1W

Матриархальный патриотизм

в выпуске 2017/02/27
11 февраля 2017 -
article10365.jpg

"Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья..."

 Первые строки одного из самых известных стихотворений великого русского поэта М.Ю. Лермонтова вполне способны удивить, если не шокировать современного патриотически настроенного читателя. Всё то, к чему апеллирует патриотизм, все его ценности не важны по сравнению с другой, «странной» любовью поэта к Родине.
 Хотя понятие патриотизма включает в себя и эмоциональное отношение к родному краю, всё-таки приоритет рациональной составляющей в патриотизме неоспорим. С другой стороны, иррациональное подсознательное чувство к месту своего появления на свет и становления является настолько глубоким, ментальным, что персонифицируется в архаической символике Земли-Матери.
 Пророк Смохалла, из племени американских индейцев еще в конце XIX века отказывался заниматься сельским хозяйством. «Грех,- сказал он, рубить или резать, рвать и царапать нашу общую мать, занимаясь земледелием. Вы говорите мне копать землю? Я что должен взять нож и вонзить его в грудь моей матери? Но тогда, после того как я умру, она не примет меня снова к себе... Тогда я больше никогда не смогу войти в ее тело и родиться вновь.» (Цитируется по М. Элиаде. «Мифы. Сновидения. Мистерии»).
 Образ Terra Genetrix (Земля прародительница - лат.) примордиален для человека практически любой цивилизации, воплощенный в семантике женщины-матери. Именно земные недра во многих мифах являются изначальным местом пребывания людей. С языка индейцев Навахо Земля дословно переводится как «горизонтально» или «откинувшись» лежащая женщина. В одном из индейских мифов рассказывается как Мать-Земля, зачав от Отца-Неба, держала в своем теле мириады семян из которых, словно из яйца появились люди и другие создания. Правда они были не до конца оформившимися и будто черви ползали друг по другу, ворча и стеная. Однако некоторые из них пытались покинуть материнское пещерообразное чрево.
 С точки зрения трансперсональной психологии за этим мифом стоят трансэгоистические «воспоминания» человеком своего пренатального периода. Символика архаического представления о материнской теллурической утробе есть не что иное, как трансперсональные эмбриональные переживания, которые в свою очередь трансформированы сознанием в мифы о золотом веке и потерянном рае.
 Вариантами материнского модуса Terra Genetrix являются образ Земли-Кормилицы, а также мифологическая функция воскрешения умершего как заново рожденного. В этом смысле Земля не только дает жизнь и питает человека, но и после смерти принимает его в свое лоно для последующего перерождения. Так или иначе, сокровенную лежащую в потаенных уголках бессознательного, привязанность к Земле, буквально впитанную с молоком (и даже раньше) матери не верно отождествлять с патриотической любовью к Отчизне.

"Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям..."

 Даже сама этимология слова патриотизм (ср. др. греч патриарх: отец) антиномична теллурической эмоции. Как бы противоречиво это не звучало, но сенсуальность патриотизма (любовь к Родине), рациональна. Патриотизм всегда историчен - военные подвиги отцов и дедов нуждаются в фиксации, чтобы героическая модель поведения передавалась потомкам. С развитием человеческого социума само государство (власть) становится предметом для патриотизма, объектом поклонения.
 Кроме историко-этатистских характеристик патриотизма выделим и его этническую направленность. Любая этническая общность воспринимает себя самоё как единое не только в отношении собственного ареала обитания. Самобытная культура, внутренне связующая в целое этнос, выступает одним из главных отличительных признаков от инородцев, а следовательно принадлежность к таковой культуре является причиной для этнической самоидентификации человека. Выпячивание такой самобытности в качестве повода для национальной гордости это одна из форм патриотических настроений в обществе. В конце концов, в экстремальном виде патриотизм при определенных условиях может перерасти в идеологию этноцентризма и шовинизма.
 Не смотря на вышеуказанные противоречия, патриотизм пытается приспособить теллурическую эмоциональность человека для собственных целей. Вневременные архетипические образы женского начала: Матери-Прародительницы, Кормилицы включаются в патриотическую символику. Мистическое чувство к родной Земле («И дым отечества нам сладок и приятен») матриархальное, по своей сути, рационализируется патриотизмом в идеологию долга индивида перед своим народом и государством.
 В итоге, патриотизму при определенных условиях становится необходим подобный теллурический мистицизм с его матриархальными ценностями. Ведь не идеологические побуждения заставляют война идти на верную смерть за свою Родину, правителя поступаться любыми другими интересами, чтобы беречь и приумножать богатства своей страны, а крестьянина, быть настоящим хозяином на своей Земле.

"С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков."

Рейтинг: +5 Голосов: 5 1700 просмотров
Нравится
Комментарии (18)
Анна Гале # 11 февраля 2017 в 17:52 +1
Интересно, +
0 # 11 февраля 2017 в 18:49 +1
Спасибо, Анна.
Дмитрий Липатов # 12 февраля 2017 в 13:49 +1
Столько умных слов. Нельзя ли специально для колхозников, типа меня, пояснить данную статью как-нибудь по проще - на примере:

Загорелся у Гастелло самолет и в тоже мгновение перед глазами лётчика появились вневременные архетипические образы женского начала: Матери-Прародительницы, Кормилицы и включаясь в патриотическую символику вызвали в нём теллурическую эмоциональность для собственной цели. В ушах прозвенело «И дым отечества нам сладок и приятен».
Не ведая возвышенности штурман крикнул: «П…здец, Коля. Горим!».

Николай Францевич пребывая в экстремальном виде патриотизма на израненном вражеской зениткой бомбардировщике, не дал перерасти идеологии этноцентризма в шовинизм и направил машину на скопление техники врага.

Внимание вопрос: почему герои, как правило, люди, ни сном, ни духом не знающие таких высокопарных слов жертвуют собой ради процветания народа, свободно владеющего вот такими бл…дскими выражениями? И наоборот.

С огромным уважением лично к вам, Игорь. Плюс!
0 # 12 февраля 2017 в 17:10 +2
Внимание ответ: Гастелло или кто-нибудь другой в момент принесения жертвы самого себя вряд ли вспоминает про то что написано в учебниках истории и согласует свой поступок с патриотическими лозунгами. Надо полагать, что в тот миг человек находится в трансовом состоянии и на его поведение влияют подсознательные архетипы впитанные с молоком матери. Ибо, согласитесь, действуя исключительно на рациональном уровне ни одно существо не захочет убить самоё себя.
Дмитрий Липатов # 12 февраля 2017 в 17:35 +2
Тоись молоко какое-то особенное у мамаши? Может, на генном уровне сравнить показания родственников всех героев и выявить ген - самопожертвования. Сдал мочу в поликлинику, а тебе на завтра ответ: вы товарищ - герой! Жаль, что посмертно.

Извините, Игорь, что пользуюсь вашей добротой.
0 # 12 февраля 2017 в 18:03 +1
Пожалуйста, я уже привык к вашему стилю. Естественно, что "молоко матери" это аллегория и нет никакого гена. Есть трансперсональные состояния - можете между делом почитать теоретиков трансперсональной психологии.
DaraFromChaos # 12 февраля 2017 в 18:35 +1
вообще-то есть такой ген :)
не помню, как его назвали - то ли самопожертвования, то ли героизма, - но он был открыт год или два назад британскими учеными (не теми, которые с мейл.ру, а настоящими v )
противоположный ему - ген трусости

и я не согласна, Игорь, что человек, жертвующий собой, обязательно находится в "нерациональном состоянии" (что бы под этим не подразумевалось)
можно осознанно и хладнокровно покончить с собой или покончить с другим.
все зависит от конкретного человека.
положим, на амбразуру бросаются действительно под влиянием адреналина, зашкаливающих эмоций, подсознательного желания стать героем и т.д.
но ведь возможны и другие варианты
0 # 12 февраля 2017 в 18:52 +1
"не помню, как его назвали - то ли самопожертвования, то ли героизма, - но он был открыт год или два назад британскими учеными" - сомневаюсь что-то я в подобных открытиях.
Рационализация нерациональных поступков (а самоубийство иррационально) попытка человеком лишь выстроить причинно-следственную связь своих действий, иначе логически "оправдать" трансовое состояние.
DaraFromChaos # 12 февраля 2017 в 18:57 +1
да сомневайтесь на здоровье
кто ж вам мешает
и считайте самоубийства иррациональным состоянием - опять-таки, ваше личное дело

только придется, увы, принять и тот факт, что ваша теория тоже вызывает большие сомнения. у людей, думающих иначе и располагающих дополнительными сведениями
laugh
0 # 12 февраля 2017 в 19:13 +1
Так это не моя теория, уверен, что большинство психологов согласится, с тем, что самоубийство и самопожертвование совершается явно не из-за рациональных мотивов.
Ворона # 12 февраля 2017 в 19:37 +1
есть такой ген :)... - то ли самопожертвования, то ли героизма...
противоположный ему - ген трусости
от те раз... а как же он тогда соотносится с инстинктом самосохранения? это ведь получается, что такой ген подставляет своего носителя под непременное вырождение, а как же он, интересно, воспроизводится?
И ген трусости ещё вдобавок - выходит, очень нужный весь такой и выгодный вполне ген, сам себе повышающий шансы на воспроизводство..? scratch
DaraFromChaos # 12 февраля 2017 в 19:52 +1
Каркунь, так в том-то и дело, что эти исследования как раз и начались с изучения людей, у которых в определенных ситуациях инстинкт самосохранения не срабатывает.
и в результате пришли к выводу (долгоооо шли), что этот самый инстинкт не является основополагающим для некоторых людей.
следовательно, за него должна отвечать какая-то физика-химия в организме. также, как и за все прочие процессы.

Игорь, вот психологов мне только в пример не надо приводить. Человеческий мозг - очень сложная структура. куда более сложная, чем мы в состоянии понять на данном этапе развития медицины и нейрофизиологии.
А большая часть психологов (именно большая! часть) вообще в химии мозга не разбирается. И, кстати, до сих пор так и не могут договориться, что считать психологической нормой, а что - отклонением.
Ворона # 12 февраля 2017 в 20:08 +1
ну, от самого патриотизма это нас Дима в сторону увёл своим Гастелло. Про него если -мне вообще кажется, что в той ситуации выбора-то как бы и не было уже, вне зависимости от наличия либо отсутствия патриатического настроя.
А тахто - вот чисто матриархальный нехай будет патриатизм, мне-то другие не нравятся - имперский там, гос- и прочие квасные, а особенно ультрапатриотизм.
Дмитрий Липатов # 14 февраля 2017 в 13:17 +1
Здрастье, Игорь. Теория о генах самопожертвования хороша еще и тем, что наряду с героями можно прощупать и антигероев. К примеру: каким образом происходит обучение шахидов-смертников?

Тоись если данного гена у человека нет, его можно создать путём работы мозга? Тогда еще вопрос, а что это за система? Может данный ген, вроде переходящего красного или зелёного знамени?

Скажем, внушая определённые вещи на каком-то уровне, происходит изменение на биохимическом. Медведя учат играть на гармошке, почему бы из нас не сделать героев. Каким-нибудь двадцать пятым кадром или тупо, химией (г…вном или пепси колой, что одно и тоже).

Колхоз с нетерпением ждёт ответа, ибо народ спился, но ежели есть возможность приобрести навыки героя, даже в пьяном виде - нам тока давай.
Ворона # 14 февраля 2017 в 14:57 +2
Дим, а чё сразу абизатильна-всенепременно уж чтобы и героизьм?
А просто так. для души, свою родину уж и любить штоле низя? или это за любовь не катит? коли подписался на любов, то и выдай на-гора, будь добренький, какой-никакой в подтверждение подвиг, а буде смерть храбрых, то и на что лутше.
Вот, блин, ни шагу без выпендрёжу мы не могём, чуть что - даёшь! если любов - то тока пламенну, и боле никаких. И штоп тельнягу на грудях в лоскутья, а иначе не любов ни разу.
Дмитрий Липатов # 14 февраля 2017 в 18:40 +2
Да здесь не в любви дело. Уж больно хочется быть таким, как мужик из кино. Натянул лосины, на рожу маску для подводного плавания и как дал по газам.

Летишь себе над Дальним Востоком - красота, над Сибирью - лепота и всё тебе побоку, квартплаты, справки, дети, плети… Ни на одной таможне не остановят из-за неуплаты алиментов.

Тебе, Ворона, разве не хотелось расправить крылья и улететь куда-нибудь? Штобы вслед кричали: «Милая, прости, не бросай, мы без тебя погибнем на этой планете». А те похрен, ты такая вся из себя пернатая, торчат из ж…пы три пера, клюв в помаде, а на душе соловьи, поганцы, так и заливаются. Ты им в ответ: «К-а-а-р, к-а-а-р» и крылышками так, бяк, бяк, бяк. Лапками шмяк, шмяк, шмяк, да и шмыг, шмыг, шмыг.

Игорьку вопросы задаю, штобы умным показаться. Думаю, прокатит.
Ворона # 14 февраля 2017 в 20:58 +3
А те похрен, ты такая вся из себя пернатая,
летишь себе - а зенитки, а истребители? и вааще, што эта за вредные призывы - квартплату и алименты не платить?
Нет уж, не нужен нам берег турецкий, мы тут про ставни резные и прочее сокровенное.
Станислав Янчишин # 13 июля 2017 в 13:00 +1
Хорошая статья! +
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев