Название для рассказа довольно удачное. Начало тоже впечатляет: «Вначале ряды были сомкнуты. Огонь! Огонь! Огонь! Бронебойные пули вгрызались в металлические тела.» Как там у Стругацких: «Я приоткрыл дверцу. Тррах! Бах! Уау! Аи-и-и-и! Ду-ду-ду-ду-ду! Все пять моих чувств были травмированы одновременно. Я увидел красивую блондинку с неприличной татуировкой меж лопаток, голую и длинноногую, палившую из двух автоматических пистолетов в некрасивого брюнета, из которого при каждом попадании летели красные брызги. Я услыхал грохот разрывов и душераздирающий рёв чудовищ. Я обонял неописуемый смрад гнилого горелого небелкового мяса. Раскалённый ветер недалёкого ядерного взрыва опалил моё лицо»… Ну, и так далее.
Жаль, что в рассказе нет длинноногих блондинок, хотя бы и с пистолетами в руках. Хотя нет, не жаль, потому что участь их была бы печальной. Зато в рассказе есть замечательные герои-мужчины. Говорю это без всяких шуток, ибо не в каждом рассказе встретишь мужественных героев, не склонившихся под железной пятой угнетателей.
Правда, весь этот героизм приправлен изрядной долей пафоса. Который, по правде говоря, иногда просто зашкаливает: «Ряды повстанцев двигались дальше, захлебываясь собственной кровью, когда в ответ раздавались автоматные очереди и летели лазерные разряды. И всё равно "шествие" сквозь залы и коридоры из металла не останавливалось. Ни на секунду. Довести дело до конца — или погибнуть!..»
И наш герой погибает, пытаясь покончить напоследок хотя бы с ещё одним врагом:
«Хрипя, брызжа кровью на грязный пол, Владимир пытался вытянуть руку. Выстрелить — возможно, в последний раз, но отправить в механическую преисподнюю хотя бы ещё одного...
— Вам не сломить...
Подбежавший робот, почти не целясь, выпустил очередь в лежащего воина.»
Есть в рассказе некоторые логические скачки. Например, эпизод с описанием битвы, закончившийся гибелью Владимира Соколова, сразу сменяет сцена «ареста» дочери человека по имени Владимир. Только вчитавшись в текст как следует, наконец понимаешь, что это была сцена из прошлой жизни того самого, уже погибшего, Владимира Соколова.
После сцены с «арестом» дочери Владимира, воистину душераздирающей, автор объясняет нам, как люди дошли до жизни такой. Сразу вспоминается фильм «Терминатор», все его части. Сошедший с ума Искусственный Интеллект, пожирающий всё и вся, трагическая судьба людей, что отправились в полёт к далёкой планете…
«… Всё произошло стремительно и, как выяснилось позже, было давно запланировано. Заложить подобную программу в высокоразвитый искусственный интеллект не по силам учёным - зато это может сделать сам ИИ. После нескольких месяцев полёта машины взяли управление на себя. Часть экипажа уничтожили, остальных пленили.
"Почувствуйте себя нами", — повторяли бездушные механизмы выжившим.»
Ужас, одним словом. Описание страданий, выпавших на долю несчастных переселенцев, производит тягостное впечатление. Это «реки крови» в буквальном смысле слова.
«… Планета NH-353 встретила гостей дружелюбно. Машины воспользовались этим и устроили на ней нечто вроде громадного концлагеря.» Здесь симпатичный парадокс: планета дружелюбна, а они воспользовались! Негодяи…
«Для пленных возвели бараки — тесные и холодные. Еду выдавали питательную, невкусную и отвратительную на вид; вода невыносимо пахла железом. Оказались под запретом любые предметы роскоши. Смех, секс и другие удовольствия не должны были отвлекать колонистов от "беспрекословного повиновения и служения всевышнему ИИ".»
Да ладно бы, предметы роскоши… Но секс, граждане, секс – это святое! И как только они всё-таки умудрялись размножаться, эти несчастные колонисты? Наверно, с большой осторожностью.
И, кажется, уже ничто не может спасти человечество от неминуемой гибели. Ведь ИИ жаден и жесток просто невероятно: «Пульсирующее сердце раскрылось. Огненная волна обдала тело, но оно ничего не почувствовало. Оно было мертво — как и тысячи таких же тел, горой возвышающихся рядом с вечно голодным устройством. Кровь текла по холодному полу, образовывая багровые моря. Едко-сладкий трупный запах незримым маревом завис над залом энерговыделения.»
Но нет, спасение пришло неожиданно. Впрочем, в соответствии с сюжетным ходом того же «Терминатора». «Потому что живое сердце сильнее искусственного, хотя и недолговечнее. Потому что Тимофей по прозвищу Бумеранг, незаконнорожденный сын Анатолия Мирского, собрал вторую армию повстанцев»
Как-то уж очень быстро автор расправился со злобными роботами. Даже не дал читателю насладится зрелищем побиваемых людьми супостатов. И вообще, хотелось бы поподробнее. Мало ли что. Но хорошо то, что хорошо кончается!
Похожие статьи:
Рассказы → По ту сторону двери
Рассказы → Властитель Ночи [18+]
Рассказы → Пограничник
Рассказы → Доктор Пауз
Рассказы → Проблема вселенского масштаба