1W



О сереньком Волке замолвите слово

Автор
Опубликовано: 1862 дня назад (2 октября 2019)
+4
Голосов: 4

Разобрав и частично деконструировав обиходные представления о сказке Ганса нашего Христиана "Снежная королева", я задумался: "А по какой ещё сказке, ставшей фактически архитипом нашего мировосприятия можно пролететь кавалерийской лавой знатно так порезвится?" И тут, как по заказу, разбирая файлы и материалы об эпохе Средних веков, а точнее о культуре и быте народов Западной Европы, я натыкаюсь на довольно обширную статью, посвящённую средневековым представительницам древнейшей профессии. При чём тут сказки и к чему это всё вообще? Наберитесь терпения. Сейчас я начинаю. [cut=читать далее]
Итак, маленький, крохотный даже исторический экскурс. Начнём с того, что отличительные особенности во внешнем виде падших женщин, отличающих и маркирующих их от женщин порядочных была унаследована средневековым обществом от законов обществ античных Греции и Рима: там было принято оставлять проституткам одежду яркую и пёструю.
Для чего это делалось? Ну, во-первых, для максимально наглядного разделения населения на сословия (а это в Средневековье очень любили) и для маргинализации проституток. Во-вторых, для того, чтобы обезопасить "честных женщин" от посягательств мужчин: во избежание недоразумений дамы своим видом должны были говорить, кто они такие.
Особых фасонов или там моделей платья специально не разрабатывалось. Но обязательным условием являлся цвет - одежда должна была быть яркой, буквально кричащей. Или же обязан присутствовать некий яркий элемент. Он мог быть разным, в зависимости от земель и городов. Нам требуется перечисление таких вот обязательных к ношению атрибутов в землях Германского союза. И читая, можно узнать, что это могли быть: покрывало с зелёной полосой, шириной в два пальца; красная шапочка; желтый шарф на плече, шириной в ладонь, длиною в один шаг; жёлтый кусок материи или жёлтый убор. Вы уже поняли , куда я собираюсь шагнуть дальше и на что покуситься?
В комментах к "Снежной королеве" на ФБ были сетования на то, что не разбираются и не популяризируются сказки братьев Гримм и Шарли Перро. Вот к ним я и подхожу очень плотно.
По сюжету, если брать изначальную историю, бытовавшую в северной Италии, Франции и южной Германии, мать сшила дочери отличительный головной убор красного цвета. В самых разных народных вариантах сказки это был именно чепец или его вариация, сохранённая Перро под словом шаперон. В варианте братьев шапочка уже модернизируется в целый красный плащ с капюшоном.
Едем дальше. Мать посылает дочь к бабушке с некими гостинцами. В разных вариантах они различны: сыр, рыба, молоко, хлеб и так далее. По пути девочка встречает Волка, оборотня и даже огра, которому и рассказывает - куда и зачем идёт. Волк обгоняет героиню, съедает бабушку (убивает её, приготовив из её мяса угощение, а из крови напиток), переодевается в бабушкину одежду, встречает девочку, кормит её, затем предлагает лечь с собой в постель (да-да, так было в оригинальной народной сказке!), а свою одежду бросить в печь. Девочка так делает, потом идут традиционные: "А почему у тебя такие большие глаза? Почему у тебя так много волос? Почему у тебя такие большие зубы?". Итог немного предсказуем.
Перро литератулизировал историю, убрав из неё канибализм, сексуальный подтекст (как ему показалось) и снабдил моралью, что, дескать не следует шлятся и разговаривать с незнакомцами. А братья Гримм пожалели героиню и ввели в сюжет дровосеков, которые спасли Шапочку и даже извлекли из желудка Волка почти невредимую бабушку.
Но а мы возвращаемся к тому, с чего начали. А именно - к этому самому пресловутому элементу одежды. К красной шапочке. Вы помните, кто должен был по средневековым законам носить такой головной убор. И помятуя сие, сама история начинает играть совсем иными красками. Ведь в самих сказках не говорится о конкретном возрасте героини, но это явно не маленький ребёнок. Скорее это подросток 13-15 лет, а может уже и девушка, вполне самостоятельная и предприимчивая. Героиня сама и охотно говорит с тем, кого встретила на дороге. И мы помним, что в оригинальной версии это может быть оборотень (в человеческом мужском обличьи) или огр. Сама, добровольно сообщает куда и зачём путешествует. Сама сообщает о тайном сигнале, который поможет попасть к бабушке. Ну а дальше, если перечитать не литературно обработанный вариант, многое вообще предстаёт в ином свете.
А если вспомнить советский фильм "Про Красную Шапочку", то там были три зловредные старушенции, не отпустившие свою внучку с Шапочкой в очередной квест. Там ещё песенка была. А в песенке слова: "И не красивая она, и никуда не годная". К чему бы это в детской сказке...

З.Ы. Это, конечно, в какой-то степени стёб, если не вспоминать о том, как именно интерпретировали это произведение Э.Берн и Э.Фромм. А они, в какой-то мере, подтверждают изложенную мною мысль. Но ни они, ни Перро, ни братья Гримм, к сожалению, так и не обратили внимание на эту самую красную шапочку главной героини, бывшую отличительным признаком... И так ли уж виноват в произошедшем Волк, а? Не стал ли он жертвой самого что ни на есть чёрного пиара?

Комментарии (3)
Леся Шишкова # 7 октября 2019 в 02:06 +2
А-а-а-а-а! Сижу, жую свою любимую красную шапочку, собственноручно созданную прошлой зимой. :))) Хорошо, что живем мы в 21-ом веке, каноны и правила у нас другие, мода тоже! crazy Обматываясь красным шарфиком - а что, сегодня на улице метель и пурга были. Скакали, понимаешь, вместе, да подряд. :))) Шарф длинный, как мои мысли после прочитанного (лапшу накрошить, может...)))) Но нет, мысли в извилинках, а извилинки спиральками, соответственно... Вот как-то с детства я Красную нашу Шапочку подозревала во всяком, чей-то скрывалось в сказке, чей-то бередило детские умы... Вот все мы знаем, что не только родители не отправят в темный лес с пирожками, да в ярком прикиде чадо свое, но и самому чаду не надо искать приключения на свою красную ж...ж... задницу! shock А оно, эвон, как завернулось, когда в истерических хрониках порыщешь, да фактики найдешь интересные! ;))) Будем знать теперича, какую мораль детям младшего возраста изложить, а какую детям постарше выдать - берем на заметочку! angel
Earl Stebator # 7 октября 2019 в 02:10 +2
Всегда пожалуйста с нашим почтением)))
Андрей В.Болкунов # 16 ноября 2019 в 00:13 +3
Ишь как всё лихо закручено! Супер! Можно даже развить мысль и пойти чуточку дальше: laugh Как жаль, что фригийский колпак якобинцев (та самая "красная шапочка") "войдёт в моду" только через сто лет после написания сказки, а значит, приписать Красную Шапочку к "отъявленным революционеркам" врядли получится... Зато можно вспомнить ещё одну замечательную профессию тех времён, отличительной особенностью которой (если верить тем же сказкам и многочисленным телевизионным фильмам) являлся красный колпак с капюшоном. Палачи. И вот, вместо маленькой милой девочки предстаёт перед нами уже жестокая убийца. Судьба Волка была предрешена уже в момент встречи...
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев