1W

Человек и пространство

в выпуске 2016/05/09
14 сентября 2015 - Шушканов Павел
article5967.jpg


Тема космических полетов, как и звездного будущего Человечества избита настолько, что человек и сам начал верить в то, что расселение людей по галактике - неминуемый удел в обозримом будущем. Мы оставим тот факт, что научившись покидать родную планету больше полувека назад, мы так и топчемся на месте, прекрасно понимая, что перенаселенная отравленная Земля куда лучше любых холодных марсианских просторов, и обратимся к вопросу, как в разные эпохи становления научной фантастики представляли роль человека в окружающем мире. Ведь, будущее, как известно, определяет фантастика.

В эпоху зарождения жанра вопрос о необходимости расселения по другим мирам даже не поднимался. Человек средневековья и несколько позднего времени жил там, где родился и неохотно покидал собственную деревню, не говоря уже о мыслях покинуть планету. Человек той эпохи - домосед. Герои фантастики того времени - случайные путешественники, лицезреющие чудеса других миров и благополучно возвращающиеся обратно (Марко Поло и де Бержерак - яркие представители того времени). Не будем забывать и о том, что все возможные миры того времени были густо населены в представлении современников, включая Солнце, Луну и, конечно же, Ад. Повесть о переселении людей в другие миры смотрелась бы тогда так же глупо, как зенитный комплекс при осаде Орлеана.

Икона "междупланетной" фантастики конца XIX века - безусловно Верн и его лунные одиссеи. Человек того времени - покоритель пространств и создатель больших гениальных творений. Имперское мышление заставляет его идти все дальше с насиженных мест, вот только первые шаги в космос герои делают робко, словно прощупывая почву. Герои еще не уверены, как поступить с той же Луной, которая, безусловно, обитаема: покорить или попросить примкнуть к союзу, или же основать свое поселение, если территория окажется не занятой. У авторов не встает вопроса об экологических последствиях перевозки в другие миры земной флоры и фауны, и вот герои уже тащат на Луну кур, собак и себя.

Человек двадцатого века - покоритель. Это ярко проявляется в советской фантастике, но не только. В стремлении "взять милость от природы" реки заключаются в трубы и укрощаются гидроэлектростанциями, лесы вырубаются под засевы, реки поворачиваются вспять, на над нами прямо в небе целые планеты превращаются людьми в искусственные солнца, разрезаются на части для последующего заселения газовые гиганты, целые миры на огромных двигателях летают от звезды к звезде. Человек этой эпохи стремится объять и приручить бесконечный космос. для него нет разницы: затопить ли сотню деревень для создания искусственного моря в Поволжье или поджечь Юпитер вместе с его мирами, чтобы сделать климат на Земле потеплее. Очевидно, что и раскрутить Галактику в другую сторону для героев фантастики XX века - не такая уж непосильная задача.

Экзистенциальный конец века дает нам новое мышление, доведенное, как водится, до абсурда. Экологические проблемы переносятся в космос (Дюна), а сам космос становится чужим и неприятным (Солярис, Чужой). Все больше авторов ругает человека за варварство, наделяя инопланетных созданий мудростью и миролюбием. Гармония с природой - религия той эпохи. Никто из авторов и не заикнулся о том, что гармония с природой уже была в эпоху неолита, а те белоснежные одеяния, в которых ходят адепты экологии, тоже нужно из чего-то шить. Рубить траву, например, стричь овец, делать станки, изобретать отбеливающую химию. Вегетарианство и пацифизм ставятся в край угла в развитии цивилизации, словно растениям приносится в этом случае меньше вреда, а преступность и радикализм можно победить, просто сложив оружие. И уж точно никто не упоминал о том, что коровы и термитники тоже способствуют глобальному потеплению, а вулканы выбрасывают в атмосферу больше ядовитых веществ, чем заводы и фабрики. Корень зла в природе, как земной, так и инопланетной - человек. Вспоминая Аватар, понимаем, что тенденции этого мировоззрения сильны и сейчас.

Современная фантастика не стремится ввысь. Человек просто не видит себе места среди звезд, копаясь в проблемах больших городов, социальных сетей, потусторонних явлений. Звездная эйфория 60-х ушла, вместе с творчеством ранних Стругацких, и человек наконец осознал, что Земля - это единственный и вечный дом, хоть мысли о межзвездных полетах и космических городах не отпускают умы романтиков до сих пор. 

Рейтинг: +3 Голосов: 3 1528 просмотров
Нравится
Комментарии (12)
Константин Чихунов # 18 февраля 2016 в 18:05 +3
Интересная статья, Павел, но с последней мыслью согласиться не могу. Хорошей космической фантастики про звёзды и другие галактики пишется достаточно. Взять хоть мастеров, Головачёв, Лукьяненко.
DaraFromChaos # 18 февраля 2016 в 18:49 +3
Казиника и компанию соавторов (Грега и Сержана) забыл dance
Константин Чихунов # 18 февраля 2016 в 19:47 +3
Нет, не забыл. Если говорить о нашем сайте, то у нас каждый второй про звёзды пишет.
DaraFromChaos # 18 февраля 2016 в 19:59 +3
первым буду :)))
потому что не пишу laugh
точнее, про звезды пишу, но не НФ
нф-щик из меня никакой
Вячеслав Lexx Тимонин # 18 февраля 2016 в 20:25 +3
Хорошая статья. Мне понравилось. Спорить по поводу окончания не буду, но книг и хороших рассказов про космос стало в десятки раз меньше. И Марсианин вообще не в счёт. С таким же успехом он мог выращивать картошку в Антарктиде.
Жан Кристобаль Рене # 18 февраля 2016 в 20:34 +3
Соглашусь с автором. Очень сложно стало писать НФ (Лекс не в счёт, он уникум). Такое очучение, что все сюжеты перепробованы и кем-то уже написаны))
Константин Чихунов # 18 февраля 2016 в 20:54 +3
Говорят, что во всём виноват постмодерн, всё уже написано, всё уже придумано. Но меня такое положение вещей устраивает всё меньше и меньше. Уверен, и сто и двести лет назад писатели мучились с подборкой сюжета, сетуя на то, что у кого-то когда-то это уже было.
Нужно менять эпоху вместе с образом своего мышления, ну или хотя бы разрабатывать новые жанры. Кто же если не мы.
DaraFromChaos # 18 февраля 2016 в 20:58 +3
не трогайте постмодерн!!! я его любить!
zlo

основных сюжетов - всего 7 (с вариациями, кажется, 36). так что они все закончили задолго до эпохи постмодерна, который, кстати, является вполне определенным направлением в искусстве и никакого отношения к пользованию старых тем не имеет :)))))))
использование затрепанного сюжета не делает произведение постмодернистским. laugh
Константин Чихунов # 18 февраля 2016 в 21:53 +2
Дара, ну я вероятно не так выразился. Я использовал это слово не в широком его смысле, а как термин на который ссылаются говоря что всё уже есть. Ну не верю я, что нельзя создать ничего нового.
Пример: До изобретения компьютеров невозможно было ничего написать о приключениях человека в виртуальном мире.
DaraFromChaos # 18 февраля 2016 в 21:58 +2
Костя, да в твоем-то понимании термина "постмодернизм" я не сомневаюсь :)
но уж больно им модно стало прикрывать любую повторюшку :))))

окей, про виртуальный мир раньше не писали :)
писали про миры воображения или снов . так ли уж сильно они отличаются от виртуала?
а про путешествия на другие планеты писали еще в древности...
Константин Чихунов # 19 февраля 2016 в 10:35 +1
Тут я согласен, обобщить можно почти всё.
Казиник Сергей # 23 февраля 2016 в 04:11 +2
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев