Оптимист надеется, что мы живем в лучшем из миров.
Пессимист боится, что так оно и есть.
В параллельные миры люди верили всегда — когда еще не было самого термина параллельные миры. Идеи других миров находят отражение в древних легендах у самых разных народов — Рай, Ад, Вальхалла у скандинавов, Шамбала на Тибете, Вырий — звериный рай на Украине, Беловодье у славян, Олимп, Аид и Тартар у греков. В легендах упоминались не только миры, но и границы между мирами. Классический пример — избушка бабы Яги на краю леса, на границе мира людей и лесного мира, мира всякой потусторонней нечисти. Шаманы на крайнем севере считали, что таким порталом может быть кочка в тундре. Ходило поверье, что нельзя садиться на кочку, иначе можно услышать, о чем говорят на том свете, а это опасно. Греческий философ Демокрит считал, что одновременно с нашим миром в пустоте существует множество миров, которые мы не видим. Борхес на полном серьезе говорит про разные варианты течения времени в новелле Сад расходящихся тропок.
Ученые полагают, что в момент Большого Взрыва вместе с «пузырем» нашей вселенной возникли другие «пузыри» других вселенных, присутствия которых мы не замечаем. Да и сам Большой Взрыв возник не на пустом месте — виновниками его появления стали частицы и явления, которые никак не проявляют себя в нашем мире. Многие считают, что черные дыры — это проводники в параллельные миры. Когда звезда умирает, схлопывается в коллапс, в черную дыру, в параллельном мире из этой черной дыры получается новый большой взрыв и новая вселенная.
Физики считают, что параллельных вселенных может быть до десяти в пятисотой степени штук. Если не больше. В каждой такой вселенной свои законы физики, свое количество измерений. Не исключено, что другие миры в отличие от нашего пусты и безжизненны. Например, в мире с четыремя измерениями сила гравитации будет такой, что помешает свободному движению тел, все объекты просто упадут друг на друга. В мире с большим числом измерений притяжение будет и того больше. А если измерений останется всего два, гравитация будет слишком слабая, недостаточная для связи между частицами.
Параллельные миры существуют. Должны же где-то находиться вещи, потерянные в моей комнате.
Попасть в параллельный мир очень просто. Достаточно провалиться в кроличью нору («Алиса в стране чудес»), пройти через зеркало («Алиса в зазеркалье»), пройти через шкаф («Лев, колдунья и волшебный шкаф», К.Льюис), пробраться в старую голубятню и представить, что это космический корабль («Голубятня на желтой поляне» В. Крапивин), свернуть в какую-нибудь подворотню или подняться повыше по библиотечному стеллажу («Нон Лон Дон» Ч. Мьевиль), сесть под дерево («Холм одного дерева» Г.Ф. Лавкрафт) и так далее. Иногда человек выбирает мир сам (Э. Харлан, «Лавка миров») а иногда неведомая сила гонит его из мира в мир (Э. Харлан «Бег с черной королевой») Выбирайте способ, который вам больше нравится.
Параллельные миры — настоящий кладезь для фантастов. Их героям уже не нужно лететь через пучины космоса для того, чтобы оказаться в другом мире с другими законами. Достаточно пройти в волшебную дверь. Или надеть на палец кольцо. Или выпить что-нибудь, как герои «Времени Бармаглота» Д Колодана, которые пили стопку за стопкой, и неведомая сила переносила их то в один, то в другой бар, пока они не добирались до нужного пункта… вдребезги пьяные. Впрочем, такой способ может не одобрить наша цензура, как пропаганду наркомании.
Граждане! Закрывайте двери в параллельные миры!
Одним из первых ученых, который всерьез заговорил о параллельных мирах, был физик Шредингер. Он предлагал мысленный эксперимент — в закрытый ящик посадить кота и поместить ампулу с ядовитым газом, которая разобьется, если в течение часа распадется ядро радиоактивного атома.
Какого кота увидит наблюдатель — живого или мертвого?
Согласно одной из теорий, наша вселенная и наша действительность — не единственно возможная. Наша действительность постоянно расходится на варианты реальности, в одном из вариантов кот погибнет, в другом выживет. Т. Пратчетт добавлял еще третий вариант — кот может просто телепортироваться из ящика, потому что не хочет умирать. Именно так ученые объясняют спорадическое появление котов в наглухо закрытых шкафах и туалетах.
Опыт Шредингера оставил след в массовой культуре. Например, есть понятие «Террорист Шредингера» — так говорят о террористе, про которого не знают, жив он или мертв. В книге Роберта Хайнлайна «Кот, проходящий сквозь стены» в последней трети книги появляется кот Пиксель, умеющий проходить сквозь стены и называющийся в шутку Котом Шрёдингера. У Бира в «Чуме Шредингера» в качестве кота Шредингера выступает… все человечество.
Шрёдингер ходил по комнате в поисках нагадившего котёнка, а тот сидел в коробке ни жив ни мертв.
Все анекдоты про кота Шредингера одновременно смешные и несмешные.
Параллельные миры бывают разные. Есть миры, которые никак не соприкасаются с нашим миром, живут сами по себе. Например, вселенная Толкина. Или мир Волшебника Земноморья Урсулы К. Ле Гуин. А вот Льюис в «Хрониках Нарнии» оставляет порталы между мирами: волшебные кольца, волшебный шкаф. К слову сказать, Льюис с детства верил в чудеса, однажды даже выкопал перед домом глубокую яму в поисках клада. Наутро отец Льюиса пошел на работу и… свалился в яму. Если вы любитель не чудес, а строгой научной фантастики, почитайте «Планиверсум» — там герои смотрят на параллельный (двумерный) мир с помощью компьютерной программы.
Но это все случайные попадания из мира в мир. Приключения отдельных личностей. А есть вселенные, которые много веков сосуществуют с нашими, сотрудничают или, наоборот, враждуют. Например, параллельные земли у Саймака («Кольцо вокруг солнца»). Или Космический Кристалл у Крапивина. Сейчас даже находятся энтузиасты, которые рисуют карту миров Крапивина. Правда, эти смельчаки столкнулись с непредвиденной трудностью: ансамбль миров… невозможно изобразить в нашем, трехмерном мире.
Параллельные прямые пересекаются, если провести их криво.
Отдельная тема — столкновение миров, в которых время идет по-разному. Например, есть у Брэдбери рассказ «Дракон» про двух отважных рыцарей, которые темной ночью идут сражаться с огнедышащим чудовищем. Из темноты ночи вырывается дракон, убивает воинов. Драконом оказывается… поезд. Машинисту на минуту кажется, что на рельсах мелькнуло что-то вроде средневековых рыцарей, но он тут же забывает об этом.
Миры не всегда существуют сами по себе — чаще всего, они зависят от разума человека, от его желаний. Например, у Желязны в «Хрониках Амбера» человек может сам создавать параллельные миры (Отражения) — такие, как он хочет. Мир по желанию выбирает герой Шекли в «Лавке миров».
На основе параллельных вселенных появился жанр альтернативной истории. Пушкин убил Дантеса. Наполеон не напал на Россию. Развитие науки уступило пальму первенства развитию магии. Самый известный пример — «Человек в высоком замке» Ф.Дика. Третий Рейх торжествует победу, весь мир под пятой фашистов. Но некий автор в этом невеселом мире написал фантастический роман — в котором Германия проиграла войну. Книгу передают из рук в руки. Автор прячется. Но роман дает людям надежду…
Сейчас жанр альтернативной истории переживает инфляцию — слишком много книг написано на эту тему. Уже появляются пародии, и их немало, достаточно посмотреть комиксы в «Мире фантастики», где к товарищу Сталину толпами идут попаданцы со своим предложениями и проектами, и Сталин велит сегодня больше никого не пускать. Или вот еще: фашисты захватили весь мир, устраивают митинг в Вашингтоне, собираются оккупировать Луну… в это время из настоящей реальности появляются советские солдаты и напоминают, где иллюзия, где настоящий мир (если кто забыл). Жанр фэнтези уже тоже опустился до такого уровня, что над ним смеются все, кому не лень. Тот же Нон Лон Дон — классическая пародия на фэнтези, где главная героиня — спортсменка-комсомолка-красавица — ни на что не годится, а мир спасает дурнушка поперек себя шире.
Хотя, может, жанры еще себя покажут, смотря кто за них возьмется…
Ну и нельзя не упомянуть «Розу Мира» Андреева. У Андреева на одной только Земле находится сто сорок миров. Совокупность миров Земли Андреев называет Шаданакар. Мы видим только один мир — наш, трехмерный, он называется Энроф. Над ним расположены сто десять эфирных, восходящих миров. Это миры для умерших людей, для целых культур — Атлантиды (Маиф), Египта (Иалу), Вавилона (Эанна), Древней Германии (Асгард) и других. Есть рай для великих творений архитектуры. Есть мир поющих кристаллов. Мир серафимов и херувимов. Миры, где количество пространственных измерений — пять, а временных — двести с лишним.
Но есть в Шаданакаре и темные миры. Инфрафизические. Брошенные и погибающие миры древних культур. Миры, где живут уицраоры — чудовища-хранители государств. Миры возмездия для грешников — мир абсолютной пустоты, мир гниения заживо. Двумерные миры, очень плотные, в которых трудно двигаться. Одномерные миры — Дно, очень плотное и тесное. Что интересно, по законам физики как раз многомерные миры должны обладать огромной гравитацией, а в двумерном, наоборот, сила притяжения мизерная. Но во времена Андреева таких законов физики еще не знали.
Сейчас параллельные миры — факт, доказанный наукой. Ну, почти. Наша наука постоянно что-нибудь доказывает, и тут же сама себя опровергает. Как, например, в случае с адронным коллайдером, в котором якобы обнаружили частицы, которые двигаются со сверхскоростью света.
Потом оказалось, что ученые… просто ошиблись в расчетах.