самый мой первый читатель – я сама. Но если то, что нравится мне, нравится и моим читателям, почему бы и не написать «проду»?))) Так было с «Правь в ночь», когда я написала спин-офф к нему («Конец всех надежд»). Хотя там я больше хотела вернуться к волшебству и таинственности ночи. Отзывы лишь дают мне ориентир, что подправить в технике, но никак не в идеях или направлении работы. Я не стану писать продолжение, если история для меня закончена, даже если эта история всем понравилась. И не стану работать в жанре, который мне неинтересен, или с темой, которая во мне не откликается. Это немного эгоистично – зато честно.
Как преодолеваете трудности «литературного кризиса»? Случались такие моменты, когда ни строчки написать не получалось?
Да, моменты такие были, но для меня это не кризис, это разгрузочные дни. Когда я не могу писать, я читаю. Читаю до тех пор, пока не начинаю ощущать себя не в своей тарелке, пока не приходит понимание, что вот, всё, началось, «ни дня без строчки» вернулось. Тогда я просто возвращаюсь к работе. Это отношение очень помогает ощущать себя свободной от кандалов вроде «писательство – тяжкий труд» или «не можешь писать каждый день – не писатель».
В вашем творчестве есть место «плану»? Вы дисциплинированный писатель? )) Например, если решили, что сегодня должны закончить этот рассказ, то вы сядете и его закончите. Или ориентируетесь на вдохновение?
С дисциплиной у меня полный швах! Могу начать писать сразу две или три вещи, потом закончить одну и вместо того, чтобы закончить две оставшиеся, начать четвёртую. Но это не система, конечно, это скорее отсутствие системы. С ней надо что-то делать, пока не знаю что.
Вы где-то писали, что вам больше нравится фантастика, чем фэнтези. Почему? Чего в фэнтези, по-вашему, не хватает?
Я воспитывалась как читатель на фантастике, поэтому, возможно, остаюсь ей верна и как автор. Меня всегда будет интересовать мир настоящий больше, чем выдуманный, физика, а не магия. Хотя мистика – мой любимый жанр – сочетает в себе и то и другое. Нет, фэнтези – отличный жанр, у меня много любимых произведений в нём, но фантастика даёт мне большую связь с реальностью.
Задам философский вопрос. )) Есть мнение, что фантастика - это разновидность современной мифологии. Если фэнтези воспевает романтику прошлого, то фантастика активно использует мифологию технической эры. И сама же ее создает. Что об этом думаете? Согласны с такой точкой зрения? Зачем вообще, по-вашему, нужна фантастика?
В целом где-то так я и думаю))). Фантастика нужна, чтобы понять самих себя в век технического прогресса. Поэтому я как автор часто путаю фантастику с реализмом)))
Какой из жанров современной фантастики вам ближе? Социальная, альтернативно-историческая, киберпанк, литрпг, космоопера, постапокалиптика - всех и не перечислишь.
Социальная, безусловно, мой излюбленный поджанр. За ней идёт космоопера. К постапокалиптике пока только подкрадываюсь. Причём это касается как собственного творчества, так и чтения – здесь мои вкусы почти совпадают.
Катя, как относитесь к критике и к критикам?
Критика должна иметь место, критик – тоже читатель. Просто иногда он, прошу прощения за это выражение, одноразовый. Не получилось у автора увлечь критика – плохой отзыв, снова этот читатель к тебе не придёт. Получилось – ура, хороший отзыв, читатель, возможно, вернётся. Другое дело, что подчас критик ведёт себя так, словно хочет сказать: «Эй, автор, моё мнение для тебя закон. Это для меня ты пишешь!» – тогда я отношу критика к крытегам. Грамотный критик не обвиняет автора и не указывает ему его место в мироздании, он анализирует текст (если там есть что анализировать, конечно). Сама же грешу тем, что часто и много хвалю, а критиковать не умею.
Вы пишете очень хорошие, глубокие обзоры на книги. Что подтолкнуло заняться публицистикой?
Спасибо, Вера, приятно слышать такие слова от человека, который сам поднаторел в написании обзоров))). Отзывы для меня сродни написанию рассказов. При чтении хорошей книги и последующем сочинении отзыва мне важно донести до потенциального читателя мысль о том, что вот есть такой хороший автор с такой хорошей книгой, смотри, читатель, что ты в ней увидишь, смотри, кого встретишь, смотри, какие проблемы автор поднимет. Я не рецензирую книгу, а, можно сказать, рекламирую её (поэтому я пишу отзывы только на те произведения, которые понравились; раньше писала на всё подряд, сейчас избрала тактику «прочёл сам – поделись с миром»). А откуда оно пошло… честно говоря, не знаю. Может, как раз из того читательского дневника?)))
Какие способы продвижение себя, как писателя, используете? Где публикуетесь?
В продвижении я, как и в самодисциплине – ноль, хотя самопиар мне не чужд и я не вижу в нём ничего плохого. Просто нет пока наработанных техник. Если появляется какая-то официальная публикация, то, конечно, тут же клепается пост в ФБ, на ФЛ или на Ф.рф, но дальше этого я пока не ушла. Что касается второго вопроса. Прошлый год у меня был активный, 2015-й же довольно спокойный, хотя мне удалось засветиться в «Фантаскопе», запустить сольный проект (сборник), а также поучаствовать в двух межавторских антологиях. Хотелось бы вернуться к бумаге, но пока нет достойных работ, которые могли бы претендовать на рассылку в журналы.
Расскажите, над чем сейчас работаете? Какие у вас творческие планы?
Работаю над вторым сборником, над несколькими самостоятельными рассказами, двумя повестями (ну, вы поняли про неорганизованность). В планах – по-прежнему работать, идей держу на десять сборников, надеюсь, хоть один успеет выйти в следующем году. Загадывать уже не хочу, очень много зависит от внешних факторов, а напланировать можно что угодно))).
Что бы вы пожелали всем молодым авторам, пишущим фантастику? А возможно, у вас есть пожелания и опытным писателям, которых вы читаете )).
Сложно желать, если ты сам молодой))) Ладно, пусть будет самосовершенствование. Да, желаю молодым авторам самосовершенствоваться: в стиле, в технике, в идеях, в конце концов. И читать. Нельзя стать писателем, не читая. По крайней мере, я в это не верю.
Опытным писателям я могу пожелать только одно: никогда не умирать!
Большое спасибо за интересные ответы.
Спасибо, Вера, за интересные вопросы!
Публикации Екатерины Граковой в сети можно посмотреть здесь:
Сетевые тексты и официальный сайт:
http://xn--80aaa5akp3agco.xn--p1ai/users/Evridik
https://fantlab.ru/autor40784
Публикации в интернет-магазинах:
https://ridero.ru/books/vse_bolny_vsem_lechitsya/
https://ridero.ru/books/hodit_hodit_letat/