Вот вспомните: детство, вы лежите на лугу, берегу реки или на крыше, и рассматриваете облака. Некоторые походили на чудесатых зверей, а некоторые на загадочные замки и города. Так что дальше речь у нас пойдёт именно о небесных землях. Точнее, о отрады моей поджелудочной, в своём анатомическом театре я сегодня препарирую две удивительные, но основополагающие в современной культуре истории.
Если немного откатиться в область мифотворчества, то вспоминается целая россыпь таких вот земель. Понимаете, люди древности знали о кусках суши в реках и морях. А небо - огромный океан, в нём тоже должны быть свои острова. И не спорьте. Мы же, по новомодному тренду, не спорим с мудростью древних. Так вот, если непредвзято рассматривать древние тексты, то почти в каждой мифологии мы найдём упоминания о таких местах. В шумерских текстах это Дильмун, страна без смерти. В египетских - Ветджесед-Нетджер. У финикийцев - Антилла, известная у североафриканцев как Аттала. Некий народ скотоводов позаимствовал эти сказания и нарёк Эдемом, но это не точно. Вот с Дильмуном явно не всё так однозначно, но может быть мы к этому когда нибудь вернёмся.
Так вот. Уже в Средние века небеса кем только не заселяются. Тут и нифилимы, и ангелы со всякими херувимами, и, естественно, великаны. С великанами борются асы и ваны, в небесные земли ещё при жизни, но уж всяко после смерти, отправляются доблестные северные воины. После повсеместной христианизации поиски и подробная картография, к примеру, небесной отчизны пресвитера Иоанна чего только стоят.
Если вы посчитали, что только европейцы и древние народы северной Африки и Ближнего Востока отличились в создании и описании воздушных островов и городов, спешу огорчить. Не буду касаться, к примеру, инкских или ацтекских легенд, потому что сведения туманны. Обращу своё, и ваше, внимание на подлинную землю обетований и устремлений современного человека - на Индию. Там описанию небесных замков уделено немало материала. Их было три, и назывались они Трипура. Возведены эти города были девом Майясурой для асуров и разрушены Шивой. Занимательно чтение, между прочим.
Надеюсь, от этого краткого мифоисторического спича вы не уснули. Я просто ещё раз хотел показать, что основа у сегодняшней деконструкции более чем солидная. И это я только древние сказания затронул.
В общем, раз водятся небесные острова, значит надо как-то туда попасть. Лучше всего живым. И не только попасть, но и вернуться. И тут мы вспоминаем самую-самую сказку на эту тему, а именно "Джек и бобовый стебель".
Сама история нам знакома по трём (да-да, я внимательно считал) вариациям. Самая древняя - народная английская. В ней некая вдова решает продать свою корову по причине бедности и голода (не спрашивайте). Дело поручено сыну Джеку, который обменивает пару-тройку сотен кило живого мяса на три волшебных, как ему сказали, боба. Когда подросток вернулся домой, мать, естественно, пришла в ярость и негодование. Она вышвырнула бобы на задний двор и наказала сына. Ночью прошёл дождь, а из бобов вымахал гигантский стебель, достающий до неба. Джек решил слазать и узнать - что будет на том конце. Лезть пришлось долго. Мускулы у средневекового парняги оказались что надо. Он залез очень высоко и оказался на летающем острове, где живут великаны. Великанша, которую он встретил первой, накормила Джека, но потом домой вернулся её муж, который, по сказочной традиции, почуял человеческий дух и вознамерился найти дерзкого человечка и съесть. Но супруга его убалтывает, кормит обедом, после которого великан засыпает. А Джек сбегает домой. Но возвращается через некоторое время, и крадёт из дома великанов мешок золота и курицу, несущую золотые яйца. Великан рассержен, гонится за вором, но Джек успевает срубить бобовый стебель, великан разбивается, все счастливы. Конец. О морально-этической нагрузке можно многое сказать. Хватит и того, что именно народный вариант как нельзя лучше характеризует английскую модель поведения в чужих землях, в первую очередь в колониях, что наглядно демонстрирует Новая и Новейшая история. Но мы не на уроке, так что продолжим говорить о детских (ой ли) сказках.
В самом начале позапрошлого века эту занимательную историю впервые записали и придали ей литературную форму. Сделал это Бенджамин Табарт, который вводит в повествование фею и мораль (правда она была так себе, просто оправдывала доблесть мальчика). Вторым фольклористом, записавшим сказку, стал Джозеф Джейкобс. Его история стала, в какой-то мере, каноничной. Там добавилась и фея, и говорящая арфа, а вот добрая жена великана куда-то пропала.
Скорее всего историю о Джеке слышал и такой писатель, как Джонатан Свифт, когда создавал свою Лапуту. Но, естественно, одной сказкой он не ограничился, а взял за основу некоторые исконные и мифологические повествования о небесных землях. Почему я упоминаю именно о нём? А это, па-бам, второй пациент нашей сегодняшней деконструкции. Дамочки, не нужно презрительно морщить носки, мы ещё вернёмся к сказке. Обещаю.
Так вот. Именно в описании Лапуты впервые в литературе (и вполне в духе времени и эпохи Просвещения) было дано научное обоснование небесного положения острова. Да-да, я в курсе, что Свифт, через своего героя Гулливера, высмеивает в этом повествовании человеческое самомнение. Важно другое.
Если совместить сказку о Джеке и сказание о Гулливера, мы получим шикарную базу современных фантастики и фентези. Летающие замки и острова появляются в десятках книг. Тут, к примеру, и цикл романов о Владе Талтоше от Стивена Браста, и серо-розовые хроники Сварога от Александра Бушкова, и многие другие, менее заметные, но от того не менее занятные.
Но и сами истории о земле великанов и Лапуте продолжают радовать нас и по сей день, а кино и прочим деятелям, служить основой и лейтмотивом повествований.
О Джеке и его приключениях есть порядка десятка мульт и киноадаптаций той или иной степени достоверности. Самая известная в нашей стране версия 1974 года от японского аниматора Гисаборо Сугии, который взял за основу все три варианта сказки, и совместил их на свой манер. Вышла почти романтическая история о спасённой принцессе-фее Маргарет, злой ведьме Нуар и её сынке, великане Тьюлипе.
Уже позже, в наши дни, а точнее в 2013 году, был снят фильм "Джек покоритель великанов" Брайана Сингера. Он взял каноничную историю, и сделал из неё политический средневековый триллер, правда с хорошим финалом, но невзрачной актёрской игрой. Кто хочет поговорить об этом - мой псхоконсультант принимает в соседнем шатре.
Параллельно сюжет о небесных землях великанов появляется в сериале "Однажды в сказке", правда здесь это история геноцида добрых великанов людьми-приключенцами, охотниками за сокровищами. А сам Джек, в угоду повестке дня, поменял пол и стал Джозефиной.
Ещё одно упоминание - в шестой части игровой вселенной Dark Parables, где Джек, с помощью сказочного детектива (игрока), стремится вернуться в небесную страну, где когда-то оставил соратников-приключенцев и любимую девушку. А цель детектива - выяснить, какую угрозу представляет для земных обитателей Небесное королевство, и предотвратить её.
Если вы уж очень непритязательны, можете вспомнить и мультфильм 2012 года "Кот в сапогах", где главный герой вместе с Шалтаем мечтают попасть на Небесный остров и добыть гусыню (чем им курица не понравилась? лишь тем, что гусыня больше?), которая несёт золотые яйца.
Во всех перечисленных случаях бобы и стебель в комплекте.
Впрочем, сказочная история получила и дальнейшее развитие. К примеру в романе Джаспера Ффорде "Смерть Шалтая" детектив Джек Шпротт тоже сталкивается с коровой, бобами, стеблем и его перерубанием. Вот только великан из сказки там уже не живёт. Потому что переселился в мультфильм Роберта Саакянца "Кто расскажет небылицу" от 1982 года.
Лапута тоже не осталась в стороне, и появляется как некая загадочная и легендарная местность в анимации Хаяо Миядзаки, а именно в ленте 1986 года "Небесный замок Лапута". Это почти детективная история о таинственных летающих камнях, воздушных пиратах и прочих интересностях. Сама же Лапута, по мысли режиссёра ленты, уже давно покинута обитателями.
Впрочем это не мешает ей стать местом, откуда, по предположению создателя картины 2019 года "Алита: боевой ангел" Роберта Родригерса, идёт управление жизнью человечества.
Вот такие они, загадочные летающие острова. В своём обзоре я нарочно упустил все другие небесные обители, к примеру из воздушных шаров и дирижаблей, воздушные авиабазы и прочее. Вот не надо мне тыкать в нос четвёртой частью нашей "Снежной королевы", "Звёздной пылью", "Небесным капитаном будущего" и, не к ночи будь помянутыми "Хрониками хищных городов". Я уже сказал, где принимает мой псхоконсультант, речь сегодня не об этих сказаниях.
Надеюсь внимательным и вдумчивым мысль моя и без того ясна: пока Небесный океан бороздят поделки и симулякры, а человек не живёт полноправно и безраздельно - нашу фантазию будут будоражить сказки и сказания о возможном и достижимом.
Кстати, раз уж зашёл такой разговор, но это по большому секрету, вариант небесного поселения вполне себе всерьёз разрабатывается. Да-да. Помните облачный город в пятом эпизоде "Звёздных войн"? Так вот. Что-то подобное предполагается возвести в реальности, правда не на Земле, а на Венере, которая, по некоторым оценкам, перспективнее для исследования и колонизации, чем Марс. Запомните мои слова, и передайте детям, может уже при их жизни это будет реализовано.
А за сим я прекращаю дозволенные речи. Расходимся по одному. Если что - мы геологи. Помните о правителях нашей планеты с Лапуты, ну и о небесных великанах не забывайте. Мало ли. Ну и, естественно, ждите очередную деконструкцию. Моё слово твёрже гороха. Или бобов? А, не столь важно, ежели разобраться