Пора признать. Мы живем в мире, плоском до безобразия. Мы скопировали звездное небо на бумагу, и раскатали земной глобус на карте. Мы читаем плоские книги и смотрим плоские фильмы. На нас пялятся плоские картины, и мы с удовольствием водим курсорами по плоским мониторам. Все — абсолютно все вокруг себя мы переносим на удобную и лишенную воображения плоскость. Нам так удобнее постигать мир. А как же скульптуры, скажете вы? А 3-D? Какой бред — Мир же имеет глубину? Закройте один глаз и попытайтесь поймать надоедливую муху. Где она ваша — глубина? Простейшее дифференцирование — вот причина всей этой глубины. Шестьдесят четыре миллиметра между зрачками и мозг обрабатывающий соседние картинки с подходящей для жизни скоростью. В любой момент времени мы рассматриваем плоскость, и только плоскость. Не льстите себе. Все ваши три-дэ не более чем попытка обмануть мозг, который и без того обманут эфемерным третьим измерением. Которое, кстати сказать, существует только в радиусе действия наших рук. И только если у вас оба глаза. Все что находится за радиусом их действия — потеряно для нас безвозвратно. Мы можем удлинить их палкой, стрелой экскаватора, может быть даже броском камня — но не более. Никакого телекинеза. Вся остальная часть измерения, до которой мы все-таки, худо-бедно можем добраться, лежит в пределах математических определений. Глубину можно вычислить и записать результат на бумаге. От этого ее величина становится нам более понятным значением. Правда? Мы смотрим чистыми ночами в небо, и звезды представляются нам почти одинаковыми точками. Мы лишены воображения и то колоссальное расстояние, что отделяет нас от них, абсолютно не воспринимается нами. Попробуйте представить себе километр, вдоль которого смотрите. А два? А пятьдесят… Шестьдесят четыре миллиметра… Это все чем наградила нас природа… И это надо признать.
Практически только один человек, смог определить, что в рассказе "14 ангстрем" — дело не чисто. Теория, Теории! — Воскликнул он и тут же отказался распутать гордиев узел. Может быть, я и скупо разбросал маячки и артефакты по поверхности рассказа, но....
А впрочем — все по порядку.
Эксперимент, который проводился научно-военным центром N-ской страны, сводился к тому, что бы убедить человеческое сознание переселиться на плоскую матрицу. И не просто убедить — заставить. Военные всегда идут к целям прямыми путями. В крайней мере — по баллистическим кривым. Один гидравлический пресс, катетер в артерии, хруст кристаллического углерода, и вот уже доброволец, каждой своею молекулой ощущает расплющивающую его длань. Затем перед его взором оказывается белый тактический экран, и страдалец, понимая, что представляет собою блин толщиной в десяток ангстрем, добровольно переселяется на самую прекрасную во вселенной поверхность. Это конечно теория. Практика показала, что только один из тысячи, обладая, по всей видимости, каким то аномально крепким сознанием, смог не слететь с катушек в 2-D измерении. Отрезанные конечности — время от времени болью напоминают хозяину об утрате. Некоторые используют ментальную связь и неплохо владеют тем, чего нет. Безрукие хирурги, выполняющие операции силой своего воображения… Это все уже было… А что будет, если отнять у человека третье измерение? Сумеет ли он оперировать с броней вражеских армий? Найдет ли его сознание глубину на плоскости?
Итак, наш девятьсот семнадцатый, благополучно растекся по экрану. Какое чувство он при этом испытывал? Свежим морозным днем, тепло одетым, найдите нетронутый кусочек пушистого снежного покрывала. Рухните навзничь на спину, расставив руки и ноги… И попытайтесь о чем-нибудь подумать. О висящем над вами кредите, может быть даже о теще, апельсинах, лете… Получилось? Вот примерно то же самое, только в тысячу раз круче… Просто — ничего не хочется. Совершенно.
Мир, который он научился видеть — двухмерный. Отвратительный, и до невозможности резкий в своем изображении. Абсолютно плоский. Определение расстояний — только по размерам объектов. Никакого дифференцирования — весь экран — один глаз. Хотя — глаз этот в тысячу квадратных ярдов… Представляете — какое разрешение? Кстати — отсюда и вызывающая резкость изображения.
Выяснилось, что сознание — способно таки оперировать с объектами. Все что можно сделать с плоским изображением, плохо заканчивается и для настоящего танка. И для линкора. И для целого города с повстанцами. Здесь все понятно.
Однако лень — двигатель прогресса. Лежать, распластавшись на белом снежку и ни о чем, ни думать. Не рай ли? Вот только этот, уже генерал, со своими приказами....
Оказывается — вместо того, что бы засунуть девятьсот семнадцатого в плоскость из, как считалось трехмерного пространства, его, согласно "гипотезе", выдернули из плоскости в многомерный мир. Две плоскости экрана со своей длинной и шириной каждая и… еще четыре края, каждая сторона которого, худо-бедно, но имеет ширину в 14 ангстрем. Ограничив сознание плоскостями, лишив героя всего человеческого, ему невольно подарили целую вселенную. Пусть микроскопически узкую — но вселенную с неизмеримой для нашего 2-D понимания глубиной. Вот здесь хотелось бы остановиться поподробнее. Мы дети глубины. Парадокс. Плоские по способу своего восприятия, мы, так или иначе, можем оперировать только с кажущейся нам глубиной. Только это направление нам более или менее понятно. С остальными двумя координатами у нас полный завал под названием угол зрения. С его помощью мы совершенно беспомощны и слепы, если действие происходит непосредственно в нашей плоскости. То есть фактически — наше сознание уже и так зажато между двумя плоскостями, расположенными под углом равным упомянутому. Ну, теми, что незримо присутствуют слева и справа от нас. Впереди, пусть пока только впереди — плоское изображение глубины, постичь которую нам не дано, но так хочется. Герой рвется наружу, за пределы ненавистной стальной окантовки экрана. Сразу на все четыре стороны. Сечение вселенной листом толщиной в 14 ангстрем. Сияние, в которое хочется зарыться по уши, до которого не добраться и на сверхсветовой скорости. Предел бесконечности, в который хочется окунуться, что бы постичь… Постичь — что? И главное — как? Очень просто — расположив бесконечность перед собой на поверхности для дальнейшего обозрения и анализа. Бутылка математика Клейна — простое решение задачи. Прекрасное — одноповерхностное решение. Как еще постичь бесконечность? Засунуть ее в бутылку! Хорошая аналогия, не находите? У сознания не может быть одной стороны. Это противно самой его природе. Но герой не слушает — он сводит свои края, замыкая спасительную щель саму на себя. Ведь только так он сможет постичь… Нулевая толщина бутылки математика Клейна, все оковы сброшены, но движение — движение остановлено. Идеальный плоский мир. Пусть и своеобразной формы — но идеальный в своей бескрайности и односторонности. Человеческая суть снова взяла вверх. Потушив свет, герой почувствовал себя богом и очнулся от комы на хирургическом столе. Бывает же так. Ему было дано бесконечное движение, но, не удовлетворившись им, он остановил свой полет в угоду привычному мироощущению.
Все что можно сказать хорошего о девятьсот семнадцатом — он осознал, какую глупость совершил, забравшись в чудо-бутылку. Аналогий можно привести массу. Но я оставлю их на откуп читателю.
Закончу я на оптимистической ноте, дав волю своему 2D воображению: Одноповерхностная структура бутылки Клейна — это то же самое, что и сферический конь в вакууме, только наоборот.
Шутка.