Частенько бывает так, что прочтешь рассказ, или повесть, а то и книгу и неплохую книгу, написанную бойким слогом, с юмором и по всем правилам - зевнешь, да и закроешь ее, безо всяких последствий для души. И вроде персонажи вполне себе харизматичные. И сюжет не провисает, изобилуя приключениями и экшеном. А не вышло у автора зацепить читателя за живое. Да, вышло нечто вроде американского блогбастера - потрясение чувств и кошелька.
Но я хочу поговорить о других произведениях, которые цепляют и продолжительное время после прочтения все еще заставляют морзить лоб, задаваясь мучительнми вопросами: "Да как жеж так вышло то?", "Как они там дальше?" и, наконец самое главное: "А что было бы, если...". И включается фантазия самого читателя, который принимается додумывать этот мир, продолжая за автором следить за перепитиями его героев.
По хорошему зацепили меня два рассказа Павла Шушканова: "Терраформирование" и "Мертвый океан". Совершенно различные по сюжету, они, в чем-то очень похожи. Если в первом рассказе речь о покорителях планет, уверенно шагающих по иным мирам, то второй выписан в довольно серых тонах постапокалипсиса.
Тем не менее, в обоих случаях читателю словно бы предоставляется возможность дыхнуть на заиндевевшее стекло и глянуть одним глазком в образовавшийся стаявший круг на иные миры.
"Мертвый океан" - Земли больше нет. И теперь вся цивилизация - это горстка людей, работавших в Космосе. Новый дом будущего человечества - подледная полость Европы - спутницы Юпитера. Дом очень ненадежный, ледяной купол может обрушится в любой момент, погребя под собой горстку выживших. Или с не меньшей вероятностью в любой момент может проснуться вулкан, выжегший этот подледный пузырь. Но тем не менее, даже в таких безрадостных условиях, люди пытаются выжить и даже зачать новую цивилизацию. Нет мародеров, нет ужаса апокалипсиса - все это уже случилось и теперь - одно только ледяное спокойствие и упрямая надежда на возрождение, вопреки всякой логике. И этот серый, безнадежный мир, хранит в водах мертвого океана неразгаданную тайну.
"Терраформирование" - Венера, бывший ад, а ныне омывшаяся дождями и туманами. Возрожденная красавица в сверкающей пасмурной пелене, - планета преображается по воле человека, для того, чтобы дать начало новой жизни. Цветы пока еще не растут, но детские ножки уверенно протаптывают тропинки в глинистой почве планеты, покорившейся гению человеческого разума. И тем не менее... почему дед Егор, называя Венеру адом, говорит, что наука принесла ей нечто более ужасное?
— Зачем же вам дверь, в которую вы все равно не можете пройти?
— Сегодня не можем, а завтра сможем.
— Завтра?
— В широком смысле. Послезавтра. Через год...
— Другой мир, другой мир... — ворчит Щекн. — Разве вам тесно в этом?
— Как тебе сказать... Тесно должно быть нашему воображению.
— Еще бы! — ядовито произносит Щекн. — Ведь стоит вам попасть в другой мир, как вы сейчас же начинаете переделывать его наподобие вашего собственного. И, конечно же, вашему воображению снова становится тесно, и тогда вы ищете еще какой-нибудь мир и опять принимаетесь переделывать его.
(С) Стругацкие "Жук в муравейнике"
Прочитав оба рассказа, так и хочется возмущенно потребовать от автора продолжения, серию, или же закрыв глаза, придумывать свое, собственное продолжение этих историй. Мне кажется, именно так и должно быть в настоящих произведениях.