Выбравшись из летнего кинотеатра, Виктор и Ричард увидели: на одной из аллей стоит старичок в свитере, трико и домашних тапочках и тщательнейшим образом осматривает асфальт вокруг себя, усыпанный осколками фаянсового сервиза. У ног старичка лежала спортивная сумка, из которой продолжали вываливаться золотистые чайные блюдца.
— Редкий сервиз, — безошибочно определил Ричард. — Бывший сервиз. Потому как шандарахнут основательно.
— Отдай Отчаянный Ларец! — крикнул старичок. Неподалеку от него отпрыгивающий от подкатывающихся под ноги блюдец высокий тонкий незнакомец, прижимая к своей груди шкатулку невзрачной наружности, ответствовал:
— Ни за что!
— Но у меня же, кроме сервиза в сумочке еще и уникальный рыцарский шлем был, специально предназначенный для обмена на Отчаянный Ларец.
— Не видно что-то в этой груде осколков никакого рыцарского шлема.
— Гляну-ка я в сумочку… Там нет.
— А брал ли ты его с собой?
— Точно помню: в сумочке был шлем.
— Может, он проворно эдак куда-нибудь в кусты закувыркался?
— Чем советы давать, лучше бы не убегал от меня так стремительно, когда я тебе хотел продемонстрировать то, что у меня в сумочке.
— А мне не надо ничего. Пусть-ка лучше Отчаянный Ларец побудет у меня.
Ричард озабоченно сказал Виктору:
— Ситуация, похоже, усложняется. Поскольку Отчаянный Ларец уже не у Осторожнова, то я не смогу получить ее за реставрацию спутниковой антенны.
— Да, — согласился Виктор. — Похоже, ваша сделка с Антикварными Курьерами попадает под большущий вопрос. Без Отчаянного Ларца вам не отдадут коллекцию Шуршалкина.
— Почти полную…
— За исключением одного-единственного предмета — Мотыги-Черпалки. Меня настораживает, что «Дебри» потребовали вас раздобыть именно Мотыгу-Черпалку. Создается впечатление: «Дебри» намерены собрать всю коллекцию Шуршалкина.
— Но ведь это совершенно немыслимо. В том-то и дело, что Мотыга-Черпалка считается абсолютно утерянной. Потому-то стоимость полной коллекции Шуршалкина по каталогу находится в области очень больших чисел.
— Значит, у «Дебрей» есть некоторые соображения по поводу того, реально ли найти Мотыгу –Черпалку. Значит, мы Мотыгой-Черпалкой и займемся.
— А как же Отчаянный Ларец?
— Но вы же видите, насколько прочно в него вцепился тот человек. Не хочет ни на что меняться.
— Вскоре окажется, это не совсем так.
— Вы его знаете?
— Как всех более-менее серьезных собирателей редкостей. Это Андрей Брикетов.
— А старичок?
— Старичок — Вильям Бутафоров. Пристает ко всем со своим фаянсом и рыцарскими шлемами в надежде заполучить за них что-нибудь поистине ценное. Брикетов же знаменит тем, что пытается научно обосновать свойство некоторых раритетов ускользать от охотников за ними.
— Навроде Мотыги-Черпалки?
— Ах, да! Как же я сразу не догадался?! К ней он подбирается, ловчуга! К ней! Затем-то он Отчаянный Ларец раздобыл! Хочет дорваться до коллекции Шуршалкина. Как-то осведомился, что Антикварные Курьеры отдают ее за Отчаянный Ларец. Вот и завладел им. Но ничего. Уж я-то знаю приемчик его остановить.
Ричард подошел к Брикетову и мрачно поинтересовался:
— Зачем тебе Отчаянный Ларец?
— Не скажу, — прозвучало в ответ.
— В то же время, — вставил Виктор, — было бы весьма прелюбопытнейше понаблюдать за тем, как самонадеянный Ричард попытается выманить предмет, который категорически не хотят выпускать из своих рук.
— Самонадеянно и осуществлю, — пробормотал Ричард и вновь обратился к Брикетову: — Есть у меня соображеньице насчет координат обитания одного раритетика…
Брикетов всколыхнулся. Произнес нарочито небрежно:
— Что за раритетик?
— Мотыга-Черпалка, — невозмутимо произнес Ричард.
— Я не прочь послушать байки. Но не столь неправдоподобные.
— Так-таки отказываешься от информации?..
На вытянутой физиономии Брикетова проступило желание удрать куда-нибудь в укромный уголок, где и обдумать предоставляемую ему поистине невероятную сделку.
В разговор вступил старичок Бутафоров:
— А вот фаянсовый сервиз! Почти целый! Редкости весьма необыкновенной! Прямо из Голливуда! Из кухни одной кинозвезды! Не помню, какой именно, но определенно знаменитой! А еще вдобавок могу предложить весьма старинный шлем! Принадлежал одному… Ну, в общем, известному рыцарю! И — обратите внимание — отдаю сервиз, шлем, а также уникальнейший автограф одного малоизученного, но весьма гениального художника… За что отдаю? Ах, да!.. Всего лишь за координаты обитания одного полумифического предмета коллекционирования под названием Мотыга-Черпалка! Что вы на данное заманчивое предложение скажете, уважаемый господин Новенький?
Не в силах сдерживать свое негодование по поводу того, как подступы к Мотыге-Черпалке ускользают в туманные дали, Брикетов не выдержал и крикнул:
— Давай координаты обитания Мотыги-Черпалки! Что ты хочешь за это?
Ричард усмехнулся:
— А ты угадай!..
— Я в курсе твоих интересов. Бери Отчаянный Ларец, покамест я не передумал.
— Ну вот, — огорченно произнес Бутафоров. — Опять я побоку…
Взяв Отчаянный Ларец и бегло убедившись в его подлинности, Ричард провозгласил:
— Эх, так и быть: поделюсь своей заготовочкой к продвижению к своему счастливому будущему: Мотыга-Черпалка находится у Букашкина.
— Не может быть! — напряженно настроенный на восприятие Бутафоров от настигшего его крайнего удивления топнул ногой, поскользнулся на россыпях своего сервиза и, дабы не потерять равновесия, инстинктивно взмахнул спортивной сумкой, в результате чего та долбанулась об асфальт, издав издевательский звук щедро расколошмачиваемой посуды.
— Кто бы мог подумать! — приклеился взглядом к Отчаянному Ларцу Брикетов. — Ни у кого даже подозрения такого не было. Это самый нежданный вариант: Мотыга-Черпалка — у Букашкина.
— Теперь пошевеливайся, — Бутафоров с грустью потряс спортивной сумкой, убеждаясь, что дзинканье оттуда раздается неутешительное.
— Да уж постараюсь! Приложу всю свою изысканную изощренность, дабы первому из присутствующих добраться до Букашкина.
Брикетов умчался.
Проводив его завистливым взором, Бутафоров выдал:
— Ну вот. Теперь я — один весьма обойденный коллекционер.
Виктор сказал Ричарду:
— Похоже, вы намудрили.
— Ну, отдал Брикетову недостающий предмет коллекции Шуршалкина. Зато практически завладел остальными ее компонентами.
— А вы случайно не забыли, что именно Мотыгу-Черпалку вы должны раздобыть для «Дебрей»?
— Еще как помню! Кстати, о памяти: со мной только что произошел страннейший ее выкрутас: я внезапно понял: когда я шел к Осторожнову, то по дороге обдумывал подробности моей новой книги о необычных увлечениях, которую я скоро напишу, и так как тогда я всецело был этим поглощен, то окружающий мир находился вне моего внимания и потому отсутствует в памяти, но теперь я вдруг совершенно определенно вспомнил: навстречу мне попался Букашкин, и здесь-то память делает акцент: Букашкин нес подмышкой Мотыгу-Черпалку.
— Значит, то, что Мотыга-Черпалка у Букашкина, вы вспомнили лишь, когда мы подошли к Брикетову с Бутафоровым?
— Да.
— И частенько с вами происходят подобные провалы в памяти?
— Судя по тому, что последние несколько дней я усиленно размышляю над моей новой книгой, да…
— Понятно.
— Что понятно?
— То, что в какой-то из подобных моментов эдакой настройки вашего сознания вы и проделали то, в чем упрекают вас «Дебри».
— Машинально, что ли?
— Похоже, что так.
— Но тогда для расследования моего якобы совершенного преступления надо уточнить места, где я за эти дни побывал.
— Этим и займемся. Но вначале оставим старичка Бутафорова с его несостоявшимся обменом сервиза. Кстати, вы так и не дорассказали, что такое Мотыга-Черпалка.
— Сельскохозяйственный инструмент, на черенке которого Шуршалкин вырезал рассказ о том, как с ее помощью легко и просто выкапываются клады.
Когда вышли из аллей каштанового парка, Ричард спросил:
— А куда мы идем?
Виктор ответил:
— Ржавый замок, индейский томагавк и пачка разноцветных этикеток в вашем кейсе имеют приклеенные к ним ярлыки с надписями «Улика № 1», «Улика № 2» и «Улика № 3».
— Ну и что?
— Тривиально, Ричард. Ярлыки изготовлены из подручных материалов, которыми оказались использованные билеты на выставку современного искусства.
— Так, значит, мы направляемся на эту выставку?
— Да. По дороге составляя перечень мест, где вы были, сочиняя на ходу вашу книгу.
— Непосредственно до визита к Осторожнову я был… На выставке современного искусства!
— Значит, мы тем более идем туда…
Выставка современного искусства базировалась в гигантском холле Дворца досуга колхозников. Оплатив в кассе право посмотреть сей выдающийся вернисаж, Виктор и Ричард двинулись лабиринтом стендов и подставок, на которых затейливо присутствовали непонятные творения живописи и не менее причудливые скульптуры.
— Постарайтесь воспроизвести маршрут вашего предыдущего посещения выставки, — сказал Виктор.
— Без проблем, — воодушевился Ричард тем, что разгадка его преступления близка. — Вот здесь я проходил, поскольку эти вилюшки на полотнах мне кажутся знакомыми… Затем я вроде бы свернул сюда… А далее… — ступив за угол, Ричард тут же метнулся прочь, спотыкаясь и падая.
Провожая взглядом его траекторию, Виктор констатировал:
— Врезался в произведение под названием «Ворота амбара»… Опрокинул муляж под названием «Индеец на тропе войны»… Ударился об аппликацию под названием «Надо удивить»…
Наконец Ричард остановился, распростершись на паркете:
— Такое впечатление, что это со мной уже было.
— Вижу, — Виктор глянул за угол. — Да, эта композиция из металлолома кого хочешь заставит отпрянуть.
— Почему ж она вас не устрашила?
— Наблюдение за вашими кувырканиями подготовило меня к встрече с ней. Что ж. Ваше якобы преступление расследовано. Когда вы были здесь в прошлый раз, то шарахнулись от напугавшего вас экспоната. Дабы устоять на ногах, хватались за что попало. От «Ворот амбара» нечаянно оторвали ржавый замок. От «Индейца на тропе войны» — томагавк. От «Надо удивить» — пачку этикеток.
— Но как «Дебри» умудрились их мне в кейс подложить?
— Сноровка.
— А можно еще вопросик?
— Хоть два с половиной!..
— Уразумел… Вопросик эдакий: почему я не запомнил то, что тут со мною случилось в прошлый раз?
— Тривиально, Ричард! Была экстремальная ситуация. Ее подробности просто не отложились в вашей памяти. В ней лишь зафиксировалось то, что с вами произошло что-то необычное. А вот что конкретно — вы эдак подзабыли.
— Да. Вот это-то мне покою и не давало. Но нынче, когда мы разобрались, в чем же суть моего якобы преступления, что же делать-то теперь?
— Завтра утром у выезда из деревни Матренки надеяться, что Подвох заявится туда.
— Зачем? Ведь без Мотыги-Черпалки мне там делать нечего, а я ее практически отдал Брикетову.
— Есть одно соображение. А пока давайте вернем из вашего кейса амбарный замок, томагавк и пачку этикеток на те места в представленных здесь произведениях искусства, которые они покинули благодаря вашему испугу… Почему это вы вдруг уставились мне за спину? Забоялись еще одной кошмарной композиции?
— Ситуация гораздо хуже. У вас за спиной…
Похожие статьи:
Рассказы → Выход шмяка Глава 6 (заключительная)
Рассказы → Чужая маска
Рассказы → Чужая маска (исправленный вариант)
Рассказы → Эльфеи
Рассказы → Улица Манья. Часть вторая