der Weg zur Hölle ist mit güten Vorsätzen gepflastert
Samuel Johnson
— Добрый день! Займите место, пожалуйста, вот здесь вам будет удобнее. Мы пригласили Вас в связи с одним событием, но о нём мы сообщим Вам позже. Мы с вами встречались когда-то, но давным-давно. Вы, конечно, меня помните, но у меня бывает очень много людей каждый день, а потому я должен задать Вам ряд вопросов, чтобы кое-что понять. Вы готовы на них ответить?
— Да, конечно, конечно. Я всё расскажу, несомненно.
— Что ж, мой первый вопрос очень прост. Пропустим подробности вашей жизни до 1630 года, собственно, они большого значения не имеют. Нам важно то, что произошло с Вами дальше. Итак, в 1630 году Вы были назначены Хексенкоммисаром города Верль герцогства Вестфальского, я прав?
— Да, я был, но...
— Сейчас вы забудете всё, что произошло с Вами здесь. Вы снова переноситесь к моменту, когда перестали осознавать материальное, но ещё до того, как встретились со мной в первый раз.
Итак, что конкретно входило в Ваши обязанности, как Хексенкомиссара?
— Святая Церковь, в лице его святейшества Епископа Кёльнского назначила меня на должность Хексенкомиссара, дабы я прекратил деятельность ведьм, которых стало очень много в славном городе Верль. Они насылали на город эпидемии Чёрной смерти, коих с года 1600-го было уже две. Эти исчадия нечистого никак не изводились и творили всё больше зла. Мы изгнали протестантов уже почти полвека назад из этого города, восстановили власть истинной Церкви, но еретики тайно продолжали свои обряды.
Мне вручена была власть и право выявлять, допрашивать и наказывать ведьм во имя жизни и Господа нашего. Я исполнял свой долг во имя и по поручению Церкви.
— Что говорила Вам ваша совесть?
— Совесть порой говорила, что я не прав, но Церковь знала лучше и я следовал её заветам. Совесть — не есть глас Божий.
— Сейчас Вы, конечно знаете, что Вы не правы, но я верну Вам память чуть позже. Продолжайте.
— Я собирал информацию у честных граждан города о женщинах, которые не жили по заветам Церкви, которые мыслили неверно, которых призвал к себе на службу нечистый. Женщину, Еву, как известно, змей искусил в первую очередь, а потому их разум и души он захватывает особенно легко, а уж через них заарканивает и мужчин, как сделал он и с Адамом, а потому выявить и пресечь деятельность ведьм было моей первоочередной задачей.
— Что же служило основанием для подозрений?
— Единых критериев, конечно, мы избрать не могли, а потому действовал я по наитию Божию. Если среди горожан возникали хвори, или благоверные граждане сообщали, что та или иная женщина наслала Антракс на их скотину, то мы не могли бездействовать. Ещё хуже было, если нам доносили, что та или иная женщина богохульствовала или лезла не в своё дело, внося распри и уча мужчин жить, то мы тоже не могли остаться в стороне.
— Die drei "K": Kinder, Küche, Kirche…
— Именно это и должно занимать ум женщины, если, конечно, она не стремиться на сторону зла!
— Как же Вы решали, виновна она или нет? Что говорила Вам ваша совесть.
— Совесть порой грызла меня, но она не должна была мешать мне принимать решения. "Summis desiderantes affectibus", дарованный нам папой Иннокентием восьмым и "Хексенхаммер" Крамера и Шпренера говорили нам, что нужно делать, но каждый случай был индивидуален, а потому в деле нашем особую роль играло наитие.
— Скажите, вы уверены в греховности всех 70 женщин, которых Инквизиция Вашего города сожгла?
— Да, конечно. Всё говорило, что они ведьмы. Их нечестивые речи, многие имели рыжий цвет волос, многие держали чёрных кошек… И, конечно, вольнодумство, которое опаснее, чем сифилис и чума, чем засуха и морозы, которые они насылали на наш город. Они распространяли гнилые мысли среди людей!
Многие долго не сознавались, даже под пытками, были и те, которые вовсе не сознались, но огонь очистил их грехи...
— Довольно, приметы ведьм известны нам из "Хексенхаммера" очень хорошо. Вольнодумство — самое страшное преступление всех времён и народов, особенно для людей Вашей профессии, чьё призвание — власть над народом. Мне всё ясно. Я возвращаю Вам память о тех столетиях, что вы находитесь по эту сторону.
— Нет! Нет! Я раскаялся. Не оставляёте меня больше с ней наедине, я не могу туда возвращаться! Я не знаю сегодня, были ли они виновны! Я не уверен, нет! Теперь я знаю, пощадите!
— Вы вызваны сюда для того, чтобы сообщить Вам об очень важном событии. Сегодня, 15 декабря 2011 года городским советом Верля принято решение о полной социально-этической реабилитации всех жертв процессов над "ведьмами". Признано, что обвинённые и сожжённые Вами женщины были невиновны.
Вам сделано небольшое облегчение. Теперь Ваша совесть будет мучить Вас немного меньше, хоть это и ничего не меняет...
— Нет! Только не к ней! Я не могу, не могу больше!
— Смерть не избавляет от совести, наоборот — оставляет с ней наедине. Мы не в состоянии ничего с этим поделать. Мы лишь доводим истину и каждому воздаётся по вере его. По вере и по совести. Вы далеко не единственный охотник на ведьм. Искать виноватых в проблеме куда проще, чем искать пути её решения. Инакомыслящих, тех, что уверены в своих убеждениях и не предают их под чужим влиянием или угрозами, куда проще сжечь, чем переубедить.
Вы находитесь наедине со своей совестью уже несколько веков. За это время изменились методы и поводы, но ничего не изменилось по сути, и продолжается охота на ведьм, пол человека давно уже не играет никакой роли. И за всё это время очень многие из тех, кто занимался охотой на ведьм, оказались наедине со своей совестью здесь, у нас, на нижнем этаже. И поверьте, они давно уже пожалели о том, что они делали, но помочь мы им ничем не можем. Мы не можем забрать их от совести, а совесть от них.
Именно совесть — голос Бога, а не правила, написанные людьми, которые считают, что что-то понимают в истине, думаю, что Вы и сами уже это поняли.
— Простите, мне совсем не стало легче. Всё, что вы мне сказали, лишь подтверждает, что я был в своих решениях не прав. Когда я вернусь туда, совесть лишь сильнее начнёт меня терзать. Я не могу ничего изменить. Но могу я задать ещё один вопрос, раз уж мне выпал второй шанс и я снова здесь, у вас?
Я уже понял, что мне никогда не пройти в те врата, которые находятся за Вашей спиной, но я хочу лишь знать… Скажите, те, которых мы сожгли, они сейчас там, за этими воротами?
— Ну что ж, я немного облегчу Вашу участь, раз вы и вправду что-то поняли, и дам вам один совет: не теряйте надежду, только она облегчит Ваши страдания.
А они… Они там, где должны быть. Совесть подскажет вам, где. Вы можете идти, вам туда, прямо по коридору и вниз по лестнице...
В основу рассказа положены реальные исторические события.
Похожие статьи:
Рассказы → Обратно в рассвет