1W

Сон на дне колодца

в выпуске 2014/11/17
26 июня 2014 -
article2011.jpg

 

                        На дне каждого сна лежит Бог

 

                                      М. Павич

 

— Па-адходим, не стесняемся, вы-ыбираем, все сны хороши, на любой вку-ус!

Подходим, не стесняемся. Крафтер чуть опережает меня, уже перебирает на прилавке сны. Вот она, дружба, как вместе пить, так пожалуйста, а как сны выбирать, тут уж извините, каждый сам за себя, кто смел, тот и съел. Хорошо хоть в зал по десять человек запускают, а то поубивали бы друг друга на хрен.

Выбираю сон, как бабка учила, протягиваешь руку, водишь, говорят, твой сон сам тебе на руку прыгнет. На руку прыгают сразу несколько снов, нет, что-то все не то.

А надо выбирать. А то будет как в прошлом году, выбирал-выбирал до Рождества, потом хапнул первый попавшийся…

— Выбираем, вот, специально для вас головокружительные приключения, драконы, замки, заклинания, — не унимается продавец.

Фыркаю.

— Что я, маленький, что ли?

— Ой, не надо ля-ля, ко мне почтенные отцы семейства приходят, просят сон какой-нибудь сказочный. Или… — продавец прищуривается, — может, девочек? Вот, чудный сон, одинокий путник бредет по пустыне и находит ключ от гарема султана…

— Мне бы что-нибудь среднее. И с девочками, и с драконами.

— Без проблем, счас подберем. Тут вообще есть сон – прекрасная драконесса нападает на город, рыцарь побеждает её, берет в плен, и…

Вздрагиваю.

— Нет, мне уж, пожалуйста, с людьми.

— Тоже правильно, человек с человеком, остальное от лукавого. Вот. Вам в наследство достается заколдованный замок…

Оживляюсь:

— А загадки там есть?

— Непременно.

— Только… чтобы уж не совсем сложные.

— Да ничего, вам по силам будет, — продавец подмигивает, — берем?

— М-м-м… а до завтра можно подумать?

— Ну, разве что до завтра, а то видите, сон-то хороший, на него много кто глаз положил. Давайте завтра в шест вечера если не придете, — продам! А вам чего, милейший?

Поворачивается к Крафтеру. Крафтер перебирает сны, даже не смотрит, сразу кладет на прилавок. Кажется, швырнул бы, если бы не знал, что бьются.

— А у вас есть сон, где женщина ждет кого-то на перроне…

— …без проблем.

— Вы не дослушали. Город разрушен, рельсы давно проржавели, поезда не ходят. Никого не осталось на земле, только женщина каждый вечер приходит на вокзал и ждет кого-то, ждет. Он обещал приехать… еще до войны.

— М-м-м… боюсь, такого нет. Ну, я вашу заявочку запишу, по базе пробью, завтра позвоните?

— Обязательно.

Выходим на улицу, где уже начался праздник урожая. А как вы хотели, долгий день уже на убыль пошел, тепло уходит, свет уходит, подбирается осень, еще рыжая, еще знойная, но уже чуть подернутая холодком. Люди отплясывают на улицах, страда позади, теперь и расслабиться можно. На Хлебную площадь привезли каравай, вот такой вышины, вот такой ширины. Губернатор по обычаю встает за караваем, спрашивает:

— А что, видите вы меня?

— Не ви-ии-дим! – вопит толпа на площади.

— А вот чтобы и в новом году так же не видели!

Аплодисменты. Все по очереди идем к караваю, теплому, душистому, отрезаем по куску, по кусищу, по кусманищу, жадно впиваемся зубами. Не вижу Крафтера, беру кусок для себя и для него.

Крафтер смотрит на солнце, которое придвинулось сегодня к горизонту еще на чуть-чуть.

— Я тебе каравай принес.

— Ага… спасибо.

— Ты чего такой?

— Да… ничего… ага, ага, спасибо, ух ты, они туда еще и мед положили…

 

— Ну что, видишь?

— Ага, вон… целая стая. Там, внизу…

— Огонь!

Жму на огонь. Как учили. Почему-то думал, не смогу, не хватит мужества, это как это так, по людям, огнем. Они, конечно, не люди, но немножко люди. Ничего, Крафтер свое дело знает, как гаркнет – огонь! – уже не рассуждаешь, жмешь.

Пламя выжигает равнину, корчатся обугленные тела.

— Дальше, — требует Крафтер. Веду летун дальше, на запад, на запад, где прячутся люди, которые не люди….

— Видишь?

— Не…

— Плохо смотришь… резкость наводи.

Навожу резкость. Точно, вон она стая вдоль берега, еще пытаюстся спрятаться от летунов.

— Огонь?

— Не… с моря обходи…

Гоню летун к морю, зависаю над водной гладью…

— Огонь!

Жжем стаю со всех сторон, кто-то еще пытается кинуться к морю, переждать в воде, а тут мы с Крафтером, врешь, не уйдешь…

— Топливо? – спрашивает Крафтер.

— Осталось до города дотянуть.

— Так дотягивай. Молодчна… знай наших… кто к нам с мечом придет…

 

Оживает звонок. Распахиваю дверь, четверо вкатывают огромную кровать с пологом. Почему-то в магазине она казалась мне меньше, или это там залы большие, а в маленьком доме кровать выглядит огромной…

— Принимайте… хозяин.

Спохватываюсь:

— А белье?

— Какое белье?

— Там простыни такие были… и одеяло клетчатое…

— А-а, в комплект не входит, это отдельно покупать надо.

— Почем?

— Ну, это вы уже с продавцами, наше дело только доставить. Приятного сна!

— И вам того же…

Оглядываю кровать, как они вообще её по лестнице подняли, ума не приложу. Ложусь, вытягиваюсь во весь рост, переворачиваюсь сбоку на бок, вроде все хорошо. Только проверить над на тридцать три раза, все-таки всю ночь спать…

Сегодня солнце опустилось еще ненамного, коснулось земли. Ребятишки бегут к горизонту, чур я солнце поймаю, нет, я. Скоро солнце спрячется, чтобы проснуться только через полгода.

— Приятных снов.

Вздрагиваю. Крафтер. Даже не заметил, как он появился, вошел в комнату.

Хлопочу на кухне, завариваю горячий шоколад, вываливаю на стол гору пончиков, сала, мед, орехи, поросенка в яблоках. Надо отъедаться перед долгой зимой, и вроде недавно ел, и есть не хочется, а надо…

— Понимаешь… женщина стоит на перроне. И ждет. Поезда давно уже не ходят, и в городе никого не осталось. Вообще все люди умерли. А женщина не может умереть, потому что ждет кого-то. А может, она тоже умерла, только забыла об этом. И ждет. И я знаю, что ждет меня, и я должен приехать. Даром, что поезда не ходят. И сам я умер много тысяч лет назад, а это все в далеком будущем… но я должен приехать.

— Красивый сон.

— Ну а то.

— Да ты ешь, давай, а то зима унесет!

Смеемся, вспоминаем какие-то прибаутки, которые говорят детям, чтобы ели. Налегаем на пончики с медом, перестегиваем ремни еще на одно деление вперед. Вот так ели наши предки, нет, не так, конечно, за накрытым столом, с самоваром, а в диких лесах, собирали коренья, ягоды, ловили мелкое зверье, рыбу, идущую на нерест. Рыли норы, выстилали шерстью, пухом, душистым сеном, боязливо смотрели, как солнце уходит за горизонт, как все ближе и ближе подбирались хищные звери, горе тому, кто не спрячется ночью…

Ну и конечно, ловили сны. Искали сны под подстилкой мха, в старых дуплах, между корней, в излучинах рек, в развилках деревьев, на крыльях пойманной птицы. Кто похрабрее, тот забирался в горы. А один беспокойный человек забрался на самую высокую гору и украл сон у луны. Только до дома не донес, пошел к колодцу воды напиться, уронил сон. Вот с тех пор и бродит луна ночью по небу, ищет украденный сон, заглядывает в колодцы.

Легенда есть.

 

— Па-адходим, не стесняемся, выбираем, сны на любой вкус…

Подходим, не стесняемся. В шесть часов вечера я конечно, за сном не подошел, на дежурство вызвали, это когда мы с Крафтером зверей жгли. Как всегда, я в своем репертуаре, дотянул до последнего, теперь уже не до хорошего, хватай сон, какой остался, если вообще остались хоть какие-нибудь. С трудом узнаю продавца, ничего ты себе пузо отъел…

— Мне бы… сон какой-нибудь… чтобы не сильно страшный.

Не до хорошего.

— А-а, мил человек, вы у меня тогда сон про старинный замок просили…

— Это когда было…

— Передумали?

— Да я-то не передумал, сон-то поди упорхнул…

— Ка-ак упорхнул, я ему упорхну, у меня все сны по клеткам рассажены! Вот он, сон ваш, вот он, родимый, вас дожидается…

— Никто не купил?

— Ну а то. Людям-то сейчас больше веселенькое что подавай, мистиков мало осталось. Мальчишка какой-то купить хотел, а нос не дорос, сон-то не детский… десять лун все удовольствие…

— А чего так дешево?

— Мил человек, дешево – это бракованный сон за полторы луны в подворотне, от которого потом или среди зимы проснетесь, закоченеете, или вообще не проснетесь. А у нас все сны на уровне… А вам чего, милейший?

Смотрит на Крафтера.

— Вы помните, я просил…

— А-а-а, точно-точно, просили вы у меня… ну, такого точно нет. Но вот история, парень с девушкой по переписке знакомятся, он приехать хочет, а тут война…

— Не то.

— Или вот, город выжжен войной, остались в живых люди на вокзале…

— Не то.

— Или вот, призрак дамы на перроне, она бросилась под поезд…

— Тоже не то. Мне нужен именно такой сон.

Продавец бормочет какие-то любезности, я смотрю на свой сон, да точно ли без дефектов, а то бывает, или перышко отломано, или аура порвана. Ничего, чуть поцарапанный, но сгодится. Главное, что ручной.

 

А приручить сон, дело хлопотное. Это же не наши предки, которые сны ловили и крылья им связывали. Это еще когда пошло, с Валдуфа-сонолова, который научился приманивать сны, приучать их к человеку. Работа не из легких, это тебе не на комбайнах поле от края до края распахивать, и не на летунах границы патрулировать, это люди по десять лет учатся. Говорил отец, в соноловы иди, только какой из меня сонолов… Как-то Крафтер в патрульные пошел и я за приятелем, отец все причитал, а если Крафтер с девятого этажа прыгнет?

Сон сну рознь. Один на спелую рябину приманить можно, другой на орехи летит, третьему рыбки можно кинуть. Есть такие сны, которые можно приманить на драгоценные камни. На золото. Есть сны, которые летят на зажженную свечу. Или на лепесток розы. Много снов слетаются на стихи, а есть такие, которые можно поймать только на светлые мысли.

Конечно, приманить сон – это полдела. Много времени пройдет, прежде чем сон полюбит человека, не улетит, когда откроешь клетку, не клюнет в самое сердце. Вот и ценится работа сонолова. Это тебе не продавать готовенькие сны, па-а-адходим, не стесняемся, выбираем, какой на вас смотрит. Это тебе не читать готовые анонсы снов, как продавец на базаре, — сонолов сам сны расшифровывает по одним ему известным тайнописям, разбирает сюжет и атмосферу. Вот и работает сонолов с самой весны, чтобы к осени выложили торговцы на прилавки клетки со снами, выбирай – не хочу.

Конечно, есть и суррогаты, как не быть, на фабрике наштампуют, перышки подклеят, и вперед. Даже добротные суррогаты попадаются, если в хорошем магазине купить, а не в подворотне, где сон купишь, он назавтра развалится. Только… все равно не то.

Потому что сон – он все-таки настоящий должен быть.

А наше дело за малым – выбрать свой сон.

А то что за ночь без сна…

 

Женщина откупоривает флягу, неумело крестится, пьет горьковатую воду. Другой нет. Хочется осушить флягу до дна, и нельзя, в прошлый раз вода была нехорошая, в прошлый раз рвало желчью.

Воды осталось дней на десять, если воду, конечно, можно пить. Консервов осталось дней на пять, можно растянуть на семь.

Город умер уже давно. Когда все случилось. Вокзал умер в тот же день, когда умер город.

Женщина открывает полуистлевшую книгу, разбирает записи с непонятными, дореформенными буквами, издание репринтное, дополненное.

Сон сну рознь. Один на спелую рябину приманить можно, другой на орехи летит, третьему рыбки можно кинуть. Есть такие сны, которые можно приманить на драгоценные камни. На золото. Есть сны, которые летят на зажженную свечу. Или на лепесток розы. Много снов слетаются на стихи, а есть такие, которые можно поймать только на светлые мысли.

Женщина читает о бесконечно далеких веках, когда мир был большой и светлый, люди спали долгими ночами и ловили еще не вымершие сны.

 

— А ты где про этот сон прочитал? – спрашиваю у Крафтера, — ткни в каталог, там номер у сна есть, можно по номеру отследить, где он. Даже если купил кто, можно перекупить, втридорога, если неймется так.

— Да нигде я не читал… понимаешь, прошлой зимой мне сон бракованный попался… он где-то в конце февраля кончился.

Смотрю на Крафтера, ты как вообще живой ходишь…

— А мне потом новый сон приснился.

— Так не бывает.

— А вот было. Расплывчатый такой, смутный, только я все равно помню. Женщина на перроне. Это в далеком будущем, там уже земля по-другому вращается, люди что-то с ней сделали, чтобы ночью ночи не было. И с собой что-то сделали, чтобы ночью не спать. Потому что запас снов на земле закончился. И вот повернули землю, а она возьми да загорись.  И люди вымерли, потому что природу свою перековеркали. А женщина кого-то ждет на перроне, потому что он обещал приехать.

— Тебе бы самому сны лепить… может, попробуешь?

— Нет, суррогатов мне не надо здесь.

— А как не суррогаты, если такого сна не существует? Это же не сон был, а… м-м-м… ну такие сны бывают, которые не сны, а просто в мозгах у человека что-то сдвинется, нервные клетки сами по себе дергаются, человеку кажется, что что-то видит. Так что это только на заказ делать, — собираю на стол, что там поназаказали из перкарни, — ты ешь давай, ты вообще зимовать собираешься? Что-то по тебе не видно, что ты зимовать собираешься, щеки из-за спины не видать…

Оживает телефон, кому опять неймется… а-а, это не у меня, это у Крафтера…

— Ну что такое? Да вы что? быть того не может. И когда? Ну-ну. Я бы им так опрометчиво не верил…

— Что такое? – смотрю на Крафтера, чего он побледнел, первый раз вижу, чтобы Крафтер побледнел.

— Перемирие.

— Что?

— Перемирие подписали… эти… сегодня вечером.

Даже не сразу доходит до меня, кто эти. Нет, слишком хорошо, чтобы быть правдой…

 

А ничего у Крафтера дом.

Покруче моего будет.

Оно, конечно, у соседа всегда солнце светит ярче и трава зеленее, и вода мокрее, только тут не то. Действительно круче. И не потому, что полковник побольше лейтенанта получает, а правда покруче. Знает Кратер толк в хороших домах, каждый раз вхожу, говорю – жить в таком доме хочется.

Жить в таком доме хочется.

— Это точно, — кивает Крафтер, снимает плащ, видно, вернулся откуда-то. Вываливаю на стол снедь, медовые пряники, пончики, крылопатку жареную, свинтуса в тесте, — если Крафтер сам себя накормить не может, значит, мне придется, хорош я буду, если он не перезимует…

— Здорово ты устроился…

— Что надо, — кивает Крафтер.

— Еще бы жирку нагулял побольше, цены бы тебе не было.

— Успеется, — кивает Крафтер, бережно вынимает что-то из-за пазухи, догадываюсь – сон, — кровать посмотреть не хочешь? Ни у кого такой нет, на заказ делал.

— А сон покажи?

Крафтер ставит на стол клетку, смотрю на сон, не верю своим глазам, женщина стоит на полуразрушенном перроне, смотрит на проржавленные рельсы, прикладывает руку к глазам….

— На заказ?

— Ч-ш, не спугни, чего вопишь-то. Нет. Поймал.

— С-сам?

— Ну.

— Это что… неприрученный?

— Ну… его первый хозяин приручить пытался…

— Какой?

— Который в колодец его уронил. Я еле выловил…

— Это что… тот самый? К-торотый…

— Да. Который у луны украли. Ох, злилась луна, за мной по небу гналась, а где ей меня достать…

Едим. Режем крылопатку, закусываем свинтусами, ловим дух пирога. Чтобы зима не забрала. Спохватываюсь:

— А… сигнализация у тебя где?

— Зачем? Перемирие же.

— И чего, ты им так и поверил?

— А как не поверить, мы же их дотла выжгли, там от всего народа полторы калеки остались… не боись, зима не возьмет…

Ломаем пополам зимницу, запеченную с медом, кладем на правую руку, кормим друг друга с ладони, мы хлеб возьмем, а нас зима не возьмет…

 

Женщина смотрит на пустой перрон умершего вокзала. Уже которую полночь ей чудится свисток поезда – где-то бесконечно далеко.

Кто-то должен приехать…

 

Солнца нет уже третий день, приударил морозец, выпал снег – не первый робкий снежок, а настоящий, который до весны не уйдет.

Поднимаю бокал.

Часы бьют полночь.

Пью – за крепкий сон. Доедаю крылопатку, сколько влезет, остатки бросаю на крыльцо, задобрить зиму.

Иду спать, кровать давно уже меня ждет, ни у кого такой нет, уж на что у Крафтера богатая кровать, у меня побогаче будет. Постель обнимает меня со всех сторон, задним числом думаю, опять один спать иду, так и не женился, который год себе обещаю…

Выпускаю сон, он вспархивает над кроватью, осторожно проникает в созна…

 

…смотрю на город.

Когда не могу разгадать очередную тайну старого замка, тихонько приотпускаю сон, смотрю на город внизу.

Хорошая вещь – сон, когда тело твое где-то там, там, в уютном доме, а ты летаешь над заснеженным городом, над миром, огибаешь остроконечные пики гор, долетаешь до той стороны земли, куда на полгода ушло солнце, сверкает над бескрайним океаном. Можно даже забраться в плавучие города, кто-то когда-то пытался их построить, обмануть ночь…

Витаю над городом, сам не знаю, почему лечу к дому Крафтера. Потому что жить в таком доме хочется, вот почему. Дом стоит, укутанный снегом, укрывает хозяина…

Что-то настораживает меня, еще сам толком не могу понять, что. ну конечно. Шорохи в темноте, две тени поднимаются на крыльцо, узнаю раздвоенные хвосты…

Приглушенные голоса, не сразу понимаю чужой язык, впрочем, наяву я бы его вообще не понял.

— Вот… вишь, огонек над дверью не горит, значит, сигнализации нет… Давай потихоньку…

Тени разгребают снег, толкают дверь.

— А… договор как же?

— И чего теперь, с голоду подыхать прикажешь? Все века мясо ели, а тут нате вам, нельзя? Это пацифисты эти, черт бы их драл… какая сволочь за них голосовала…

— Они, говорят, жратвы надавали…

— Ага, власти эту жратву всю себе…  в добро поверил? Сказок добреньких обчитался?

— Наверх?

— Ну…

— Богато живет.

— Надо думать, у них земличка-то получше будет…  вот… здесь.

— Я их себе жирнее представлял.

— Да этот хилый какой-то… ладно, что есть…

Поднимаюсь в небо, ищу среди снов и сновидцев одного-единственного, не нахожу, Кра-а-аф-те-е-ер…

Буквально натыкаюсь на Крафтера.

— Ну что? Что такое? Сон потерял?

— Крафтер… там… тебя…

Даже не знаю, как сказать. И вообще не знаю, что тут можно сделать, где это видано, чтобы из спячки просыпались. А может, проснется, может, дотянется до пушки у изголовья… Или лучше знать сразу, чем по весне бывает, вернется душа к своему телу, а найдет одни обглоданные косточки.

— Я знаю.

— Что?

— Я знаю. Я специально не поставил на охрану.

— Рехнулся?

— Чтобы остаться там… во сне.

Связь с Крафтером обрывается. Резко. Жестко.

Уже понимаю, что ничего сделать нельзя.

 

Прихожу в себя.

Не приходится.

Бывает такое ранней весной, когда еще только-только просыпаешься, приходишь в себя, потягиваешься в постели.

— Очнулись?

Смотрю на патруль, еще не могу понять, снится мне это или нет.

— По-чти…

Язык не слушается. Приподнимаюсь на постели, стараюсь не смотреть на себя в зеркало, все ребра торчат…

— Вот… возьмите, — кто-то протягивает мне крепкий чай, еще что-то легкое, для поддержания сил.

— С-спасибо.

— Что-нибудь нужно?

— Да нет…

— А то что-то вы бледный сильно.

— А какой я еще после зимы должен быть?

Включаю планшетник, перебираю новости, как всегда списки погибших, молебен за упокой не перезимовавших, за зиму у Градской ратуши обвалился мост под тяжестью снега… Мирный договор остается в силе, за всю зиму было только два нарушения, убита Элла Майских и Краф…

Черт.

Убийцы из рядов хищников выданы нашим властям, в воскресенье состоится публичная казнь.

Хочется сесть в летун и жечь, жечь, жечь хищников. Черта с два я сяду в летун в таком состоянии, кости скоро проткнут кожу. И договор действует…

Весна…

Ненавижу весну, самую раннюю, когда все надо начинать сначала.

Теперь у меня есть еще один повод ненавидеть весну.

— Ну, смотрите, если ничего не надо — патрульный ищет мой пульс, не может найти, — что-то не нравитесь вы мне…

Хочу ответить – да и вы тоже не красавец. Не отвечаю. Вместо этого спрашиваю другое:

— А… если тело погибло, душа во сне остается?

— Остается. Навсегда. А почему вы спрашиваете, из близких кто-то не проснулся?

— Да нет, сны, они тоже не вечные, отоснился и растаял. А если душа во сне осталась, то и душа туда же… — не соглашается девушка в форме, — ну вот, поесть вам оставим, это вот телефончик врача, если что…

Киваю. снова жму на планшетник, набираю в поисковике – что будет с душой, если те…

Поисковик сам дописывает – если тело умерло во сне.

ИСКАТЬ

Надо взглянуть на экран.

Не могу.

Заглядывает в окно бледная луна, ищет пропавший сон…

 

                                               2014 г.

 

 

 

Рейтинг: +3 Голосов: 3 1676 просмотров
Нравится
Комментарии (16)
0 # 16 июля 2014 в 12:49 +2
Иллюстрация к рассказу:

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
DaraFromChaos # 16 июля 2014 в 12:54 +2
ыыыыыыы cry
ну пачему можна только +1 - и рассказу, и иллюстрации

МАЛОВАТО БУДЕТ!!!
0 # 16 июля 2014 в 12:56 +2
Сюды еще надо отзывы о рассказе. С сайта Мастерская писателей, где разбирали рассказ по косточкам.
DaraFromChaos # 16 июля 2014 в 12:58 +2
если разбирали грамотно и профессионально - так и быть ))) нехай будут.
а если ругали по-дурацки: тогда не надо! всех убьем, всех расстреляем zlo
0 # 16 июля 2014 в 13:01 +2
Из отзывов на конкурсе критиков:

Вратов Роман

Романтично! Увлекательно! Сказочно!

Начало очень удачное — захватывает с первых строк.
Идея интересная. Раскрыта хорошо. В общем -рассказ получился цельным, проработанным атмосферным. Стиль выбран удачно.
Персонажи, даже второстепенные харизматичные, с изюминкой.(особенно понравился продавец снов). Диалоги — что надо! Бытовые подробности(страда, каравай) и то, как они прописаны, оживляют текст, делают его привлекательнее, помогают погрузиться в происходящее. Картина мира дается постепенно, между делом, довольно-таки ненавязчиво.

Мелкие недочеты:

*Пунктуацию стоит немного подправить. В основном, в длинных сложных предложениях.(если нужен, конкретный разбор, готов сделать. Но не раньше понедельника.)

*Затрудняет восприятие резкий переход между сценами(особенно между 1й и 2й, 2й и 3й, 4й и 5й). Как минимум, его стоит оформить визуально(хотя бы теми же звездочками).

*Немного нелогичным показалась разница в званиях основных героев(в ходе общения не чувствуется разницы ни в возрасте, ни в служебном положении. Да и полковника врядли придадут в пару лейтенанту на боевом вылете. Предлагаю рассмотреть капитана и лейтенанта. Или рядового/сержанта)

* «Женщина откупоривает флягу...» — этот абзац повторяется дважды.

Вывод: «Аффтар, пеши ищо!!!»
Спасибо за качественный рассказ. Читать — одно удовольствие.
0 # 16 июля 2014 в 13:02 +2
Из отзывов:

Лев Елена

Разбор, можно и не на конкурс.

Для меня рассказ — открытие. Первое впечатление — необычно, неординарно, какая-то высокотехнологичная вязь из нитей графена. После некоторого времени, начинаю понимать, что вязь еще и трехмерная – в одном рассказе большое число намеков, слоев, идей.
Да понимает ли сам автор глубину своего таланта? Ощущает ли свои возможности?
Если рассказ написан интуитивно, идеи не выужены из недр инета, если Мария пишет, как дышит – хогу констатировать: у автора есть писательское будущее.
Нет, я вижу и рваность повествования, и перескоки, и слипшиеся предложения, и недоведенный до законченного образа портрет главного героя – повествователя. Есть в нем, по-моему, излишняя отстраненность. На словах: «жги-жги»! На деле: «не полечу — сидеть будет в летуне неудобно». Да, читатель понимает: герой – слабак. Но почему? Изменится ли что-то в нем или в мире, вышедшем из сна? Последует ли наказание за малодушие (он боится ответ в поисковике прочитать)?
Пласт снов. Всё, что касается снов и сновидений, в рассказе великолепно. И идеи, и слова, и метафоры. И пророчества. Это — будущее, и оно у Марии не пугает. Так и есть, мы будем выбирать, покупать, дарить и терять сны. Мария предоставляет все способы выбора снов: торговля, приманивание, конструирование, штамповка на фабрике. Автор беспокоится уже сейчас о натуральности хорошего сна, без гмо и синтетики.
Мне нравится, как мягко обволакивает словами Мария читателя, когда пишет о снах. Я ощущала себя мухой, завязшей в паутине. Но не паникующей мухой, а с удовольствием наматывающей на себя паутину.
Одно не понравилось однозначно. Неуклюжее слово «сонолов». Оно визуально не соответствует общей атмосфере рассказа. Читалось исключительно «слонолов».
Да и вообще, мифологическая вставка о Валдуфе-сонолове, смотрится как целлофановый пакет, прилепившийся во время движения на лобовое стекло автомобиля. Легкий, веселый, но мешает смотреть на дорогу.
Есть повтор целого абзаца, но он смотрится в общем тексте, как прием.
Техническая составляющая рассказа – никакая. Да, мир, спящих по полгода существ. Да, сигнализация. И фсё?! Да, в Подмосковье к коттеджу среднего достатка просто так не подойти! Даже заборы током бьют. Да, есть летуны. Есть патруль. Но его назначение не доработано. То ли жечь хищников, то ли, как «скорая», вытаскивать по весне заспавшихся граждан из сна. Планшет-то есть! А кровать без технических наворотов!
Политическая составляющая рассказа интереснее. Вначале кажется, что этот мирок Общественного Каравая мил и безопасен. Бесплатная жрачка. Набор веса перед спячкой — как смысл существования. Потом вдруг выясняется, что работа героев несколько… жестока. Непонятно — почему? И это обескураживает. Потом подписывается перемирие, и герои как-то равнодушно на него реагируют. Потом, оказывается, это не перемирие вовсе, а чистой воды общий обман, о котором все знают! И существа, имеющие власть карать, беззащитны перед ночными гостями. В этом есть скрытый смысл, намёк. В этих местах рассказа почти скользко. Чуть-чуть сильнее надавишь и больно шлепнешься.
Одно мне не нравится. Как-то мимоходом вставлены в уста зверей с раздвоенными хвостами слова: «голосовали», «пацифисты»… Что=что, а общий образ хищников не доработан.
Крафтер. Вот основная загадка и достоинство текста! Вот, кто мне нравится своей цельностью!
Единственный, кто сопротивляется миру, которому принадлежит! Ищет упорно сон – кусочек собственной души. Находит его! Присваивает его, несмотря на права на этот сон самой луны! Рвется из сытости в мир, где
город разрушен, рельсы давно проржавели, поезда не ходят. Никого не осталось на земле, только женщина каждый вечер приходит на вокзал и ждет.
Однако, именно он сжигает хищников без сожаления. Именно он кричит: «огонь!»
Но именно он прерывает существование в сне и сытости!
Это глубокий и многозначительный герой. Одиночка. Не участвующий в общей пляске вокруг Каравая. И я уважаю его за это.
Чупакабра права – этот рассказ о мире медведей, не желающих расставаться с жратвой, снами, удобными кроватями. Сожгли врагов с раздвоеными хвостами, надрались пончиков с зимником и крылопаткой. И хорошо. Главное теперь на мозг по размеру сон подобрать!
Мария! Желаю успеха. И не спите. Ну, вы меня поняли.
0 # 16 июля 2014 в 13:02 +2
Из отзывов:

Sinatra

Кто не пришел и не прочел — многое пропустили. Серьезно

РАЗБОР на конкурс

Текст этот, как те сны, точно приманен на светлые мысли… и светлую голову)). Идее про соноловов (хорошее слово) даже немножко завидую.

Рассказ отметила для себя сразу после прочтения, несмотря на сказочную составляющую (не мой жанр). В тексте есть «звенящая натянутая струна», заложенная, собственно, в том самом сне:
— Понимаешь… женщина стоит на перроне. И ждет. Поезда давно уже не ходят, и в городе никого не осталось. Вообще все люди умерли. А женщина не может умереть, потому что ждет кого-то. А может, она тоже умерла, только забыла об этом. И ждет. И я знаю, что ждет меня, и я должен приехать. Даром, что поезда не ходят. И сам я умер много тысяч лет назад, а это все в далеком будущем… но я должен приехать.
Реалистичная драматическая составляющая, без фантазийности. После этого мне уже не важно было, медведи – не медведи, это все антураж. Только жаль, так и непонятно, откуда у Крафтера это видение (объяснялки про прерванный сон не хватило, т.к. неясно, почему для Крафтера он становится таким важным) – хочется какого-то флэшбэка в пояснение.

Крафтер мне близок по духу, бывает такое. Здесь – и не здесь, «над миром», чуть отстранен, потому что главное для него – не здесь, не в этом реальном сытом, готовящемся к зиме, мире. По сути, это такая переосмысленная (не специально, конечно) история хоббита-домоседа, который никуда не собирался, жил своей мещанской размеренной жизнью, но мечты ставят его на дорогу, с которой не свернешь. Так и Крафтер – чуть более мечтательности, чем в сородичах, и все – пропал парень для общества. Хотя, хочется верить, нашел себя – там. И ту, которая ждет, тоже нашел.

Второй персонаж попроще, ближе к своему народу. Но после пробуждения без Крафтера его мир уже не станет прежним. И кто знает, какие сны он будет выбирать после ответа поисковика (в который он обязательно заглянет, без вариантов. Вот только с духом соберется).

Другой народ (враги-двухвостки): ощущение политического конфликта – верхи перемудрили, низы, как всегда, страдают (это становится ясным из диалога про голосование и «власти эту жратву всю себе»). Тоже народ, со своими бедами и проблемами, поставленный на рельсы войны. Но жестокости в действиях летунов я не увидела — это работа, кто к нам с мечом пришел… Все логично.

Мешает читать некоторая дисперсность, в частности, эпизод с перемирием повис в воздухе, хочется чуть (только чуть!) более устойчивых объяснений ситуации (политической, военной, причин и последствий) – иначе ничего непонятно, кроме того, что война с двухвостками – род занятий главных действующих лиц. Кстати, мне понравилось, что эти мягкие, традиционно толстеющие к зиме персонажи, миролюбивые по сути своей (аграрные, судя по празднику урожая) при этом еще и солдаты. Это внушает дополнительное уважение к описываемому народу: «мы мирные люди, но наш бронепоезд…» Люблю контрастные сочетания.

Финал… какой надо финал, «делает» весь текст. Глубина появляется в рассказе, сказочность уходит. Очень правильный финал

По стилю: замечания есть, но нет времени – нужно раскладывать по предложениям, а это долго. Поэтому коротенько – самое зацепившее из хорошего и поплоше.


Несмотря на то, что рассказ по жанру вне круга моих предпочтений, времени, потраченного на чтение, совсем не жалко. Спасибо, автор!
DaraFromChaos # 16 июля 2014 в 13:12 +1
такие отзывы однозначно имеют право на существование )))
хорошо, когда адекватные читатели-отзывисты

ПС пока читала отзывы, подумалось (никакого самопиара, просто тема близкая и родная). Я тоже писала про ловцов снов. Но - совсем-совсем по-другому.
Тема-то богатая, привлекательная, так хочется тоже попробовать.
А получается нечто абсолютно другое. Потому что автор - другой )))
И это правильно.
Про сны вообще очень много рассказов хороших и разных. Нет, бывает конечно банальный поворот, сто раз перепетое действие. Но редко
0 # 16 июля 2014 в 13:27 +1
У них там целый конкурс критиков. Вот и стараются люди.
0 # 28 июля 2014 в 16:58 +2
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
DaraFromChaos # 28 июля 2014 в 17:00 +2
аууууууууу!!! просто восторг и потряс!!! dance
0 # 30 июля 2014 в 09:53 +2
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Катя Гракова # 21 ноября 2014 в 19:07 +2
Захватывающая вещь. Огромный плюс. Такой выдумки, как у Маши, точно ни у кого нет.

Что мне нравится в рассказе, так это одушевление снов, а потом - вдруг - связь его с желанием самого человека. Это так... трогательно. Печальная с одной стороны концовка в другом ракурсе смотрится счастливой - ведь человек получил тот сон, который давно хотел. Причём сам получил. И вот ещё что. Много разных мыслей рождается после рассказа. Хочется думать. Спасибо, Маша.
0 # 21 ноября 2014 в 19:37 +2
Пожалуйста

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Чалис # 18 августа 2015 в 13:53 +1
После первых строчек в голове невольно заиграла песня Би2 "Лавка" =)
Атмосфера затягивает - совсем не хочется, чтобы история кончалась =)
0 # 18 августа 2015 в 13:56 0
Спасибо за отзыв.
Да, эта история так и просит продолжения. Хоть не с теми же героями, но с тем же миром.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев