Фантастическая полиамория
в выпуске 2015/05/28Необычным обстоятельствам –необычные герои; ну а героям, как водится, необычные проблемы. Герои фантастики вынуждены иметьдело не только с фантастическим общественным строем, природой или технологиями; сердечные дела также частенько отличаютсяоригинальностью. В самых различных фантастических произведениях описаны случаи так называемой полиамории – любовных отношений сразу с несколькими партнерами. Итак, посмотрим, как это бывает и чем заканчивается?
Вспомним для начала цикл книг, относящийся к жанру социальной фантастики – Ордусский цикл Хольма ван Зайчика. Действие происходит в громадном евразийском государстве Ордусь, образовавшемся при слиянии Руси, Золотой Орды, Китая и Японии. На территории Ордуси уживаются десятки национальностей; различные культуры, религии, стили жизни существуют в атмосфере безоговорочного взаимного уважения. Однако даже в таком процветающем государстве, как Ордусь, случаются и преступления; один из главных героев цикла, чиновник Богдан, принимает участие в расследованиях. Интеллигентный, немного застенчивый Богдан женатна Фирузе, дочери ургенчского бека. Несмотря на разницу в вероисповедании, это чрезвычайно удачный брак. Но вот беременная Фирузе по обычаям своего народа должна оставить мужа на несколько месяцев, чтобы родить дочь, а Богдан встречает молодую француженку Жанну, культуролога, и, с полного одобрения Фирузе, заключает еще один брак (в Ордуси многоженство вполне легально). К чему же это приводит? Женившись на Жанне, Богдан ни в коей мере не охладевает к первой жене, но и вторая жена прочно занимает место в его сердце. Увы, разница в менталитете оказывается непреодолима, и через три месяца Жанна бросает своего горячо любимого мужа. Она не может смириться с такой формой отношений. Даже спустя много лет Богдан не может забыть вторую жену. Полиаморные отношения разрушены, принеся боль всем участникам — и влюбленной в мужа Жанне, и совестливому Богдану, и трогательно заботящейся о муже Фирузе.
А вот и второй пример полиамории — в приключенческом фэнтези. Мир «Колеса Времени» Роберта Джордана имеет особую касту магов, «направляющих» - мужчин и женщин, способных пропускать через себя потоки энергии (Единой Силы), и, придавая им необходимую форму, исцелять больных, поднимать предметы, создавать пламя и ветер, открывать порталы в другие места, - одним словом, могущество направляющих велико. Единая Сила черпается из Источника, который состоит из двух частей — саидар (женская половина) и саидин (мужская половина). Саидин поражена порчей, оставленной Темным (олицетворением зла в мире Колеса), поэтому все мужчины-направляющие рано или поздно лишаются рассудка. Существует цикл пророчеств, согласно которым Темного победит вПоследней Битве могущественный мужчина-направляющий, Возрожденный Дракон. Цикл «Колесо Времени» отслеживает судьбу этого мужчины и его спутников.
Ранд ал'Тор, Возрожденный Дракон, влюблен сразу в трех женщин, причем взаимно. Все трое — изысканная наследная принцесса Илэйн, дикарка Авиенда, скромная умница Мин — горячо любят его и даже умудряются договориться между собой о том, что будут делить его. Однако напряженность чувствуется весьма отчетливо; хрупкий мир держится, пожалуй, на мировоззрении дикарки Авиенды (в ее племени многоженство весьма распространено, и, кроме того, дружба двух жен считается намного важнее их отношений с мужчиной). Но ни для кого ни секрет, что каждая предпочла бы быть для Возрожденного Дракона единственной.
Рассмотрим произведение совсем иного рода — научную фантастику. В романе Хайнлайна "Луна — суровая хозяйка" сама структура общества подразумевает различные формы групповых браков. Луна — технологически отсталая колония, в которую много лет подряд ссылают преступников с Земли. Многократное численное превосходство мужчин порождает особое, бережное и почтительное отношение к женщине. Кроме того, на Луне распространена полиандрия. Но главный герой состоит в другой форме группового брака, включающей несколько мужчин и женщин разных возрастов. Однако для него это не формальность; если к самой старшей жене он отностится как к матери, то остальных (предприимчивую Сидрис, красавицу Ленору, юную Людмилу, а впоследствии — товарища по революционному движению Вайоминг) он непритворно обожает. Казалось бы, вот отличный пример удачных отношений; но и здесь не все гладко. Попав на Землю, главный герой не встречает понимания. Земляне считают его семейные отношения в лучшем случае экзотикой, а в худшем — неприкрытым развратом.
Как мы видим, фантастика так или иначе отражает реальные проблемы таких отношений — взаимную напряженность и общественное осуждение. Герои справляются с ними по-разному; любовницы Дракона поддерживают какой-никакой мир, герой Хайнлайна находит силы пережить осуждение землян.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |