Внимание: текст содержит спойлеры.
P.S. Выражаю благодарность моему редактору Felis caracal.
Введение
Прежде чем перейти к обсуждению различных предсказаний в мирах серии «Хроники странного королевства», автору хотелось бы привести реальный разговор двух молодых женщин, происходивший в нашем мире более восьми десятилетий назад, — образованной горожанки и простой крестьянки, верящей в судьбу:
— Как хочет судьба, так и будет!
— А если я прыгну в колодец, что со мной случится?
— Утонешь!
— А если мне не судьба утонуть?
— Так это уже не судьба, а дурь!
(Ссылку на данную беседу автор дать не может, поскольку информация получена изустно при личном контакте).
Так вот, на Дельте и в прочих мирах есть и судьба, и дурь, и попытки следовать судьбе, и стремление с ней поспорить. А иногда все происходит по латинской пословице: «Ducunt Volentem Fata, Nolentem Trahunt» («Желающего судьба ведет, не желающего тащит»).
Однако судьба далеко не всегда детерминирована. Она допускает коррекцию, правда, иногда при попытке коррекции предсказание сбывается несколько по-иному, как говорится, не мытьем, так катаньем. Собственно говоря, это похоже на точки бифуркации (веер на бесконечность), из которых возможны самые различные пути. В мирах серии несколько вариантов предсказаний, зависящих от разных видов магии. Причем даже в рамках одного вида магии есть свои разновидности и варианты.
Предсказания классических магов, обладающих каналом для восприятия энергии магического поля
Юный полуэльф Мафей стихийно и внезапно видит сны о знакомых людях. С человеком происходит очень большая неприятность, но смерть ему не угрожает. Единственный случай, где Мафей увидел гибель человека, привел к тому, что тот стал бороться с судьбой и победил.
Видения классического мага Орландо вызываются длительной голодовкой или медитированием. Кроме того, они появлялись у него даже тогда, когда доступ к Силе он потерял. Они бывают многовариантными.
Стихийные предвидения Лолы, на время действия серии не проходившей никакого обучения.
В классической магии обычная коррекция исходных не может изменить ситуацию во сне или видении. Как утверждает сильнейший на Дельте маг мэтр Истран:
|
…для этого нужно уметь определять особые точки расхождения и вмешиваться строго в нужный момент и нужным образом. И если момент особо чуткие и квалифицированные прорицатели могут определить хотя бы иногда, то способ вмешательства определить вообще невозможно. |
Его ученик Мафей, приведя эти слова наставника, добавляет:
Случайные попадания в точку тоже бывают, но они настолько редки, что мне на подобное рассчитывать не приходится. Хотя бы потому, что с моими предсказаниями это уже один раз случилось…
Ниже будет видно, что второй раз все-таки произошел.
Нам незнаком курс предсказаний и пророчеств в классической магии, однако известна теория (или гипотеза) Мафея, почему некоторые предсказания сбываются по-другому. Если судить по упоминанию Шеллара, Мафей предположил, что пророчества не учитывают участия иномирцев. Ниже мы увидим, что привело юного эльфа к таким мыслям и что он предпринимал.
Сны Мафея сбываются в точности всегда, кроме двух случаев. У видений Орландо возможны варианты. И это говорит о возможности коррекции. Кроме того, коррекции помогает то, что многие события или их варианты предсказываются разными способами. И тут предсказания дополняют друг друга.
Предвидения и предсказания неклассических магов
Предсказания шархи, народа из мира Бета, обладающего собственной Силой.
У шархи имеются боги, а также Судьба и ее подручные — закономерность (Плетущая Узор) и случайность (Подкрадывающийся незаметно). Это уже говорит о том, что всякое предсказание может быть скорректировано, если учитывать случайность. Не каждый шархи умеет предсказывать, а те, кто умеют, обладают разными способностями.
Примеры:
Видения посвященного второго круга Ресса, возникающие, когда он берет определенные вещи, имеющие отношение к разным людям.
Гадания Дэна на костях.
Предсказания других шархийских посвященных, связанные с расчетом вероятностей, включая веер на бесконечность.
Сны Ольги, которые являются крайним случаем корректировки и позволяют моделировать будущие ситуации, избегая опасности.
В шархийской неклассической магии пророчества и предсказания можно корректировать, изменяя исходные (добавляя различные предметы, меняя решения о дальнейших действиях). При этом определять нужную точку вмешательства не нужно, само предсказание при такой тактике становится иным. При этом оно само может быть изложено достаточно абстрактно.
Предсказания куфти, чья магия имеет общее и с шархийской и классической
Даром предвидения у куфти обладают только женщины, причем обычно предвидения совпадают. Пророчицы активно пользуются своим даром, и корректировка там имеет место.
Однако прежде чем перейти к вариантам коррекции, рассмотрим вопрос, должен ли знать объект предсказания о том, что будет. В литературе, истории, мифологии можно встретить различные взгляды на этот вопрос. В мифе об Эдипе рассказывается, что знание это не имеет значения, все равно все сбудется. В «Одиссее» героям все же предоставляется выбор. В нашей серии этот выбор достаточно велик.
Мафей после нескольких случаев считает, что лучше никому ничего не говорить.
|
«Если Шеллар умрет, а Кантор все-таки выкрутится, — мысленно пообещал он сам себе, — я больше никогда и никому ничего не скажу. Если окажется, что принять судьбу безопаснее, чем сопротивляться, лучше ничего людям не знать и не делать себе же хуже». |
Орландо думает примерно так же, однако нередко всё-таки рассказывает.
|
Я вообще стараюсь не говорить людям об их будущем. А то в те времена, когда я голодал и часто видел будущее, я раздавал предсказания направо и налево… а людям вредно знать свое будущее. Они начинают метаться, делать глупости и всячески усложнять себе жизнь. Причем избежать судьбы, как правило, не удается. |
Тем не менее Мафей и Орландо и далее при необходимости стараются воздействовать на возможное будущее.
Шеллар, не будучи магом, но обладая острым аналитическим умом и огромным любопытством, стремится изучить каждое известное ему предсказание и по мере необходимости скорректировать его или содействовать ему. Кроме того, после успешного спора с судьбой король считает, что можно и дальше так поступать.
|
Всем хочется непременно знать, что будет и как это будет, Шеллар вообще целую философскую теорию на этот счет выдвинул и рвется перекраивать судьбу по малейшему поводу... |
Чтобы определить, как происходит коррекция и насколько успешной она бывает, рассмотрим разные варианты предсказаний.
Примеры предсказаний и предвидений
Сны Мафея будут излагаться с нарушением хронологического порядка, так как очень часто между конкретным сном и предвещаемым им событием происходили другие сны, которые позволили ему предложить гипотезу об участии иномирцев.
Сон об Элмаре. Первый вещий сон десятилетнего принца.
Ему приснился принц-бастард Элмар. Он лежал на зеленой траве в луже крови, и его доспех был смят в лепешку, а шлем расколот пополам. В то время Мафей не умел еще отличать вещие сны от обычных.
Этот сон быстро забыли, но он сбылся через два года. Элмар получил очень тяжелые травмы, но выздоровел. Это пример пророчества, которое не пытались изменить и не пытались ему следовать. Однако если бы даже Элмар узнал об этом, не стал бы ничего предпринимать. Ведь во сне ничего не было про гибель его соратников, а путь воина таков, что надо рисковать жизнью.
Сон о Жаке. Он произошел за четыре луны до события. В этом сне Жак, весь в крови, лежит на покрытом вышитой скатертью столе, и незнакомый мистралиец открытой ладонью хлещет его по лицу. Как и предположил Шеллар, этот эпизод не представлял для Жака никакой опасности, опасность была чуть раньше, но того момента Мафей не увидел. И кровь была чужая. Жак о сне знал, избегал ходить по кабакам, ещё сильнее, чем раньше, боялся мистралийцев, но более ничего не предпринимал. Поэтому Мафей позднее посчитал, что говорить ничего не следовало.
Это пример предсказания, исполнения которого пытались избежать, но не очень активно.
Сон про раненого Шеллара. Мафей увидел Шеллара раненым и в окровавленной повязке, не сказал ему ничего прямо, но настойчиво попросил надеть кольчугу. Однако сон сбылся, так как кольчуга была испорчена. Что было бы, если бы Шеллар точно знал? Возможно, по-другому обдумывал свои планы, и сразу поверил бы, что ранен, и потерял меньше крови? Во всяком случае, он благополучно выздоровел.
Это пример, когда Мафей ничего не рассказал напрямую, но попытался уберечь объект своего сна.
Сон о Диего в Голдиане произошел примерно за 10—11 недель до события. В этом сне Кантора пытает раскаленным железом палач-голдианец. Об этом все знали, и Кантор, и Шеллар, и Жак, и Ольга, и Элмар. Сон сбылся, Кантор бежал, был ранен, спас Ольгу, благополучно выздоровел.
Мэтр Истран, узнав об опасности для Диего заранее, сказал, что ничего не сможет предпринять, тем более что сны Мафея обычно не предвещают смерти. В данном случае можно было бы попытаться убрать Кантора из Партии Реставрации, не отправлять его в Голдиану, но неизвестно, не сбылся бы сон иным образом. В будущем так и попытались сделать при другом предсказании, но безуспешно.
Диего про сон знал, более того, увидев близкую опасность, он сознательно пошел навстречу судьбе, чтобы ожидание не было долгим. Неизвестно, попался бы он или нет, если бы не знал. Скорее всего, всё же попался бы, но в другой раз. Как и некоторые другие предсказания, и это могло бы сбыться немного по-другому.
|
— Как тебя угораздило туда пойти? Ты же знал, ты все наперед знал, что из этого выйдет, потому и Рико оставил снаружи. Зачем? Неужели иначе нельзя было?
— Я решил, что так будет лучше, - неохотно отозвался Кантор, […]
— Потому, что если тебе предсказали какую-то дрянь, лучше не прятаться до конца жизни, а пережить все сразу, раз уж ничего не изменить. Чтобы все скорей закончилось. |
В этом примере, узнав о предсказании, человек идет навстречу судьбе, торопит ее.
Сон о Шелларе приснился Мафею примерно за 9 недель до события. Он увидел, как Шеллар, одетый в белое, в полном отчаянии застрелился.
Это единственный сон, в котором Мафей видел смерть объекта.
Позднее Шеллар догадался (по белому свадебному костюму), что несчастье произойдет в день свадьбы, на которой погибнет его невеста Кира. Но не знал, что будет причиной: болезнь, несчастный случай, покушение?
И сон Мафея был дополнен и уточнен видением Орландо. Орландо увидел, что Киру убьют, а это, безусловно, помогло Шеллару определиться.
Таким образом, здесь имеет место успешная корректировка предсказания в классической магии. Была найдена нужная «точка» (точнее, короткий интервал времени), когда можно что-то изменить. Но, в соответствии с законами классической магии, не было ясно, как. Однако Шеллар в нужный момент заслонил собой Киру. Мафей называет это случайным совпадением. Но совпадение ли это? Вычисление нужного момента оказалось возможным благодаря нескольким обстоятельствам: белому свадебному костюму Шеллара (он всегда носил черное) и дополнительному видению Орландо. А само действие, меняющее предсказание, оставалось на волю Шеллара.
Что было бы, если бы Мафей не сказал? Если его сны действительно не могут говорить о гибели фигуранта, то здесь мы можем иметь дело с парадоксом. Ведь в данном случае он просто не мог скрыть свой сон. И сказал бы если не Шеллару, то Истрану. Тот бы понял, в чем дело, и мог что-то предпринять.
Но, допустим, Мафей все-таки промолчал бы по какой-то причине. Однако мы знаем, что иногда предсказание все же не сбывается в точности. Даже если бы дротик попал в Киру, то Орландо бы попытался добыть антидот для нее. Но ему все равно понадобилась бы помощь Жака, а тот почти случайно догадался, где искать противоядие. Тем не менее, такое стечение обстоятельств представить можно. Кира и Шеллар остались бы живы, правда, от родового проклятья он бы в этот раз не избавился.
Это пример предсказания, когда объект успешно борется с судьбой. Успех приходит именно потому, что удается найти нужный момент вмешательства. Важно также, что спасти жизнь Шеллару удалось благодаря иномирскому противоядию, которое добыли с помощью взлома иномирского оборудования.
Это противоядие сыграло роль в связи с другим сном Мафея.
Сон о превращении Диего. Мафей увидел, что Диего, обездвиженного, везут в гробу, привозят в дом мага, который его во что-то превращает. Диего действительно пытались обездвижить с помощью какого-то вещества, похитили и везли в гробу. Однако у него был антидот, данный отцом, который он успел ввести себе, быстро оправился и убил похитителей.
Но через несколько дней сон сбылся иным образом: маг мэтр Алехандро все-таки превратил Диего в кобру, но его быстро расколдовала Ольга.
Таким образом, сон не сбылся в точности, потому что у Диего был иномирский антидот, который дал ему отец-иномирянин. Однако это не помешало частичному осуществлению предсказания.
Пожалуй, из этих двух последних случаев Мафей мог сделать вывод о том, что пророчества не учитывают участия иномирцев.
Так он начал создавать свою теорию (точнее, пока гипотезу). Он решил проверить ее в связи с другим сном, который приснился ему более чем за год до события.
Сон о девочке с рыжей прядью. После пребывания в Лабиринте, где он познакомился с доктором Рельмо и его старшей дочерью Татьяной, Мафею приснился сон, действие которого происходит на Альфе, на развлекательном мероприятии. Он увидел девочку-подростка с рыжей прядью, с сиреневыми глазами. Началась перестрелка, и девочка была ранена.
|
Так и непонятно, насмерть, или нет, у Мафея всегда как-то непонятно получается. Красочная картинка с потоками крови, и никаких конкретных фактов… |
И, желая проверить свою гипотезу об участии иномирцев, а также защитить Сашу, младшую дочь доктора Рельмо, в которой юный принц одно время подозревал объект своего сна, он хотел присутствовать там, где происходит действие.
|
—У меня есть одна теория, и я хочу ее проверить. Для этого мне нужно оказаться на месте событий в нужный момент, именно мне, лично. |
В коррекции данного предвидения приняли участие представители нескольких миров. Им удалось понять, что это будет и где произойдет. На самом мероприятии оказалось несколько иномирцев — Мафей с Дельты, Раэл с Эпсилона, Ушеб с Каппы. Перестрелку инициировали тоже иномирцы (дамшанские террористы с Беты), но они были фигурантами сна с самого начала. А Мафей, появившись на Альфе, действительно сумел спасти человека. Но пострадала не «девочка с рыжей прядью», а другое лицо. Так что наличие иномирцев спасло одну жизнь, а может, и не одну. Ведь без Раэла жертв могло быть больше.
Несколько по-иному сбылся и еще один сон Мафея — о ранении Орландо.
Сон об Орландо. Мафею примерно за полторы луны до событий приснился сон о битве в горах, где Орландо получает ранение.
Этот сон Мафей рассказал всем, кому надо. Он сбылся несколько по-другому, потому что проводилась очень серьезная коррекция другого предсказания. Это было видение Орландо о битве в Астрайском ущелье, о котором ниже.
Битва состоялась в другом месте — в Кастель Агвилас, Орландо тоже был тяжело ранен, но поправился. Интересно, что сон Мафея случился уже тогда, когда началась корректировка предсказания. Еще не было предложено место — Кастель Агвилас, но уже было понятно, что Орландо останется в живых. Иначе он не приснился бы Мафею.
Этот сон — пример «дополняющего предсказания». Из него стало ясно, что Орландо уже не погибнет.
Сон про Ольгу. Мафей увидел, как Ольгу тащит тролль, проговорился Орландо, но больше он никому об этом не сказал, и никто ничего не предпринял. Сон сбылся, и Ольга осталась жива из-за редкого стечения обстоятельств. Возможно, если бы Диего узнал об этом сне, он бы не взял Ольгу с собой в Мистралию и не упал бы в Лабиринт, не оказался бы на Альфе, Макс бы не получил отката, Ольга бы не рожала в избушке. Но судя по тому, что сны Мафея сбываются всегда, и даже несчастье с Шелларом удалось предотвратить благодаря серьезной работе, нападение тролля могло произойти в другом месте.
Это пример предсказания, на которое никак не пытались воздействовать.
Мафей никому не рассказывал до определенного времени и про сон о Шелларе на пирамиде.
Сон про Шеллара на пирамиде. За полгода или около того до события Мафей увидел, как Шеллар забирается на пирамиду, отбиваясь мечом от крокодила. Он тогда даже не знал, где находится эта пирамида. Но узнал ее, когда участвовал в экспедиции на Каппе, и взял ориентиры, чтобы забрать Шеллара вовремя. Но не успел. Ему пришлось в этот самый момент оказывать помощь Жаку. И не зря мэтр Истран говорит:
|
— Все складывается именно так, как должно было. Сколько бы времени ни потребовалось тебе для помощи Жаку, это займет ровно столько, чтобы ты не успел попасть к тому заветному месту заранее, как хотел. |
Мэтр Истран имеет в виду, что уже настал момент, когда коррекция становится невозможной и остается два варианта: попасть туда в последний момент (за гранью вещего сна) или вообще никак не успеть.
Как же поступил в это время Шеллар, действительно оказавшийся в виду пирамиды в тяжелом положении? Он решил до нее добраться, чтобы спасти свою жизнь, так как опасался, что его убьет Кайден. Ведь он знал, что сны Мафея не предвещают смерти. Возможно, если бы король не пополз к пирамиде, не заработал бы в болоте сепсис и не стал бы хромым. Впоследствии он сожалел об этом, потому что понял, что Кайден не решился бы его убить, вернувшись вместе с Азиль.
|
— Итак, я совершил немыслимую глупость, — печально подвел итог Шеллар, выслушав донесение разведчиков. — Понесло же меня к этой пирамиде, когда самым безопасным вариантом было бы спокойно дождаться возвращения мэтра Кайдена и полюбоваться на его вытянувшуюся физиономию…
— Не факт, — возразил Кантор, отмахиваясь от неутомимых комаров. — Он мог запросто прикончить вас позже. Машина опрокинулась, хищники напали, мало ли естественных причин для смерти на этих пыльных равнинах. |
Но поступок Шеллара повлек за собой и другие последствия. Возможно, если бы король не оказался в пирамиде, то Ущеб и Феандилль так бы и не выбрались наружу вовремя, и погиб бы Макс (которого они спасли от Скаррона). И в любом случае не исполнилась бы важная часть нижеприведенного пророчества Нарны — о Карающем Мече Света и Владыке Небесного Огня. Но, скорее всего, не мытьем, так катаньем это пророчество бы исполнилось. Не зря же Феандилль снился правнучке пророчицы — девушке Ллит. Он бы дал о себе знать, и его бы вытащили вместе с Ушебом. Тем более что ключ от пирамиды уже был куплен у дядюшки Цыня. Так что к одному результату могут идти много путей.
Итак, это пример предсказания, которое пытались воспроизвести, чтобы остаться в живых. Несколько отличается от способа «пойти навстречу судьбе», хотя является одним из вариантов.
Мы заметили, что некоторые сны Мафея дополняются или подтверждаются видениями Орландо, также классического мага. Правда, его дар определенно не зависит от магического поля. Ведь, потеряв Силу, он тоже видел, но, когда Сила к нему вернулась, он, очевидно, научился лучше интерпретировать свои видения.
Видения Орландо
Как сказал Мафей, Орландо видит иначе. Ему нужен стимулятор и медитация или же длительная голодовка.
|
— А твои видения – стихийные?
— Не просто стихийные, чтобы они начались, мне надо довести себя до состояния голодного обморока. |
Орландо упоминает о множестве случаев, но нам известно несколько. В отличие от Мафеевых снов, Орландо может видеть несколько вариантов. Правда, для этого надо хорошо постараться.
Спонтанное видение о судьбе Киры и Эльвиры. Орландо, мистралийский беженец, не евший уже неделю, встретил на улице ортанского города Крамати двух маленьких девочек и стал видеть.
|
Какое-то международное мероприятие, и эти две пигалицы уже взрослые, ни много ни мало, обе королевы. Одна, кажется, в цветах то ли Лондры, то ли Поморья, не рассмотрел точно, зеленое с белым это было, или зеленое с синим. А вторая вообще в чем-то восточном, не то хинском, не то еще экзотичнее. |
Он рассказал это девочкам, а они разболтали родителям. Кире отец посоветовал завоевать себе королевство, и она стала воительницей, а потом потеряла глаз. Эльвиру мать решила выдать за принца и пристроила к ортанскому двору, где та побывала в фаворитках. Отношения с Шелларом у нее, конечно, не сложились. Орландо, встретившись с ними взрослыми, решил, что они где-то пропустили свою судьбу, не оказавшись в нужное время в нужном месте. Но вскоре все-таки они стали королевами, правда, не в тех странах, которые были в видении. Однако без глаза Кира так и осталась.
В другом случае Кира бы стала археологом, попала бы на Восток и оказалась бы королевой одного из восточных государств, возможно, лежащего за Хиной.
|
В детстве у меня была мечта раскопать храмы семмов, занесенные песками Белой пустыни. И еще добраться до восточных границ Хины, где тоже якобы существовало древнее государство, ныне исчезнувшее с лица земли. Может, так бы оно и было, не попадись мне тогда этот несчастный предсказатель. |
Это пример того, как предсказанию пытаются следовать. Результат — оно сбывается несколько по-иному. Оно искажается при попытке «помочь» ему, но есть уже детерминированные вещи, которые изменить не удается. Возможно, при попытке откорректировать предвидение удалось бы найти точку вмешательства, но зачем?
Спонтанные видения по поводу Диего. Голодный Орландо пришел проситься в ученики Эль Драко. И вдруг накатили два коротеньких видения с незнакомым ему человеком. Он увидел его с двумя детьми и обрезающим челку (челка – «классовая прическа» барда в Мистралии, а Диего в свое время потерял Огонь барда и вступил на Путь воина). Орландо не узнал Эль Драко и понял все только тогда, когда увидел того после пластической операции. Предсказатель говорил об этом не раз, и никто, конечно, не пытался ничего изменить. Все сбылось.
Это пример предвидения, о котором знают, но предпринять ничего не пытаются, потому что оно хорошее. Кроме того, оно лишний раз подтверждает, что другие, негативные предсказания, могут быть успешно откорректированы, и что существует благоприятный вариант судьбы объекта предвидения. Например, Орландо дал Кантору благоприятный прогноз исхода истории с голдианским палачом как раз на основании своего старого видения. Возможно, им могла и подкрепляться надежда на благоприятный исход охоты на ведьму, хотя прямо об этом и не говорится.
Видение о ведьме, вызванное сознательно вызванной медитацией. Орландо увидел, как Кантор убивает ведьму Арану, и не стал препятствовать тому, что его отправили на смертельно опасную охоту за ней. И действительно, все обошлось. Кантор убил ведьму.
Более того, обстоятельства этой охоты привели к тому, что стали ближе благоприятные видения. У Кантора «потрескалась ледяная корка», как сказала Азиль, и он вступил на путь, который позже привел к возвращению Огня. Однако благоприятное предсказание могло и не осуществиться, если бы сбылся один из вариантов видения Орландо о сражении.
Видение о битве в Астрайском ущелье, обернувшейся битвой при Кастель Агвилас. Орландо, стремясь узнать свое будущее, путем осознанной медитации увидел битву в Астрайском ущелье, гибель своего войска, в том числе и Кантора, и свою. Он даже посчитал, что увидел гибель мира.
Мэтр Истран, узнав об этом, сказал:
|
Я очень хотел бы узнать, что же он все-таки увидел. Действительно конец света, или просто собственную смерть. Неопытные ясновидцы часто путают эти две вещи. |
Впоследствии оказалось, что мэтр Истран оказался прав. А Орландо, не желая покоряться судьбе, стал медитировать и рассматривать разные варианты. Его дар, в отличие от дара Мафея, это предполагает. Но во всех трех упомянутых в книге вариантах битва происходила именно в ущелье и заканчивалась гибелью повстанческой армии. В двух из них присутствовала армия Ортана, но помощи не оказала.
Орландо рассказал все Мафею, Шеллару, Кире, Истрану. Было сделано все, чтобы предотвратить несчастье. Так, удалось оторваться от Астрайского ущелья, организовать сражение у крепости Кастель Агвилас и одержать победу, хотя многие детали совпали. Как и в видении, противник (полудемон Харган) поднял живых мертвецов. Но полудемона изгнал товарищ Торо (священник отец Себастьян со способностями экзорциста), и с мертвецами удалось справиться. Ортанская армия хотя и оказала помощь, но сильно задержалась. Драконов на стороне противника не было только из-за вмешательства Ольги. Это вмешательство было предсказано шархийским шаманом Рессом и могло стать дополняющим при корректировке, если бы было высказано не абстрактно, а определенно. Дополняющим предсказанием в данном случае, как уже говорилось выше, явился сон Мафея о ранении Орландо при битве в Астрайском ущелье.
Вопрос об участии иномирцев здесь сложный. Каппийцы были задействованы с самого начала, а корректирующую роль могли сыграть другие иномирцы: Толик (с призванным мамонтом, вломившимся в ряды наступавших, и птичками, сбившими вертолет) и альфийский агент Тенгиз со своей плазменной винтовкой, которую он передал Кантору. Кантор сбил из нее два вертолета и основательно проредил ряды противника. Толика в видениях Орландо не было, Тенгиз и плазменная винтовка не упоминались. Возможно, в варианте с Астрайским ущельем Тенгиз бы не участвовал в битве или погиб бы сразу и не успел передать оружие. Либо оно вообще бы не попало на место сражения. Однако благодаря названным событиям осажденные выиграли время и дождались помощи.
Возможно, что и без такого иномирского вмешательства удалось бы одержать победу, только с большими потерями. В любом случае это пример успешной корректировки негативного предсказания. Несмотря на некоторые совпадения, результат был совсем другим. Однако Орландо был ранен, что соответствовало сну Мафея.
Мафей и Орландо — не единственные предсказатели, представленные в серии, есть и еще один пример стихийных способностей к предвидению. Это необученная магичка Лола.
Предвидения Лолы
Это не сны и не видения, а спонтанное знание. Лола перестала психологически взрослеть после того, как у нее на глазах убили родителей, а они с дедушкой едва успели спастись. Она росла, но по разуму оставалась четырехлетним ребенком. Дедушка-маг, занятый зарабатыванием на жизнь, не пытался развивать ее магический дар. Однако у Лолы имелись способности к предвидению. Так, когда на ней захотел жениться аферист — Артуро Сан-Барреда, она никак не противодействовала этому. Лола предвидела, что дедушка заколдует Артуро, что через несколько лет в поисках компромата на соперника ее найдет Диего. Он положит начало цепочке знакомств, и в результате она встретит человека, благодаря которому «станет взаправду большая».
Так оно и вышло. Троюродная сестра Диего — Саша — вернула на Дельту магический артефакт, о чем Лола заранее знала. Она потрогала его и стала взрослеть психологически, приближаться к своему истинному возрасту.
Это пример неосознанного следования положительному предсказанию. Судьба Лолы за рамками романа остается для нас неизвестной, но можно предполагать, что она научилась использовать свой дар.
Все вышеотмеченные предсказания относятся к классической магии. Неклассическая магия предполагает различные варианты, и нам известно о двух из них — шархийской и куфтийской.
Шархийские предвидения и гадания
В отличие от видений классических магов, где теория не до конца разработана, шархийские предвидения более структурированы. Шархийские посвященные, способные к предсказаниям. собираются раз в неделю и занимаются глобальными предвидениями. Очевидно, не на большие сроки, ведь для точного предсказания необходимо учитывать огромное количество случайных факторов. А эти факторы, как и при прогнозах погоды, не всегда могут учесть даже шархи, которые связаны со своими богами.
Конечно, кроме глобальных предвидений, существуют и более-менее «локальные». Рассмотрим их.
Гадание на костях. Дэн Рельмо, врач, сноходец и человек Лабиринта, обладает врожденным даром гадания на костях. Собственно говоря, ритуал и значения всех ста сорока четырех костей не являются тайной, и выбросить их может каждый. Однако получить результат способны только маги-шархи, и то не все.
|
Макс, например, гадать не умел. Соблюсти ритуал, раскинуть кости, сверить расклад со справочником толкований — это мог и он, и обычный человек, и даже компьютер. (Находились умельцы, которые пытались составить соответствующую программу.) Но для истинного, правильного толкования требовалось нечто большее, чему невозможно научить, если не дано от природы: особый дар видеть в хаотичном узоре костей слепок реальности, наложенный на личность и обстоятельства. |
В описанном примере Дэн сначала гадает Максу на Диего после тяжелой контузии, дает прогноз его выздоровления и рассказывает о его поисках себя и своей любви.
Про выздоровление и финансовое приобретение (это оказался замок), что последовало через три луны, он говорит определенно:
|
— По здоровью — прогноз относительно благоприятный. Не умрет, инвалидом не станет… ну почти… Опорно-двигательная восстановится, останется сосудистая патология и частые депрессии. По событиям… ничего интересного, мелочь и бытовуха. Дальние путешествия, встречи со старыми знакомыми, какие-то женщины, мелкие конфликты, финансовое приобретение, довольно крупное… |
Про личную жизнь и поиск себя говорит неопределенно.
|
Ждут твоего мальчишку долгая борьба и поиск, искать он будет самого себя и свое место в жизни, а найдет ли — не скажу, путь его уходит за грань. И любовь туда же уходит.
— То есть?
— Слишком отдаленный временной отрезок. Не видно. |
Мы знаем, что возвращение в профессию началось для Диего буквально через неделю после возвращения с лечения и получения бумаг на наследство, а личная жизнь наладилась еще через полторы-две луны. Значит, гадание Дэна рассчитано примерно на две с половиной-три луны, не больше.
Корректировать и пытаться заменять исходные Макс и Дэн не стали, разве что Дэн посоветовал Максу встретиться с сыном и выяснить все про его проклятье, и все пошло своим путем.
Но гадание на самого Макса потребовало быстрой корректировки, замены исходных в самом начале. Как только Дэн бросил кости, то увидел, что у Макса нет будущего. Вообще. И потребовал, чтобы Макс принял решение остаться ночевать в доме врача, в его доме. Как только Макс согласился, гадание началось заново, и на этот раз у него оказалось будущее, и весьма неплохое. Макс, действительно, потерял сознание той же ночью, но Дэн оказал ему первую помощь, и он выжил и поправился.
Это пример успешной и простой корректировки при замене исходных. Гадания Дэна, таким образом, это позволяют.
Видения Ресса. Ресс Рельмо, двоюродный брат Макса и Дэна, слеп от рождения, но он — провидец и посвященный второго круга в иерархии шархи. То есть он близок к шархийским богам.
Его видения основаны на предметах, имеющих отношение к определенным людям, и представлены образно. Зная об этом, Макс Рельмо постоянно привозит ему подобные предметы. Вероятностей Ресс не дает.
Сам он время от времени перебирает хранимые им вещи и при определенном настрое или даже без оного начинает видеть.
Самый характерный пример связан с предвидением, касающимся иномирского вторжения на Дельту, которое организовал некромант Скаррон (также известный как Повелитель). Поскольку данное предвидение описывает одну из важнейших линий серии и в нем задействовано большинство главных героев, рассмотрим его подробно.
Итак, Ресс одновременно взял в руки предметы, которые ему привез Макс с Дельты. Это: шпилька мэтрессы Морриган, заготовка браслета работы мэтра Истрана, обломок стрелы, которой ранили Шеллара, обломок доспехов принца Элмара, обрывок книжной страницы, которую Макс добыл у убитого «небесного всадника» (члена ордена, имеющего отношение к миру Каппа и главному злодею некроманту Скаррону), каппийская монета, побывавшая в руках того же Скаррона. И вот что увидел шархийский маг:
|
— Серая тень восстала из монеты, — без возражений и без долгих вступлений начал Ресс. Нет, чтоб уж сразу и толковать между делом, неужели он думает, что его цветовые аллегории могут быть понятны людям, видящим глазами! — Накрыла тень все видимое пространство, и засветились в тени два огня, кажется, синий и красный. Синий направил свой свет на шпильку, а красный – на наконечник. Из шпильки же потянулись нити света к наконечнику, замкнув треугольник, и на металле выступила кровь. И услышал я крик, словно много людей одновременно взвыли от боли и отчаяния, и взметнулся силуэт человека над окровавленным куском железа, взвился и опал, рассыпавшись прахом. Тогда распался треугольник, исчезли светящиеся нити, а шпилька ожила, обернувшись змеей. И покатился к ней браслет, а она покатилась к нему, свернувшись кольцом, и встретившись, обвила его, после чего стали они множиться на глазах, образуя цепь, в которой серебряное звено чередовалось с черным…
[…]— Цепь очертила границы тени, и в таком положении они остались. Тень не могла распространиться за пределы границы, а цепь остановилась, не в силах продвинуться дальше. Огни же погасли. |
Это означало, что Харган («два огня») по заданию Скаррона («серая тень») уничтожит Шеллара («наконечник»). Также погибнет Элмар («кусок железа»). После чего последует прямое нападение. Однако ограничить влияние Скаррона («тени») смогут Истран («браслет») и Морриган («шпилька»).
Сам Ресс не знал, к кому относятся эти предметы, не мог расшифровать ничего, но увиденное ему очень не понравилось, и он стал менять исходные. В некоторых вариантах тень вообще покрывала все видимое пространство. (Это, очевидно, означало, что Скаррон победит.) Однако если добавить к исходным еще один предмет — прядь волос маленького Диего, ход событий менялся в самом начале. Действительно, Диего сумел предотвратить покушение на Шеллара, и объект «наконечник» стал действовать.
|
Наконечник превращается в паука и оплетает своей паутиной синий и красный огни. Осколок брони становится вихрем небольших, но очень острых лезвий, и, налетев на тень, рвет ее в клочья. Цепь сжимает границу тени до маленького пульсирующего сгустка, однако полностью уничтожить тень не удается и в этом случае. Она бессмертна. |
Чтобы упокоить Скаррона, понадобился аналитический ум Шеллара. В отличие от случая с покушением на Киру, когда он смог вычислить нужную точку для вмешательства, здесь понадобился подбор исходных, то есть поиск лица, вмешательство которого поможет покончить с тенью. И это оказалась нимфа Азиль. Он понял это после того, как вампир, проникший в дом Элмара, укусил Азиль и тут же упокоился. А ведь Скаррон, хоть и бессмертный, высший лич особого типа, но все же нежить. Догадка короля оказалась верной.
И когда Рессу передали локон Азиль и он добавил его к остальным предметам, видение изменилось. Оно показало, что тень (то есть Скаррона) удается уничтожить.
Это — пример поиска вариантов при изменении исходных.
Этими предметами Ресс пользовался и дальше, когда его предсказание стало сбываться и произошло вторжение на Дельту каппийцев, которые стали устанавливать власть Ордена Небесных Всадников.
Предвидение Ресса, связанное с Азиль, Шелларом и Харганом, потребовало помощи другой шархийской посвященной — пятой верховной. В отличие от Ресса, она может делать расчеты вероятностей.
Сама Азиль не знала, что она может упокоить Скаррона. Но поскольку она является элементалью Жизни, то чувствовала, «как правильно», и направлялась из Лондры в Даэн-Рисс с целью попасть оттуда на Каппу, где находился Скаррон. Однако Шеллар, внедрившийся в руководство Ордена Небесных Всадников, не хотел при этом рисковать ее жизнью.
Ресс, поработав с предметами, выяснил, что объект «брюнетка» (Азиль) остается в живых при успешном взаимодействии с объектами «наконечник» (Шеллар) и «железка» (Элмар). Но совместными усилиями Ресса и пятой верховной удалось выяснить, что при этом существуют четыре равновероятных варианта: Шеллар и Азиль либо оба погибают, либо остаются в живых, либо погибает только она, либо только он. Шеллар, узнав об этом, решил, что не даст Азили погибнуть. Таким образом, вероятность его собственной гибели повысилась до 75%. Более точные предсказания сделать не удалось, для этого требовался «неучтенный объект».
Шархи также увидели, что, кроме «четверной вилки», на грядущие события повлияет еще и «веер на бесконечность». Иными словами, возникнет точка бифуркации, в которой дальнейшие события просто невозможно предсказать.
Оказалось, что веер на бесконечность» связан с Харганом, который застрелился, чем навлек на Шеллара и Азиль смертельную опасность. Однако все обошлось благодаря «неучтенному объекту» — куфтийскому магу Кайдену.
Прежде чем перейти к следующему виду шархийских предсказаний, подведем итоги касательно предсказаний Ресса. Они на первый взгляд кажутся аллегорическим, но это не совсем так. Несмотря на то, что он слеп и не должен различать цвета, а видит по-своему, его видения вполне распознаваемы. Так «синий и красный огни» — это просто разноцветные глаза Харгана. А видение «Смерти не будет, ибо мертвый лист сильнее живого стекла» также говорит о вполне конкретных вещах. Харган использовал против дракона Хрисса сферу обуздания — артефакт для подавления драконьей воли, выполненный в виде стеклянного шара. Но Ольга забросила в пасть Хриссу корзинку, полную сухих табачных листьев, от которых драконы пьянеют. Пьяный Хрисс мгновенно вышел из-под влияния магического артефакта. Вполне понятны также слова Ресса: «Следить, чтобы серебро не покрылось сталью». Речь идет о том, чтобы не ожесточился Мафей, чьи волосы — серебристые. Вероятно, что упомянутое, но не раскрытое видение о черном с золотом означает цвет волос Диего и Ольги.
Однако мы видим, что не всегда эти предсказания бывают определенными. Например, таково видение о встрече семьи Рельмо в Лабиринте, доступной для шархи субреальности.
|
О том, как соберется Семья у входа в Туннель, и свидятся три поколения ветви Кирин, и Тьма посмотрит на них с той стороны, и кто-то уйдет, а кто-то останется. |
Макс сразу понял, что речь идет о его отце и сыне. А потом оказалось, что Тьма — это некромант Скаррон. Надо сказать, что это видение тоже сбылось, и умер отец Макса — Байли Рельмо, хотя и Макс, и Диего попали в Лабиринт потому, что у них были тяжелые травмы.
В этих последних случаях исходных не меняли, и сбылись «первые варианты».
Но по предыдущим примерам мы видим, что шархийские предвидения поддаются коррекции на ранних этапах. Более того, в шархийской магии есть явление, которое не только позволяет коррекцию будущих событий, но и побуждает к ней.
Магическое моделирование ситуации. Прежде чем рассказать об этом виде предсказаний, отметим следующее. У всех шархи имеются врожденные магические свойства, завязанные на восприятие и воздействие. Они наследуются неспецифически. Если Дэн Рельмо — стихийный телепат, то его дочь Саша может видеть, чего боится человек, а также умеет совершать «пробой восприятия» и устыдить или напугать собеседника. Диего — двусторонний стихийный эмпат, а его дочь имеет другие способности.
Они требуют достаточно развитого мозга и начинают проявляться только лет в 10—11 лет (как видно на примере Саши). Маленькие дети ими не обладают. Но пока ребенок находится в утробе матери, ее мозг перерабатывает продукты (воспринимает сигналы) его «магических» генов и активирует дар. Таким образом, женщина, которая носит шархийского ребенка, временно обретает его магические способности. Так произошло и с Ольгой, женой Диего.
|
Воздействие происходит путем неосознанного выбора оптимальных слов и действий для конкретной ситуации, а восприятие — путем моделирования будущих событий во сне с целью последующей коррекции. |
Когда ее мужа и друзей захватили в плен, беременная Ольга направилась в столицу, чтобы выручить их. В дороге ей трижды снился сон, как ее при разных обстоятельствах убивает наместник-завоеватель, полудемон Харган. Эти сны помогли Ольге: она повела себя осторожно и осталась в живых. Позднее ей объяснили, что представляет собой этот дар.
|
— Это, господа, опять же стихийный и подсознательный вариант явления, известного в нашей магической школе как «моделирование ситуаций». |
Причем это не вещие сны, потому что они снятся не для предвестия будущих событий, а для того, чтобы не сбыться.
|
— Они не показывают, что случится в объективной реальности. Они показывают, как может поступить субъект в уже сложившейся ситуации и каковы будут последствия его поступков. |
Такое моделирование не обязательно происходит во сне, и у обученных магов осуществляется силой воображения. В отличие от обычного анализа, оно не допускает ошибок, учитывая случайные факторы, и не всегда является предостережением.
Главное здесь — что субъект может и должен воздействовать на будущую ситуацию. В противном случае никакие сны не приснятся. Так, Ольге ничего не приснилось перед налетом на Поморье, так как в данном случае от ее поведения ничего не зависело.
Но затем Ольге стали сниться моделирующие сны, которые позволили трижды спасти жизнь Шеллару. Так, в первом сне она просто узнала о гибели короля, произошедшей в столице Ортана. Этот сон повторялся неоднократно. И тогда она настояла на том, чтобы отправиться в Даэн-Рисс с королем. После того как поездка была решена, будущая ситуация изменилась и стала более конкретной.
Теперь Ольге стал сниться сон, где ее не пускают в тронный зал, и там происходит взрыв.
Она договорилась с королевой Кирой, и ее пропустили. Виконт Бакарри, который уже собирался привести взрывное устройство в действие, не решился убить беременную женщину. Все были спасены.
Однако опасности для короля еще не были исчерпаны, и пришел следующий сон.
|
И ведь это еще не все, не успела с этим сном разделаться — опять здрасьте пожалуйста! На бедного короля будто сама судьба ополчилась, чтобы уделать его не мытьем, так катаньем! Зачем снилась высоченная лестница, по которой ей надо зачем-то вскарабкаться, а это тяжело, и она не хочет, и вроде как радостно уходит, когда ей предлагают обойтись без этих экстремальных подвигов… А потом опять беготня, и плач, и обрывки разговоров… «Снайпер… через окно…» Да что она-то может сделать при таком раскладе? Бегать за королем и закрывать окна? И к чему была эта лестница? |
Оказалось, речь шла о том, чтобы Бакарри, Шеллара и Ольгу поселить на верхнем этаже башни, куда ведет лестница. Был вариант поселиться внизу, но Ольга настояла на лестнице.
И снайпер не убил Шеллара. Напротив, снайпера снял Кантор.
Затем Ольге начали сниться сны о взрыве в башне, о том, как Шеллар пытается перебраться к ней по балке и срывается. Последний раз сон приснился перед настоящим взрывом. Из снов Ольга поняла, что сама она должна добраться до комнаты Бакарри и позвать его на помощь. Они смогли собраться вместе и при помощи магического артефакта телепортироваться из падающей башни.
Перед нами примеры предвидения, в котором возможность коррекции заложена изначально.
Можно представить, что предсказания классических магов действительно не учитывают иномирцев, но предсказания шархи такого ограничения не имеют, так как исходные, которые изменяют варианты, относятся к самым разным людям, представителями разных миров.
В серии также описывается и провидческий дар каппийского народа куфти, чья магия имеет общее и с классической, и с шархийской.
Куфтийские провидицы
Хотя цивилизация Каппы — техногенная, маги там тоже имеются. Правда, куфтийская империя, где маги были в силе и служили при дворе, распалась в глубокой древности. К моменту ядерной войны, которую на Каппе назвали Падением, куфти жили в нескольких поселках вдали от крупных городов и потому уцелели. Как уже говорились выше, провидческим даром у этого народа обладают только женщины.
Они способны корректировать предвидения, выбирая благоприятный вариант. Например, Эрна предупредила Истрана, Кантора, Мафея и Жака, чтобы они не появлялись в деревне куфти, пока там находится Кайден. Вероятно, в неблагоприятном варианте Кайден бы погиб и не смог бы спасти Шеллара.
Но наиболее ярким примером является пророчество куфтийской провидицы Нарны о судьбе мёртвого некроманта Скаррона. Он стал переселенцем на Каппе после того, как его убили на Дельте, затем сделался бессмертной мумией наподобие лича и принудил к сотрудничеству куфтийских магов. С тех пор он пытался захватить власть на Каппе, осуществить вторжение на Дельту и набрать там артефакты для ритуала превращения в бога. Однако Нарна предсказала ему гибель, а также, что он не сможет вернуться (а значит, не станет богом), потерпит поражение в попытке отомстить и будет наказан богами. Причем она описала, как будут выглядеть его победители.
|
Карающий Меч Света был по определению велик и светел, а также оснащен необходимым для «карания» холодным оружием. Владыка Небесного Огня, как и следовало из его имени, владел неким загадочным небесным огнем, и вместо волос у него тоже это самое пламя присутствовало. |
Письменного текста пророчества не сохранилось, оно передавалось изустно. И поэтому все посчитали, что Карающий Меч Света — это принц Элмар, а Владыка Небесного Огня — Виктор Кангрем, единственный рыжий во всем известном регионе. Однако когда Скаррона упокоила Азиль, Шеллар встревожился: почему пророчество исполнилось по-иному, и не придется ли еще раз добивать Повелителя. Мэтр Ушеб, древний куфтийский некромант-мумия, объяснил это просто: Нарна решила обмануть Скаррона и не упомянула Азиль. И объяснил, что куфтийские женщины врут в пророчествах.
|
Ну сам подумай, если женщины владеют неким знанием, которое мужчинам недоступно в принципе, неужели они не воспользуются этим преимуществом? Испокон веков они вертели своими предсказаниями, как им было удобно. Особенно когда речь шла об их будущем замужестве, о, какие интриги разворачивались… |
Вероятно, именно из-за «гендерного провидческого неравноправия» мужчины куфти не задумываются о том, почему какие-то предсказания не сбываются как положено.
|
— У нас, если такое и случалось, несовпадение всегда списывали на обычное женское вранье. |
Однако пророчество Нарны все-таки сбылось как положено. Владыкой Небесного Огня и Карающим Мечом Света оказались другие лица, которые окончательно уничтожили посмертную сущность Скаррона.
Здесь мы видим пример того, как пророчеству следуют, и оно сбывается.
Выводы
Итак, в мирах серии предсказания являются природными явлениями, с помощью которых предопределение оказывается не абсолютным, и случайности позволяют людям с ними работать. Тем более что предсказание дает только наиболее вероятный вариант, а сколько их будет, зависит от множества случайностей и множества людей. Кроме того, хотя мэтр Истран утверждает, что часто бороться с судьбой не следует, говорит он это при особых обстоятельствах, когда судьба благоприятна. А в случае негативного воздействия с предсказаниями надо работать. Недаром Шеллар говорит:
|
Предсказаниям не следует верить безоговорочно. Их следует анализировать, изучать и искать правильные способы ими пользоваться. Тем более, дела практически никогда не идут в точности, как предсказано. |
И Шеллар, спорящий с судьбой, и Кантор, отважно идущий судьбе навстречу, — оба поступают в соответствии с собственной сутью. Но когда необходимо, Шеллар действует в согласии с предсказаниями, а Диего бросается на помощь близким людям со словами: «Судьбы нет. Все зависит от нас». Иногда, тем не менее, существующая все-таки Судьба тащит его в нужном направлении, где он сможет самостоятельно проявить свою суть в полной мере.
Действительно, несмотря на всевозможные божественные сущности и саму Судьбу, события в серии всё же в основном — в руках людей (а также эльфов, гномов и других разумных рас).
Это же мы можем сказать и о нашем современном мире, где детерминизм и случайность также сосуществуют на равных. И где будущее зависит не только от исторических закономерностей, но и от нашего свободного выбора, от того, как мы работаем с этими закономерностями.
Похожие статьи:
Рассказы → Портрет (Часть 2)
Рассказы → Потухший костер
Рассказы → Портрет (Часть 1)
Рассказы → Обычное дело
Рассказы → Последний полет ворона