1W

Крым, ностальгия

в выпуске 2020/09/21
14 сентября 2020 - Елена Григорьева
article14840.jpg

Знакомое чувство, не так ли? Вот, бывает, пройдёшься по городу и наткнёшься на такие места, где покажется, что всё вернулось на пару десятилетий назад. А чаще всего это срабатывает в очень старых городах.

Например, в троллейбусах Великого Новгорода кондуктор до сих пор выдаёт отрывные билеты. А где-то на выезде из Симферополя на разделительных островках возвышается пара огромных скульптурных композиций — реликтов советского монументального искусства. Они напоминают художественно оформленные «пучки прутьев», поддерживающие линии электропередач — поставленные вверх-ногами «метёлки», по спирали обвитые чем-то вроде очень длинного знамени или ленты для кинопроектора. Центральные прутья венчают застывшие в движении флаги. От этих футуристичных конструкций во все стороны расходятся провода — в том числе и такие, к которым липнут рожки троллейбусов. Провода расчертили небо так часто, что оно стало похоже на лист искаляканной тетрадки в линейку. Выглядит это, пожалуй, грандиозно, но и пугающее. Если кто-то из вас тоже видел что-то такое, пожалуйста, напишите мне. До сих пор я терзаюсь вопросом, что же это такое и где именно расположено.

В плане ностальгии, конечно, Крым запомнился больше всего. Крым в 2016-м году — с Объектом 825 ГТС, Севастопольской бухтой и 11-й береговой батарей. Но ведь всё это — памятники советской истории, а не случайное напоминания о ней. А я хочу рассказать о случайностях.

Так, в городе Судак меня прямо-таки поразила система расчётов с водителем маршрутки. То есть теперь-то это не в диковинку и в нашем городе, но тогда это удивляло. Я такого не видела с детства! Водитель требует плату не на выходе из автобуса, а на входе. Там встречаются и отрывные билеты, но их рулончик висит на видном месте скорее «для порядку». Хочешь — отрывай, не хочешь — нет.

К слову, город Судак буквально стоит на горах, там и крепость генуэзская есть (то есть её построили средневековые мореплаватели из Генуэзской республики, располагавшейся на Апеннинском полуострове). Расстояние между остановками огромное: всю дорогу едешь по холмам да низинам. И без транспорта отдыхающим не обойтись. На конечных остановках самых дальних районов города стоят пазики и ждут, когда в них набьются туристы. А когда те рассаживаются по местам, то начинают передавать по рядам плату за проезд. Причём водитель никуда не поедет и вообще страшно оскорбится, если кто-то плату не передаст. Уж не знаю, то ли он ориентируется по номинальному количеству сидячих и стоячих мест, то ли знает максимальную вместимость салона, то ли просто очень внимателен. Но вот не поедет он никуда и всё тут, пока каждый вошедший не расплатится! Да ещё и будет громко ворчать, если не досчитается пары гри… то есть теперь уже рублей. Пусть даже кто-то не заплатил ему просто по незнанию.

Кстати, и сами эти маршрутки очень ностальгически выглядят: есть бело-голубые икарусы, жёлтые пазики, зилы… Да ещё они очень редко ходят, так что порою ждёшь их чуть ли не по часу. А уж первого сентября как их ждут! Когда мы уезжали домой, на остановке «Крепость» было очень людно и «нервно». Ещё бы: уже восемь утра, а родители со своими школьниками до сих пор не смогли доехать до школы!

Ещё один пример «застывшего времени» состоял в том, что магазины Судака в тот год только-только переходили на автоматизированные системы расчёта. И было очень непривычно, когда в салоне связи при покупке сим-карты давали не чек кассового аппарата, а написанную от руки квитанцию. То же самое — и во многих кафе. Особенно поразил увитый плющом летний ресторан, где чек представлял собой обычный бледно-розовый стикер, на котором ярко-розовым карандашом были нацарапаны названия блюд, а голубым — их цены. Впрочем, может быть, всё это — элементы стиля? Вспомнился советский красно-синий химический карандаш. У меня огрызок такого до сих пор лежит в ящике стола, и хоть название прочесть невозможно, я опасаюсь, что это был карандаш косметический.

Но на самом деле Крым очень красив. Горы… Какие горы! Удивительное зрелище: складчатые хребты в тумане, переливающиеся всеми оттенками бархатной зелени. Белые, словно кость, утёсы, выхваченные лучами рассвета из черноты низин. Клочья тумана, гонимые неистовым ветром по шахматной доске непрерывной игры света и тени.

Особенно запомнились горы, покрытые виноградниками, на длинном пути из Судака в Ялту, а затем и в Севастополь. Всё-таки царские дворцы строили в великолепных местах. Например, хоть Массандровский дворец и выглядит не совсем как дворец, а, скорее, как загородный коттедж, но панорама зелёной долины, открывающаяся с его террас, впечатляет.

Ещё прекраснее Воронцовский парк — соответственно, с Воронцовским дворцом. Буйный тенистый лес и зелень огромных полян со столетними пиниями и кедрами, с торчащими среди них глыбами скал, озёрами и даже мини-водопадом. У полян потрясающее свойство — переливаться шёлковым блеском в зависимости того, как на них падает солнце. Хотя особенно живописный вид получается как раз-таки при высокой облачности. Свет рассеян, и трава прямо-таки мерцает. Источает какое-то удивительное внутреннее сияние… Однако рассказать я хотела всё-таки не об этом, а о ностальгии по ушедшей эпохе. В частности, об эпохе СССР.

Вот как раз в Воронцовском дворце это чувствуется будь здоров! Как заходишь в главные двери, расположенные между помпезными декоративными башенками — попадаешь в узкий коридор, от пола до потолка застроенный чем-то вроде стенных шкафов. И, между прочим, шкафы-то сами по себе очень симпатичные — из тёмного дерева, с дверцами, похожими на плитку шоколада. Но многие дверцы перекошены, закрываются не до конца и выглядят довольно облезло. А дальше начинается полный кошмар. В коридоре и в первых комнатах стены обклеены самыми обычными бумажными обоями в обычный цветочек. Обои пузырятся, трескаются и местами грозят отклеиться.

Правда, дальше в залах легендарного дворца становится немного получше. Там есть особенно «нежные» комнаты, отделанные в пастельно-бежевых и голубых тонах (как говорят, комнаты княгинь). Но в целом впечатление от интерьера остаётся удручающее. Во многих комнатах безобразно перемешаны стили оформления (восточный с европейским). Говорят, что это так и было задумано, но всё-таки возникают сомнения при взгляде на экспонаты. Дело в том, что некоторые из них выглядят совсем не как памятники царской эпохи, а… как товары даже не антикварного магазина, а простой сувенирной лавки. Особое подозрение вызвали у меня позолоченные настольные часы со скульптурной группой, изображающей вставших на дыбы лошадей. Мне кажется, я видела точно такие же в сувенирном магазине нашего города. Хотя, может быть, там была «реплика» подлинного экспоната?

Экскурсоводы ссылаются на то, что в «лихие девяностые» дворцы Крыма служили не музеями, а дачами украинских олигархов. Ну, такое объяснение плачевного состояния памятников кажется вполне уместным.

Хотя в целом впечатление от Крыма осталось прекрасное. Чего стоит один только рассвет на пароме на Керченской переправе, когда небо над морем проходит все стадии от индиго вплоть до самого нежного розового, а прямо за бортом с воды вдруг взлетает стая чаек.

Или вспомните Царский пляж в Новом Свете, где песок — это вовсе не песок, а маленькие и большие обломки разноцветных морских ракушек. Наощупь они холодные, гладкие, и если зарыться в них пальцами, становится очень приятно.

А в последний вечер отдыха в Крыму мы наблюдали самый настоящий восьмибалльный шторм. Море бушевало, захлёстывая сваи мостов, и брызги белой пены долетали до балюстрады верхнего уровня набережной. И утром нас ждал сюрприз. В Кипарисовой аллее хозяева ларьков не торговали, а при помощи поливочных шлангов смывали с дорожек слой морского песка, который сбился у стен их палаток в настоящие брустверы. И это на довольно большом расстоянии от моря, что странно (аллея длинная, только её конец выходит непосредственно к морю). В общем, нам довелось увидеть необычное природное явление.

Ну вот, таковы мои впечатления от старинных городов Крыма. А напоследок хочу рассказать один эпизод.

Снова 2016-й. Крым, последний вечер поездки. Мы гуляем по Судаку в поисках хороших вин на подарки. И вот перед нами картина.

Девочка лет десяти, тощенькая, с очень взрослым лицом, торопится куда-то совершенно одна и тянет за собой чемодан. На часах почти одиннадцать, быстро темнеет.

Девчушка одета настолько нарядно, что это смотрится даже приторно. Ярко-розовая толстовка на молнии, вся усыпанная надписями из блёсток. Джинсы с розовыми стразами и модными «фабричными» дырами. Розовые кроссовки, на голове — широкая трикотажная резинка вроде тех, что натягивают вместо шапки на уши для тепла и для красоты. Волосы у девочки вьющиеся, до плеч, очень светлые, прямо-таки золотистые.

Чемодан из материала с фактурой под змеиную кожу, хотя тоже розовый, да ещё и с голографической отделкой — отливает жёлто-зелёным, как разводы бензина в луже. Колёсики жужжат и грохочут, когда чемодан переваливается через бордюры.

Девочка шла стремительно, чуть ли не бежала. Как человек, который точно знает, куда идёт, и не хочет, чтобы его остановили. Потому, видимо, никто и не остановил — ни один турист и прохожий, прогуливающийся по улицам, неизбежно ведущим к набережной — к центру жизни морского города. И целый квартал впереди нас бежала эта девчонка, пока не свернула к одной из автобусных остановок.

Я спрашивала: «Это нормально?» Но мои спутники только пожимали плечами, и мы шли дальше. А в голову лезли всякие весёленькие фантазии о побеге из дома.

И мне до сих пор любопытно: куда же она так спешила? А ещё, признаться, завидно. Вот бы мне в своё время такую решимость! Одеться во всё нарядное, собрать крохотный чемодан и рвануть в интригующую неизвестность.

IMAG1933

Вид на горы по дороге из Cудака в Ялту.

IMAG2450-1

Столетняя итальянская пиния в Воронцовском саду.

IMAG2693

Одна из «комнат княгинь» в Воронцовском дворце.

DSC0595-cropped-small

«Песок» из обломков ракушек на Царском пляже.

IMAG5605-3

Чайки, взлетающие с воды на Керченской переправе.

IMAG5605-2

Альбатрос, прогуливающийся по пляжу Судака.

Похожие статьи:

РассказыИкотка

РассказыИгра 2 (Заседание)

РассказыНичего личного

РассказыВторой шанс

РассказыБэтмен: пациент Сайлент Хилла

Рейтинг: +8 Голосов: 8 1132 просмотра
Нравится
Комментарии (16)
Николай Левченко # 14 сентября 2020 в 22:55 +3
Я не удивлён про оплату в автобусах - в моей местности до сих пор так оплачивают. По описанию Вы были в Крыму в 16 году, ещё до появления Крымского моста?
Елена Григорьева # 15 сентября 2020 в 13:14 +3
Здравствуйте, Николай! Да, вы правы, именно в 2016-м году. Судя по всему, сейчас не нужно пользоваться паромом. Я погуглила. Карты показывают, что мост идёт с Таманского полуострова в Керчь. Вот это конструкция!
Евгений Вечканов # 15 сентября 2020 в 13:09 +4
За красоту!
Плюс.
Елена Григорьева # 15 сентября 2020 в 13:18 +3
Спасибо, Евгений! Там вообще ужасно красиво, нельзя не написать. Жаль только, что не все фотографии того, что описываю, удачно получились. Но я всё равно старалась рассказать и показать!
DaraFromChaos # 15 сентября 2020 в 13:23 +2
Судак люблю. Но еще больше люблю Новый Свет love
Елена Григорьева # 15 сентября 2020 в 13:29 +3
Здравствуйте, Dara! Да ведь там недалеко. Мы ездили в Новый Свет на автобусе и гуляли там в большом парке с кипарисами. Только вот парк этот сейчас вытопатли, там совсем голая земля и пожухлая зелень. В Судаке кипарисовая аллея приятнее.
Однако очень понравились пляжи вот с теми реликтовыми белыми баллюстрадами, как в советских фильмах. Насколько я помню, эти резные каменные перила имитируют архитектуру средневековой италии. hoho
DaraFromChaos # 15 сентября 2020 в 13:48 +2
парк жаль :(
я-то там давно не была, может, потому и воспоминания только хорошие сохранились
Finn T # 15 сентября 2020 в 15:06 +4
Красивые фото. Ракушки хочется собрать angel
Елена Григорьева # 15 сентября 2020 в 15:19 +4
Спасибо, Татьяна! А я и собрала. У меня полбанки из-под кофе наполнены этим песком. Всё надеюсь когда-нибудь снова поехать туда и «песок» обратно вернуть. Во-первых, не люблю разграблять природные богатства, даже цветы не рву, а фотографирую. Просто была под впечатлением, когда «песок» собирала. А во-вторых, я эти ракушки уже вдоволь нафоткала, можно и обратно высыпать. crazy
Константин Чихунов # 16 сентября 2020 в 22:07 +3
И от меня плюс! Был в Крыму один раз, но давно. Может ещё соберусь как-нибудь.
Елена Григорьева # 17 сентября 2020 в 13:23 +1
Спасибо, Константин! Вот я тоже надеюсь, что соберусь. hoho
Жан Кристобаль Рене # 17 сентября 2020 в 01:59 +1
Ну, горами не удивить, а воть море -вах)
Никогда моря не видел. Всегда с удовольствием про него читаю. Статья прям погрузила в незнакомую атмосферу Крыма. Браво, Елена! На одном дыхании!
Елена Григорьева # 17 сентября 2020 в 13:27 +2
Большое спасибо, Жан! Как же вы не видели моря? Ну, надеюсь, что ещё увидите. А вот горы вы видели. Наверное, вы живёте в горной местности? Что касается меня, так я ни моря, ни настоящих гор тоже не видела аж до 2015 года. А потом вот повезло съездить несколько раз за границу до «самоизоляции». Только Крым теперь не заграница, я знаю. crazy
Жан Кристобаль Рене # 17 сентября 2020 в 23:35 +1
Армения)
Я в горах вырос smile
Пару лет назад соавтресса с подружками в гости приезжала. Ехали в Татев. Москвички через каждые десять минут подъёма на Селимский перевал восклицали: "Ааааа!!! Горы!!!! Пропасти!!!!"
Убеждал, что это всего лишь предгорья. Ничего особенного. В Сюнике, где сплошь белоснежные вершины в летнюю жару, девчонки уже слегка испуганно молчали. А уж когда дошли до Воротанского ущелья - были в шоке. Прикольно. Глаз замылился, как-то привычно, а вот для жителей долин реально новые ощущения)
Елена Григорьева # 18 сентября 2020 в 18:16 +2
Да уж, я бы тоже восхищалась! Армения, говорят, очень живописна, тоже хороша для туристов. Горы очень эпично смотрятся! У нас-то в Башкирии только холмы и ещё эти… терриконы от металлургической выработки.
А вот я как-то лазала на самую верхнюю точку замка Илариона (именно с одной «л» пишется), на Кипре рядом с Никосией. Оттуда открывается вид, как в экранизации «Властелина колец». Ущелья и каменные утёсы среди мощной насыщенной зелени, и всё это фрагментально выхвачено из тени косыми закатными лучами, а внизу — бирюзовое море. Это просто фантастика! Ещё я была на горе с Грамвусской крепостью в Греции. Там ужасающе эпическая панорам на все 360 градусов с кляксами морских сине-зелёных отмелей посреди.. ну, фактически посреди пустыни. Это выглядит, как слайды аэрофотосъёмки! И на самом краю крепостной стены сидеть можно. Я посидела и сфоткалась. Похожий отвесный спуск сразу за стеной в Генуэзской крепости в Судаке. По словам экскурсоводов, это такой стратегический архитектурный ход. crazy
Жан Кристобаль Рене # 18 сентября 2020 в 22:58 +1
Класс! love
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев