Храпящая в шиповнике
в выпуске 2019/11/25Мдя, по сути своей заряженности, анализируемая сегодня история пусть и не проходит под грифом "вечных", но по сути своего влияния оказывает на неокрепшие умы столь разрушительное воздействие, что не в сказке сказать, ни бульдозером убрать. И да-да, Эрл Стебатор опять покушается на любофф и ейную вечную силу, что бы вы сами не выкладывали в сии всеобъемлющие понятия. Это пятый по списку и первый по смыслу разбор, и я честно признаюсь, дался он мне не легко.
Диагнозы летаргия и нарколепсия пусть не столь популярны у современников, как, к примеру, амнезия во всех формах, но именно один из них так и тянет проставить героине сегодняшней истории. И если вы не выспались, систематически нарушаете режим дня, но надеетесь, что некая рогатая колдунья заставит вас продавить матрасик - зря. Ибо последствия.
Помните ли вы, о драгоценные отрады моей поджелудочной, фильм Натальи Збандут от 1984 года? Ту самую солянку из всех сказок трепетно любимого мною Шарля нашего Перро, которая "Сказки старого волшебника", с россыпью звезд советского кино на ведущих ролях и тогда ещё юного Антона Табакова в заглавной? Помните? Я вот очень хорошо. Ибо к самой постановке у меня вопросов почти и нет, за досадными недоразумениями, а вот к смысловой задаче... Может вы обрадует меня ещё и тем, что смотрели пресловутую "Малифисенту"? Ох, родненькие вы мои, значит для вас уж ни как не станет сюрпризом сюжет сегодняшнего моего разбора. Да-да, это та самая сто лет вечноспяшая "Спящая красавица".
Ну-с, начнём, как всегда, с сюжета. Некие король с королевой дождались таки рождения дочери и решили, что им срочно нужно заручиться поддержкой фей, которых они жаждут лицезреть на крестины. Естественно не столько в качестве гостей, сколько в качестве крёстных своей дочурки. Ну и какие же крестины без подарков? Вот и наделяют феечки карапузу красотой, послушностью, прелестностью и прочим, прочим, прочим. Всего на торжества явилось, по разным агентурным данным, от трёх до двенадцати штук одаривательниц. Но нашлась то-ли четвёртая, то-ли тринадцатая, которую забыли/не захотели позвать, и вот она является и жжёт напалмом, что де наследница в день своего шестнадцатилетия уколется неким предметом своеобразной формы и привет, пишите письма мелким почерком. На что финальная фея из приглашённых хорошек заявляет, что прынцесска не склеит ласты, а уснёт. И опять идут разногласия у многочисленных сказителей: уснёт она одна самостоятельно, уснёт весь дворец со всеми, кто в нём находится, уснёт всё королевство вкупе с королём и королевой. А территория вокруг замка, дворца, или место почивания уколотой зарастёт магическим шиповником, который будет сдерживать любопытсвующих. Кое где указан даже срок - сто лет, хотя есть разные вариации. Кстати, поцелуй любви, который пробудит прынцесску, и всех, кто задрых вместе с ней, вовсе не обязательное условие. Но достойный прынц всё же найдётся, и тут же случится свадьба, наступит мир во всём мире, каждой бабе выдадут по мужику, а мужику по бесплатной бутылке водки. И карамельку. Ведомые родительской любовью король с королевой отдают приказ спалить все прялки с веретёнами, обрекая королевство на ношение исключительно шмоток забугорного производства и подрывая благосостояние подданных. Скорее всего все им были чрезвычайно благодарны, особенно купцы, состоящие в первой гильдии. Проходит почти шестнадцать лет, прынцесска Аврора (есть и другие варианты ейного имени) в собственную днюху за каким-то лешим забирается то-ли в некую башню, то-ли в деревенскую халупу, находит там древнюю старушенцию, которая не слышала приказа и вовсю занималась подпольным бизнесом, беспошлинно производя шерстяные и льняные нитки для последующей выгодной реализации, используя прялку с веретеном явно вражеского производства. Хорошенькая наследница, ведомая страстью усё помацать, укалывается веретеном и тут же сваливается в глубокий сон. Что происходит со старушенцией история умалчивает. Ибо начинается повсеместное или около того храпение и сопение во все имеющиеся отверстия. Проходит сто лет, и в этом сонном краю магического шиповника, который всё окружает, появляется прынц, который или целует, или не целует, ну в общем прынцесска и всё её окружение пробуждается. На этом месте всевозможные диснеи и иже с ним прекращают дозволенные речи, и массовое сознание замирает, ибо даже перровской сказки не читали. А далее по тексту было так. Играется скромная тайная свадьба, в положенные срок рождаются сын Солнце и дщерь Луна, которых скрывают от свекрови, потому как она является потомственной канибалкой, истинной предтечей Ганибала Лектора. Она желает сожрать внуков, но её раскрывают, сжигают живьём в печи и вот тут-то и начинают на всех сыпаться обещанные сто лет назад ништяки.
Хорошая сказка, мощная прямо скажем. Даже мощняцкая кое где и кое в чём и многослойная как торт "Наполеон" во всех проявлениях. И добрая такая, семьезакрепляющая даже, и жизнеутверждающая.
Ну, погнали дальше, коли ещё не утомились от подробностей и приступим к поглощению слой за слоем. Начнём с имён. В большей части вариантов неизменными являются три: Аврора, Солнце и Луна. Аврора, она же утренняя звезда, она же Венера - тот самый огонёк, появляющийся на небосводе как раз перед рассветом. Солнце и Луна, соответственно, два равновеликих светила в представлении довозрожденческой научной и народной мысли. Вообще собственно астрономическая составляющая здесь проглядывается из всех щелей: имена прынцесски с ейными отпрысками (они близнецы, если что), двенадцать феечек, соответствующих двенадцати месяцам солнечного календарного круга и тринадцатая нехорошка из отвергнутого лунного календаря. Такая вот загогулина выходит. Но если мы возвращаемся к привычном варианту с тремя феечками и четвёртой забытой - всё строение рушится. А жаль. Но это же только и исключительно первый, очевидный даже, слой.
На следующем уровне нас ждут пресловутые прялки с веретёнами. И уж не сочтите меня совсем испорченным, но из песни слов не выкинешь. У многих народов, практиковавших язычество, отношение к девственности было, мягко скажем, негативным. От того у этих вполне себе европейских народов существовала ритуальная дефлорация, которую проводили самые старые и опытные женщины, не пуская сей важный процесс на самотёк и не оставляя на откуп самим девицам. Если помните, героине должно стукнуть шестнадцать - как раз, самое время. И у кого она укололась веретеном? Верно, у некоей старухи, живущей в башне или хибаре, но к которой Аврора является в день своего рождения. Если вы считаете, что я сбрендил и несу откровенную пургу - вспомните, ну или хоть загуглите, как выглядит веретено. Ничего не напоминает? То есть, после принятия христианства, от обычая расставаться с девственностью ритуальным способом вполне отказались, но мы же знаем, что всяческих последователей "древних исконных знаний" всегда было в избытке. Некоторых даже инквизиция особо не трогала, хотя и не одобряла сохранение народных обычаев. Вот и получается, что в сказке нам иносказательно доносят историю столкновения традиций решения деликатной проблемы. Хотя всё может быть ещё проще, и героиня просто возжаждала тёплого юношеского тела одного из своих фаворитов, назначила ему встречу в тайном месте и только у них произошло познание друг друга третьего рода, так и случилось то, что и должно было. Выбирайте ту версию, которая лично вам более симпатична. В общем, четвёртая или тринадцатая фея конкретно прокляла девушку, лишив её радостей плотного общения с противоположным полом и запретив лишаться девственности, иначе хана. И да, если вы совсем сомневаетесь в моей адекватности, вспомните сами, что всё в том же упомянутом мною фильме 1984 года впрямую говорилось, что ежели не случится некоего события, прынцессе всю жизнь будет пятнадцать. Ребёнком останется. Так что нечего тут на меня батон крошить, вотъ!
В общем если вы думаете, что я озабоченный, то вы просто не знаете эту сказку так, как знаю её я. Ибо на третьем уровне нас поджидает леденящая кровь история о пробуждении.
Несколько выше я писал, что пробуждение наступает либо просто по истечении срока, как нам это преподнёс мсье Перро, или апосля поцелуя любви, как преподносит нам саморазный кинематограф, нахально стырив этот элемент сюжета из родственной по многим моментам сказки о Белоснежке. Ну правильно, это же так романтично. Иной вариант даже не рассматривается. Но, коварный и хворый на всю тыкву я знает не только литературную и масс-медийную интерпретацию, а знаком и с дословно записанным народным вариантом от Джамбаттиста Базиле. Италия, а точнее Неаполь, были не только оплотом христианства, но и хранителями и знатокам тех самых дохристианских традиций, если что. Так вот, Джамбаттиста, записывая именно народный вариант, не обрекает всё королевство, или весь замок, он же дворец, на летаргический сон. Засыпает сугубо одна прынцесска, кою любящие родители помещают в некий потаённый домик в лесу, а уж он-то и зарастает тем самым магическим шиповником. Через сто лет после того самого укола на этот домик натыкается некий прынц, исполненный всех имеющихся достоинств, проникает сквозь заросли и натыкается на дрыхнущую юную деву, в абсолютном выражении годящуюся по возрасту ему в прапрабабки, не меньше. Ну и ведомый тем самым желанием, внезапно овладевшим им, он банально насилует барышню, и даже не чмокнув на прощание, уезжает. Наша героиня, так и не придя в сознание, беременеет и рожает без всякой посторонней помощи (вот она, сила настоящей, уличной магии) близнецов, сына и дочь. Пробуждение же наступает только в тот момент, как голодный сын, ползая по койке подле мамки, не начинает сосать всё подряд, натыкается на уколотый палец и не высасывает часть того самого веретена, обозначенного в сказке как ядовитого. Какой длины были руки прынцессы, где они лежали во время сна, как именно ползал только что родившийся младень - лучше не спрашивайте, или закончите как я. Но прынцесска пробудилась, нифига не удивилась и нарекла деток канонично: Солнце и Луна. Прынц же, отец внезапного приплода, решил навестить удобную избушку, где можно предаться внезапной страсти, и находит там целое семейство. И признаёт, что он и есть виновник сея события. Если попытаться деконструировать этот момент, можно придти к крайне забавным выводам, где встречаются и банальное: "А она против не была", и "Нечего было без охраны оставлять (кстати, а вот действительно, почему сей важный объект акромя шиповника никто не охранял?)", ну и сразу придти к неутешительным выводам относительно мужской кобелячьей натуры, набрасывающейся на любую доступную и не возражающую. В общем, если бы эту сказку писали бы сегодня, и именно в этом варианте, прынца ждала бы принудительная химическая кастрация, а прынцесску - многосерийное шоу у Малахова. Но, общество было тёмным, необузданным, а потому всё воспринималось как само собой разумеющееся.
Ну а на четвёртом уровне нас ожидает приятная картина о взаимоотношениях родительницы жениха с собственной невесткой. Тут все сказочники солидарно (если не считать косметических деталей) описывают так, как я указал выше. Людоедка она была, злыдня, желающая своему сыну лучшей доли, чем найденная им летаргичка без приданного и наследства. Да ещё и в подоле принёсшая. А может ещё и обещавшая стукнуть на драгоценного сына в международную феминистическую организацию. И не важно, что виноват был именно он, и что детки его сиречь ейные же внуки. Ну вот бывают такие ревнивые мамаши, кои сыночка исключительно для себя родют и никого к нему не подпускают, особливо всяких баб, что тут теперь. И здесь в полный рост встаёт проблема чистоты династической крови. Это дикие русские вполне нормально женили своих великих князей и царей до Петра намбер ван включительно на боярских дочках и ничего зазорного в том не видевшие. А вот в просвещённой Европе подобное сплошной моветон и фу-фу-фу дикость. А тут некая шестнадцатилетка, по факту стошестнадцатилетка, непонятного происхождения, типа прынцесска. А вот живёт, спрятанная собственным мужем то-ли в хлеву, то-ли на конюшне. Прынцесса, ага. Знаем мы таких прынцесс. Да и род ейный, со всем королевством, скорее всего захирел и прервался. А может прынц и мамаша евойная вообще приходятся нашей сплюшке какими-нибудь двоюродными праправнуками, а ведь это инцест, кровосмешение и грядущее вырождение. И допустить его мать-людоедка ну никак не могла, от того и пыжилась извести приплод непонятной генетики.
Ну, закончилось всё на радость всем светским таблоидам: мир-дружба-жвачка. Правда в последние десятилетие идёт настырная попытка реабилитировать ту самую фею-нехорошку, что её не поняли, что не она главный плохиш этой вселенной. Но, это хоть и вообще смежно, да и фактически та же самая сказка вывернутая и натянутая на глобус постмодерна, с его страстью к преосмыслению, к моей сегодняшней деконструкции не имеет никакого отношения.
Ну что, как не печально, подведу итоги. Сказка оказалась не совсем той самой совой, а очень даже совой. Но, как и в случае со всеми уже мной разобранными, она и по сей день воздействует на умы прям вот очень глубоко. А уж в интерпретации с лямуром, гламуром и тужуром так вообще. И я не зря начал с советского фильма, ибо он в своё время стал настоящей квинтэссенцией Подвига во имя любви, не меньше. Там даже прынц влюбился в прынцессу в обоюдно юном возрасте, пережил столетний ейный сон и таки пробудил суженную тем самым чмоком в диафрагму. А ведь так многообещающе выглядел...
Похожие статьи:
Рассказы → Жизнеописание школьника Васи или В АДЪ ВСЕХ!!!
Рассказы → Стояли звери, около двери...3
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |