1W

Было: транспорт на каустической соде.

в выпуске 2019/11/18
article14407.jpg
В Европе и Америке недолгое время применяли интересный тип локомотивного двигателя, который работал на каустической соде.
Локомотив с двигателем на каустической соде по сути своей был паровозом, но вместо сжигания угля в нём использовал химическую реакцию для выработки тепла и нагрева котла.

В таком локомотиве котёл окружал контейнер с несколькими тоннами каустической соды, или гидроксида натрия. Чтобы запустить бурную экзотермическую реакцию, выделявшую достаточно тепла, чтобы вскипятить воду внутри котла, к каустической соде добавляли воду. Пар, выходивший из котла, подавался через поршни и обеспечивал движение локомотива вперёд, как в обычном паровозе. Но в данном случае отработанный пар из поршня не высвобождался в атмосферу, а подавался обратно в контейнер с каустической содой, чтобы реакция между ней и водой продолжала приводить локомотив в движение. Поскольку это была замкнутая система без выхлопа, локомотив на каустической соде работал практически бесшумно. Он также не оставлял после себя ни сажи, ни дыма.
Локомотив на каустической соде мог работать в течение нескольких часов, в зависимости от количества каустической соды в контейнере. В конечном счёте, сода растворялась и не производила достаточно тепла, чтобы продолжать генерировать пар. Затем локомотив доставляли на железнодорожную станцию для «перезарядки»; это процесс, который заключался во впрыскивании нагретого пара из стационарного котла на станции в контейнер с насыщенной каустической содой. Таким образом, вода из раствора выкипала, оставляя твёрдый гидроксид натрия. Локомотив с двигателем на каустической соде был готов к следующему циклу работы.
Двигатель на каустической соде был изобретён в начале 1880 года Морицем Хонигманном, немецким химиком и изобретателем. Вскоре было построено несколько так называемых «бестопочных паровозов», которые успешно использовали в качестве общественного транспорта в ряде городов Германии. Также двигателем Хонигмана на каустической соде был оборудован пароход, ходивший по реке Шпрее, неподалёку от Берлина.
Примерно в то же время железная дорога Филадельфии также начала использовать двигатели на каустической соде, и это был первый и, возможно, единственный двигатель такого типа, использовавшийся в Соединённых Штатах.

Детальное исследование, проведённое Мюнхенским техническим университетом еще в 1885 году, показало, что двигатель Хонигманна на каустической соде был не очень эффективен, поскольку производил всего 60% пара на единицу угля по сравнению с традиционными локомотивами, зато перегрузочные котлы могли работать на более дешёвом угле. Существовал также риск взрыва и получения ожогов в результате взаимодействия с каустической содой. Насколько стоит верить этим исследованиям - вопрос открытый.
Кроме того, примерно в то же время существовали еще и бестопочные паровозы иной конструкции, основанной на использовании перегретой воды под очень высоким (до 18-20 атм) давлением. По мере снижения давления перегретая вода вскипала и восполняла израсходованный пар. Так что выбор двигателя был куда шире, чем выбор между ДВС (двигатель внутреннего сгорания) и электро, в чем нас пытается убедить сегодняшняя пресса, пишущая на эту тему.
 
Нравится
Комментарии (14)
Михаил Панферов # 2 ноября 2019 в 13:38 +2
Как всегда кто-то всего навсего увидел угрозу своему финансовому благополучию и задвинул на задворки истории.
РусланТридцатьЧетыре # 6 января 2020 в 16:05 +3
Так и электротранспорт зарезали в зародыше, когда стало ясно что он энергоэффективнее нефтетопливных двигателей.
Александр Стешенко # 6 января 2020 в 22:50 +1
Может и так. Но мне вот кажется, что причина банальна - сжигание угля и дров было менее затратное мероприятие, нежели использование электроэнергии. В тот период электричество было дорогим удовольствием. Когда же ситуация изменилась, то появились электровозы... и было это в середине прошлого века.
Возможно и к экзотике когда-нибудь вернутся, хотя это, кажется, уже маловероятным - на повестке дня водородные двигатели. Сейчас задача создать дешевый катализатор, а воды на планете пока что более чем достаточно )))
РусланТридцатьЧетыре # 7 января 2020 в 13:43 +2
Водород взрывается как не в себя. А вдруг авария? На перекрестке не пропустил девятку с приоритетом и всё - перекресток, близлежащий магазинчик и остановка с гражданами превращается в аккуратную воронку))))
РусланТридцатьЧетыре # 7 января 2020 в 13:46 +2
Саш, погугли Форд с ядерным реактором - Нуклеид или Нуклеод назывался. Вот где была перспектива! До 60 лет без подзарядки, плюс можно небольшой дом с хозяйством от него энергией запитывать, мечта! Но опять же - чуть авария на дороге и миничернобыль в каждом регионе.
Александр Стешенко # 8 января 2020 в 00:23 +1
У меня, Рус, все ссылки дает на химию, биохимию... ядра клеток и проч. Пробовал оба названия, результат аналогичный...Добавлял транспорт, канал... Все одно. Ссылает на транспорт молекул через ядерные порты и проч.
Александр Стешенко # 8 января 2020 в 00:23 +1
Будет время попробую конкретизировать поиск. Впрочем, не в этом суть )))
Александр Стешенко # 8 января 2020 в 00:25 +1
А, нашел!!!
Форд Нуклеон с ядерным реактором ))) вот, блин, тупой я )) или уставший...
Александр Стешенко # 8 января 2020 в 00:29 +1
Ну, да... был такой концепт-кар... До рабочей версии не дошел. Но, на самом деле, к этой теме могут вернуться. Развитие же идет по спирали.
Этот пример аналогичен примеру с дровами (паровым двигателем) и электричеством. Пришло время, электричество стало доступнее, появился соответствующий транспорт.
В 1958 году еще не время было для авто с ядерным реактором. Сейчас, пожалуй, уже другие перспективы...
Кристо # 7 января 2020 в 13:51 0
Взрывается гремучий газ, дружище. Смесь водорода с воздухом. А поскольку водород легче воздуха, то утечки, как правило, улетучиваются. У нас практически все автомобили на метане. Он тоже нефигово взрывоопасный, к тому же в баллоне давление под 300 атмосфер. Главная проблема в низкой температуре возгорания водорода. Решать пробовали многими способами. Метанол, соединение кислорода с топливом уже в камере сгорания и т.д. Но, имхо, будущее за электромобилями и солнечной энергией. Они практичней.
Евгений Вечканов # 7 января 2020 в 13:56 +2
Только ссылку надо копировать и в гугл вставлять, так она не откроется, сайт глючит.
Александр Стешенко # 8 января 2020 в 00:32 +2
Вот я про это и говорю. Задача снизить затраты на расщепление молекулы воды.

А ссылка правильная - там можно на реальное авто взглянуть...
Александр Стешенко # 8 января 2020 в 00:33 +2
Кстати, серийного производства!!! v
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев